Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Если мысль – электрический ток, а наш язык – передатчик, то мы нуждаемся в прочных соединительных проводах. Без них мысли из мозга доходят до языка с помехами, и даже заготовленная речь может превратиться в бессвязный набор слов.

Ничего страшного в этом нет, просто в некоторых случаях может навредить. Любой человек оценивает вашу сущность, и одним из критериев является способность к коммуникации. Зачем нам лишний раз отпугивать «большую шишку»?

Поэтому чтобы всегда быть на высоте и научиться грамотно выражать свои мысли, мы рассмотрим сразу 3 направления развития своей речи. Действовать будем комплексно, т.к. эти направления прочно взаимосвязаны.

3 критерия качественной речи:

Быстрая формулировка

#1 Практика  (самый быстрый и 100% способ)

Как мышца увеличивается от нагрузок, так и скорость формулировки увеличивается от практики. И если мышцу еще можно накачать волшебным порошочком или уколом, то вот речь уже нельзя. А значит, придется приложить усилия.

Но есть секрет — скучная практика нам только навредит. Штрудирование словарей, сохранение вырезок из газет и простаивание перед зеркалом только отобьют желание саморазвиваться. Поэтому надо браться только за то, что будет интересно.  А попробовать можно следующее:

  • Брать любое слово и давать ему определение
    Например, когда вы стоите и моете посуду, делать особо нечего, обе руки заняты и остается только думать. Как раз в это время можно потренироваться.
    О, ложка! Ложка – это объемный, односторонне-выпуклый предмет, наделенный способностью отправлять пищу в рот. Тарелка. Тарелка – плоское материальное тело округлой формы, служащее резервуаром пищи для человека. И так далее в том же роде.
    С помощью такого дурачества мозг формирует клише (шаблонные фразы) и потом использует их для разговора. Ему не приходиться формулировать – вы уже сделали это заранее – ему остается только вспомнить и выложить на язык.

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

  • Читать вслух
    Если вы читаете хотя бы несколько страниц в день, то одну страничку можно почитать вслух. При этом мозг будет не только видеть, но и слышать красивую речь. Здесь опять работает память, формирующая шаблонные заготовки.
  • Начать вести дневник или блог
    Читать хорошо, а излагать свои мысли на бумаге – еще лучше. Вы как-бы ставите себе рамки: если в голове вы могли изменять, переворачивать и удалять предложения, то на бумаге у вас только одна попытка.
    Та же попытка у вас при разговоре, поэтому это упражнение максимально приближено к реальности.
  • Проговаривать свои действия
    Представьте себя ведущим кулинарного шоу, когда готовите бутерброд, или автоинструктором, когда ведете машину. Чем больше вы будете говорить и нарабатывать речевые обороты, тем проще вам будет впоследствии высказать мысль.
  • Не бояться дискуссий
    В споре рождается не только истина, но и умение выразить свою точку зрения. Это как шахматы: вы анализируете оппонента, атакуете его аргументы, приводите свои – в общем, получается неплохая тренировка.
    Согласитесь, что тренировка с живым человеком гораздо лучше тренировки с «грушей» (в нашем случае с записями в дневнике). Старайтесь из любой ситуации извлечь пользу, поэтому не упускайте возможности поучаствовать в споре.

 

#2 Мудрость всех мудрецов

2 уха – 1 рот. Больше слушать – меньше говорить. Говорить не думая – стрелять не целясь.

Все эти афоризмы сводятся к одному: прежде чем что-то сказать, нужно внимательно выслушать и продумать свою речь. Это простая математика: чем меньше вы говорите, тем меньше вероятность сказать глупость. Чем больше вы слушаете, тем лучше сможете обдумать свою мысль.

Поразмыслив и потянув время, вы будете во всеоружии:

  • Вы подготовлены к вопросам собеседника
  • Вы не разводите болтологию, а коротко и по делу передаете информацию
  • Вы выражаете свои мысли последовательно и вам проще убедить человека

Для того чтобы все это осуществить, вам нужно составить тезисы в своей голове — определить, что вы хотите сказать. Затем, постепенно покрывать их сахаром – аргументами, обоснованиями и ответами на возможные вопросы. И в конце, без лишней воды выразить свои мысли, при необходимости поясняя и иллюстрируя.
 

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

#3 Шпаргалка

В некоторых ситуациях мысли не вяжутся сами собой, поэтому у вас должен быть план «Б». То есть когда вы чувствуете, что потеряли нить или сбились с темы, нужно плавно соскочить с разговора или переключиться на отвлеченный предмет.

Для этого понадобятся заготовленные фразы. Их можно придумать самому, а можно взять из списка ниже:

  • «Фух, я так заработался, что каша в голове. Давай я потом дорасскажу…» (Честно признаться, что несете ахинею)
  • «Ну вот такая вот история, уже не помню всего. Ты лучше расскажи как там Вовка» (Переключиться на собеседника, а потом задавать вопросы)
  • «О, смотри какая машина проехала, я слышал у нее….. » (Быстро переключиться на окружающие предметы, чтобы вернуться и подвести краткий итог)
  • «Ну ладно, это все пустое. Давай о деле поговорим…» (Свести все к глупости и сосредоточиться на другой теме)

Это самые простые и универсальные варианты. Чтобы увиливать от разговора не так заметно, можно придумать версии для своего окружения.

 

Словарный запас и разнообразие

Чтобы построить дом — нужны кирпичи. Чтобы формулировать и правильно излагать свои мысли — нужны слова. Ниже мы рассмотрим методики пополнения словарного запаса.

 

#1 Пища добывается охотой

Самый простой и напрашивающийся вариант – чтение книг. И это правда: если вы хотите красиво говорить — нужно полюбить литературу.

Но! Нам редко пригодятся красивые литературные слова. Намного важнее – связки, переходы и обороты речи. Поэтому можно читать совершенно разные книги, главное — чтобы они вам нравились.

Если же вы любите классику – хорошо помогут письма великих людей. В них они общаются со своими современниками и некоторые выражения можно позаимствовать для себя.

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Еще один вариант – просмотр лекций. Они хороши разговорным стилем и наличием рассказчика. Незаметно вы будете перенимать его манеры: грамотно расставлять акценты, выдерживать паузы и использовать яркие сравнительные обороты.

Выбирайте интересуемую вас сферу деятельности и достойного оратора. В этом случае вы угонитесь за двумя зайцами одновременно: и знания подтянете, и мысли научитесь выражать.

#2 Упражнение Игра

Запишете слово и подбирайте к нему синонимы. Вы можете делать это в мыслях, а можете устроить соревнования между вашей семьей. В любом случае никто не проиграет и только улучшит эрудицию.

#3 Окружение

Чтобы научиться выражать свои мысли и пополнить словарный запас, нужно погрузиться в соответствующее общество. Можно это делать в реальной жизни, а можно и в интернете. Например, попробовать посмотреть выступления ораторов (как вариант TED), видеолекции, вебинары.  Главное делать это стабильно, чтобы «волна просторечия» не поглотила зачатки интеллектуальности

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

#4 Развитие памяти

Словарный запас требует наличия хорошей памяти. Загвоздка в том, что тренировать ее специально достаточно сложно и это займет много времени. Поэтому мы рассмотрим память как приходящее явление.

В чем суть? Не память надо улучшать для запоминания, а запоминать, для улучшения памяти. Не пытаться  специально «раздуть мозг», а стараться наполнять его полезной информацией, чтобы он раздулся сам.

То есть, если вы хотите запомнить слово, надо использовать его в речи как можно чаще и следствием станет улучшение памяти. Чем больше слов вы узнаете и примените, тем легче будете запоминать остальные.

 

Выразительность и уверенность

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Нельзя красиво выразить свою мысль, вяло виляя языком. Просто вспомните: хотя бы раз вы восхищались неуверенным и бубнящим под нос человеком?

Другое дело – харизма. Осанка, живой голос, правильные акценты и никакой растерянности. Чтобы приблизить себя к модели идеального оратора, можно использовать следующие советы.

 

#1. Во время разговора не концентрируйтесь на себе, не думайте про внешний вид. Сосредоточьтесь на том, что хотите сказать

Визуализируйте объект, смакуйте своими знаниями. В первое время придется прилагать усилия для удержания мыслей, но потом это будет на автомате.

С помощью этого способа вы снизите уровень волнения и полностью вложитесь в разговор. В один момент времени мозг может удерживать только одну мысль, и когда вы забудете про возможность оговориться или затупить, слова польются сами. Это происходит, потому что мозг полностью сосредотачивается на разговоре, а значит быстрее  подбирает предложения.

#2 Диктофон / камера

Запишите свою речь на электронный носитель, чтобы послушать ее со стороны. Первое – голос покажется незнакомым, второе – вы сразу услышите свои недостатки.

Это могут быть:

  • Слова-паразиты
  • Длинные паузы
  • Большое количество «воды» в разговоре
  • Неуверенность и слабость голоса

Осознав проблему, с ней легче будет бороться. Вы узнаете на чем сконцентрироваться, чтобы не пытаться улучшить все и сразу.

#3 Чувствуйте настроение

  • Попрощайтесь, если человек хочет уйти
  • Смените тему, если человек заскучал
  • Покажите знания, если перед вами важная персона

Будьте с человеком на одной волне, чтобы он запомнил вас как приятного собеседника. Среди назойливых и скучных рассказчиков вы будете выделяться.

#4 Не старайтесь понравиться

Лучшая уверенность – не боязнь быть настоящим. Вы только навредите общению, если будете прогибаться и льстить.

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Естественность вызывает доверие. Чем проще и непринужденней вы отнесетесь к себе, тем быстрее вольетесь в беседу. И тем легче вам будет выразить желаемую мысль.

#5 Магнетизм

Ваша речь должна всеми способами притягивать внимание. Где-то нужно остановиться, где-то повысить громкость, где-то вставить отступление. Не дайте человеку уснуть, пусть он прочувствует вашу историю.

Вот несколько быстрых способов украсить разговор:

  • Активно жестикулировать
  • Включать мимику
  • Вставлять анекдоты или истории
  • Делать акценты
  • Разбивать свою речь на небольшие абзацы

Самое главное – не стесняйтесь! Если эмоциональность идет изнутри, то вы только выиграете. Это покажет вашу честность и открытость, что в дальнейшем сыграет вам на руку.
 

#6 И напоследок

Вы не научитесь ездить на велосипеде, ни разу не упав. Не бойтесь ошибок и не концентрируйтесь на провалах. У собеседника свои проблемы, и ему наплевать на ваши пролеты.

Человек либо поймет вас, либо усмехнется. Но в любом случае он забудет про это через 5 минут.

Заключение

Научиться выражать свои мысли на самом деле проще, чем кажется. Все приходит с сильным желанием и работоспособностью. Главное помните: цепь не может быть крепче самого слабого звена, поэтому уделяйте внимание всем пунктам.

Желаю удачи!

Резюме

  1. Главное – практика. Чем больше говоришь, тем легче потом формулировать мысли.
  2. Больше слушайте. Тяните время для обдумывания мощной речи.
  3. Поглощайте полезную информацию, пополняйте словарный запас
  4. Окружите себя красивой речью
  5. Будьте харизматичны, выкладывайтесь в разговоре полностью
  6. Не старайтесь понравиться, вы живете своей жизнью
  7. Не зацикливайтесь на ошибках, их забывают через минуту.
Читайте также:  Образ луки в пьесе горького "на дне": характеристика персонажа, цитаты и высказывания

Источник: https://uspeshnick.ru/kak-pravilno-i-krasivo-vyrazhat-svoi-mysli/

» Риторика для детей от 6 до 12 лет

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение — сначала в школе, а позже — в университете.

От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход.

Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Что это — риторика? Риторика, другими словами — ораторское искусство, — это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика — это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины — обучить хорошей речи. Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски.

Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации.

Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны.

Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

  • Все эти проблемы с успехом решает риторика.
  • Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли
  • Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:
  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге — ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять интерес к учёбе, научиться общаться.

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего.

Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка — прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, психологи или актёры.

При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

Содержание занятий по риторике для младших школьников включает два основных направления:

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом — поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, домашний кукольный театр помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать — полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Выполняя предложенные рекомендации, родители могут помочь ребёнку научиться быть уверенным во время выступления, развить речь, стать более раскрепощённым.

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные бытовые предметы, просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Смотрите видео о упражнениях на интонацию

Учимся общаться

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи.

Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться.

Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать интонации при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Рекомендации для родителей

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или на курсах. Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Читайте также:  Приставки в русском языке; изменяемые приставки, их правописание, таблица иноязычных приставок с их значением

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

Источник: https://paidagogos.com/ritorika-dlya-detey-ot-6-do-12-let.html

Как научить детей общаться и формулировать свои мысли

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Да, мы учим детей правильно общаться. Здоровайся, прощайся, благодари. Но вежливость и этикет в целом — это не все общение. Еще одна задача родителя — научить ребенка выражать свои мысли, доносить их до собеседника. Наш блогер, специалист по коммуникациям Мила Кузнецова рассказывает о простых шагах, которые помогут ребенку в общении с другими детьми и взрослыми.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я профессионально занимаюсь коммуникациями, поэтому моя дочка в свои десять лет уже в курсе, что такое простейшая коммуникационная модель. Мы часто обсуждаем ее приложения в реальной жизни, в том числе разбирая основные ошибки. Этой модели и этим самым ошибках, которые я замечаю за ребенком чаще всего, и посвящен этот пост.

Многие знают анекдот, что после рождения ребенка родители сначала мечтают о том, чтобы он пошел и заговорил, а после — чтобы сел и замолчал. В каждой шутке есть доля шутки. В этой — в том числе.

Как только ребенок учится говорить, а следом и задавать вопросы, его тут же начинают учить «хорошим манерам» — то есть лишний раз не раскрывать рта, особенно в присутствии взрослых. В результате к наступлению подросткового возраста ребенок оказывается совершенно не способен управлять словами и формулировать собственные мысли.

С самых первых лет в школе детей учат решать транспортные задачи по перемещению объектов из пункта А в пункт B. Перемещают автомобили, поезда, катера и прочие физические субстанции. Но никто не учит решать задачи по перемещению… информации из собственной головы в головы других людей.

А ведь именно навык доставки и получения информации в эпоху информационного бума и всеобщего «информационного ожирения» — исключительно важен для современного человека.

Простейшая коммуникационная модель

Простейшая коммуникационная модель — это базовая схема, по которой информация передается от человека к человеку.

Здесь всего пять шагов, которые описаны ниже на схеме. Плюс пример. Чтобы не создавать лонгрид, в конце поста я комментирую это на видео.

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мыслиНужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Я каждый день стараюсь донести ребенку, что информация, прежде чем быть переданной от одного человека другому, должна быть должным образом подготовлена, т. е. «упакована». Точно так в магазине мы покупаем в аккуратных удобных упаковках, например, сахар или соль.

Упаковка превращает абстрактную массу (сахара, соли или собственных мыслей) в удобный для потребления порционный объект, который легко взять и легко использовать.

Дети склонны вытряхивать из своей головы мысли потоком сознания, в котором часто пропадают важные для понимания смысла ключевые слова

Из-за этого искажается смысл (в терминах модели — страдает «упаковка»). Ребенок считает, что содержимое его головы так же очевидно всем остальным, как и ему самому.

Часто моя дочка торопится рассказать что-то очень интересное о событиях в школе и начинает обижаться, когда я переспрашиваю, потому что не понимаю.

Такие моменты я использую для обсуждения того, как передается информация от одного человека другому, и почему прежде, чем озвучить какую-то мысль, ее нужно подготовить и «упаковать».

Мы обсуждаем с ней такие насущные вещи, как разница между «я сказал» и «меня услышали»; между «меня услышали» и «мою мысль поняли». Мы говорим о том, что «подумал» и «понятно озвучил свою мысль» — это не одно и то же. Что важно не только «сказать», но быть услышанным и понятым.

«Перекресток» или перекресток?

Объяснение подобных вещей рождается каждый день из практической необходимости. Я использую житейские ситуации, в которых возникают проблемы с формулированием мыслей, как повод это обсудить в терминах простейшей коммуникационной модели.

Для ребенка не всегда очевидно, что он выражает свою мысль не достаточно понятно. Не очевидно даже то, что озвучиваемая им мысль, в принципе, может быть не понятной окружающим (и даже маме).

Ниже — как раз одна из таких реальных историй из нашей жизни. Мы стояли на перекрестке рядом с магазином «Перекресток». Дочка говорила о магазине, но слово «магазин» из предложения пропало, поэтому для меня ее слова были… о дороге.

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мыслиНужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Мне кажется очень важным проговаривать такие вещи именно сейчас, в начальной школе. В началке детям еще многое прощается. Но потом наступает момент, когда ребенок взрослеет, и от него — внезапно — начинают требовать взрослого общения. А общаться как взрослый он не умеет, потому что его никто не учил и собственного опыта нет.

Прошлым летом дочка ходила в лагерь «Московская смена». Там был кружок психологии. Я предполагаю, что именно психологии общения. И дочка на него, конечно, собралась ходить. Но оказалось, что это кружок для старшеклассников, и ее туда не взяли.

Я считаю это ошибкой — в начальной школе учить таким вещам не только можно, но и нужно

Чем раньше ребенок освоит простые принципы передачи информации, тем комфортнее ему (и его семье) будет пройти через подростковый период, тем увереннее он будет себя чувствовать во взрослой жизни. По крайней мере, обсуждая с дочкой подобные вещи, я на это очень надеюсь.

Если вам интересна эта тема ниже я записала небольшое видео с объяснением простейшей коммуникационной модели и с примерами наиболее часто встречающихся препятствий при передаче информации. В тексте выше приведен всего один пример препятствий, в видео вы найдете еще три. Приятного общения!

Примечание: Автором всех использованных в посте изображений и видео является автор этого поста.

Источник: https://mel.fm/blog/mila-novichenkova/73140-kak-nauchit-detey-obshchatsya-i-formulirovat-svoi-mysli

Как научить ребенка выражать свои мысли

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Научить ребенка красиво говорить и правильно излагать свои мысли можно еще в раннем детстве. Дети обладают феноменальной памятью, они впитывают всю информацию, с которой соприкасаются. Часто детей даже не приходится учить, достаточно дать им пример, и все лучшее они возьмут сами. Мудро поступают родители, которые много читают детям: даже если возраст ребенка еще не позволяет ему в полной мере понять услышанное, чтение вслух все равно приносит большую пользу, хотя бы тем, что ребенок привыкает слушать устную речь, учится различать слова, улавливает интонации.

Говорить с ребенком следует всегда, начиная с того времени, когда он еще в утробе. Многочисленные исследования показали, что дети хорошо воспринимают речь, даже если не понимают ее.

Чтобы сделать долгосрочный вклад в речевые способности малыша, развивайте мелкую моторику рук с самого раннего детства.

Мозговой центр, отвечающий за моторику, связан с речевым центром, поэтому стимулируя его, вы развиваете и его соседа.

Для развития мелкой моторики подходят любые манипуляции с кистями рук и пальцами, игры наподобие «ладушек», массаж, игры с мелкими деталями и все, что заставляет ручки двигаться.

Но самое главное – дать ребенку хороший импульс в возрасте 4–6 лет, привить ему любовь к слову и пытливый ум. Как это сделать – читайте в нашей подборке полезных советов для родителей:

  1. Стимулируйте детское мышление.
  2. Запишите ребенка в театральный кружок.
  3. Читайте и учите наизусть стихи.
  4. Подбирайте круг общения.

Стимулируйте детское мышление

Самый верный способ научить, это заставить делать. Касается всего: от завязывания шнурков, до изложения мыслей. Если вы хотите научить ребенка выражать свои мысли, учите его их выражать на практике.

Что это значит? Чаще спрашивайте у ребенка его мнение, добивайтесь развернутых ответов, объяснений, почему он думает именно так, а не иначе.

Это можно делать после прочтения сказки или просмотра детского фильма, где всегда есть, о чем задуматься и порассуждать.

Стоит отметить, что способность к самостоятельному рассуждению у детей появляется ближе к подростковому возрасту, а маленьким детям требуется помощь взрослого. Поэтому попытки научить ребенка размышлять логически стоит отложить на более поздний период, а пока не будьте слишком требовательны и направляйте малыша там, где ему трудно. Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Запишите ребенка в театральный кружок

Среди развивающих кружков для детей театральное направление самое предпочтительное, если вы делаете ставку на всестороннее развитие с уклоном в творчество.

Актерская методика хороша тем, что развивает воображение, помогает понять суть многих вещей, дарит бесценный опыт перевоплощения и взаимодействия в коллективе, наконец, позволяет научить ребенка излагать свои мысли правильно.

Для малыша театр – это игра, которую он наверняка полюбит.

Вести ребенка в театр можно в любом возрасте. Неизменной популярностью пользуются театральные кружки для подростков с более взрослой программой и полноценными постановками спектаклей.

Читайте и учите наизусть стихи

Чтобы грамотно и емко выражать мысли, нужны слова и владение языком, то есть умение составлять и использовать сложные речевые конструкции. Научиться этому можно только на литературном материале. Литература, разумеется, нужна не любая, а лишь та, которую ребенок поймет и полюбит, то есть детская.

Прекрасно подойдут сказки – читайте их на ночь или просто в свободное время. Для заучивания наизусть подойдут детские стихи: Маршак, Чуковский, Барто и др.

Детям постарше можно читать и заучивать басни Крылова, их также можно использовать для мини-постановок в театральных кружках для детей или в собственном домашнем театре.

Обязательно читайте по ролям с ребенком те же детские стихи, басни или интермедии в лицах. Так вы будете учить его красиво говорить на своем примере, а также сможете научить ребенка размышлять о прочитанном.

Подбирайте круг общения

С кем поведешься, от того и наберешься – гласит народная мудрость. Набраться умения выражать мысли можно от старших товарищей, тех, кто этому уже научился. Постарайтесь самостоятельно подыскать для ребенка подходящий круг общения, но не навязывайте, если по каким-то причинам ему там не нравится.

Делать это лучше всего на почве какого-либо увлечения, например, это может быть театральная студия для детей старшего возраста, если ребенок увлечен театром. Прекрасно подойдет спортивная секция, секция боевых искусств, музыкальная школа, шахматный клуб или что угодно, что придется по душе вашему ребенку.

Даже дворовая компания, если внутри нее не процветают вредные привычки, может оказаться весьма полезным для ребенка обществом, из которого он многое сможет вынести впоследствии.

Театральное занятие в младшей группе всегда проходит очень интересно для деток, ведь на них звучит музыка и смех. Дети пробуют себя в разных жанрах, танцуют, размышляют о творческом процессе, участвуют в постановках и принимают решения.

Источник: https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/dlya-roditelej/prostye-sposoby-nauchit-rebenka-razm/

Как научить школьника грамотно и связно выражать свои мысли

Как выражать свои мысли грамотно, логично, красиво? Об этом задумываются многие школьники, стремящиеся к личностному росту. Любящие родители могут помочь детям приобрести эту способность.

Умение правильно, красиво, логично говорить и писать – великое искусство. Постоянно развивать данный навык, совершенствовать необходимо и для комфортного общения с окружающими, и для хорошей учебы и успешной сдачи экзаменов, а в дальнейшем – карьерного роста, счастливой жизни в кругу друзей и единомышленников.

Первое, что могут родители, – как можно больше разговаривать на различные темы, обсуждать, делиться своими мыслями, мнениями.Спросите себя, сколько времени вы общаетесь с ребенком. Когда он был маленьким, бесспорно, много.

Но это было обусловлено его полной несамостоятельностью и поэтому, как следствие, необходимостью постоянно быть рядом с ним. Но ребенок подрастает, и родители постепенно все меньше времени уделяют ему, углубляясь в решение своих проблем.

Читайте также:  О каком времени идет повествование в произведении "уроки французского", какой сюжет и краткое содержание

И меньше общаются с ним, ограничиваясь только наставлениями, нравоучениями, критикой.

Как ни странно прозвучит, может быть, для некоторых пап и мам, но умению красиво и стройно излагать свои мысли способствует … выполнение школьных домашних заданий.

Изучение и пересказ параграфов, выполнение письменных работ, заучивание текстов наизусть развивает память, мышление, речь, расширяет кругозор.

Чтобы выполнить заданное, нередко приходится привлекать и новую информацию, которую ребята должны дополнительно самостоятельно найти, обработать, понять и усвоить. Уделять должное внимание качественному ответственному выполнению домашнего задания – важная задача родителей.

Чтение хорошей литературы – отличный способ научиться у мастеров словесности. Но быстрое чтение, «по диагонали», совершенно бесполезно. Оно не дает пищи уму, не обогащает словарный запас, не учит правильно выражать свои мысли. Обязательно необходимо обдумывать прочитанное, заучивать отрывки. Да, да. Без приложения труда результат от поверхностного чтения будет минимальным.

Личный дневник. Поощряйте ребенка записывать все происходящее в его жизни полно, красочно, эмоционально. И роль родителей в этом процессе немаловажна. Ведь для того, чтобы было, что написать в дневнике, нужно чтобы в жизни что-нибудь происходило.

Это может быть и поход в кино, театр, на выставку, в гости. Встречи с интересными людьми. Экскурсии, поездки по стране и за границу. Значимые события в жизни семьи, друзей, знакомых. Прогулки, катание на лыжах, коньках, сноубордах и т.д.

Задача родителей – наполнить жизнь ребенка событиями и научить видеть хорошее в происходящем вокруг.

Если же в семье неблагоприятная обстановка, разговоры ведутся только о бытовых проблемах, постоянны выяснения отношений, крики, оскорбления, ребенок ограничен рамками дом – школа, то о чем интересном он может написать в своем дневнике? Разве что описать очередной неприятный скандал, чем еще больше усугубить свои переживания по поводу неблагополучных отношений в семье. Ведь делясь своими мыслями, переживаниями с дневником, подросток заново переживает описываемую ситуацию и испытываемые при этом эмоции.

Существуют кружки и курсы, которые одновременно подразумевают и активное общение ребят, и развитие умения формулировать свои мысли.Можно попробовать увлечь ребенка занятиями в театральной студии, курсами «Журналистика», «Искусство общения» и т.д.

Уделяйте внимание и развитию коммуникабельности ребенка. Чем легче он находит общий язык с окружающими, тем больше обогащается его внутренний мир, расширяется опыт общения, становится богаче эмоциональный мир, шире и разнообразнее речевая практика.

Поощряйте изучение иностранных языков. Иностранные языки подразумевают определенную строгую конструкцию предложений, логическую связь слов в предложении и в тексте. Порядок слов четко определен, и поэтому именно при изучении иностранных языков ребенок глубоко проникает в значение каждого слова.

Нередко ребенку мешает выразить свои мысли неумение сосредоточиться на предмете, объекте обсуждения. Мысли скачут быстрее, чем он успевает высказать их словами. Не удается логически правильно построить свою речь. Привести мысли в порядок помогут курсы по изучению логики. Сейчас они пользуются все большим спросом у детей и родителей.

Правильно, красиво, убедительно излагать свои мысли можно и нужно учиться. Но для этого придется приложить немало усилий.

Источник: https://prouchebu.com/kak_vyrazhat_svoi_mysli/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c/5b824b9cfbb04800aa22b0fc

Как научить ребенка красиво говорить и правильно излагать свои мысли

Возможно ли вырастить лидера? Да, это вполне реально! А как на счет того, чтобы вложить в малыша такое качество, как целенаправленность? И это тоже возможно! Благодаря чему? Простое умение четко и внятно излагать свои мысли.

Как научить ребенка красиво говорить и правильно излагать свои мысли? И прежде всего, «излагать» себе, чтобы, лучше понять самого себя, то, что себе нужно и как это послужит личной пользе. А также, разобраться в тех события, что происходят в жизни.

Кроме того, умение свободно высказываться поможет не только в школе, но и в общении с друзьями. А потому родители заинтересованы пополнить словарный запас карапуза и научить им пользоваться.

Привет всем! Знаете, есть что-то, кроме любви, что каждый родитель может и хочет дать своим деткам! О чем речь? О будущем! Благополучном, светлом, обеспеченном и счастливом.

Вопрос в том, как дать малышу это? Вот сегодня мы поговорим, как умение донести суть своих мыслей влияет на настоящее, будущее и даже на самооценку малыша.

Родители, которые это понимают, заинтересованы в том, чтобы узнать, как научить ребенка красиво говорить и правильно излагать свои мысли. Давайте и мы с вами найдем «рецепт» занятий для того, чтобы развить дар красноречия у крохи.

Начну с приятной новости! Знаете, ВСЕ дети обладают даром донести свою мысль. Вспомните, младенчиков! Какой мамочке непонятно, что хочет ее кроха, когда плачет? Но потом карапуз осваивает умение говорить, и его возможности расширяются.

Он узнает слова, их значение и применение и это дает ему еще больше шансов донести свою мысль.

Стоп! Стоп-стоп! А откуда он узнает слова и как помочь ему познакомиться с ними и развить ораторское искусство? Есть несколько способов, которые и сами по себе дают многое малышу, а в комплексе делают ребенка лидером!

Учебники риторики – книги

Книги – простой и доступный способ узнавать новые слова, путешествовать по миру и познакомиться с мнением других людей. Что это дает? С самого первого дня своей жизни мы можем читать младенчику разные книги.

Он пока плохо видит, но его слух возмещает этот временный недостаток. Все родители помнят, как затихает кроха под ритм детских стишков. Но книги нужны не только, чтобы успокоить.

Раз за разом, слушая знакомые слова, кроха «записывает их на корочку» ©, запоминает.

Мой совет! Обучение только тогда имеет смысл, если читать книги не спеша, с расстановкой, останавливаясь на незнакомых словах и объясняя их значение. Не спешите прочитать книгу! Помните – это не сама цель!

Что очень важно учесть:

  • Возраст;
  • Интересы;
  • Способности.

Малыш растет, и то, что было актуально младенцу, совсем не интересно карапузу в 7 8 лет. А потому, подбирайте книги по возрасту.

Учитывайте пол и круг интересов ребенка. Если в самом начале жизни это не имеет большого значения, то начиная с 5 лет, у малыша есть свое представление о мире, что его окружает и о том, кто он сам. Его волнует то, что он может и как реализовать это.

Различия очевидны и в способностях запоминать, концентрировать свое внимание. Возможно, какому-то крохе достаточно раз прочитать слово, объяснить и он уже сможет умело и к месту вставлять его в свою речь. Другому же, нужно терпеливо повторить всю эту информацию раз 20!

Запомните, любой процесс обучение должен строиться по системе:

  1. Узнаем, знакомимся и понимаем.
  2. Привыкаем и пытаемся слову найти различный контекст.
  3. Повторяем, пока слово не станет частью лексикона крохи.

Эти шаги направлены на то, чтобы занятия проходили непродолжительное время, ровно столько, чтобы маленькому было легко сосредоточиться, и он не потерял интерес к материалу.

Живое общение с малышом – приятное и полезное занятие

Мыслитель Древней Греции, Скилеф, сказал: «Все великие события начинаются с общения». Именно! Поэтому нужно, чтобы ребенок красиво говорил, четко оформлял мысль и внятно ее аргументировал. И лучше живого общения придумать что-либо сложно.

А ведь кто-то сейчас начал сетовать на нехватку времени и сил. Нет! Не уговорили! На то, чтобы поговорить, нам не нужны особые усилия, все, что для этого нужно, это – желание! А оно должно быть, ведь мы общаемся с самым любимым и дорогим нам человечком. Такие разговоры нужны и нам самим, и нашему малышонку, в том числе, и, чтобы развить его красноречие!

А время? С этим вообще все просто! Мы так часто что-то делаем в одной комнате, пока карапуз занимается в другой. Так почему бы не делать вместе одно дело или хотя бы, не заниматься каждый своим, но в одной комнате.

Тогда разговор сам собой завяжется. И еще! Не нужно тратить время, когда мы куда-то идем на пустое молчание или болтовню по телефону с друзьями.

У вас появляется возможность общаться со своим маленьким! А это куда важнее!

Конечно, легко могу понять, когда взрослые не совсем уверены в своих силах. Они не знают, ни о чем, ни как поговорить с маленьким.

Что делать? Пусть вам на помощь придут супруги, бабушки и дедушки, в конце концов, ораторское мастерство и риторику для детей преподают на специальных курсах.

Зачем это надо? Только так кроха сможет научиться спорить, рассуждать, выступать перед аудиторией, доносить свою мысль, раскрывая полностью ее суть, вести переговоры. Для этого нужно СЛУШТЬ ребенка!

Одно из самых простых, но действующих упражнений, чтобы риторика развивалась – пересказ. Идете из садика, школы или кружка, спросите, что нового и интересного было. Пусть малыш расскажет, с кем разговаривал, о чем, во что играл, чем кормили и т.д.

Всестороннее развитие малыша

Все мы спешим время детства наших малышей использовать максимально эффективно. Нам так многому нужно их обучить… Именно поэтому мы, замечая какой-либо талант наших крох, отводим их на кружки и секции. Но такое времяпрепровождение полезно еще и потому, что:

  • Карапуз общается там с другими детишками;
  • Очень легко ему подобрать друзей по интересам, а значит, он не вырастит замкнутым, с другом он всегда сможет общаться и развиваться;
  • Словарный запас крохи пополняется новыми выражениями, присущими, как другим деткам, так и профильной специфике занятий на кружке.

Очень важно, если мы уделяем внимание малышу. Возможно, стоит в распорядке дня выделить минут 10 на специальные упражнения. Что это может быть? Выучить стишок, прочитать вслух книгу, пересказать фильм. Такие простые занятия понравятся ребенку и помогут ему в развитии.

Все вместе, о чем мы с вами говорили, и книги, и живое общение, и разноплановое развитие, подарит нам спокойствие и уверенность, что, какая бы ситуация не встретилась на пути нашим малышатам, они ее преодолеют! Расскажите, а как конкретно вы или ваши знакомые, заботитесь о том, чтобы словарный запас крох был большим, а умение им пользоваться приносило хорошие плоды?

Оставляйте комментарии, в которых расскажите о своем опыте. Приводите знакомых на сайт, чтобы мы услышали и их истории. Так соберется отличная коллекция, которая поможет нам понять своих крох и подарить им любовь и блестящее будущее! Подписывайтесь, чтобы вовремя получать новые статьи!

На сегодня все! Пока всем!

Источник: https://daynotes.ru/kak_nauchit_rebenka_krasivo_govorit/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector