Первый созыв генеральных штатов во франции: предпосылки, цель создания, состав и принцип работы

Французские Генеральные штаты — одна из ветвей власти, в которой были представлены три сословия. Это духовенство, дворяне и так называемое третье сословие, которое было единственным, кто платил налоги.

Собирались они весьма нерегулярно, по необходимости, в связи с определенными событиями в стране и за рубежом.

Подробнее об этом учреждении, его целях, связанных с ним интересных фактах, о том, когда произошел созыв первых Генеральных штатов во Франции, будет рассказано в сегодняшнем обзоре.

Условия появления

Первый созыв Генеральных штатов во Франции: предпосылки, цель создания, состав и принцип работы

Рассмотрим события, которые предшествовали созыву первых Генеральных штатов и в большой мере явились предпосылками создания этого властного института. У штатов были предшественники в виде расширенных заседаний королевского совета, куда привлекались городские верхи, и собраний представителей сословий в провинциях, которые положили начало провинциальным органам.

Появление первых Генеральных штатов во Франции было связано с ситуацией, которая сложилась после образования во Франции централизованного государства, которое нуждалось в укреплении. В это время наблюдался рост городов, обострение социальных противоречий и борьбы классов, окончательно пока не были отвоеваны права феодалов-сеньоров, городских корпораций, католической церкви.

Королевской власти приходилось постепенно ломать существующую политическую структуру, в процессе чего ей были необходимы дополнительные средства для борьбы с мощной оппозицией, которую составляла феодальная олигархия. Поэтому именно в конце XIII – начале XIV века оформляется союз короля и участников различных общественных групп, среди которых было и третье сословие. Хотя и далеко не прочный, построенный на компромиссе.

Причины созыва

Первый созыв Генеральных штатов во Франции: предпосылки, цель создания, состав и принцип работы

Выражением этого политического компромисса, где у каждой из сторон были свои специфические интересы, явились Генеральные штаты, а также и штаты провинций. Формирование этих институтов явилось началом трансформации французского государства из феодальной в сословно-представительную монархию.

К основным причинам созыва первых Генеральных штатов в 1302 году Филиппом IV по прозвищу «Красивый» относятся следующие:

  1. Неудачи в войне с Фландрией.
  2. Большие трудности в экономическом развитии страны.
  3. Конфликт короля с Бонифацием VIII, римским папой.

Если быть до конца точными, то указанные события были, скорее, поводами, а истинная причина – это описанные выше предпосылки к созданию сословно-представительного учреждения общенационального масштаба, объясняющиеся объективными закономерностями развития французского монархического государства.

На первом съезде Генеральных штатов претензии папы римского на роль высшего арбитра в светских делах были отвергнуты. Здесь было заявлено, что в этой области король может зависеть только от самого Бога. Каковы же были функции и структура этого органа?

Структура и функции

Источник: https://www.nastroy.net/post/generalnyie-shtatyi-frantsii-istoriya-vajnyie-datyi-i-interesnyie-faktyi

Генеральные Штаты во Франции

Первый созыв Генеральных штатов во Франции: предпосылки, цель создания, состав и принцип работы

Средневековая Франция укрепила свое положение среди европейских держав за счет активного участия в крестовых походах. Развивалась торговля и ремесла, росли города. Такое бурное развитие городской жизни и отрыв от сельскохозяйственной культуры обострил социальные противоречия и привел к усилению противостояния классов горожан и дворянства. В таких условиях возникала опасность для существования всего феодального уклада жизни.

В XIV век Франция входила под правлением короля Филиппа IV Красивого, внука Людовика IX Святого.

Собираемые со времен Людовика Святого ассамблеи провинциальных сословий и Королевского совета не могли придать легитимности королевской политике в отношении папского престола во время понтификата Бонифация VIII.

Конфликт назрел из-за нежелания короля подчиниться папской власти в области назначения епископов.

Король Филипп предвидел сопротивление со стороны Рима в его замысле распустить орден Тамплиеров и арестовать все его имущество.

Для придания веса своим решениям, король издал эдикт, согласно которому в 1302 г. собрались Генеральные штаты как совещательный орган, призванный помогать правительству в решении сложных и щекотливых вопросов.

Обычно, генеральные штаты собирались по вопросу квотирования налогов. Генеральные штаты, структурно, состояли из трех свободных сословий, низшим из которых было сословие зажиточных горожан. Оно заседало отдельно от влиятельных сеньоров и их вассалов.

Особенно часто созывались Генеральные Штаты во время Столетней войны (1337-1453 г.г.), после пресечения династии Капетингов. В это время короли династии Валуа особенно нуждались в деньгах.

В двадцатый год Столетней войны разразилось восстание в Париже и Жакерия 1358 г.г. Генеральные штаты добивались деятельного участия в управлении королевством, по аналогии с парламентом Англии. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г. потерпел неудачу. Роль Генеральных Штатов осталась номинальной из-за вражды между делегатами от сословий.

С 1484 по 1560 г.г. не зафиксировано ни одного заседания Генеральных Штатов. Это было вызвано развитием абсолютизма и нецелесообразностью, так как король довольствовался советом нотаблей. Ситуация изменилась с началом религиозных войн, которые требовали легализации новых налогов для войны. Генеральные Штаты собирались 4 раза в 1560, 1576, 1588 и 1593 г.г.

Следующий созыв Генеральных Штатов состоялся в 1614 г. После завершения их работы, снова начался длительный перерыв, который продлился 175 лет. Поводом для созыва новых Генеральных Штатов стала обстановка во Франции накануне Великой Французской Революции. Людовик XV созвал Генеральные Штаты 5 мая 1789 г.

Перед завершением работы, третье сословие объявило себя новой структурой – Национальным Собранием 17 июня, а 9 июля произошло провозглашение Учредительного Собрания, которое возглавило революцию во Франции.

Это было последнее заседание Генеральных Штатов в том формате, который был принят во времена Филиппа IV Красивого.

В ХХ веке предпринимались попытки возродить институт Генеральных Штатов. Некоторые собрания Четвертой и пятой Республик принимали это название, когда решались важные вопросы политики Франции, когда требовалось широкое участие общественности.  Последние собрание под названием Генеральных Штатов заседало в мае 1963 г. Обсуждался вопрос о разоружении вооруженных сил Франции.

Источник: http://pochemuha.ru/generalnye-shtaty-vo-francii

Генеральные штаты Франции: история, важные даты и интересные факты

Генеральные штаты – такое  название получила одна из ветвей власти во Франции в прежние времена. Здесь были представлены сразу три социальные группы: духовенство, дворяне и так называемое третье сословие. Причем последнее было единственным в стране сословием, которое уплачивало налоги в казну.

У Генеральных штатов были предшественники. Ими стали расширенные заседания королевского совета, куда допускались городские верхи, а также ассамблеи сословий в провинциях.

Генеральные штаты собирались довольно нерегулярно, лишь по мере необходимости – в связи с определенными событиями, происходившими во Франции.

Предпосылки возникновения Генеральных штатов Франции возникли после образования в этой стране централизованного государства, нуждавшегося в эффективном управлении.

Рост городов вел к обострению социальных противоречий и расширению классовой борьбы. Власти короля приходилось подстраивать существующую политическую структуру под меняющиеся условия.

Королю требовались действенные средства для того, чтобы противостоять мощной оппозиции, в которую входила феодальная олигархия.

В этих условиях в конце XIII века начинает формироваться союз королевской власти и представителей самых разных общественных групп, включая и третье сословие. Союз этот, впрочем, не отличался прочностью и был целиком построен на компромиссах.

Первый созыв Генеральных штатов во Франции: предпосылки, цель создания, состав и принцип работы

Генеральные штаты явились отражением политического компромисса между властью и сословиями страны. Формирование такого социального института положило начало преобразованиям во французском государстве, которое из феодальной монархии стало превращаться в монархию сословно-представительную.

В состав французского государства наряду с королевскими владениями входили земли духовных и светских феодалов, а также многочисленные города, которые обладали рядом прав и вольностей.

Власть короля не была безграничной, его авторитета было недостаточно для единоличного принятия решений, касающихся прав третьего сословия.

Неокрепшая к тому времени власть монарха остро нуждалась в зримой поддержке всех слоев общества.

Первые в истории Франции Генеральные штаты созвал в 1302 году Филипп IV Красивый.

Причины созыва Генеральных штатов:

  • неудачная военная политика государства;
  • трудности в экономике;
  • конфликт между королем и римским папой.

Правильнее говорить о том, что приведенные события стали поводами для формирования представительного собрания. Истинной же причиной были закономерности становления и развития французской монархии.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-958702-generalnye-shtaty-francii-istoriya-vazhnye-daty-i-interesnye-fakty-

Сословно-представительная монархия во Франции


Сословно-представительная монархия во Франции

Введение.
Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития.

Любая социально-экономическая формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в виде государства, права и идеологии, обретая с их помощью плоть и кровь.

Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным представительством, изучению которой посвящена работа, представляет одну из известных феодализму форм государства, сложившуюся в условиях политической централизации.

Политическая эволюция государства на этом этапе особенно отчетливо, по сравнению с предшествующим периодом, обнаруживает такие своеобразные социальные структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения не только классовых, но и сословных различий.

Изучение именно французского варианта дает возможность для типологического анализа сословной монархии, так как многие стороны феодальной формации во Франции получили предельную форму выражения.

Проблема сословной монархии (особенно ее французский вариант) относится к числу важнейших, но далеко не решенных в литературе проблем. Как в отечественной, так и зарубежной медиевистике нет специальных монографический работ, посвященных проблеме французской сословной монархии. Однако изучение ее как части политической истории средневековой Франции в отдельных аспектах насчитывает почти двухвековой период.

Значительного успеха на пути научного поиска добилась буржуазная историография XIX века. Ею была разработана концепция социально-политической истории Франции с X по XV в., основным содержанием которой стал процесс государственной централизации.

Она характеризовалась признанием решающей роли городов в этом процессе, политико-юридическим по преимуществу пониманием феодализма и идеализацией государства как органа, обеспечивающего общественный мир и социальную гармонию (О. Тьерри, Ф. Гизо, А. Жири, Ж. Пико, А. Сэ и др.).

Главное, что привлекло внимание буржуазных ученых – это высший судебный орган средневековой Франции – Парижский Парламент, и представительный орган – Генеральные Штаты с их ограничительными возможностями по отношению к центральной власти.

Поэтому применительно к государству XIII-XV вв. употребляется термин «ограниченная» или «представительная» монархия.

В наши дни в трудах по политической истории Франции XIV-XV вв. уделяется внимание не столько государственным учреждениям – традиционному сюжету буржуазной историографии XIX в., — сколько людям, которые действовали в этих учреждениях. Своеобразным выражением этого интереса служат многочисленные просопографические исследования.

Отечественная медиевистика внесла большой вклад в изучение проблемы сословной монархии, в том числе ее теоретическую разработку.

Решающим в становлении этой формы феодального государства отечественные исследователи считают изменения в социально-экономической жизни, связанные с развитием в первую очередь городов и товарно-денежных отношений.

Читайте также:  Слово наоборот как обособлять: выделение знаками препинания запятыми, когда должно выделяться, примеры

Оценка ограничительной роли представительных собраний дается или в тесной связи с определением классовой природы этой государственной формы. Эти представления были разработаны в первую очередь на материалах английской истории в трудах Е.В.Гутновой и ее учеников – Ю.И.

Писарева, Т.С.Федоровой, П.А.Леоновой. Заметно продвинули изучение этой проблемы исследования отдельных аспектов истории сословной монархии во Франции Н.А.Сидоровой, А.Д.Люблинской, Н.И.Хачатурян.

Для изучения проблемы были использованы различные по характеру источники.

I. Большой комплекс законодательных документов, ордонансов французской монархии, относящихся к XIII-XV вв..

Свод постановлений области суда, администрации, финансов, надзора за ремеслами и торговлей, военной службы отразил не только институциональную историю монархии, но притязания и возможности королевской власти, то есть подвижный и меняющийся баланс в ее взаимоотношениях с сословиями. Это делает законодательные документы одним из важнейших источников по социальной истории Франции на этапе формирования в ней централизованного государств

II. Юридические материалы. Разнородные по конкретным характеристикам, они связаны общей принадлежностью к судебной практике Парижского Парламента и правовым установлением. Содержание судебных конфликтов может быть понято только в сопоставлении с законодательными актами французской монархии.

Большие своды массовых документов в области законодательства французской монархии, а также судебной деятельности Парижского Парламента (ордонансы и регистры) на длительном отрезке времени (XIII-XV вв.

) позволили проследить политику монархии по отношению к духовенству, дворянству, горожанам и крестьянству, а также положение и позиции этих сословий.

III. Материалы сословно-представительных собраний Генеральных Штатов. Важно сопоставить этого рода материалы с королевским законодательством, многие ордонансы которого издавались под прямым воздействием представительных собраний (Великий мартовский ордонанс 1357 г. или ордонансы 1448 г. служат только наиболее яркими тому примерами).

IV. Нарративный материал. Традиционную его часть составили отдельные хроники XIV в., содержащие ценные данные о событиях социальной и классовой борьбы середины и конца века.

1

Изучение сословной монархии во Франции ставит определенные задачи. К их числу относится задача теоретического рассмотрения проблемы сословной монархии как особой формы феодального государства, сложившихся в странах Западной Европы в условиях развитого феодализма и процесса централизации.

Вторую задачу составит характеристика особенностей процесса формирования сословной монархии и ее раннего этапа во Франции. Также в работе рассмотрены основные принципы деятельности сословно-представительного органа – Генеральных Штатов.

Кроме этого в работе рассмотрены финансовая и судебная системы феодальной монархии с сословным представительством.

XIV- XV вв. в истории сословного представительства во Франции приходится на этап сословной монархии, который повсеместно предполагает наибольшую активность сословно-представительной практики.

Не составила исключения и Франция, хотя здесь эту историю отличала существенная особенность в виде системы сословного представительства, включавшей в себя органы различного территориального уровня, возникновение и история которых повторяли общие закономерности развития.

За двухвековой период система в целом пережила свое становление, расцвет и подошла к началу спада, который имел неодинаковое проявление для разных ее звеньев.

Сословно-представительная практика носила противоречивый характер. С одной стороны, она способствовала формированию отношений подданства и поднимала сословия до уровня общественных интересов. Вместе с тем в реализации компромисса монархии и сословий она сопровождалась предоставлением частных привилегий, которые подкрепляли местную исключительность отдельных сословно-территориальных групп.

