О каком времени идет повествование в произведении «уроки французского», какой сюжет и краткое содержание

Цели урока.

Обучающая

  • Показать на примере повести В. Распутина какое значение в жизни имеет доброта;

Развивающие

  • развивать умение анализировать художественный текст;
  • развивать устную роль учащихся, навыки исследовательской работы;
  • развивать ассоциативное мышление;
  • развивать функциональную грамотность;
  • Воспитательная
  • На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
  • Ход урока

I. Стадия вызова.

В мае этого года мы отмечаем 67 лет со дня окончания Великой Отечественной войны (слайд)

Учитель: Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту (слады 2-4)

Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли своё отражение в народной мудрости.

  1. Проверка домашнего задания (высказывание о добре, доброте)
  2. Учитель:
  3. – Ребята, а как вы понимаете, что такое добро?
  4. – Кто для вас является добрым человеком?
  5. Составить акростих на тему: «Добро».

Учитель: Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Слайд.

  • И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».
  • Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно
  • Слайд

Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)Верю я, придет пора.Силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)

  1. Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока
  2. (потому что, во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям).
  3. Учитель: Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.

1 ученик: Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства.

1948 год – недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия.

Действует карточная система снабжения продуктами. Слайд.

2 ученик: Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Слайд.

  • Учитель: Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи
  • 3 ученик читает стихотворение:
  • Сидит кусочком хлебушка тарелку молча третНо за кусочек хлебушка не выдаст, не совретИ вот тарелка светится, сверкает белизной.Как будто чудо-зеркальце, из сказочки однойЕще движенье корочки и выплывет со днаХолодная, голодная, последняя войнаВсплывет щадящей плошкою полуподвальный сводИ мальчуган с ладошкою, протянутой впередВсе ближе, нестерпимее в заветном там кольцеКричат глаза огромные на узеньком лицеЗабудь, другое времечко и сказочка не та
  • Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.

Сибирь – родина писателя. Глухая деревня Усть-Уде в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода, герой рассказа никогда не ел яблок, он даже их не видел.

В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим.

  1. Словарь – урока – слайд
  2. И пользуясь положением писателя Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.
  3. Да и нет (блиц-задание на знание биографии)
  1. писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири.

  2. детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.

  3. закончил физико-математический факультет и готовился стать учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).

  4. в начале 60-х годов появились его первые рассказы

  5. в 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского».

  6. этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.

  7. его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).

  8. фрагментарность рассказа делает его в чем-то похожим на личный дневник.

  9. этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая в героине рассказа узнала себя.

  10. Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило со мной)

II. Стадия осмысления.

  1. Выявление авторской позиции (персонаж, человек, повествование)

  2. Проблема: персонаж, человек, повествователь.

Компонент мира художественной литературы

О каком времени идет повествование в произведении

  • – ребята, какие проблемы мы с вами выставили?
  • – от какого лица ведется повествование? (от первого)
  • – как вы считаете, автор и герой в рассказе одно и то же лицо? (автор и герой слиты воедино)

– и все же, их что-то разделяет, что? (время, герой – это ученик, мальчишка, он живет, радуется, чувствует здесь и сейчас).

Автор прожил долгую жизнь, он осмыслил оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

Сейчас вам предлагается провести интервью автора с автором. Автор – ребенок – детские голоса, автор – взрослый человек – взрослый голос. (работа в группах)

Детский голос.

  1. Больше на меня не обращали внимания я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило

  2. Я вертелся между Вадиком и Птахой. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивал одно и тоже: «Перевернул! Перевернул!». Во мне все как-то затвердело и сомкнулось. Вообще у меня не было сил достать из себя слово. Не было в тот день и не могло быть, во всем белом свете человека несчастнее меня

  3. упал, – брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличного объяснения.

После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.

Взрослый голос.

  1. Я оставался один, не понимая и не выделял из горького своего положения одиночества откуда мне было знать, что в своем деле он вырвался вперед, и больше всех его ненавидит тот, кто идет по следу.

  2. я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками

  1. – не знаю, как в математике, а в лице жестокости, которая, как я позже заметил с годами становиться чуть ли не профессиональным призраком учителей даже самых добрых и мягких.
  2. Слайд.
  3. Составить синквейн:
  • Автор – мальчик
  • Автор – взрослый

III. Переходим к работе над композицией рассказа.

Ребята, какие проблемы мы выставляем (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Учитель: Как объяснить такое долгое вступление. Есть эпиграф, история создания, посвящение, предисловие. Зачем все это?

Распутин нас заставляет проникнуться мыслью о серьезности сделанных выводов, он настраивает нас на глубокое осмысление текста. Работа в парах.

Составить кластер. Слайд (композиция рассказа)

О каком времени идет повествование в произведении

  1. Составляет кластер.

  2. Написать эссе (история героя)

IV. Литературная характеристика героев (проблема: портрет, внешний, внутренний, портрет-описание, портрет-впечатление).

Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, что бы достаточно точно описать человека. Слайд.

  • Прием «Узнавание адресата»
  • Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками. (слайд)
  • Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам.
  • Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи.

Учитель: Какой художественный прием использует автор чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика. (антитеза).

  1. Докажите.
  2. Лабораторная работа. (слайд)
  3. Задание: Привести в систему все возникающие в рассказе противопоставления.
  4. Вывод: в произведении отражена борьба добра и зла, именно в период взросления решается на темной или светлой стороне жизни останется человек.
  5. Зачем Распутин вводит эпизод с игрой на деньги.
  6. Сколько игр было на деньги (2).

Как назывались? (чика замеряшка).

Кто оказывается все время рядом с мальчиком? (учительница).

  • Если говорить о роли учительницы, то сначала она едва заметная, а затем возрастает все больше и больше.
  • Мозговой штурм.
  • – почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?
  • – как герой догадался что посылку отправляла не мать?
  • – почему он перестал бояться уроков французского?
  • – зачем учительница стала играть с учеником на деньги?
  • – как в этих играх описано мастерство и плутовство?
  • Как играет герой?
  • Как учительнице удалось, убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?
  • Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всем узнал директор?
  • Учитель: Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.
  • – сколько посылок пришло мальчику?

Почему он отказался от первой и вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их ему прислала).

  1. Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь не обижая своей жалостью.
  2. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
  3. «Прием пластилиновый герой»
  4. Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как человека.

– ребята. А ваши учителя добрые?

  • – а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими
  • Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)
  • Защита своих поделок.

V. Стадия рефлексии.

– Для чего как вы думаете создан этот рассказ?

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком.

Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.

Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин. (слайд)

Источник: https://infourok.ru/urok_po_proizvedeniyu_uroki_francuzskogo-166743.htm

Краткое содержание Уроки французского Распутина

События происходят в Иркутской области в 1948 послевоенном году. Повествование идет от лица автора. Главный герой самый старший из многодетной бедной деревенской семьи. Он вынужден уехать в город, чтобы продолжить обучение в 5-ом классе.

В районном городском центр мальчик живет у тети Нади маминой знакомой. Мать шлет ему из деревни еду, но дети тети Нади ее крадут, и мальчик часто остается голодный. В школе у него хорошие оценки, не дается только французский язык.

Как-то раз главный герой рассказа встречает ребят, которые играют в игру «Чика» на деньги, высланные матерью на молоко. Мальчик решает тоже с ними поиграть и на выигранные деньги купить еду. Оказалось, что он хорошо играет и довольно часто выигрывает. Старших ребят Птаху и Вадика это злит, и они избивают мальчика.

В школу главный герой пошел с разбитым лицом. Классная руководительница, она же учительница французского языка Лидия Михайловна, поинтересовалось, что произошло. Мальчик решил обмануть, но Тишкин все рассказал. Герой боялся, что его отведут к директору и исключат их школы. И ему придется возвратиться домой в деревню.

После уроков Лидия Михайловна стала интересоваться о деньгах и удивилась, что они нужны на еду. Она взяла обещание, что мальчик больше не будет играть. Он пообещал. А сам опять пошел к ребятам играть. Его снова избили, и Лидия Михайловна сказала, что будет заниматься с ним индивидуально после окончания уроков.

Через некоторое время, Лидия Михайловна попросила главного героя приходить к ней на квартиру для занятий французским языком. Учительница была молодая и красивая, лет двадцати пяти. Это очень смущало главного героя, он от природы был стеснительный и робкий. Лидия Михайловна часто приглашала его остаться на ужин, но он сбегал.

В школу главному герою пришла посылка с макаронами, сахаром и гематогеном. Он понял, кто отправил эту посылку и вернул ее Лидии Михайловне.

Вскоре учительница захотела научиться играть на деньги. Она научила мальчика играть в «пристенку». Кидать деньги в стену и пытаться достать пальцем от своей монеты до монеты противника. Так они играли каждый вечер, и разговаривали шепотом, за стенкой была комната директора школы. Лидия Михайловна поддавалась и мальчик выигрывал и получал немного денег, на которые мог купить что-нибудь.

Лидия Михайловна поддавалась, и это было заметно. Произошла ссора, в момент которой в комнату вошел директор. Учительница честно сказала, что они играют на деньги. Вскоре ей пришлось уехать домой на Кубань. Зимой мальчику пришла посылка с макаронами, под ними лежали три красных яблока…

Рассказ учит безвозмездно помогать людям, попавшим в трудную ситуацию.

Подробный краткий пересказ Распутин Уроки французского

Я поступил в школу райцентра в 48-м году. Мать устроила меня на квартиру у своей знакомой, куда шофер дядя Ваня в конце августа привез и выгрузил меня вместе с нехитрыми пожитками.

Читайте также:  Исследование генетики человека: генеалогический, цитогенетический методы и другие

Тот год был таким же голодным, как и предыдущий, но мать все равно нашла силы и средства отправить меня, старшего из троих детей.

В новой школе меня определили в пятый класс, в котором я прилежно учился и получал пятерки по всем предметам, кроме французского. Произношение с корнем выдавало мое деревенского происхождение, непривычное к таким слогам.

Учительница Лидия Михайловна долго показывала правильные сочетания звуков, но все было впустую – язык отказывался воспроизводить чужеродные звуки.

Тоска и одиночество глодали меня, и оттого приехавшая мать испугалась моей худобы. Но тощ я был не только от этого, но и от недоедания. Раз в неделю я получал посылку из дому, хлеб и картошку. Казалось, было много, но спустя пару дней ничего не оставалось. Я не знал, кто воровал – хозяйка тетя Надя, едва тянущая троих детей, или сами ребята. И не хотел знать.

Здешний голод был непохож на деревенский. Там всегда можно было что-то найти. В местной же речушке всю рыбу почти выловили. А больше еды было добыть негде.

Однажды с Федькой мы пошли поглядеть, как играют в «чику» – игра на деньги. Суть ее состояла в том, чтобы, ударив шайбу об стену, как можно ближе отбросить ее к черте. Тогда ты мог этой же шайбой разбивать кассу – стопку монет. Если перевернул на орла, то забирал.

Верховодил здесь Вадик. Он хитрил, и потому часто выигрывал. Мне казалось, что я тоже смогу выиграть. Сноровка и меткость у меня были. Не было одного – денег.

Мать слала хлеб потому, что денег в нашей семье не водилось. Но пару раз она вкладывала мне в записку по пятерке, покупать молоко. Я страдал малокровием.

Однажды я в третий раз получил пять рублей и не пошел покупать молоко, а отправился к Вадику играть. Вначале проигрывал, потом наступил день моего первого выигрыша. С тех пор я стабильно выигрывал рубль на молоко и уходил. Вадиму и его товарищу по прозвищу Птаха это не нравилось. Однажды они обвинили меня в нечестной игре, побили и прогнали.

Утром я выглядел ужасно – распух нос и лицо было в синяках. Это не укрылось от Лидии Михайловны. Она спросила, что произошло, но не получила ответа от меня. Зато вскочил Тишкин, который и доложил, как я играл на деньги. Учительница велела остаться после уроков.

Как я боялся этого момента! За игру на деньги выгоняли из школы. Потащи она меня к директору, так бы и произошло, но… Лидия Михайловна спросила, куда я трачу выигранные деньги.

Боясь на нее даже взглянуть, я признался. Учительница казалась мне каким-то неземным созданием, и даже запах ее духов я принимал за ее дыхание.

Было стыдно сидеть напротив, побитому, оборванному, в старой одежде, из которой я давно вырос.

Лидия Михайловна не стала тащить меня к директору, взяв обещание, что я больше не буду играть на деньги. Обещание было дать легко, но дядя Ваня перестал ездить в город по колхозным делам и передачи больше не привозил.

От отчаяния пришлось снова идти к Вадику и Птахе. Но уже деньги нужны были не на молоко, а на хлеб. Помногу выигрывать уже боялся, достаточно было 20-30 копеек. Но потом я выиграл рубль, и снова был избит.

Лидия Михайловна, слушая мое бормотание, всплеснула руками и сказала, что отныне будет заниматься со мной после занятий. Так начались самые неловкие дни в моей жизни.

Жила учительница в одной из квартир рядом со школой. Во второй половине дома Лидии Михайловны жил директор.

Сидя в углу, я слушал пластинки со столь нелюбимым мной языком и разглядывал диковинку – радиоприемник. Учительница была одета в домашнюю одежду, часто ходила, хлопоча по дому, и этим смущала меня еще больше. Каждый раз она предлагала мне остаться на ужин, но я вскакивал, бормотал о сытости, и убегал.

Однажды для меня прибыла посылка, упакованная в фанерный ящик. Дивно было – мать никогда так не упаковывала передачи. Когда я увидел содержимое, макароны, сахар и гематоген, то сразу понял, кто прислал мне это богатство. Вспыхнув от стыда, я отнес ящик обратно Лидии Михайловне. Но уроки наши на этом не прекратились.

Как-то учительница спросила, играю ли я еще на деньги. Она принялась вспоминать, как в детстве играла в пристенок и показала, как именно. А потом предложила сыграть. Не знаю как так вышло, но она уговорила меня. С тех пор мы каждый день играли, и у меня снова появились деньги.

Однажды мы спорили о счете, когда раздался голос директора, вопрошавшего о нашем занятии. Лидия Михайловна спокойно ответила, что мы играем в пристенок.

Через три дня она уехала на Кубань. Больше мы не виделись. А в январе я получил посылку с макаронами и яблоками.

Человечность – качество, которое должно быть в любом человеке любой профессии. Именно такие люди и остаются в сердцах других на всю жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

О каком времени идет повествование в произведении

  • Краткое содержание Сорок изыскателей Голицына
    Данное произведение является неким симбиозом приключения и детектива. Является легкой по прочтению, а сюжет очень закрученный. А развязка очень трогательной, которая цепляет читателя до глубины души
  • Краткое содержание Осеева Волшебное слово (Спасибо и пожалуйста)
    Под деревом отдыхал невысокого роста дедушка с длинной седоволосой бородкой. Он сидел на скамье. Рядом были изображены острым концом зонта непонятные символы.
  • Краткое содержание Шолохов Семейный человек
    Старый казак, работающий паромщиком, перевозит через Дон демобилизованного солдата. По дороге Микишара рассказывает историю своей жизни в надежде услышать мнение человека не местного, «не свойского», способного к непристрастному анализу.
  • Краткое содержание Берн Люди, которые играют в игры
    Произведение знаменитого психолога посвящено идеям психологического анализа Фрейда, развивающего общую теорию и методы лечения различных психических болезней.
  • Краткое содержание Чернышевский Сны Веры Павловны
    Вначале героиня будто находится в заточении в тёмном подвале. Но потом она как будто освободилась, оказавшись в пшеничном поле. В тоже время она как будто вылечилась от, как ей казалось, паралича

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/rasputin/uroki-francuzskogo-kratko

Краткое содержание рассказа "Уроки французского" Распутина: краткий пересказ

В этой статье представлено краткое содержание рассказа «Уроки французского» В. Распутина. 

О каком времени идет повествование в произведении
Иллюстрация к рассказу
«Уроки французского».
Художник В. Гальдяев

Действие рассказа происходит в послевоенное время в 1948 году в Сибири в Иркутской области.

Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Его имя не указано в рассказе.

Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5-ый класс.

В райцентре главный герой живет у знакомой женщины – тети Нади. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка. Мать присылает мальчику еду из дома, но ее все время не хватает. Тетя Надя или ее дети воруют продукты у мальчика. Из-за этого он часто голодает.

Плохая компания

Однажды мальчик знакомится с ребятами, которые играют в «чику» на деньги. Мальчик тоже играет с ними, чтобы заработать деньги на еду. Со временем он играет все лучше и выигрывает все чаще. Это злит старших мальчиков Вадика и Птаху. Они избивают главного героя несколько раз.

Уроки французского на дому

Учительница французского языка Лидия Михайловна решает помочь бедному ученику. Она знает, что мальчик голодает и что он играет на деньги, чтобы купить еду.
Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику. Она предлагает ему дополнительно заниматься французским языком у нее дома. Мальчик начинает ходить к учительнице домой на уроки. Учительница пытается угощать мальчика своей едой. Но мальчик отказывается от угощений.

Странная посылка
Чтобы «подкормить» голодающего мальчика, учительница однажды собирает мальчику посылку с едой. Посылку приносят в школу и говорят мальчику, что это от мамы. Но главный герой понимает, что посылка – от учительницы. И он отказывается от продуктов из посылки.

Игра в «замеряшки»

Лидия Михайловна понимает, что скромный и гордый мальчик не примет ее помощь. Тогда она предлагает мальчику поиграть с ней в «замеряшки» на деньги. Мальчику нравится игра. С тех пор, позанимавшись французским, учительница и ученик каждый раз играют в «замеряшки». У мальчика наконец появляются деньги на еду. Так учительница достигает цели: теперь мальчик не голодает и не водится с плохими ребятами.

Гнев директора

Однажды директор школы видит, как учительница и мальчик играют в свою игру. Директор обвиняет учительницу в неприличном поведении. После этого случая Лидия Михайловна увольняется и уезжает домой на Кубань. А мальчик продолжает учиться в школе. Учительница и ее ученик больше никогда не видятся.

Посылка с яблоками

Вскоре после отъезда учительницы мальчик получает от нее посылку с Кубани. В посылке он находит яблоки, которые никогда в жизни не ел.

Много лет спустя главный герой по-прежнему помнит свою добрую учительницу.

Это было краткое содержание рассказа «Уроки французского» Распутина — краткий пересказ основных событий и фактов из рассказа.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Уроки французского»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/02/kratkoe-soderzhanie-Uroki-francuzskogo-Rasputin-kratkij-pereskaz.html

«Уроки французского» краткое содержание

О каком времени идет повествование в произведении

«Уроки французского» — рассказ русского писателя Валентина Распутина 1973 года. В произведении автор рассказывает о своей жизни, о своих взлётах, падениях.

«Уроки французского» краткое содержание читать

События рассказа случились в 1948 году, когда на дворе стоял голод послевоенных лет.

Главный герой — одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведётся повествование. Мальчик был старшим в семье из трех детей, отца у них не было. Мать с трудом находила хоть какие-то крохи еды, чтобы прокормить детей, а он ей помогал.

Порой зерна овса и глазки проросшей картошки были единственным, что они «сажали» в своем животе.   До одиннадцати лет он жил и учился в деревне.

Его считали «башковитым»,  в деревне «признавался за грамотея», писал за старух и читал письма, проверял облигации.

Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа, и поэтому, чтобы продолжить учиться, об был вынужден уехать в райцентр. В это тяжёлое время мать собрала и отправила сына учиться.

В городе он чувствовал голод ещё сильнее, потому что в деревне легче найти себе еду, а в городе всё нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тёти Нади.

Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился на одни пятёрки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза.

В свой очередной приезд мама заметила, что мальчик сильно исхудал. Она думала, что это от переживаний и скуки по дому, хотела даже забрать его домой. Но мысль, что придется оставить учебу останавливала.

На самом деле такое недоедание было связано с тем, что часть присланных мамой продуктов куда-то пропадала, а мальчик не мог понять куда. Он подозревал тетю Надю, которой нужно было накормить трех детишек, но никому не говорил.

В отличие от деревни, здесь даже рыбу нормальную нельзя было словить или съедобных корешков накопать, так он и оставался сутками голодный. Зачастую его ужином была лишь кружка кипятка.

Однажды главный герой узнаёт, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими ребятами. Правила были просты. Монеты складывались стопкой, решкой вверх.

Для того, чтобы выиграть нужно было ударить по стопке так, чтобы как можно больше монет перевернулось орлом вверх. Это и был выигрыш. Туда ходил и одноклассник мальчика – суетливый Тишкин. Играть научились быстро, но выигрыш всегда был мизерный.

Больше всех выигрывал Вадик, так как жульничал. Когда мальчик попытался уличить его в этом, тот его избил.

На следующий день мальчик приходит в школу весь избитый, и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор.

Лидия Михайловна думала, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. После этого ее отношение изменилось, и она решила заниматься с ним французским отдельно.

Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из застенчивости и гордости.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала мальчику и хотела немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он недоедает. Но он не хотел принимать помощи благородной учительницы.

Читайте также:  Чем отличается лицей от гимназии и от общеобразовательной школы: особенности программ

Она пыталась прислать ему посылку с едой (макаронами, сахаром и гематогеном), но он отдал её обратно, так как понимал, что мать такие продукты не может позволить ему купить, а от постороннего человека он это принять не мог.

Тогда Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником преступлением,  и  даже не разобрался по существу, что заставило её пойти на это.

Женщину увольняют и она уезжает к себе на Кубань, но учительница не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и даже с яблоками, которых мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна — добрый, бескорыстный и благородный человек.

Даже лишившись работы, она ни в чём не винит мальчика и не забывает о нем.

«Уроки французского» краткое содержание для читательского дневника

Дело было в 1948 году, когда на дворе стоял голод послевоенных лет. Даже в деревне жить трудно. Рассказчик — мальчик 11 лет, он уезжает в районный центр учиться, потому что в его деревне только начальная школа. Он пятиклассник. Все время хочется есть, но он понимает, что мать не может помочь деньгами.

Мальчик начинает играть в игру на деньги, но местные мальчишки играют нечестно, однажды его избивают за правду. Молоденькая учительница, которая сразу поняла причину его игры в «чику» назначает ему дополнительные занятия по французскому языку у себя дома. Она всегда готовила ужин от которого мальчик всегда отказывался и убегал.

Тогда Лидия Михайловна, предложила ему играть в «замеряшки» на деньги, она поддавалась, чтобы он выигрывал деньги на молоко. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала к себе на Кубань. А после зимы она прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которые он видел только на картинке.

«Уроки французского» — рассказ о добрых и отзывчивых людях.

Источник: https://kratkoe.com/uroki-frantsuzskogo-kratkoe-soderzhanie-2/

В. Г. Распутин. Уроки французского. Краткий пересказ

Как вы объясняете название рассказа?

Название имеет широкий смысл. Лидия Михайловна вела уроки французского языка в школе. Она приглашала юного ге­роя к себе домой на дополнительные заня­тия французским языком, много разгова­ривала и пыталась угостить ужином. Уро­ки давали свои плоды, так как он был способным мальчиком.

Они не только по­могли преодолеть отставание в учебе, но и развивали интерес к языку, заставляли самостоятельно заглядывать в словарь, в дальние учебные тексты.

Фактически ав­тор под названием уроки французского подразумевает уроки доброты, гуманнос­ти, цель которых — как-то помочь мальчи­ку, отогреть его душевно.

Кратко расскажите о событиях этого рассказа и важнейших элементах его сюжета.

В рассказе описываются автобиогра­фические события 1948 года.

Герой рассказа, пятиклассник, после окончания в деревне начальной школы был отправлен в райцентр для продолже­ния учебы. Жил на квартире. В деревне царил голод, и мать помогала ему про­дуктами очень скудно, да и то часть их воровали то ли хозяйка, то ли ее голод­ные дети.

Будучи способным ребенком, он учился хорошо, но не ладилось с французским языком из-за произношения. Эти предва­рительные сведения о жизни и учебе под­ростка составляют экспозицию рассказа.

Мальчик любил игры, которые разви­вали ловкость, точные движения. В рай­центре ребята играли на деньги, что преследовалось взрослыми. Рассказчик приобщается к компании старших под­ростков, в совершенстве овладевает их иг­рой и начинает зарабатывать себе на еду. Здесь складывается завязка сюжета.

Его успехи вызывают озлобление товарищей, и он дважды подвергается побоям. О его игре на деньги узнает классный руководи­тель и учительница французского языка Лидия Михайловна, которая проводит с ним беседу и узнает причины его участия в азартной игре. Она пытается как-то по­мочь мальчику, осторожно, не ущемляя его достоинства.

Понимая его способности к учебе, она приглашает его домой для до­полнительных занятий языком. Жалея мальчика, она пытается усадить его за стол поужинать, однако стеснительный и в то же время обостренно гордый мальчик отказывается от угощений, заявляя, что сыт.

Дополнительные уроки не только по­могают ликвидировать пробелы в знаниях и произношении, но и развивают вкус к языку, желание самостоятельно зани­маться, почитать дальние тексты в учеб­нике, заглянуть в словарик.

Отчаявшись помочь мальчику, в том числе и неудачно отправленной посылкой с макаронами и гематогеном, которые не­возможно купить в деревне, Лидия Ми­хайловна решается на крайний шаг.

Она заинтересовывает его игрой на деньги, ко­торая при всей ее «непедагогичности» ста­новится орудием доброты. Мальчик чест­но выигрывает свои копейки и рубли, чтобы купить необходимое ему от мало­кровия молоко.

Игра также сближает под­ростка и его учительницу.

Эпизоды игры — кульминационные мо­менты рассказа. Развязка наступает нео­жиданно. Живущий в другой половине дома директор школы Василий Андре­евич, педагог и школьный администра­тор, пораженный шумом в квартире Ли­дии Михайловны, застает ее за игрой с мальчиком.

«Я теряюсь сразу назвать ваш поступок, — задыхаясь, произнес он. — Это преступление. Растление. Сов­ращение. И еще, еще… Я двадцать лет ра­ботаю в школе, видывал всякое, но та­кое… — И воздел руки над головой». Ли­дия Михайловна уехала в свой родной Краснодарский край.

Больше герой ее ни­когда не видел.

Среди зимы он получил посылку с укладками макарон и тремя красными яблоками, которые раньше видел только на картинках.

На этой странице искали :

  • пересказ уроки французского
  • как вы объясните название рассказа уроки французского
  • уроки французского краткий пересказ
  • Как вы объясняете название рассказа Уроки французского
  • краткий пересказ уроки французского языка

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/v-g-rasputin-uroki-francuzskogo-kratkij-pereskaz.html

Краткий пересказ Уроки французского Распутин

Уроки Французского под авторством Распутина, что мы изучаем в кратком пересказе для читательского дневника, писатель написал в 1973 году.

Создавалось оно в стиле деревенской прозы и может вполне считаться автобиографическим рассказом, ведь здесь раскрываются эпизоды из жизни самого писателя.

Давайте познакомимся с кратким пересказом Уроки французского по главам, чтобы иметь возможность сделать анализ ответить на вопросы, поставленные учителем на уроке.

Уроки французского: краткий пересказ

В самом начале мы знакомимся с главным героем рассказа, мальчиком пятиклассником. Первые четыре класса он учился в деревне, а вот дальше нужно было ехать в райцентр за пятьдесят километров от дома.

Из рассказа Уроки французского мы узнаем, что сначала договориться о жилье в город съездила мать. А в августе на машине с дядей Ваней мальчик приехал в город и поселился у тетки.

Было ему тогда одиннадцать, и именно в этом возрасте начинается его самостоятельная взрослая жизнь.

Шел 1948-й год. На дворе стояли голодные времена. Денег катастрофически не хватало, и герою рассказа было трудно поверить, что мать все же отпустила в город своего сына. Семья жила бедно, да еще и без отца. Начальную школу рассказчик закончил хорошо, его на селе называли грамотеем.

Вся деревня шла к нему с облигациями, когда приходили выигрышные таблицы, считая что у него счастливый глаз. И правда, в деревне многие выигрывали, пусть и мелкие денежные призы, но люди и тому были рады. Все говорили о том, что парень растет башковитым и ему нужно продолжать учиться.

Вот мать и собрала сына в городскую школу, где в целом мальчик учился хорошо, хромал только французский язык. Вернее, хромало произношение. Сколько ни показывала учительница, как выговаривать слова и звуки, все было зря.

Далее в кратком пересказе рассказа Уроки французского мы узнаем, как тяжело было мальчику. Мало того, что у него была тоска смертная по дому, так еще и есть было нечего. Мать старалась, как могла, прокормить своего сына в городе, присылая ему хлеб с картошкой, но легче от этого не становилось.

Как оказалось, еду воровали дети хозяйки, но матери мальчик ничего не говорил, так как от этого никому легче не будет. В деревне тоже было голодно, но там было легче прожить, отыскав какие-то фрукты или овощи. В городе же все приходилось покупать. Так и голодал наш герой, пока не приедет дядя Ваня и не привезет еды. Экономить смысла не было, ведь еду все равно украдут.

И наевшись до отвала в день приезда дяди Вани, все остальные дни мальчик вновь голодал.

Однажды Федька заговорил об игре на деньги, которая называлась Чика. Денег у нашего героя не имелось, поэтому ребята просто пошли посмотреть. Смекалистый мальчишка быстро разобрался в сути игры и понял, что здесь главный некий Вадик, который тому же постоянно хитрит. Все это знали, но ничего не говорили.

Вот и наш герой решился попробовать свои силы в игре. Деньги, что мать присылала ему время от времени на молоко, он решил пустить на игру.

Из-за недостатка опыта ему поначалу не везло, но когда все уходили, он тренировался бросать шайбу и наступил тот день, когда удача повернулась лицом, и паренек начал выигрывать. Самой игрой тот никогда не увлекался, и как только получалось выиграть рубль, мальчик забирал деньги и бежал за молоком.

Теперь ребенок был пусть и не был сыт, но сама мысль о том, что каждый день он может пить молоко, успокаивала. Однажды Вадька заметил, что новичок, как только выигрывал деньги, тут же пытался убежать. Так никто не играл, и такое тут не прощалось.

В очередной раз когда рассказчику удалось забрать кассу, Вадька обманным путем попытался доказать, что тот мухлюет. Началась драка. Мальчишку били все, а потом сказали уходить и больше не возвращаться. А если тот кому расскажет об этом месте — ему не жить.

Наутро пришлось идти в школу с разбитым лицом, и именно урок французского был первый по расписанию и Лидия Михайловна первой увидела его разукрашенное лицо. Разговаривая с учеником, она услышала, что тот получил увечья от падения.

Однако одноклассник Тишкин, который также ходил играть, рассказал учительнице о Вадьке и том, что именно тот побил одноклассника. Рассказал и об игре на деньги.

Учительница попросила остаться нашего героя после уроков, а Тишкина вызвала к доске.

Мальчик боялся встречи с директором, который точно выгонит из школы за факт игры на деньги. Но Лидия Михайловна никому ничего не сказала, а лишь стала расспрашивать об игре. Учительница узнала, что играет он, чтобы выиграть рубль, за который покупает молоко. Рассматривая мальчика, она увидела, насколько тот бедно одет. Но попросила его больше не испытывать судьбу.

Осень выдалась неурожайной и матери нечего было присылать своему сыну, а та картошка, что была прислана в последний раз оказалась съедена. Голод вновь заставляет мальчика отправиться играть. Поначалу его не хотели пускать, но потом Вадька разрешил сыграть. Играл он теперь осторожно, чтобы выигрывать лишь несколько копеек на хлеб, но на четвертый день выиграл рубль и был вновь избит.

Учительница вызвала его читать французский текст и заметила разбитую губу. Произношение было ужасное и не выдержав, Лидия Михайловна говорит, что будет с ним заниматься индивидуально.

Сначала дополнительные занятия проходили в школе, но потом под предлогом нехватки времени, Лидия Михайловна стала приглашать ученика к себе домой. Эти дополнительные уроки были пыткой для нашего героя.

Он не понимал, почему только с ним занимается учительница, ведь и у других было произношение не лучше. Но индивидуальные занятия тот продолжает посещать. В конце занятий учительница приглашала его за стол, но мальчик со словами, что сыт, убегал.

Спустя время женщина прекратила свои попытки пригласить ребенка на ужин.

Однажды мальчику сообщают, что его внизу ждет посылка. Тот подумал, что это дядя Ваня прислал. Увидев посылку, мальчику показалось странным, что она не в мешке, а в ящике. В посылке оказались макароны, и мальчик понимает, что мать никак не смогла бы их прислать, ведь в деревне такого сроду не было. И он понимает, что посылка точно не от матери.

Вместе с ящиком рассказчик отправляется к Лидии Михайловне, которая сделала вид, что не понимает о чем речь. Учительница удивилась, что таких продуктов в деревне не бывает, и в конце концов призналась в том, что посылку отправила она. Как ни уговаривала его Лидия Михайловна, посылку мальчик не взял.

Но все же уроки французского у них продолжались и от дополнительных занятий были неплохие результаты.

Читайте также:  Полезные ископаемые: виды минеральных ресурсов и крупнейшие нефтегазоносные бассейны мира

Как-то мальчик пришел в очередной раз на занятия и учительница поинтересовалась, не играет ли он. Тот сказал, что нет, а после рассказала об игре из своего детства. Это была не чика, а пристенок или замеряшка, а после предложила попробовать поиграть.

Мальчик было опешил и не соглашался, но учительница смогла привести нужные аргументы и уговорить. И вот их игра началась. Сначала это было впонарошку, но потом учительница предложила играть на деньги. Сначала он увидел, что учительница ему подыгрывает, чтобы тот постоянно выигрывал. На что ребенок стал возмущаться. И вот дело пошло.

После урока французского они стали постоянно играть. У мальчика появились деньги, тот стал пить молоко.

Игры с Лидией Михайловной проходили весело, со спорами, и вот за одним из них их и застал директор школы, который жил в соседней комнате. Учительница не скрывала, что они играли на деньги. Директор назвал ее преступницей и через три дня Лидия Михайловна была уволена. Учительница нашла мальчика, чтобы с ним попрощаться, сказав что уезжает на Кубань. Ему же наказала хорошо учиться.

Больше они не виделись. Однако зимой мальчику вновь пришла посылка. Когда тот ее открыл, то увидел макароны и три красных яблока. До этого он такие видел лишь на картинках. Посылка была от Лидии Михайловны. Так в кратком пересказе и завершаются Уроки французского.

Источник: https://sochinyshka.ru/kratkij-pereskaz-uroki-francuzskogo-rasputin.html

В г распутин "уроки французского". " главные герои. уроки доброты"

Тема: Распутин В Г. «Уроки французского». Главные герои. «Уроки доброты»

  • Цель: формирование умения у учащихся анализировать художественное произведение
  • Задачи:
  • Образовательная: выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы, поднятые автором в произведении; формировать умение анализировать художественное произведение;
  • Развивающая: развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников;
  • Воспитательная: воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.
  • Тип урока: комбинированный урок
  • Оборудование: ИКТ, учебник по литературе 6 класс под ред. В Я Коровиной
  • Ход урока:
  • 1. Оргмомент
  • Придумано кем — то просто и мудро
  • При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

  1. И каждый становится, добрым, доверчивым 
  2. пусть доброе утро длится до вечера!
  3. Но, а мы послушаем стихотворения о доброте.
  4. Когда по склонам вечной суеты
  5. Бежать от неудач устанешь люто.
  6. Направь шаги
  7. Тропою доброты
  8. И радость помоги найти кому-то.

— Здравствуйте, мои дорогие! Я рада вас видеть!

— Начнем мы наш урок со следующих слов. Обратите внимание на доску. Прочитаем эпиграф. Как вы понимаете, в чем же смысл данного высказывания?

  • Доброта — качество, излишек которого не вредит.
  • Голсуорси Д
  • — О каком качестве человека мы будем разговаривать на уроке? (О доброте)
  • 2. Постановка темы и цели урока

— Молодцы! И тема нашего урока «В Г Распутин и его рассказ «Уроки французского». Главные герои». СЛАЙД 1

СЛАЙД 2Наши задачи на уроке: попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести «Уроки французского», выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, а также продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над своей культурой речи.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть учитель? Опишите мне его. (ответы учащихся)

— Хорошо, вот вы нарисовали свой портрет учителя. К этому вопросу мы еще вернемся в конце урока.

3. Работа с текстом

СЛАЙД 3О чем же данный рассказ? Давайте с вами повторим, прочитав краткое содержание из своего читательского дневника.

Читательский дневник. А) Чтение

Повествование в рассказе ведется от первого лица. Действие происходит в 1948 году.

    Главный герой – мальчик, который учится в пятом классе в райцентре, расположенном в 50 километрах от его родной деревни. В деревне была только начальная школа, и все учителя отмечали способности мальчика и советовали его матери отдать его учиться в среднюю школу.

Дома они жили очень бедно, продуктов не хватало, и мать решила все же отправить мальчика в райцентр, поселив его у своей знакомой. Время от времени она присылала из дома посылки с картошкой и хлебом, но эти продукты быстро пропадали – видимо, или сама хозяйка квартиры, где жил герой, или кто-то из ее детей, их воровали.

Так что и в городе герой голодал, часто имея на ужин только кружку кипятка. 

   В школе мальчик учился хорошо, но ему не давался французский язык. Он легко запоминал слова и фразы, а вот произношение «поймать» никак не мог, что очень беспокоило его молодую учительницу Лидию Михайловну. 

   Для того, чтобы найти деньги себе на еду и молоко, герой начал играть в «чику» на деньги. В компании игроков собрались более старшие ребята, а из одноклассников героя был только один – Тишкин.

Сам герой играл очень осторожно, используя для этого деньги, которые присылала ему мать на молоко, а ловкость помогала ему оставаться в выигрыше, но он никогда не выигрывал больше рубля в день, сразу же уходя.

Это очень не нравилось другим игрокам, которые избили его, когда он уличил в жульничестве одного из ребят.

   На следующий день он пришел в школу с разбитым лицом, на что обратила внимание учительница французского и классный руководитель Лидия Михайловна.

Она стала его расспрашивать, что случилось, он не хотел отвечать, но Тришкин все ей рассказал. Тогда она, оставив его после уроков, поинтересовалась, зачем ему деньги и услышав, что он на них покупает молоко, очень удивилась.

Пообещав ей никогда больше не играть, мальчик нарушил данное слово, и его снова избили.

    Увидев его, учительница заявила, что ей надо с ним позаниматься французским дополнительно. А так как времени в школе оставалось мало, то она велела ему приходить к ней в квартиру по вечерам. Герой был очень смущен, да еще и учительница пыталась постоянно накормить его, от чего он постоянно отказывался.

Как-то раз на адрес школы и на его имя пришла посылка, в которой были макароны, сахар и плитки гематогена. Он сразу понял, от кого была эта посылка – его матери просто негде было взять макароны. Он отнес посылку к Лидии Михайловне и потребовал, чтобы она больше никогда не пыталась передавать ему продукты.

    Лидия Михайловна, видя, что мальчик отказывается принимать помощь, пошла на новую хитрость – она научила его новой игре на деньги – «пристенке». За этой игрой они и проводили вечера, стараясь разговаривать шепотом, так как в соседней квартире жил директор школы.

Но однажды герой, увидев, что учительница жульничает, причем, делает так, чтобы он постоянно выигрывал, разозлился, и у них завязался громкий спор, который и услышал вошедший в комнату директор. Лидия Михайловна призналась ему, что играет с учеником на деньги, а через несколько дней после этого уволилась и уехала к себе домой, на Кубань.

Зимой герой получил еще одну посылку – ящик, полный макарон, под которыми лежали три больших красных яблока. Он сразу догадался, кто прислал ему эту посылку.

  1. б) Беседа
  2. — Как звали главного героя? (Имя главного героя неизвестно, указано в рассказе лишь возраст мальчика — 11 лет, и что он учился в 5 классе)
  3. — Какой предмет не поддавался мальчику? (французский язык)
  4. — Зачем мальчик играл играл в «чику»? (чтобы найти деньги себе на еду и молоко)
  5. — Почему мальчик подрался? (он уличил в жульничестве одного из ребят)
  6. — Как звали классную руководительницу? (Лидия Михайловна)
  7. — Почему учительница решила научить главного героя новой игре «пристенке»? (потому мальчик не хотел принимать помощь; он смущался, когда приходил к учительнице на квартиру, чтобы заниматься дополнительно французским языком; и всегда отказывался, когда та хотела его накормить)

— Почему учительница уехала на Кубань? (как-то раз во время игры учительница и мальчик поругались, потому что тот увидел, как его обманывает в игре классная руководительница (поддается).

По соседству жил директор (в соседней квартире), он услышал их ссору. Учительница созналась директору в том, что играет с учеником за деньги.

После она уволилась и уехала на Родину, прислав через некоторое время посылку мальчику с макаронами и тремя большими красными яблоками)

в) Характеристика главные героев. Работа в парах

СЛАЙД 6 — 7 Мальчик. Мальчик-пятиклассник — главный герой произведения «Уроки французского». Ему 11 лет, он только перешел в 5ый класс и учится в районном центре. Это очень смышленый ребенок, которого все в родной деревне называют «башковитым» (умный, сообразительный), так как он единственный, кто учится и при этом хорошо.

Мать мальчика с трудом могла прокормить трех детей, старшим из которых был он (действие в рассказе разворачивается в 1948 году, на фоне послевоенного голода). Когда она увидела его стремление к учебе, то решила по начальной школы отправить его в районный центр к одной из знакомых.

Там он менее прилежно учился и все предметы ему давались, кроме французского, произношение которого он никак не мог освоить.

В городе мальчик часто не доедал и совсем исхудал. Ведь там невозможно было наловить рыбы или выкопать съедобных корешков. А продукты, которые ему присылал мама, часто куда-то пропадали. Видимо, соседка воровала для своих детей.

Для того, чтобы хоть как-то заработать себе га кусок хлеба или стакан молока, ему пришлось играть на деньги с мальчишками постарше. Главным в компании был семиклассник Вадик, который любил жульничать.

Когда главный герой пытался его уличить, то получил тумаков (тумаки' —  удары кулаком).

— Лидия Михайловна — учит-ца французского языка у главного героя, она же и классный руководитель. «Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно».

ВОТ КАК ХАРАКТЕРИЗУЕТ ГЕРОЙ СВОЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ: «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, …, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание». —

Учительница французского языка Лидия Михайловна была добрым и великодушным человеком. Она помогала детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, помогала, чем могла. 

 Узнав, что ее ученик играет на деньги, она не оскорбла и не очернила его, а попыталась разобраться, что заставило мальчика так поступить. Поняв, что ребенок живет один, да еще и на граши, Лидия Михайловна стала ему всячески помогать.

Она приглашала его к себе домой для занятий французским языком. Но спустя некоторое время учительница предложила мальчику сыграть в «пристенок», чем очень его удивила.

Мальчишка чувствовал себя комфортно и уютно в окружении Лидии Михайловны, она стала ему опорой в его нелегкой жизни. 

Когда директор узнал об игре на деньги, что в то время было запрещено, он уволил учительницу, но Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше.

Учительница уехала к себе на родину на Кубань. И зимой она прислала мальчику посылку с красными яблоками, которые ребенок видел только на картинках. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым.

 

За время общения с мальчиком, Лидия Михайловна заменила ему мать, что так важно для маленького неокрепшего сознания. Она помогла ребенку освоиться в этом жестоком и суровом мире.

г) Запись в тетрадь по литературе краткую характеристику героев (см слайды 7, 9-10)

5. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему «Спешите делать добрые дела»

  • 6. Итог урока
  • — А завершить урок мне бы хотелось стихотворением:
  • Доброта нужна всем людям,
  • Пусть побольше добрых будет.
  • Говорят не зря при встрече
  • «Добрый день» и «Добрый вечер».
  • И не зря ведь есть у нас
  • Пожелание «В добрый час».
  • Доброта — она от века
  • Украшенье человека…

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/v-g-rasputin-uroki-frantsuzskogho-glavnyie-ghieroi-uroki-dobroty.html

Ссылка на основную публикацию