Один из самых почитаемых древнерусских князей – князь Ярослав Мудрый, сын великого Владимира Святославовича (Крестителя). Прозвище Мудрый он получил за любовь к просвещению и создание первого известного на Руси свода законов, позже названного «Русской правдой».
Князь Ярослав Мудрый
А ещё он – отец, дядя и дед многих европейских правителей. При крещении Ярослав получил имя Георгий (или Юрий). Русская православная церковь почитает его как благоверного и даже внесла в святцы день его памяти. В високосный год это 4 марта, а в обычный – 5-ое.
Детство и юность
О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.
Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна. Хотя и тут согласия нет.
Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна.
Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.
Владимир Святославович и Рогнеда Рогволодовна. Художник А. П. Лосенко
Но ради справедливости стоит отметить, что остальная масса историков склонна считать именно Рогнеду женщиной, которая дала жизнь известнейшему из древнерусских князей.
Всех четырёх отпрысков, рождённых в браке с Рогнедой, Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, великий князь Владимир отправил княжить в разные города. Ярославу достался Ростов.
Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый (в других источниках Буды).
Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.
Правление
Этот период носит характер преданий и легенд. Время князя Ярослава Мудрого, как и саму личность, одни историки склонны идеализировать, другие – демонизировать. Правда, как водится, где-то посредине.
Ярослав Мудрый
Княжение Новгородом имело более высокий статус, чем управление Ростовом. И всё же новгородский властитель имел подчинённый статус по отношению к киевскому, то есть Владимиру.
Поэтому князь Ярослав Мудрый в обязательном порядке каждый год выплачивал отцу 2/3 собранной из Новгородских земель дани. Это была сумма 2 тысячи гривен. 1 тысяча оставалась на содержание самого вельможи и его дружины.
Надо сказать, что её размер лишь немного уступал дружине Владимира.
Наверное, именно это обстоятельство подтолкнуло сына взбунтоваться и в 1014 году отказаться платить огромную дань отцу. Новгородцы поддержали своего посадника, о чём есть сведения в сохранившихся летописях. Владимир разгневался и начал готовить поход для усмирения бунтарей. Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына.
Святополк Окаянный
Место отца занял старший сын – Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев.
Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию. Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом.
Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году.
Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма.
Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь ненадолго прекратились.
Софийский собор, Киев
Началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед вельможа взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде. Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня.
Вельможа не жалел средств на церковное благолепие и приглашал для отделки собора лучших греческих мастеров. А ещё в городе появились знаменитые Золотые ворота, повторившиеся такие же в Царьграде. Над ними выросла церковь Благовещения.
Внутренняя и внешняя политика
Правитель приложил немалые усилия, чтобы прервать зависимость русской православной церкви от довлевшей над ней Византией. Поэтому в 1054 году впервые в истории Руси её церковь возглавил русский, а не греческий митрополит. Звали его Илларион.
Ярослав Мудрый
Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности народа и искоренение остатков языческой веры. Христианская вера прививалась с новой силой. В этом сын продолжил дело своего великого отца, Владимира Крестителя.
Сын велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык. Он сам любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте. В Новгороде появилось училище для мальчиков, которое приняло 300 первых учеников.
Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.
Библиотека Ярослава Мудрого
В Повести временных лет говорится о некоем собрании книг и документов, которое принято называть Библиотека Ярослава Мудрого. Учёные говорят о разном количестве: от 500 до 950 томов. По некоторым данным, библиотека была передана князем (по иным сведениям – его правнуком) Софийскому собору.
Так как древние книги, которым тысяча лет, не найдены, то существует множество гипотез, где они могут храниться. Одни утверждают, что это могут быть подземелья Софийского собора, другие говорят о катакомбах Киево-Печерской лавры, третьи – о Выдубицком монастыре. Но есть и скептики, считающие, что бесценные фолианты не могли уцелеть после опустошительных половецких набегов и пожаров.
Ещё одна версия, имеющая право на существование, – Библиотека Ярослава Мудрого стала частью не менее легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
Киево-Печерская лавра
Князь Ярослав Мудрый стоял у истоков появления первых русских монастырей, в числе которых главный – Киево-Печерский. Монастырь не только внёс огромную лепту в продвижение и популяризацию христианства и православия, но и сыграл огромную роль в просвещении. Ведь здесь составлялись летописи и переводились книги.
А ещё в это замечательное время появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Это первый свод законов Руси, который последователи дописывали и приумножали.
Историки высоко оценивают и внешнюю политику вельможи, в которой он тоже добился огромных успехов. Кажется, он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не силу оружия.
Ярослав Мудрый и его свод законов «Русская правда»
В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки. А так как Киевская Русь за время правления Мудрого превратилась в просвещённое и сильное государство, то «породниться» с ней изъявили желание многие правители европейских стран.
Женой Ярослава Мудрого стала дочь короля Швеции Олафа – Ингигерда, получившая после крещения имя Ирина. От отца ей досталось богатое приданое – город Альдейгаборг (позже Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как земли Ингигерды).
Ярослав-законодатель
Сын князя – Всеволод – женился на греческой царевне. Ещё двое отпрысков – на немецких княжнах. Сын Изяслав взял в жены сестру польского князя Казимира, а сам Казимир женился на сестре Мудрого – Доброгневе.
Такие же династические браки были у дочерей киевского вельможи. Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия – за венгерского правителя Андрея.
Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I.
В результате такой внешней политики князь Ярослав Мудрый оказался связан узами родства со множеством сильных соседей, ближних и дальних.
Основание городов
Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.
Город Юрьев (сейчас — Тарту, Эстония)
Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным.
Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.
Личная жизнь
Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году Петром Первым был построен Санкт-Петербург.
В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.
Ярослав Мудрый и его жена Ингигерда
Как сложилась личная жизнь Ярослава Мудрого и Ингигерды-Ирины – сегодня сложно сказать. Известно лишь то, что в браке с ней родились 6 сыновей и 3 дочери. Супруга разделяла взгляды своего мужа и перешла в его веру, немало сделав для её продвижения.
Красавцем великий вельможа, кажется, не был. Сильно выступающий нос и такой же подбородок, резко очерченный рот и крупные глаза не добавляли привлекательности. А ещё он был хромым из-за разной длины ног. По одной версии – из-за поврежденных в бою тазобедренного и коленного суставов, а по другой – из-за наследственной болезни Пертеса.
Дочери Ярослава Мудрого
Существует историческая загадка-головоломка, на которую у разных историков существует своё мнение. Некоторые из них утверждают, что князь Ярослав Мудрый был женат дважды.
Его первой женой якобы была норвежка Анна. В этом браке даже родился сын Илья. Но в 1018 году он вместе с матерью был пленён польским королём Болеславом Храбрым и навсегда увезён в Польшу. Эта версия якобы подтверждается тем, что имя Анны встречается в некоторых летописях.
Икона Ярослава Мудрого
Но есть и противники этой спорной версии. Они утверждают, что всё гораздо проще. Анна – это иноческое имя Ингигерды-Ирины. Якобы она в конце жизни постриглась в монахини, взяв себе это имя. В 1439 году архиепископ Евфимий причислил Анну к лику святых. Она считается небесной покровительницей Новгорода.
Примечательно, что сам князь Ярослав Мудрый был причислен к святым лишь в XXI веке.
Смерть
Последние годы жизни князь Ярослав Мудрый провёл в Вышгороде. Он скончался в праздник Торжества Православия на руках одного из своих сыновей – Всеволода, пережив на 4 года жену и на 2 старшего из сыновей, Владимира.
Памятник Ярославу Мудрому
Датой смерти князя считают 20 февраля 1054 года. Его похоронили в Софийском соборе в Киеве, в 6-тонном мраморном саркофаге. К сожалению, останки великого правителя исчезли. Известно, что саркофаг в ХХ столетии вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах. И делали это не всегда квалифицированно и добросовестно.
После вскрытия в 1939 году останки Ярослава Мудрого отправили в Ленинград, где учёные Института антропологии впервые подтвердили, что один из 3 скелетов (мужской, женский и детский) из вскрытого захоронения действительно принадлежит князю. По найденному черепу антрополог Михаил Герасимов сумел восстановить облик правителя.
Восстановленный облик Ярослава Мудрого
Останки вернули в Киев. Но в 2009 году гробницу снова вскрыли и обнаружили, что останков древнейшего из Рюриковичей нет. На месте нашли два женских скелета – один времён Киевской Руси, второй ещё более давний – скифского периода. А ещё в гробнице обнаружили газеты «Известия» и «Правда» 1964 года.
Многие историки и исследователи склоняются к версии, что останки следует искать в США. Якобы туда они были вывезены в 1943-м, когда отступали немецкие войска.