1

Несомненность начавшегося спада в сословно-представительной практике и особенно Генеральных Штатов к концу XV в. кажется очевидной. Сложившаяся к концу XV в. в общих чертах налоговая система и созданная центральной властью постоянная армия безусловно сыграли существенную роль в свертывании сословно-представительного режима.

История сословного представительства в XIV- XV вв. дала много примеров относительности противопоставления функций совета или власти сословий к которому склонны некоторые исследователи.

Несомненно приходится признать более слабую ограничительную роль Генеральных Штатов по отношению к королевской власти в сравнении с английским парламентом и испанскими кортесами в XIV- XV вв.

Однако, как показала конкретная история Франции того же периода, организационные особенности и функции учреждения не только не препятствовали сословиям выразить свое несогласие с королевской политикой, тем самым подтверждая наличие у них определенного суверенитета, но и выступить с серьезными политическими притязаниями. Результативность этих притязаний демонстрировало сильное воздействие Генеральных Штатов, не располагавших законодательной властью, на законодательную деятельность монархии, работу судебных и финансовых органов страны.

Вызванный к жизни потребностями незавершенного процесса централизации, сословно-представительный режим с момента своего возникновения способствовал в конечном счете укреплению королевской власти и государственности, в чем сказалось прогрессивное значение этого организма. Объективная необходимость в его функционировании предполагала выгоды, извлекаемые при этом монархией. Она заключалась в военной, финансовой, политической помощи, которую она получала от сословий, а также в корректировке политики центральной власти.

Результатом этой помощи явилось существенное укрепление монархии, которое определило в ее пользу в конце XV в. баланс взаимоотношения с сословиями, что способствовало свертыванию сословно-представительной практики. Однако подобное явление не представляло собой чего-то исключительного. Аналогичные тенденции переживали в условиях абсолютизма английский парламент и испанские кортесы.

1Глава I. Образование сословно-представительной монархии1.1 Общие принципы

Прежде чем перейти к окончательному раскрытию темы я хотела бы дать общее понятие сословно-представительной монархии.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение: сословно-представительная монархия, или как ее еще называют сословная монархия, — это форма феодального государства, при которой наряду с относительно сильной королевской властью, концентрирующей в своих руках все нити управления, существует сословно-представительное собрание, обладающее совещательными, финансовыми (разрешение налогов), а иногда и некоторыми законодательными функциями. Сословно-представительная монархия была обычной формой феодального государства в большинстве стран Европы в период расцвета феодализма, (в Англии, в Испании в XIII-XV вв., Франции XIV-XV вв., в Венгрии, Чехии в XIV-XVII вв., в Польше XV-XVII вв., в Дании в XIV-XVII вв., в Русском централизованном государстве в XVI-XVII вв.).

1

Предпосылки для возникновения сословной монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства.

Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей – условий, необходимых для развития внутреннего рынка.

Процесс государственной централизации в этот период был прогрессивен, так как он облегчал древнейшее экономическое развитие феодального общества.

Централизация феодального государства при сословной монархии выражалось в концентрации в руках короля его аппарата судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности крупных феодалов, в развитие общегосударственного законодательства и налогообложения, в росте и осложнении государственного аппарата.

Централизованное государство требовало значительных денежных средств, обязательной предпосылкой получения которых (в форме государственных налогов) было распространение денежной формы феодальной ренты.

Однако центральная власть была не в состоянии непосредственно, минуя согласие феодалов и государственных советов, получить эти средства с основной массы налогоплательщиков – крестьянства и горожан. С этим было связано возникновение в большинстве стран Европы сословно-представительных собраний общегосударственного масштаба, завершавшее процесс формирования сословной монархии в каждой стране: Генеральных штатов – во Франции; парламента – в Англии; кортесов – в Испании; риксдага – в Швеции; имперского сейма – в Германии; сеймов – в Польше, Чехии и Венгрии; земских соборов – в Русском государстве.


  • 1.2 Сословия

Сословия представляют собой общественные группы людей, различавшиеся по своему экономическому и правовому положению; характерна для докапиталистических обществ.

Следует отметить, что в основе сословного деления лежало классовое деление общества.

Характерные черты сословного деления: закрепление за сословиями определенных прав и обязанностей, замкнутость сословий, передача сословной принадлежности по наследству, привилегированное положение высших сословий.

Источник: https://www.km.ru/referats/3CD3354A7C424A57B42DD43BEFD2DE73

Возникновение сословной монархии во Франции. Генеральные штаты

Мамеш Е.Х

Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства форм эксплуатации крестьянства. В связи с развитием товарно-денежных отношений феодалы начинают заменять часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком.

Для сеньора предпочтительным становиться лично свободный крестьянин-держатель наследственного земельного надела — цензивы. Это вызвано тем, что в это время в Европу хлынул поток товаров с Востока, они были безумно дороги, но феодалы быстро привыкли к роскоши. К XIV веку в большей части Франции исчезает серваж.

Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз).

Во время Столетней войны с Англией было произведено много конфискаций земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти земли были розданы мелким и средним феодалам, активно поддерживавшим королевскую власть.

