Огольцова Е. Г., Тимохина А. Э., Сергеева Е. А. Развитие инклюзивного образования в России // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 249-252. — URL https://moluch.ru/archive/184/47136/ (дата обращения: 01.11.2019).
Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира. Именно процесс обучения дает такую возможность. Но есть и другая сторона — учение не всегда дается легко. Предметы в школах, отношение учителей и одноклассников, новая среда, правила и режим дня.
Многие ученики не могут адаптироваться к этому. Но в наше время есть люди с ограниченными возможностями, которые также хотят получить образование, развиваться и не отставать от других.
Встает вопрос: как приспосабливаться к режиму учебы ученикам с ОВЗ, если даже простой ученик порой не в состоянии выдержать такую нагрузку.
Вследствие проведенных учеными исследований было приятно решение внести дополнительные условия в обучении для детей с особенностями развития.
В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п.
27 закреплено понятие «инклюзивного образования» [2], которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное образование — явление недавнее, и процесс его развития в нашей стране еще не закончен, а находится на начальных этапах формирования.
Термин «инклюзия» получил распространение в нашей стране в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран.
Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России стала разработка и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступает к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.
Прежде чем начать знакомство с основными принципами инклюзивного подхода в образовании, для начала разберемся в его терминологии.
В широком смысле инклюзивное образование — особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей.
В основе инклюзии — простая и древняя как мир идея, что школа — для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное — подходить школе. Наше общество состоит из разных людей.
Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление.
Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека. Перемена в отношении к людям с ОВЗ стала лишь одним из проявлений этих изменений.
Идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.
Инклюзивное образование развивает методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Оно разрабатывает подход к преподаванию и обучению. В его основе — 8 основополагающих принципов:
- – Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- – Каждый человек способен чувствовать и думать;
- – Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- – Все люди нуждаются друг в друге;
- – Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- – Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- – Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- – Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзия в образовании — дело новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ.
Однако школы, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников.
Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.
Примером данной проблемы являются Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 177». Эта школа активно практикует инклюзивное образование с 2011 года.
«В настоящее время около 4,5 % детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям»- Директор МБОУ СОШ № 177 И. М. Сысоева.
- Целями и задачами этой школы являлись:
- – Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющие разные возможности;
- – Разработка системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- – Разработка и внедрение программы повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;
- Результаты, которые ожидала школа после завершения своего проекта:
- – Разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы;
- – Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;
2012 год был для школы очень сложным. Она первый раз приняла инклюзивное образование и набралась много опыта для продолжения задуманного проекта. Общая стоимость проекта составила 1068299 рублей.
Было получено оборудование на общую сумму 1497450,00 рублей: специальная электроакустическая аппаратура для терапии заикания речевой реабилитации VERBOTON G 30L, приставка интерактивная MimioTeach, столы-стулья с опорой для сидения, сиденья для дома и класса; пандусы-платформы, складные.
По сегодняшний день МБОУ СОШ № 177 все также обучает детей с инклюзией по своей программе.
В заключение можно сказать, что инклюзивное образование важно в каждой стране. Его необходимо развивать, так как в настоящее время все больше детей, нуждающихся в особом подходе не только в образовании, но и в коммуникации с общественной жизнью.
Для того чтобы любой ребенок с индивидуальными особенностями и возможностями мог обучаться в школе, получая должное образование и внимание, как и все дети, необходимы особые условия, т. е. условия нетипичные для наших школ. Список требований широк и разнообразен.
Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Чем чаще будет подниматься вопрос о решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательной школы, тем быстрее это приведет к снятию барьеров в образовательной и бытовых сферах жизни детей с ОВЗ, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.
Литература:
- Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; — И65 М.: «классное руководство и воспитание школьников», 2015. — 224 с.
- Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.19 N 181-ФЗ
- Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.
Источник: https://moluch.ru/archive/184/47136/
Что такое инклюзивное образование, практика инклюзивного образования в России и за рубежом
Инклюзия в переводе с латинского языка — это «включение». Инклюзивное образование направлено на одинаковое отношение ко всем детям, исключая их дискриминацию. Кроме того, инклюзивное образование формирует специальные условия для обучения детей, которые имеют особые потребности.
…
- Вконтакте
- Google+
- Мой мир
Оглавление:
- Психология и педагогика инклюзивного образования
- Инклюзивное образование в России и мире
- Практика инклюзивного образования за рубежом
- Инклюзивное образование в России
- Инклюзивное образование: курсы
Британский политик Дэвид Бланкет, имел слепоту, но несмотря на это достиг огромных успехов и стал главой МВД Великобритании.
Он говорил, что важная задача государства это образование детей, которые имеют особые потребности. Каждый должен почувствовать свою полезность и ощущать себя востребованным в обществе.
Каждый должен являться полноправным членом общества и иметь возможность в виде реализации своего потенциала.
Это интересно: что такое технологическая карта урока по фгос, образец.
Инклюзивное образование — это включающее образование, которое обеспечивает доступность образования для всех без исключения, в том числе и людям, имеющим особенные образовательные потребности.
Различают несколько принципов инклюзивного образования:
- любой человек чувствует и думает;
- вне зависимости от знаний и способностей человека ценность его неизменна;
- каждый обладает правом на общение;
- люди всегда нуждаются друг в друге;
- все стороны человеческой жизни усиливаются разнообразием;
- настоящее образование можно получить только в рамках реальных взаимоотношений;
- инклюзивное образование ориентировано на сформированные умения человека, и то, что он уже умеет делать является достижением.
Это интересно: скороговорки для детей 7-8 лет, короткие.
Правила школы инклюзии:
- все учащиеся в сообществе школы равны между собой;
- в течение дня учащиеся школы имеют одинаковый доступ к процессу обучению;
- все ученики имеют одинаковую возможность для развития и установления социальных связей;
- специалисты, работающие в школе, обучены стратегиям социальной интеграции и являются профессионалами;
- потребности и нужды всех учеников учитываются программой и процессом обучения;
- специалисты, работающие в школе, понимают свои обязанности и имеют позитивный настрой.
Дети с ОВЗ взаимодействуют с детьми схожего возраста более активно, а также участвуют в играх более продвинутого уровня. Кроме того, инклюзивное образование способствует освоению некоторых частей общеобразовательной программы и навыков взаимодействия в естественной среде, а также задействует учебную деятельность в группах.
Это интересно: что такое кадетская школа, как в нее поступить учиться?
Дети, имеющие нормальное развитие, в инклюзивных группах проявляют себя более активно, чем в обычных группах. Также отмечается, что их коммуникативные навыки становятся более выраженными. Такие дети более толерантны к детям с ОВЗ и понимают значение слов «ограниченные возможности».
Идея инклюзивного образования должна стать частью мышления педагогов. Опыт показывает, что не все педагогические работники готовы к реализации данной идеи, они испытывают страх и неуверенность, связанные с невозможностью контролировать происходящее. Сначала специалисты проходят этап скрытого сопротивления, далее этап пассивного и активного принятия.
При возникновении вышеупомянутых трудностей рекомендуется делать свою работу несмотря ни на что. Необходимо продолжать работать, смотря страху в лицо, и тогда он постепенно отдаляется.
Отмечается, что спустя шесть недель, человек выходит из любого кризиса.
Каждого человека пугают перемены, но такие перемены связаны с правами человека, поэтому необходимо принять их и двигаться вперёд.
Некоторые родители боятся, что их чадо будет отставать в развитии, учась вместе с нетипичными детьми. Но такие предположения не соответствуют действительности. Успеваемость детей, напротив, становится выше в инклюзивных классах, чем если бы они учились в обычных. Кроме того, улучшаются разговорная речь, поведение ребёнка и его социальное развитие.
Это интересно: МБОУ — расшифровка аббревиатуры.
Именно общий климат в классе, твёрдая позиция учителей и родителей влияют на отношение сверстников к детям с особыми потребностями. Американские исследования подтверждают, что ребята, посещавшие детский сад совместно с такими детьми, в школе относятся к ним более спокойно и с большим пониманием.
Психология и педагогика инклюзивного образования
Советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что дети с ОВЗ не должны исключаться из общества детей, имеющих нормальное развитие, поэтому необходимо создать систему обучения, которая будет этому способствовать.
В то время в коррекционной школе всё приспосабливалось к дефекту человека и ориентировалось на его недостатки, он жил в замкнутом мире и не видел реальной жизни. Благодаря Л.С.
Выготскому, зародилась идея интегрированного обучения.
В 1940 году австрийский психиатр К. Кёнинг создал первое кэмпхиллское сообщество. Кэмпхиллские школы имели цель воспитывать детей, учитывая их потенциальные возможности. Он считал, что нормальным людям полезно находиться в обществе людей с ОВЗ. Это делает их менее эгоистичными и их коммуникативные навыки развиваются.
Инклюзивное образование в России и мире
Практика инклюзивного образования за рубежом
- В мировой практике положения инклюзивного образования входят в Конвенцию «О правах инвалидов», которая была одобрена в 2006 году 13 декабря Генеральной ассамблеей ООН.
- Во многих западных странах все государственные образовательные учреждения получают достаточное финансирование из бюджета для обучения ребят с особыми потребностями.
- В системе образования США и Европы, в настоящее время, реализуются следующие направления:
- Инклюзия. Реализуется перепланировка образовательных учреждений, в результате которой учебные помещения должны будут отвечать потребностям и нуждам абсолютно всех детей.
- Мэйнстриминг. Дети с ОВЗ общаются с детьми, имеющими нормальное развитие на праздниках и различных досуговых мероприятий.
- Интеграция. Потребности ребят, имеющих психические и физические нарушения приводят в соответствии с системой образования, которая является не приспособленной для их потребностей.
Инклюзивное образование в России
В последнее время в России наблюдается рост количества детей с особенными образовательными потребностями.
Практика инклюзивного образования в России началась ещё в 1991 году, когда в Москве была открыта школа инклюзивного образования под названием «Ковчег». Инициаторами создания этой школы были Московский центр лечебной педагогики и родительская общественная организация.
Реализуя проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», около 11 регионов России стали экспериментальными площадками.
В 1995 году и в 1998 году были проведены Международные конференции по итогам экспериментальной работы. А в 2001 году была принята «Концепция интегрированного образования лиц с ОВЗ».
Для того чтобы педагогические работники были готовы к обучению таких детей были организованы курсы для повышения их квалификации, а в педагогические образовательные учреждения были введены такие курсы, как «Основы коррекционной педагогики и «Особенности психологии детей с ОВЗ». В продолжении экспериментальной работы в 2008 году инклюзивное образование внедряется в образовательные учреждения различных регионов России: Московской, Архангельской, Нижегородской, Самарской, Владимирской и других областях.
Однако знать особенности инклюзивного образования необходимо не только педагогическим работникам, но и обслуживающему персоналу. Каждый должен знать об особенных потребностях некоторых детей. Кроме того, сверстники к таким детям бывают жестоки, не все проявляют терпимость и толерантность. Поэтому работать нужно еще и с учащимися.
Законодательство Российской Федерации, которым в настоящее время регулируется инклюзивное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации, закон «Об образовании», закон «О защите инвалидов в РФ». Кроме того, в этот список входит Конвенция о правах ребёнка и Протокол №1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
А в 2016 года был введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно Стандарту, дети с различными образовательными возможностями и нуждами обучаются в одной школе. Школы должны качественно обучать всех детей без исключения. Об этом также говорится в законе «Об образовании в РФ» .
Данный Стандарт применяется также в коррекционной и инклюзивной школе. Родители обладают правом выбора места обучения своего чада. В инклюзивном классе, количество детей равняется 25 , причём из них два ребёнка имеют ограниченные возможности. Если таких детей больше, то количество человек в классе необходимо снизить.
Все регионы получают финансирование из бюджета для обучения детей-инвалидов в несколько раз больше обычного норматива.
Инклюзивное образование: курсы
В связи с введением Стандарта, разрабатываются новые педагогические технологии и соответствующая литература, около 20 тыс. педагогов посещают курсы повышения квалификации, курсы дополнительного профессионального образования, программы которых разрабатываются на основе профессиональных стандартов.
С января 2017 года всем работникам образовательных учреждений необходимо соответствовать требованиям профессионального Стандарта «Педагог».
В соответствии со стандартом педагогические работники должны обладать различными профессиональными компетенциями, в том числе и в области инклюзивного образования.
Поэтому многим педагогам необходимо посетить различные курсы и повысить своё профессиональное мастерство.
На курсах повышения квалификации педагогических работников реализуется их профессиональное обучение с целью совершенствования уже имеющихся компетенций, знаний и навыков.
Кроме того, данное обучение направлено на повышение профессионального уровня педагога и получение специалистом новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.
С Ютуба можно скачать тематическое видео.
Источник: https://obrazovanie.guru/srednee-obrazovanie-i-shkola/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie-pedagogika-i-psihologiya.html
Инклюзивное образование. Справка
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.
Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов.
В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion).
Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.
Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
- Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
- Ситуация с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998).
31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года.
С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
- В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.
- Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования
- На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
- Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.
- Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.
- Другие варианты обучения детей-инвалидов
- Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании.
В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося.
По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения.
В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Источник: https://ria.ru/20090917/185408867.html
Инклюзивное образование в России и за рубежом
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современная система образования принимает в себя только тех, кто отвечает ее требованиям – детей, которые способны обучаться по общей программе и могут показывать нормальные для всех результаты.
В итоге часто получается, что дети c ОВЗ изолированы от здоровых сверстников и выпадают из образовательного процесса, т.к. для работы с такими детьми педагоги не обладают необходимыми знаниями в области специальной и коррекционной работы.
Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е.
социализироваться. Эти проблемы в современных школах решает инклюзивное образование.
Важнейшая проблема образования – доступность для неких социальных групп, которые имеют невыгодные стартовые условия. Особое место среди них занимают дети с ОВЗ. Получению качественного образования такими детьми препятствуют множественные ограничения, которые связаны с социальным неравенством.
Исследования в области социологии, которые проводились в Российской Федерации и на Западе, начиная с 60-х гг., показали, что образование склонно подтверждать и отражать существующее социальное неравенство, чем можно содействовать его устранению.
Так как ответственность за итоги обучения возлагается на педагогов, то в итоге больше всего внимания уделяется способнейшим, лучшим школьникам, а дети с ограниченными возможностями оказываются в низах школьной иерархии.
Причины общественного ущемления данной группы детей не ограничиваются рамками школы. В английских исследованиях 80-х гг. были подтверждены выводы, касающиеся факторов общественного неравенства, а также были поставлены вопросы, почему сами образовательные учреждения склонны воспроизводить и сохранять социальное неравенство.
В этом же направлении работают российские социологи нашего времени. Они выявили трансляцию и преемственность путем образовательной системы тех социально-классовых отличий, которые существуют вне образовательного процесса.
Судя по изучениям, которые были осуществлены в США в 60 – 70 –е годы, большое влияние на итоги школьного обучения оказывают семейные и социальные обстоятельства, что в последующем определяет и уровень доходов. На эффективность процесса обучения воздействует социальное происхождение школьников.
Данные исследования породили дискуссию о необходимости внедрения инклюзивного образования для детей из различных социальных слоев и групп, в том числе для детей с ОВЗ.
Социальные аспекты инклюзивного образования изучали Шинкарева Е.Ю., Малофеев Н.Н., Кантор В.З., Жаворонков Р., Романов П., Зайцев Д.В., Антипьева Н.В., Акатов Л.И. и др.
- Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы инклюзивного образования в Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран.
- Объект – история, реалии и перспективы развития инклюзивного образования в России и за рубежом.
- Предмет – проблема инклюзивного образования в Российской Федерации и за рубежом.
- Задачами курсовой работы выступили:
- Раскрытие понятия и сущности инклюзивного образования.
- Анализ опыта зарубежных стран в проблеме инклюзивного образования.
- Рассмотрение проблем и перспектив развития инклюзивного образования в Российской Федерации.
- Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение научного материала и практического опыта.
- 1.Этапы становления практики
- История развития детей с особыми образовательными потребностями условно разделяется на 3 этапа:
- Начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель» → сегрегация
- Середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации» → интеграция
- Середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения» → включение.
«Полноценное
участие» в концепции «включения» — это обучение и сотрудничество совместно с другими участниками, приобретение общего опыта. Это активное вовлечение каждого ребенка в процесс обучения. Более того, оно подразумевает, что ученика принимают и ценят таким, какой он есть.
Развитие «включения» в школе подразумевает отказ от практики использования методик, направленных на исключение ребёнка из образовательного процесса, или так называемых «исключающих» методик.
Вместе с тем, переход школ к использованию инклюзивных подходов в образовании может быть довольно болезненным, поскольку им приходится рассматривать собственные дискриминационные действия в отношении тех или иных социальных меньшинств.
Важный импульс развитию инклюзивного образования был придан Всемирной конференцией по образованию детей с особыми потребностями: доступ и качество, которая состоялась в Саламанке (Испания) в июне 1994г.
Более 300 участников, представляющих 92 правительства и 25 международных организаций, рассмотрели важнейшие изменения в политике, необходимые для содействия реализации концепции инклюзивного образования и создания, таким образом, условий для того, чтобы школы служили интересам всех детей, в том числе тех, у которых имеются особые образовательные потребности.
Хотя основное внимание участников Конференции в Саламанке было сосредоточено на особых образовательных потребностях, выводы этой конференции заключались в том, что «образование с учетом особых потребностей является проблемой, которая в равной степени касается как стран Севера, так и Юга, и что эти страны не могут двигаться вперед, будучи изолированными друг от друга.
Такого рода образование должно являться составной частью общей образовательной стратегии и, действительно, быть объектом новой социально-экономической политики. Это требует крупной реформы обычной школы». [21]
Инклюзивными станут обычные школы иными словами, если они станут лучше учить всех детей, проживающих в их общинах.
Участники Саламанской конференции провозгласили, что «обычные школы, имеющие инклюзивную ориентацию, являются самым эффективным средством борьбы с дискриминирующим отношением, так как создают благоприятную общественную среду, строят инклюзивное общество и обеспечивают образование для всех; кроме того, они обеспечивают эффективное образование большинству детей и повышают действенность и, в конечном итоге, рентабельность всей системы образования» Такое видение было подтверждено участниками Всемирного форума по образованию в Дакаре в апреле 2000 г.,
Современные
исследователи отмечают, что в
настоящее время среди стран
с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Данию, Исландию, Испанию, Швецию, США и Великобританию.
В Италии законодательство поддерживает инклюзивное образование с 1970-х годов. В 1977 году были приняты первые нормативные акты, регулирующие инклюзивное образование. Максимальное количество детей в классе составляло 20 человек, детей с ОВЗ – 2 учащихся от общего количества.
Классы, которые были до этого для детей с ОВЗ закрывались, а педагоги-дефектологи объединялись с обычными учителями и взаимодействовали со всеми учениками в классе.
Все специализированные учреждения были закрыты во всей стране, дети с особыми потребностями были включены в жизнь общества. Но по оценкам экспертов, качество их образования пострадало.
В 1992 году был принят новый закон, по которым во главу угла ставилась не только социализация, но и образование особых детей. К 2005 году более 90% итальянских детей-инвалидов обучались в обычных школах.
В Великобритании инклюзивное образование стало частью национальной образовательной программы в 1978 году.
Тогда было введено словосочетание «специальные образовательные потребности» и было признано на государственном уровне, что эти «потребности» могут осуществляться в большинстве случаев на базе общеобразовательной школы.
В 1981 году был принят закон об образовании лиц с особыми образовательными потребностями и с инвалидностью. К 2008 году более 1,2 миллиона детей с особыми образовательными потребностями успешно обучаются в общеобразовательных школах, при этом система специализированных школ также существует.
Инклюзивное образование в Испании насчитывает более 40 лет, в 1940 впервые был официально закреплен в Общем законе об образовании термин «специальное образование», в 1975 году создается самостоятельное учреждение Национальный институт специального образования.
В 1978 году испанская конституция устанавливает: «Органы исполнительной власти будут осуществлять политику предупреждения, лечения, реабилитации и интеграции инвалидов с физическими, сенсорными и психическими заболеваниями, нуждающихся в особом внимании и будут специально защищены, чтобы они могли воспользоваться своими правами, которые конституция предоставляет всем гражданам».
В нашей стране первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980 — 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по обучению детей с ОВЗ. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998).
31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года.
С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
В нашей стране накоплен малый опыт технологий инклюзии. За последние годы в образовании России актуализируются ценности инклюзивного образования. Сорокоумова С.Н. (2010г.) в своем исследовании дает определение инклюзивного образования.
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, в плане приспособления к разным нуждам детей. Это обеспечивает для детей с особыми потребностями доступ к образованию. Инклюзивное образование разрабатывает подход к обучению и преподаванию.
Этот подход будет более гибким для реализации различных потребностей в воспитании и обучении детей. Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей школьников должен соответствовать континуум сервисов, а так же образовательная среда, которая наиболее для них благоприятна.
Основой практики инклюзивного образования считается принятие особенностей каждого ученика и. естественно, обучение и воспитание должно быть организовано так, чтобы удовлетворить особенные потребности любого ребенка. [7]
Сабельникова С.И. (2010г) считает, что на сегодняшний день Болонское соглашение, в области инклюзии как реформы, которая приветствует и поддерживает особенности и различия любого школьника (индивидуальные способности и возможности, религия, национальность, социальный класс, культура, раса, пол), начинает свои первые шаги в Российской Федерации.
Часто инклюзия рассматривается как обучение детей с инвалидностью в общих школах совместно с их здоровыми сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность школьникам развивать социальные взаимоотношения с помощью непосредственного опыта.
Основой практики инклюзивного образования считается идея принятия особенностей любого ученика и, естественно, образование должно организовываться так, чтобы удовлетворить потребности любого ребенка.
Принципом инклюзивного обучения состоит в том, что педагоги и администрация обычных школ принимают детей вне зависимости от их интеллектуального, эмоционального, физического развития, социального положения и создают им условия на основе педагогических и психологических приемов, которые ориентированы на потребности детей.[1]
При инклюзивном подходе образовательный процесс позволяет школьникам приобрести нужные компетенции по образовательным стандартам. Главный субъект инклюзивного образования – ребенок с ограниченными возможностями.
В сфере обучения понятие ребенок с ограниченными возможностями характеризует детей, который в силу умственных, психических, физических недостатков не могут овладеть обычной школьной программой и нуждаются в специально разработанных содержании, методиках, стандартах образования.
Термин ребенок с ограниченными возможностями (disabled child) был заимствован из зарубежного опыта и в практике российских ученых укрепился в 90-х гг. ХХ века.
В российской педагогике используется много разнообразных терминов, охватывающихся понятием «ребенок с ограниченными способностями»: педагогически запущенные дети, дети с недостатками в развитии, дети с нарушением развития.
Шипицина Л.М. отмечала, что учитывая вариативность индивидуального развития школьников, образовательным учреждением предусматриваются модели совместного обучения с сохранением необходимой специализированной педагогической и психологической помощи. [2]
Таким образом, для развития инклюзивного образования нужно сформировать модель педагогического и психологического сопровождения и субъективные образовательные маршруты для детей, в которых на каждом образовательном уровне была оказана нужная помощь специалистами учреждений.
Основная задача – обнаружить индивидуальные положительные особенности в любом школьнике, зафиксировать умения учения, которые приобретены за некое время, наметить перспективу и ближайшую зону совершенствования приобретенных умений и навыков и как можно больше расширить функциональные возможности школьника.
Источник: http://referat911.ru/Psihologiya/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-i/547862-3293690-place1.html
Проблемы внедрения инклюзии в систему образования России
В статье рассматриваются проблемы внедрения инклюзии в систему образования России: несовершенство законодательной базы, отсутствие всероссийской программы социальной интеграции детей с ОВЗ, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей; отсутствие специального медицинского сопровождения детей с ОВЗ и т. д., а также специалистов для работы в условиях инклюзии.
- Kлючевые слова: инклюзивное образование, ребенок с ОВЗ, личностно-ориентированный подход.
- THE PROBLEMS OF INTRODUCTION OF INCLUSION INTO RUSSIAN EDUCATION SYSTEM
- Daria S. Dushina
- The article considers the problems of introduction of inclusion into Russian education system: imperfection of legislative framework, absence of Russian program of social integration of disabled children, insufficient tolerance and self-consciousness level of healthy people; absence of special medical support of disabled children, shortage of specialists working in the conditions of inclusion.
- Keywords: inclusive education, disabled children, person-centered approach.
- В Российской Федерации в последние двадцать лет серьезно изменились социально-экономические условия, которые повлекли за собой трансформацию в различных сферах социальной и общественной жизни страны, в том числе в системе образования.
Произошли кардинальные перемены в структуре общего и профессионального образования, инновации захватили систему специального образования.
Особое внимание со стороны Министерства образования и науки РФ и общественных организаций в настоящее время направлено на перестройку обучения и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также создание инклюзивного образовательного пространства.
На государственном уровне инклюзивным образованием в России стали заниматься только в конце первого десятилетия XXI в.
В качестве результата внимания руководства страны к данной проблеме можно считать новые ФГОСы, которые учитывают не только интересы детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, но и потребности детей с ОВЗ, которые до недавнего времени учитывались только в системе специального образования.
На основании вышеизложенного целью нашей работы стал аналитический анализ проблем, возникающих в процессе внедрения инклюзии в образовательное пространство России.
Специальное образование многие годы являлось основной формой работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Однако, обучаясь в специальном учреждении, ребенок с ОВЗ изолирован от реального общества, что значительно ограничивает его в развитии.
При этом он, как и любой ребенок нуждается не только в образовании, но и в общении со сверстниками. Поэтому основной целью инклюзивного образования является включение ребенка с ОВЗ в социальную жизнь.
Инклюзия предоставляет возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.
С другой стороны, инклюзивное образование позволяет формировать у здоровых детей высокий уровень эмпатии, понимания состояния других людей (не только детей с ОВЗ), они становятся более общительными и терпимыми, что в настоящее время является особенно актуальным для нашего общества, где отмечается крайне низкий уровень толерантности ко всем «инаким». Важно отметить, что включение здоровых детей и детей с ОВЗ значительно снижает иерархические проявления в учебном коллективе, что также является элементом профилактики жестокости среди детей и подростков.
Вместе с тем необходимо отметить, что внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Так, по мнению Н. Н.
Малофеева, основные сложности связаны с отсутствием всероссийской программы социальной интеграции детей с ОВЗ, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей.
Без создания и апробации такой программы внедрение инклюзии в систему образования будет сопровождаться серьезными проблемами и непониманием ее необходимости со стороны участников образовательного процесса [Малофеев, Шматко 2008: 86–93].
Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и здоровым детям. Для снижения уровня стресса и сохранения имеющихся способностей и навыков ребенка с ОВЗ необходимо помещаться в ту социальную среду, которая в данный момент соответствует его индивидуальным возможностям обучения.
Другой весьма острой проблемой является отсутствие специалистов для работы в условиях инклюзии. В школе возникает необходимость введения в штат образовательного учреждения должности тьютора, а также обязательной подготовки всех педагогов к работе в инклюзивном пространстве и обучения их технологиям инклюзивного образования с использованием личностно-ориентированного подхода.
Понятие «личностно-ориентированный подход», по мнению ряда ученых, определяется как концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Исследователи отмечают, что на основе личностно-ориентированного подхода формируется «личностно-ориентированное образование» и указывают, что целью личностно-ориентированного образования является создание условий для полноценного развития следующих функций индивида: способность выбирать, умение рефлексировать и адекватно оценивать свою жизнь, способность к творчеству, ответственность за совершаемые действия, независимость суждений, автономность личности [Афанасьева 2001: 7–10; Кутепова 2013: 588–592; Самарцева 2011: 312–314].
В личностно-ориентированном образовании ученик – главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог при этом становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
К проблеме подготовки будущих учителей к условиям работы в системе инклюзивного образования обращались различные специалисты, в том числе Е. Л. Агафонова, М. Н. Алексеева, С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова и др. Эти ученые определяют уровень готовности педагога к деятельности в инклюзивном пространстве посредствам оценки их профессиональной и психологической готов-ности.
В структуре профессиональной готовности авторы выделяют комплекс компетенций, которые, по их мнению, должны являться базовыми составляющими, определяющими профессионализм педагога.
К ним указанные специалисты отнесли: владение педагогическими технологиями, знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии, информационную готовность, вариативность и гибкость педагогического мышления, учет индивидуальных различий детей, рефлексию профессионального опыта и результата, готовность к профессиональному взаимодействию.
Помимо этого ученые в психологической готовности выделяют ряд параметров, направленных на оценку педагога с точки зрения его личных психологических качеств.
Это мотивационная готовность, которая включает в себя личностные установки (нравственные принципы педагога, его личное отношение к инклюзии); эмоциональное принятие детей с различными нарушениями в развитии; готовность включать таких детей в образовательную деятельность [Алехина 2011; Дмитриева 2010: 5–7].
Такое внимание к психологическому портрету педагога, реализующего инклюзивное образование, связано с тем, что, по мнению специалистов, первичным и важнейшим этапом подготовки педагогов к такому виду деятельности является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов.
В своих работах А. С. Сиротюк расширяется спектр компонентов, обуславливающих психологическую готовности, а структура профессиональной компетентности представлена следующими ее составляющими: профессионально-специа-лизированные компетенции, профессионально значимые качества личности и профессионально-личностная позиция [Сиротюк 2012: 66–70].
Точка зрения А. С. Сиротюк позволяет рассмотреть профессиональную компетентность как цельную многогранную структуру.
Многие исследователи (Т. П. Дмитриева, Е. Н. Кутепова, Н. Я. Семаго, М. С. Староверова) отмечают, что подготовка специалистов для инклюзивного образования может стать эффективной лишь при условии полного понимания значимости инклюзивного образования, определения приоритетов инклюзии для различных возрастных групп детей.
Ученые акцентируют свое внимание на том, что инклюзивное образование предусматривает учет принципов включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство, базируется на современном научном понимании психических особенностей детей при различных вариантах отклоняющегося развития [Дмитриева 2010: 5–7; Инклюзивное… 2011; Кутепова 2013: 588–592; Семаго 2011: 51–58].
Авторы, являясь сторонниками синергетического подхода, предлагают проектировать подготовку специалистов, реализующих инклюзивную практику, комплексно.
При этом учеными выделяются три аспекта подготовки: ценностный, организационный, содержательный, а программа подготовки построена по модулям.
Это позволяет не только формировать ценностные ориентиры педагогов на инклюзию, но и развивать умение правильно организовывать совместное обучение детей с нормативным и нарушенным развитием.
Подобная идея отмечается и в работах Т. Ю. Четвериковой, где автор акцентирует внимание на необходимости включения в подготовку педагогов концептуальных позиций: сведений об инклюзивном образовании, особых образовательных потребностях обучающихся с ОВЗ, методиках обучения таких детей, технологиях организации совместного обучения детей с разными возможностями [Четверикова 2014: 475–485].
На основании вышеизложенного можно констатировать, что в настоящее время в России идет создание нового инклюзивного пространства, которое призвано решить целый ряд проблем касающихся как социализации детей с ОВЗ, так и формирования у здоровых детей эмоциональной чуткости, толерантности, эмпатии.
Процесс создания инклюзивной образовательной среды сопровождается проблемами, среди которых недостаточность методической и правовой базы, необходимость изменения профессиональной подготовки педагогов, способных реализовывать программы инклюзивного образования и использовать личностно-ориентированный подход к детям с ОВЗ.
Литература
Алехина C. B. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: матер. междунар. науч. конф. – М.: МГППУ, 2011.
Афанасьева Н. Личностный подход в обучении // Школьный психолог. – 2001. – № 32. – С. 7–10.
Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. – М.: Школьная книга» 2010. – С. 5–7. Серия «Инклюзивное образование». – Вып. 3.
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие / под ред. М. С. Староверовой. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 167 с.
Кутепова Е. Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики / Е. Н. Кутепова, Ж. Н. Черенкова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С. В. Алехина. – М., 2013. – С. 588–592.
Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальное образование: необходимость перемен // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86–93.
Самарцева Е. Г. Модель формирования готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей // Новые педагогические технологии: мат-лы Междунар. науч.-практ. конференции. – М., 2011. – С. 312–314.
Сиротюк А. С. Организация полусубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2012. – № 4. – С. 66–70.
Семаго Н. Я. Инклюзивное образование как первый этап пути к включающему обществу / Н. Я. Семаго [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 51–58.
Четверикова Т. Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. – 2014. – № 5.1(53). – С. 475–485.
Источник: https://www.SocioNauki.ru/journal/articles/700199/