Источник: https://24smi.org/celebrity/3556-iaroslav-mudryi.html
Событием периода киевской руси было. История Киевской Руси
Киевская Русь — исключительное явление европейской средневековой истории. Занимая географически промежуточное положение между цивилизациями Востока и Запада, она стала зоной важнейших историко-культурных контактов и формировалась не только на самодостаточной внутренней основе, но и при весомом влиянии соседних народов.
Формирование соплеменных союзов
Образование государства Киевская Русь и истоки образования современных славянских народностей кроются во временах, когда на огромных территориях Восточной и Юго-Восточной Европы начинается Великое переселение славян, которое длилось до конца VII столетия. Единое до этого славянское сообщество постепенно распадалось на восточные, западные, южные и северные славянские племенные союзы.
В середине І тыс. на территории современной Украины уже существовали Антский и Склавинский союзы славянских племен. После разгрома в V веке н.э.
племени гуннов и окончательного исчезновения Западной Римской империи союз антов начал играть заметную роль в Восточной Европе.
Вторжение аварских племен не дало этому союзу сформироваться в государство, но процесс формирования державности остановлен не был. колонизировали новые земли и, объединяясь, создавали новые союзы племен.
Вначале возникали временные, случайные объединения племен — для военных походов или обороны от недружелюбных соседей и кочевников.
Постепенно возникли объединения близких по культуре и быту соседних племен.
Наконец, образовались территориальные объединения протогосударственного типа — земли и княжества, которые в дальнейшем стали причиной такого процесса, как образование государства Киевская Русь.
Кратко: состав славянских племен
Большинство современных исторических школ связывает начала самосознания русского, украинского и белорусского народов с распадом великого славянского этнически единого общества и появлением нового социального образования — племенного союза.
Постепенное сближение славянских племен дало начало государству Киевская Русь. Образование государства ускорилось в конце VIII в. На территории будущей державы были сформированы семь политических союзов: дулибов, древлян, хорватов, полян, уличей, тиверцов, сиверян.
Одним из первых возник Дулибский союз, объединяющий племена, заселяющие территории от р. Горынь на востоке до Зап. Буга. Самое выгодное географическое положение имело племя полян, занимавших территорию среднего Поднепровья от р. Тетерев на севере до р. Ирпень и Рось на юге.
Образование древнего государства Киевская Русь произошло на землях этих племен.
Возникновение зачатков государственного устройства
В условиях становления племенных союзов вырастало их военно-политическое значение. Большую часть захваченной во время военных походов добычи присваивали вожди племен и дружинники — вооруженные профессиональные воины, служившие вождям за вознаграждение.
Заметную роль играли собрания свободных мужчин-воинов или народные сборы (вече), на которых решались важнейшие административные и гражданские вопросы. Происходило отделение в прослойку племенной верхушки, в руках которой сосредотачивалась власть.
В состав такой прослойки входили бояре — советчики и приближенные князя, сами князья и их дружинники.
Выделение полянского союза
Особенно интенсивно процесс государственного образования происходил на землях Полянского племенного княжества. Вырастало значение Киева — его столицы. Верховная власть в княжестве принадлежала потомкам полянского
Между VIII и IX вв. в княжестве сложились реальные политические предусловия для возникновения на его основе первого которое в дальнейшем получило имя Киевская Русь.
Образование названия «Русь»
Вопрос «откуда есть пошла русская земля», заданный не нашел однозначного ответа и по сей день. Сегодня среди историков распространено несколько научных теорий происхождения названия «Русь», «Киевская Русь». Образование этого словосочетания уходит корнями в глубокое прошлое.
В широком понимании этими терминами пользовались при описании всех восточнославянских территорий, в узком — принимали во внимание лишь Киевские, Черниговские и Переяславские земли. Среди славянских племен эти названия получили широкое распространение и в дальнейшем закрепились в различных топонимах. Например, названия рек — Росава. Рось, и др.
Так же стали именоваться те славянские племена, которые занимали привилегированное положение на землях Среднего Приднепровья. По мнению ученых, наименование одного из племен, которое входило в состав Полянского союза, было росы или русы, а позднее социальная верхушка всего Полянского союза стала именовать себя русами.
В IX веке завершилось образование древнерусской государственности. Киевская Русь начала свое существование.
Территории восточных славян
Географически все племена жили в лесу или лесостепи. Эти природные зоны оказались благоприятными для развития хозяйства и безопасными для жизни. Именно в средних широтах, в лесах и лесостепях началось образование государства Киевская Русь.
Общее расположение южной группы славянских племен существенно влияло на характер их отношений с соседними народами и странами.
Территория проживания древних русов находилась на границе между Востоком и Западом. Эти земли расположились на перекрестках древних дорог и торговых путей.
Но к сожалению, эти территории были открытыми и незащищенными природными барьерами, что делало их уязвимыми для вторжений и набегов.
Взаимоотношения с соседями
На протяжении VII- VIII вв. основной угрозой для местного населения были пришлые народности Востока и Юга. Особое значение для полян имело образование Хазарского каганата — сильного государства, расположенного в степях Северного Причерноморья и в Крыму.
По отношению к славянам хазары занимали агрессивную позицию. Сначала они обложили данью вятичей и сиверян, а позже — и полян. Борьба с хазарами способствовала объединению племен Полянского племенного союза, которые и торговали, и воевали с Хазарами.
Может быть, именно из Хазарии к славянам перешел титул владыки — каган.
Важное значение имели отношения славянских племен с Византией. Неоднократно славянские князья воевали и торговали с могущественной империей, а иногда даже заключали с ней военные союзы. На западе отношения восточнославянских народов поддерживались со словаками, поляками и чехами.
Образование государства Киевская Русь
Политическое развитие Полянского княжения обусловило возникновение на рубеже VIII-IX столетий государственного образования, за которым позднее закрепляется название «Русь». Поскольку столицей новой державы стал Киев, историки XIX-XX ст. стали называть ее «Киевская Русь». Образование страны началось в Среднем Поднепровье, где проживали древляне, сиверяне и поляне.
Имел титул Каган (хакан), равнозначный великому князю русскому. Понятно, что такой титул мог носить только владыка, который по своему социальному положению стоял выше князя племенного союза. Об укреплении нового государства свидетельствовала его активная военная деятельность. В конце VIII в.
русы, возглавляемые полянским князем Бравлином, напали на Крымский берег и захватили Корчев, Сурож и Корсунь. В 838 г. русы прибыли в Византию. Так были оформлены дипломатические отношения с восточной империей. Образование восточнославянского государства Киевская Русь было великим событием.
Она была признана одной из самых могущественных держав того времени.
Первые князья Киевской Руси
Княжили в Руси представители династии Киевичей, к которым относят братьев По мнению некоторых историков, они были соправителями, хотя, возможно, сначала княжил Дир, а потом — Аскольд. В те времена на Днепре появляются дружины норманнов — шведов, датчан, норвежцев.
Их использовали для охраны торговых путей и как наемников при набегах. В 860 г. Аскольд, возглавляя войско в 6-8 тыс. человек, осуществил морской поход на Костантинополь.
Пребывая в Византии, Аскольд ознакомился с новым вероисповеданием — христианством, принял крещение и попробовал принести новую веру, которую могла принять Киевская Русь. Образование, история новой страны стали испытывать влияние византийских философов и мыслителей.
Из империи на русскую землю приглашались священники и зодчие. Но эти мероприятия Аскольда так и не принесли больших успехов — среди знати и простолюдинов еще было сильным влияние язычества. Поэтому христианство пришло позже в Киевскую Русь.
Образование нового государства определило начало новой эпохи в истории восточных славян — эпохи полноценной государственно-политической жизни.
Киевская Русь
Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. Согласно легенде, в конце V — начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом.
Место для города было выбрано удачно — высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол.
В конце IX в. н. э.
, когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси — древнеславянского феодального государства. В силу своего расположения на торговых путях «из варяг в греки», Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы.
Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 — 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь.
Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм — Десятинная церковь.
В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека.
Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было 30 000 жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске — по 20 000).
Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.
В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий — ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г.
, после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине.
Жестокость и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.
Царская Россия
В 1648 г. жители Украины начали вооружённую борьбу с поработителями. Во главе восстания стал гетман украинских казаков Богдан Хмельницкий. Вскоре большая часть Украины и Киев были освобождены.
Однако, встав перед необходимостью вести борьбу на нескольких фронтах — с польскими и литовскими рыцарями на западе, крымским ханом и турецким султаном на юге, — Хмельницкий был вынужден обратиться за военной помощью к русскому царю. Формально союз Украины с Россией был заключён в 1654 г. в Переяславе (Переяславская рада).
После поражения и смерти Ивана Мазепы, пытавшегося найти соязника для борьбы против царизма в лице Швеции, Украина надолго подпала под владычество Российской империи. Но несмотря на нещадный царский гнёт, в XVII -XVIII в.в. в Киеве всё же оставались оплоты политического, экономического, культурного и религиозного развития нации.
Украинская культура концентрировалась вокруг таких заведений, как Киево-Могилянская академия. Некоторые украинские учёные и просветители завоевали широкое признание и авторитет во всей Европе. И все же значительных уступок добиться не удавалось.
Киевско-Могилянская Академия, основанная в 17-ом столетии Петром Могилой, стал первым университетом в Восточной Европе. В тот период, украинцы были наиболее образованы в мире, и почти все были грамотны. Печатались книги, изучались философия, музыка, литература и живопись процветали. Первая Конституция появилась в Украине в период казачества (1711).
Советский Союз
После революции в Петербурге власть в городе неоднократно менялась. Между 1917 и 1921 гг. в Киеве сменили друг друга три правительства независимого, но разрываемого на части гражданской войной, украинского государства. 22 января 1918 г.
украинская Центральная Рада, возглавленная историком Михаилом Грушевским, провозгласила независимость Украины. Первым президентом Украинской Республики был избран сам Грушевский. Однако это решение было попыткой утопаюшего схватиться за соломинку.
У украинских политиков не было достаточно политической, экономической и военной власти, чтобы отстоять независимость украинского государства. Вскоре части Красной армии под предводительством Антонова-Овсеенко напали на Украину. В январе 1919 г.
, в обстановке большой торжественности, Украинская Народная Республика во главе с Симоном Петлюрой формально объединилась с Западноукраинской Народной Республикой. (Последняя, имевшая своей столицей Львов, возникла на землях, ранее входивших в состав Австро-Венгерской империи).
Однако этот союз украинских земель оказался весьма недолговечным, так как полки Западноукраинской Народной Республики вскоре потерпели поражение от вторгшихся в Галицию польских интервентов, а войска Советской России вытеснили из Киева части Петлюры.
В 1922 году быд создан Советский Союз, в состав которого вошла и Украинская Социалистическая Советская Республика. Формально — как суверенная держава в составе федерации, фактически же вся власть была передана центру, а СССР стал тоталитарной страной.
При Сталине лучшие кадры украинской науки и культуры, многочисленные представители технической, творческой и военной интеллигенции попали под жернова ГУЛАГа и закончили свой жизненный путь на сибирских лесоповалах и в ледяных пустошах Магадана.
Во время Второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжалась героическая оборона Киева от фашистских оккупантов, но противник был сильнее. 19 сентября 1941 г. войска нацистской Германии вступили в город. Широко известна трагедия Бабьего яра, киевского урочища, который гитлеровцы превратили в место массовых казней.
Кроме этого, нацисты построили ещё два концентрационных лагеря в окрестностях города. В них за годы войны в общей сложности было замучено более 200 000 человек — советских военнопленных и гражданских лиц. Более 100 000 человек было отправлено из Киева на принудительные работы в Германию. Город был освобождён 6 ноября 1943 г.
ценой боьших потерь и человеческих жизней.
Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 г. заставила содрогнуться весь мир. Отныне жизнь каждого киевлянина раскололась на две части: до взрыва реактора и после. Чернобыль уже принёс Украине десятки тысяч смертей, загубил здоровье сотен тысяч людей, причинил огромный экологический и экономический ущерб.
Независимая Украина
В конце 80-х все заметнее становится безперспективность соцмалистического пути развития. Обещанного коммунизма так и не дождолись, а «развитый социализм» людей все больше не устраивал.
Новы лидер, первый (и последний) президент СССР Михаил Горбачев берет курс на так называемую «перестройку», которая сопровождалась «гластностью», очередями в магазинах и высокой инфляцией.
Одна за другой из социалистического лагеря выходят Венгрия, Польша, ГДР, Чехия, Румыния. «Железная система» трещит по швам.
Источник: https://dayofdefeat.ru/sobytiem-perioda-kievskoi-rusi-bylo-istoriya-kievskoi-rusi-kratko/
Принятие христианства на Руси: кратко
Принятие христианства на Руси: кратко
Принятие христианства на Руси: кратко
Россия и православие… Испокон веков понятия эти едины и неразделимы. Православие не просто религия, это образ жизни, духовность и менталитет нации.
Поэтому принятие христианства на Руси кратко – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации.
Трудно переоценить его значение не только для истории государства, но и мировой истории вообще.
Предпосылки принятия Христианства
Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин.
В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов.
Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.
- Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.
- В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.
- В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.
В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых.
«Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью. Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему.
Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.
Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.
Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.
Как это было
Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался.
А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира.
В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».
К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами.
Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства.
Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».
28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий.
Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия.
В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.
И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.
Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.
Расцвет культуры и письменности
Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.
На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.
Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.
Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.
Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.
Заключение
Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства.
Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.
Источник: https://ege59.ru/2017/04/14/prinyatie-xristianstva-na-rusi-kratko/
Ярослав Мудрый — биография великого князя | Исторический документ
Ярослав Мудрый был сыном князя Владимира Великого. Он продолжил дело своего отца по крещению Руси. Всё больше при нём строилось православных храмов, появились первые монастыри. Церковники переводили тексты священных книг с греческого языка на славянский.
Ярослав Мудрый является также первым законодателем Киевской Руси. За эти его нововведения люди нарекли его князем Ярославом Мудрым. Он правил с 1016 года по 1054 год. О ранних годах жизни, детстве и юности, почти ничего не известно. Также неизвестно, кто была матерью Ярослава.
По одним источникам его матерью была полоцкая княжна Рогнеда. По другим – Анна, византийская царевна. Некоторые источники утверждают, что он был одним из последних детей князя Владимира и Рогнеды. Рождение его было примерно в 978 году.
Возможно, дату рождения летописцы специально изменили, чтобы его брат Ярополк был младшим по году рождения. Отец отправил малолетнего сына княжить в Ростов. Вместе с ним был опекун, который и управлял городом во время его пребывания в Ростове.
Существует легенда о медведе, напавшем на князя во время пути из Новгорода. Он убил свирепого зверя. Ярослав решил построить город на берегу Волги. В честь него город назвали Ярославлем.
После смерти брата Вышеслава, отец отправил Ярослава княжить в Новгород, второй по величине и могуществу город после Киева, в 1010 году. Престол же в Киеве завещал другому сыну – Борису. Старший брат Святополк был с этим не согласен. После этого началась вражда между братьями и отцом. Святополк оказался в опале и, посаженный в темницу, был лишён права быть наследником.
Борис был недоволен тем, что новгородцы отказались отдавать дань Киевскому князю. Временно вражда прекратилась лишь после смерти Владимира. Но потом война между братьями продолжилась с новой силой. Ярослава в этой борьбе поддерживали новгородские дружинники. Но не всё так тихо было в Новгороде: бунтовали варяги-наёмники, за что были жестоко наказаны жителями города.
Ярослав казнил зачинщиков самосуда. В результате борьбы за Киевский трон были уничтожены братья Ярослава: Борис, Глеб и Святослав. Святополк же, поддерживаемый герцогом Болеславом Храбрым, который тоже мечтал править Русью, после безрезультатной попытки захватить власть, бежал в Польшу. Последний его брат Судислав был посажен в поруб.
Так Ярослав избавился ещё от одного претендента на Киевский престол.
После победы над всеми братьями, у Ярослава начался путь к славе. Новгороду были предоставлены большие привилегии. Ярослав был благодарен новгородцам за помощь в борьбе за трон. Став правителем, Ярослав создал свод законов. Это был первый правовой кодекс в истории Руси.
Политика Ярослава Мудрого
Междоусобные войны не прекратились к 1016 году. Святополк ещё раз попытался захватить Киев в 1018 году. Но его ожидало поражение. Воины из Новгорода совместно с варягами не позволили ему это сделать. Побеждённый, он вынужден был бежать в Западную Европу, там и остался до конца жизни.
Следующий кровавый спор за престол произошёл в 1024 году. Брат Ярослава Мстислав, который княжил в Чернигове, поддерживаемый преданными ему хазарами, напал на стольный город. В результате этого военного конфликта произошло территориальное разделение.
Мстиславу достались земли по другую сторону Днепра.
Великий князь Ярослав занимался укреплением границ. Многочисленные кочевые народы часто совершали набеги на русские поселения. Ярослав без жалости расправлялся с язычниками, которые грабили и уничтожали православные церкви. Он соорудил ряд крепостей на юге страны. При нём было заключён мирный договор с Византией по поводу Херсонеса, расположенного на Крымском полуострове.
Заслуги Ярослава Мудрого
При правлении Ярослава Мудрого были построены несколько знаменитых ныне соборов и православных монастырей: Софийский собор, монастыри Георгия Победоносца и Святой Ирины, Киево-Печерская Лавра.
Появились первые библиотеки и церковные школы. Монахи переводили священные тексты с греческого языка. Начали печатать монеты с надписями.
Он содействовал развитию иерархии в Православной вере. Созданный при нём устав определял права священнослужителей. Произошло отделение Русской Православной Церкви от Константинополя.
Князь пригласил византийских мастеров для украшения Киева. Золотые ворота и Православные храмы были украшены ими.
Историки считают, опираясь на летописи, что город Ярославль был заложен Ярославом Мудрым примерно в 1010-1015 году. Это был первый русский православный город, построенный на берегу реки Волги.
До его основания там жили язычники угро-финны. Этот город входит в «Золотое кольцо городов России». Он положил начало в строительстве ещё нескольких городов на завоёванных землях, например, эстонский Тарту.
Свергнутые опальные шведские короли служили в его войске.
Женой Ярослава была Ингегерде (Ирина) – дочь шведского короля. В подарок на свадьбу она получила город Ладогу и земли вокруг него. Его три дочери стали жёнами европейских монархов. Мария вышла замуж за польского короля Казимира I, а сын Изяслав стал мужем сестры Казимира. Сын Всеволод скрепил союз с Византией, взяв в жёны их царевну. Дочь Анна была сосватана за Генриха, короля Франции.
Елизавета стала норвежской королевой. А король Венгрии женился на Анастасии. Принцесса Ода из Австрии стала женой Святослава. Сыновей он призывал жить в мире друг с другом. Породнившись с королями Венгрии, Франции и Норвегии, Ярослав обеспечил мир своему народу. Смерть Ярослава произошла в 1054 году. Его похоронили в Софийском соборе, в котором сохранились фрески с его изображением.
По сохранившемуся черепу был восстановлен его скульптурный портрет. У Ярослава Мудрого были сохранены почти все зубы. А по костям скелета определили, что он был хромым от рождения или получил увечье в бою. Во время нацистской оккупации останки Ярослава были похищены фашистами и в данное время, скорее всего, находятся в США.
Правление Ярослава оказало большое влияние на историческое развитие Российского государства.
Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться
Источник: http://history-doc.ru/yaroslav-mudryj-biografiya-velikogo-knyazya/
Правление сыновей ярослава мудрого
Новгородский князь Владимир Святославич после убийства брата Ярополка в 978 г.
Взял себе в наложницы его беременную вдову — гречанку. она родила сына Святополка, которого усыновил теперь уже великий Киевский князь Владимир. после заключения князем Владимиром мирного договора с Польшей Святополк женился на дочери польского князя Болеслава I Храброго.
Правление Ярослава Мудрого. Итоги. —
Он воспитывал Святополка наравне с другими своими 11 сыновьями и дал ему удел в Турове. Есть версия, что для этого союза был выбран Святополк потому, что туровские земли граничили с Польшей.
Подстрекаемый женой и ее духовником, епископом Рейнберном, Святополк стал готовить восстание против своего отца, Киевского князя Владимира, с целью захватить власть. Но заговор был раскрыт, и князь Святополк Владимирович вместе с женой и епископом были отправлены в заточение.
Сыновья Ярослава Мудрого —
- Примерно в это же время против отца восстал и другой старший сын Владимира, Новгородский князь Ярослав. Святополк был выпущен на свободу, получив в удел Вышгород.
- Узнав о смерти отчима, князь Святополк Владимирович поспешил в Киев и как старший сын занял престол.
- Чтобы расположить к себе киевлян, он стал щедро раздавать подарки.
- Не смотря на это, не лежала душа народа к Святополку, и он знал, что положение его непрочно.
- Тогда князь Святополк замыслил истребить всех сыновей Владимира и завладеть их уделами.
- Сначала посланные им люди убили Бориса на реке Альте в то время, когда он молился, затем у Смоленска убийцы настигли Глеба. После расправы над родственниками князь Святополк Владимирович получил прозвище «Окаянный».
Кратко правление Ярослава Мудрого 1019 – 1054 гг
Борис и Глеб, любимые сыновья Владимира Святого, отличались необычайной добротой и христианским благочестием.
Узнав об убийстве братьев, Ярослав (в будущем Мудрый) при поддержке новгородцев и варяжских воинов пошел войной на Святополка.
Ярослав атаковал, когда Святополк пировал со своими воинами, оттеснил его войско к озеру, на котором был еще тонкий лед, и множество воинов Святополка утонуло.
Святополк Окаянный бежал в Польшу за помощью тестя.
При поддержке польских и печенежских воинов в 1017 г.
Лекция по теме «Расцвет Киевской Руси. Правление Ярослава Мудрого и его
- Он отвоевал престол, а Ярослав бежал обратно в Новгород.
- Когда поляки ушли из Киева, Ярослав снова напал на Святополка.
- В битве на реке Альте Ярослав победил, а князь Святополк Окаянный, раненный, бежал в Польшу и по дороге, всеми покинутый, в 1019 г.
По мнению некоторых исследователей, Святополк назван Окаянным незаслуженно, т.к.
- Рассказ об убийстве Бориса и Глеба вставлен в летопись намного позднее.
- По некоторым данным Борис погибает в междоусобной войне с Ярославом.
- Варяги-наемники, убив Бориса, принесли его голову Ярославу.
- О гибели Святослава Древлянского, как и о нем самом, нам ничего не известно, кроме того факта, что он был убит возле горы Угорской.
- А ведь у него была дружина, способная защитить своего князя, в то время как у Святополка ее не было.
- Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века.
- Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Правление Ярослава Мудрого и его сыновей — Студопедия
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена.
Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого.
Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.
Наставление завещание Ярослава Мудрого своим сыновьям
- Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет…» Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре.
- Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
- Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись).
Правление Ярослава Мудрого. — znaniya.guru
- Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
- Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет».
- Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году.
- Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях.
- После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии.
- Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
- Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
- Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них.
- Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все.
Ярослав Владимирович Мудрый — Википедия
Святополк попытался силой устранить своих братьев и захватить великокняжескую власть. Таким образом, мы пришли к выводу: власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол.
Карамзин писал: «Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество …
После смерти двух старших сыновей Вышеслава и Изяслава Владимир в 1010 г. В Новгород направлен Ярослав, в Ростов Борис, в Муром Глеб, Святослав — к древлянам, Всеволод во Владимир Воолынский, Мстислав — в Тмутаракань (в Крыму).
Начнем с изучения вопроса «Борьба за власть сыновей Владимира».
Тема нашего урока «Русское государство при Ярославе Mудром».
В борьбе за княжеский престол он не останавливался ни перед чем. Болеслав вместе со Святополком вновь пошел на Русь и разбил Ярослава, и стал править там сам. Ярославу Владимировичу пришлось столкнуться с данными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев.
Правление Ярослава Мудрого кратко
- Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все.
- Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
- Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
- Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
- Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
- Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян.
- Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя.
- В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
- Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.
- Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
- Таким образом, основу Повести временных лет составляют: Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления.
- Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований.
Карамзин писал: «Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество …
После смерти двух старших сыновей Вышеслава и Изяслава Владимир в 1010 г. В Новгород направлен Ярослав, в Ростов Борис, в Муром Глеб, Святослав — к древлянам, Всеволод во Владимир Воолынский, Мстислав — в Тмутаракань (в Крыму).
Начнем с изучения вопроса «Борьба за власть сыновей Владимира».
Тема нашего урока «Русское государство при Ярославе Mудром».
В борьбе за княжеский престол он не останавливался ни перед чем. Болеслав вместе со Святополком вновь пошел на Русь и разбил Ярослава, и стал править там сам. Ярославу Владимировичу пришлось столкнуться с данными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев.
Святополк начал подстрекать киевлян выступить против поляков. Борьба между братьями продолжалась с переменным успехом.
Только в 1019 г., после смерти Святополка, Ярослав смог утвердиться на Киевском престоле. Чтобы понять мудрость Ярослава, нам необходимо провести небольшое историческое исследование.
Конспект урока по истории в 6 классе «Древние люди и их стоянки на территории современной России»Урок «Древние люди и их стоянки на территории современной России» был разработан в соотсетствии с ФГОС.
При разработке данного урока частично был использован материал урока учителя истории Гимназии № …
Конспект урока по истории в 6 классе «Правление князя Владимира.
Крещение Руси»Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Конспект урока по истории в 6 классе «Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Материалом для разработки послужило пособие «Поурочные разработки по истории России» Е. Владимир Мономах»Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
- Материалом для разработки послужило пособие «Поурочные разработки по истории России» Е.
- Ярослав Мудрый – киевский князь, который правил на протяжении 1019-1054 гг.
- Также занимал место правителя ростовских и новгородских земель.
Был одним из сыновей крестителя Руси Владимира Великого. Женой князя стала Олава Ингигерда – дочь шведского конунга.
Источник: http://solvex.net.ru/spori/pravlenie-synovey-yaroslava-mudrogo