В XIV-XV веках во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий.

Первым сословием во Франции считалось духовенство. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации.

Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV-XV веках играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги.

К XIV-XV векам в основном завершилось и формирование «третьего сословия», которое пополнялось за счет быстрорастущего городского населения и увеличения крестьян-цензетариев. Это сословие было весьма пестрым по классовому составу, и практически объединяло в себе все трудовое население и формирующуюся буржуазию.

В начале XIV века во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства — сословно-представительная монархия.

Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV было объедено ? территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самоуправства отдельных феодалов. Сеньориальная власть феодалов по существу утратила большую часть своего самостоятельного политического характера.

Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составляющих «королевский случай», существенно ограничивалась феодальная юрисдикция.

В XIV веке была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент, и этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

Читайте также:  Урбанизация европы: количество городского и сельского населения, уровень урбанизации

Большую роль в юридическом обосновании ликвидации сеньориальных прав феодалов и возрастания авторитета и политического веса короля сыграли легисты — выпускники юридических факультетов средневековых университетов, активно поддерживающих власть короля.

Со ссылкой на принципы римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле.

К началу XIV века окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего.

Политическим выражением союза короля и представителей различных сословий, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения (собрания сословного представительства) — Генеральные Штаты и провинциальные штаты. Впервые общефранцузское собрание сословий было созвано в 1302 году . Его стали называть Генеральными Штатами в отличие от штатов (собраний) в отдельных провинциях.

Источник: https://infopedia.su/9×10695.html

Великая французская революция

Содержание статьи

Великая французская революция, революция конца 18 в., ликвидировавшая «старый порядок».

Начало революции

Предпосылки. 1787–1789

Великую французскую революцию с достаточным основанием можно рассматривать как начало современной эпохи. Вместе с тем революция во Франции сама явилась частью широкого движения, начавшегося еще до 1789 и затронувшего многие страны Европы, а также Северную Америку.

«Старый порядок» («ancien régime») был недемократическим по самой своей сути.

Обладавшие особыми привилегиями два первых сословия – дворянство и духовенство – укрепляли свои позиции, опираясь на систему разного рода государственных институтов.

Правление монарха опиралось на эти привилегированные сословия. «Абсолютные» монархи могли осуществлять только такую политику и проводить только такие реформы, которые укрепляли власть этих сословий.

К 1770-м годам аристократия почувствовала давление сразу с двух сторон.

С одной стороны, на ее права посягали «просвещенные» монархи-реформаторы (во Франции, Швеции и Австрии); с другой стороны, третье, непривилегированное, сословие стремилось ликвидировать или хотя бы урезать привилегии аристократов и духовенства.

К 1789 во Франции усиление позиций короля вызвало реакцию со стороны первых сословий, которые смогли свести на нет попытку монарха реформировать систему управления и укрепить финансы.

В создавшейся ситуации французский король Людовик XVI решил созвать Генеральные штаты – нечто подобное общенациональному представительному органу, издавна существовавшему во Франции, но не созывавшемуся с 1614. Именно созыв данной ассамблеи и послужил толчком к революции, в ходе которой к власти пришла вначале крупная буржуазия, а затем третье сословие, ввергнувшее Францию в гражданскую войну и насилие.

Во Франции устои старого режима расшатывали не только конфликты между аристократией и королевскими министрами, но также экономические и идеологические факторы.

С 1730-х годов в стране происходил постоянный рост цен, вызванный обесцениванием нараставшей массы металлических денег и расширением льгот по кредитам – при отсутствии роста производства.

Инфляция больнее всего ударяла по бедным слоям населения.

В то же время часть представителей всех трех сословий находилась под влиянием просветительских идей.

Известные писатели Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо предлагали ввести во Франции английскую конституцию и систему судопроизводства, в которых они усматривали гарантии индивидуальных свобод и эффективного правительства. Успех Войны на независимость США вдохнул в решительно настроенных французов новые надежды.

Созыв Генеральных штатов

Перед созванными 5 мая 1789 Генеральными штатами стояла задача разрешения экономических, социальных и политических проблем, стоявших перед Францией в конце 18 в.

Король надеялся достичь согласия по новой системе налогообложения и избежать финансового краха. Аристократия стремилась использовать Генеральные штаты для блокирования любых реформ.

Третье сословие приветствовало созыв Генеральных штатов, усматривая возможность изложить на их заседаниях свои требования реформ.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/VELIKAYA_FRANTSUZSKAYA_REVOLYUTSIYA.html

Генеральные Штаты во Франции

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  • Государственное образовательное учреждение высшего 
    профессионального образования
  • «Московский интситут экономики, менеджмента и 
    права»  
  • Реферат
  • По 
    дисциплине: История государства и права зарубежных стран
     
  • По 
    теме: Генеральные Штаты во Франции
      
  •                               Выполнил: студент группы ЮЗВДс+в 7.1/0-10

                              Рассахацкий И.С.

  1.                               Проверил: преп. Кемниц Вадим Эрнестович    
       
  2. Содержание 
  3. Введение               3
  4. Период Столетней войны          5
  5. В годы Гугенотских войн         8
  6. Господство абсолютизма           9
  7. Список использованной литературы      12    
          
       
  8. Введение

Генера́льные 
шта́ты во Франции (фр. États Généraux) — во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества.

В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу.

Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные 
заседания королевского совета (с 
привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.

Желая предупредить смуту, Филипп IV созвал собрание, на которое пригласил не только церковных и светских феодалов, но и по два депутата от каждого города.

Собрание состоялось в главной церкви Парижа — соборе Парижской богоматери. По свидетельству очевидцев, король «просил как друг и требовал как господин» помощи у сословий в его борьбе против притязаний папы.

За него выступили городские депутаты. Они заявили, что готовы умереть за дело короля.

Созыв Генеральных штатов разрядил обстановку в стране и предотвратил возможный 
открытый мятеж против центральной 
власти. Но согласия между сословиями не получалось. В отличие от английских феодалов французское дворянство не только не занималось хозяйством и торговлей, но и не допускало в свою среду горожан. 

Заседание Генеральных штатов. 

Только 
король мог дать звание дворянина, и делал он это не столько за деньги, сколько награждая за службу. Дворянство и горожане были очень далеки друг от друга, и не случайно горожане чаще предпочитали договариваться с королем.

Отсутствие 
союза между дворянами и горожанами отразилось на устройстве Генеральных штатов. В отличие от парламента они делились на три палаты (по количеству сословий). В первой заседали высшие церковники — архиепископы, епископы, аббаты. Во второй — представители дворянства. Третью палату составляли посланцы городов.

Рознь сословий в Генеральных штатах лишала их того влияния, какое приобрел английский парламент. Генеральные штаты созывались нерегулярно, они не могли утверждать законы.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей).

 
Период Столетней войны

Предшественниками французских Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета с привлечением городских верхов, а также ассамблеи представителей от различных сословий в провинциях, положившие начало провинциальным штатам. Появление института Генеральных штатов было обусловлено ситуацией, сложившейся после создания Французского централизованного государства.

В состав государства помимо королевского домена вошли обширные земли светских и духовных феодалов, а также города, обладавшие многочисленными и традиционными вольностями и правами. При всей своей власти король еще не имел достаточно прав и авторитета для единоличного принятия решений, затрагивающих эти традиционные вольности.

Кроме того, еще неокрепшая королевская власть по целому ряду вопросов, в том числе и внешнеполитических, нуждалась в зримой поддержке всего французского общества.  
Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302, во время конфликта Филиппа IV Красивого с папой Бонифацием VIII.

Это собрание отвергло претензии римского папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога. В 1308, готовя расправу над тамплиерами, король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов.

1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля.

В годы угасания династии Капетингов значение Генеральных штатов возрастает. Именно они приняли решение об устранении от престолонаследия дочери короля Людовика X в 1317, а после смерти Карла IV Красивого и пресечения династии Капетингов передали корону Филиппу VI Валуа.

При первых Валуа и, особенно, в годы Столетней 
войны 1337—1453, когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния.

Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355, при короле Иоанне II Храбром, Генеральные штаты согласились на выделение средств королю, лишь при выполнении ряда условий.

Стремясь избежать злоупотреблений, Генеральные штаты сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов.

После битвы при Пуатье (1356) король Иоанн II Храбрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево Парижа Этьенном Марселем и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ.

Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый, заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами.

Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357. Согласно его положениям законными признавались лишь те налоги и сборы, которые были утверждены Генеральными штатами.

Ордонанс провозглашал неукоснительность принципа сословных судов (по феодальным нормам каждый мог быть осужден только равными себе по статусу), что сужало прерогативы королевской власти в судебной сфере.

Дофин Карл был вынужден принять условия 
Великого мартовского ордонанса, но сразу же начал борьбу за его упразднение. Хитрый и изворотливый политик, он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства.

Уже в 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан во главе с Этьенном Марселем (см. Парижское восстание 1357—1358. Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян (участников Жакерии.

Но собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, и Парижское восстание было подавлено.

Добившись покорности сословий, дофин Карл, который 
с 1364 стал королем Франции, предпочитал 
финансовые проблемы решать с собраниями нотаблей, оставляя на долю Генеральных штатов лишь проблемы консолидации сил Франции в борьбе с англичанами. Подобной политики придерживались и его преемники.

Однако в период соперничества между бургиньонами и арманьяками именно Генеральные штаты поддержали Карла VII Валуа  в деле укрепления королевской власти. В 1420—1430-х годах они вновь играли активную политическую роль. Особое значение имели штаты 1439 года, собравшиеся в Орлеане.

Читайте также:  Органические вещества входящие в состав клетки — какие основные соединения

Они запретили сеньорам иметь собственное войско, признав такое право лишь за королем; установили налог талью на содержание постоянной армии короля.

Вместе 
с тем вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили 
Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. Более того, к середине 15 века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы не спрашивая разрешения Генеральных штатов.

Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться.

Укрепившись на троне, он, с 1439 до самого конца своего царствования в 1461, ни разу не собирал Генеральные штаты. 

В годы Гугенотских войн

Потеряв право вотировать налоги, Генеральные 
штаты теряют реальное политическое значение, и вступают в пору упадка. За годы своего правления король Людовик XI Валуа собрал Генеральный штаты единственный раз в 1467 и то лишь затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва Генеральных штатов.

В 1484 штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа. Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. Эти Генеральные штаты приняли ряд решений о контроле королевской власти, но все они остались благими пожеланиями.

В дальнейшем Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал Генеральных штатов.

С конца 15 века во Франции окончательно складывается строй абсолютной монархии, и сама мысль об ограничении прерогатив королевской власти становится кощунственной.

Соответственно институт Генеральных штатов пришел в полный упадок.

Людовик XII Валуа собирал их единственный раз в 1506, Франциск I Валуа — вообще ни разу, Генрих II Валуа — тоже один раз в 1548, и то многих депутатов назначал своей волей.

Значение 
Генеральных штатов вновь возрастает в годы Гугенотских войн. И ослабшая королевская власть, и оба враждебных религиозных лагеря, и сами сословия были заинтересованы использовать авторитет штатов в своих интересах.

Но раскол в стране был настолько глубок, что не позволял собрать состав депутатов, решения которых были бы легитимны для враждующих сторон. Тем не менее, канцлер Лопиталь в 1560 собирает Генеральные штаты в Орлеане.

В следующем году они продолжили свою работу в Понтуазе, но без депутатов от духовенства, которые заседали отдельно в Пуасси на религиозном диспуте католиков с гугенотами.

В результате работы депутатов был выработан «орлеанский ордонанс», опираясь на который Лопиталь пытался начать реформы во Франции. В целом депутаты высказались за превращение Генеральных штатов в постоянный орган государственной власти, надзирающий за деятельностью короля.

Неудивительно, что королевская власть избегала созыва новых штатов. Но, все же, в 1576 король Генрих III Валуа был вынужден снова собрать в Блуа Генеральные 
штаты. Большинство депутатов поддерживали образованную в мае 1574 Католическую лигу, которая стремилась к ограничению королевской власти.

В законодательной сфере Генеральные штаты потребовали поставить законы королевства выше указов короля; постановления Генеральных штатов могли быть отменены только самими Генеральными штатами, а если закон получал единогласную поддержку всех сословий, то он вступал в силу без королевского утверждения.

Требовали депутаты и участия в назначении министров. Представители третьего сословия потребовали восстановления традиционных муниципальных прав и вольностей, стесненных королевской администрацией за предыдущие десятилетия.

Блуаским ордонансом Генрих III выразил солидарность с требованиями Генеральных штатов, но реального значения этот шаг не имел из-за общего хаоса во Франции эпохи Гугенотских войн.

В 1588 Католическая лига вновь набрала силу и добилась созыва новых Генеральных штатов в Блуа. И на этот раз большинство 
депутатов принадлежало к католическому 
лагерю.

Под лозунгами ограничения 
королевской власти и признания верховного суверенитета Генеральных штатов, они стремились отобрать власть у Генриха III и передать ее вождю католиков Генриху Гизу. Это соперничество закончилось трагической гибелью обоих Генрихов, а королем стал бывший вождь гугенотского лагеря Генрих IV Бурбон.

В 1593 в Париже противники нового короля созвали Генеральные штаты, но его депутаты не представляли политические силы всей Франции и не смогли воспрепятствовать Генриху IV забрать всю власть в свои руки.

 
Господство абсолютизма

Приход 
к власти Генриха IV был во многом результатом компромисса между 
враждующими слоями французского общества.

Занимавшие в годы Гугенотских войн откровенно прокатолическую позицию, Генеральные штаты в новой 
политической ситуации оказались не у дел. Генрих IV правил как абсолютный монарх.

Лишь в начале своего царствования он созвал собрание нотаблей, депутатов которых назначил сам. Нотабли утвердили налоги на три года вперед и позднее просили короля править самостоятельно.

В период малолетства короля Людовика XIII Бурбона, в 1614 состоялись предпоследние в истории Франции Генеральные штаты. Они выявили серьезные противоречия между интересами третьего сословия и высшими классами.

Представители духовенства и дворянства настаивали на освобождении от налогов, предоставлении новых и закрепления старых привилегий, то есть отстаивали не общегосударственные, а узкосословные интересы. Они отказывались видеть в депутатах третьего сословия равных партнеров, относясь к ним как к слугам.

Униженное положение третьего сословия поддерживалось и двором. Если дворяне и духовенство могли в присутствии короля сидеть в шляпах, то представители третьего сословия обязаны были стоять перед монархом на коленях и с непокрытой головой. Жалобы третьего сословия на тяжесть податей, правовую незащищенность не находили понимания.

В результате штаты не приняли ни одного весомого решения. Единственное о чем могли договориться сословия — пожелание королю собирать Генеральные штаты раз в десять лет. В начале 1615 штаты были распущены.

Источник: http://freepapers.ru/6/generalnye-shtaty-vo-francii/133081.847539.list1.html

Формирование сословно-представительной монархии во Франции. Генеральные штаты, «Великий мартовский ордонанс». — ответы ИГПЗС

В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский
сословно-представительный орган, позже (1484) названный Генеральными штатами. В
состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий: феодалов,
духовенства, «третьего сословия» (состоявшего из буржуазии, прежде всего
городского нобилитета). Обычно сословия заседали отдельно.

Вопросы, выносимые
на рассмотрение Генеральных штатов, продолжительность их заседаний определялись
королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов, когда стремился зару­читься
поддержкой всей нации (например, при разгроме ордена тамплиеров в 1308 г.). Чаще всего
причиной созыва Генераль­ных штатов была нужда короля в деньгах.

Генеральные
штаты, в свою очередь, обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами.

В 1357 г. Генеральные штаты выступили против
короля, выдвинув Великий мартовский ордонанс, в котором устанавливалось, что
Генеральные штаты должны созываться регулярно (а не по указанию короля), и
только им принадлежит право контроля за государственной казной. Однако данная
попытка огра­ничения королевской власти потерпела поражение.

С конца XIII в. создаются местные
сословно-представительные органы (в основном по подобию Генеральных штатов), в
XVI в. они получили
название «провинциальных штатов».

Парижский парламент (члены которого с 1467 г. стали назна­чаться
пожизненно) превратился в высший суд королевства по делам феодальной знати,
верховную апелляционную инстанцию по всем судебным делам. С 1350 г.

стала обязательной
регистрация королевских ордонансов и других актов в Парижском пар­ламенте. При
этом Парижский парламент мог заявить возраже­ние (ремонстрацию) и отказаться
регистрировать тот или иной законодательный или подзаконный акт.

Ремонстрация
преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парижского парламента.

Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии
(XIV — XV вв.)

1. Характеристика
периода
 

Развитие
городов и расширение межобластных экономических связей, а также установление
прочных экономических связей между городом и деревней создали благоприятные
условия для преодоления феодальной раздробленности, для формирования единого
общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития
страны. Возникает специализация сельскохозяйственного и ремесленного
производства в отдельных районах и городах, что приводит к упрочению торговых
связей между различными областями королевства. В этих условиях увеличилась
численность населения городов и усилилось их влияние на положение дел в стране.

  • С завершением периода феодальной
    раздробленности государство приобрело форму сословно-представительной монархии.
    Это стало возможным ввиду того, что:
  • ·       укрепились социально-экономические основы
    союза королевской власти и городов, благодаря росту городской промышленности и
    торговли города смогли оказывать монархии помощь;
  • ·       вокруг королевской власти сплотились-
    основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде защитить свое
    привилегированное положение силами королевской армии, а также ради получения
    доходных должностей;
  • ·       страна нуждалась в сильной королевской
    власти для борьбы с внешним врагом.
  • 2. Характеристика
    сословного общественного строя 

В XIV — XV вв. формирование наследственных
сословий завершилось. Французское общество разделилось на три сословия:

  1. ·   сословие духовенства,
  2. ·   сословие дворянства,
  3. ·   третье сословие, к которому относились
    купцы, ремесленники, свободные крестьяне.

Первые два сословия были
привилегированными
, освобождались от государственных налогов и повинностей,
пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям.
Третье сословие было податным.

Под влиянием развития товарно-денежных
отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян.
Феодалы заменяют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К
XIV в. меняется форма крестьянского землепользования — серваж вытесняется
цензивой.

Цензивой называлось наследственное
земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему
господину ценз -твердо фиксированную денежную, реже натуральную ренту, а также
выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цензитарий имел
право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и
продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

Государственное устройство Франции в период сословно-представительной
монархии (XIV — XV вв.)

1. Органы государственного управления 

Началом периода сословно-представительной монархии во
Франции (XIV — XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. Генеральных штатов —
высшего органа сословного представительства.

Предшественниками Генеральных штатов во Франции были
расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а
также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили начало провинциальным
штатам.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по
инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи
правительству; основной их функцией было вотирование налогов.

Каждое сословие
заседало отдельно от других:

  • ·       в первой палате — высшее духовенство,
  • ·       во второй — депутаты от дворянства,
  • ·       в третьей — выборные депутаты от верхушки горожан,
    «третьего сословия».

Источник: https://www.sites.google.com/site/otvetyigpzs/drevnij-mir-i-srednie-veka/formirovanie-soslovno-predstavitelnoj-monarhii-vo-fran-cii-generalnye-staty-velikij-martovskij-ordonans

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector