Природа любого таланта, в том числе писательского, необъяснима. Она божественна, талант дается свыше. Трудно понять, почему в каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, каждое его слово вызывает у читателя и слушателя ответное чувство. Но, оказывается, придать дополнительную выразительность тексту могут особые способы использования фонетических возможностей языка.
Один из самых общеупотребительных инструментов поэта и прозаика — аллитерация. Примеры повторяющихся звуков, придающих тексту особые фонетические эффекты, можно встретить не только в поэзии, но и в прозаических произведениях.
Определение
Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.
Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае — организованное повторение согласных звуков, во втором — ассонанс гласных.
От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков.
Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.
Фольклорные корни
Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами.
Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества.
В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:
- Шила в мешке не утаишь.
- Мели, Емеля — твоя неделя.
- В скороговорках проявляется дополнительная — игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- На дворе трава, на траве дрова.
- Купи кипу пик.
Функции аллитерации
Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями — главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.
В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания — звонких, глухих, шипящих и т.д. — имеет ритмическую функцию:
Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).
Вот дыра у ребра — это след от ядра (В. Высоцкий).
В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.
Воздействие песен Владимира Семеновича Высоцкого во многом основано на его характерном использовании согласных звуков, редко кто так протяжно пропевал их. Его стихи-песни полны выразительнейших аллитераций.
Иногда, особенно в стихах, аллитерация — способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности — формальной, но удивительно впечатляющей:
Леса — лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).
Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).
Языковая живопись
Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).
Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:
Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).
В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:
Падающие туфельки и капающий воск реальны до физических ощущений:
И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника
На платье капал (Б. Пастернак).
Тавтограмма, или инициальная аллитерация
Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:
Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).
Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки — тавтограммы:
Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку — понес продавать, просил полтинник — получил подзатыльник.
Вершины поэзии
Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное — смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина — признак высочайшего поэтического мастерства.
С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.
Обоюдоострый инструмент
Увлечение аллитерацией может стать самоцелью — здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:
Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).
Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)
Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:
Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку.
Аллитерация в прозе, примеры
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Кому не известна эта фраза из булгаковского романа? Разве можно не услышать в этих строках ритм походки — величественной и старческой одновременно, не услышать эхо от шагов прокуратора, раздающихся в зале с высокой колоннадой?
Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример — в «Преступлении и наказании».
Острота встающих перед главным героем проблем, его решимость идти на крайние меры обозначается выразительностью будоражащих сочетаний звука «р» — Родион Романович Раскольников, а противостоящий ему Порфирий Петрович — суть неотвратимость правосудия. Здесь Достоевский выступает как прямой последователь методов великого Гоголя. Как не вспомнить Акакия Акакиевича (Башмачкина) или Чичикова — удвоенные звуки придают именам дополнительную выразительность.
Вне времени
Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.
Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу.
Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган.
Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:
- — «Крошка-картошка», «Чупа-Чупс», «Наши-мамаши», «Елки-Палки».
- — «Брук-Бонд» — Будь на высоте!
- Пора пить пиво!
- А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:
- Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!
- Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:
- Жаропонижающий жаждоутолитель.
- Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:
Comet. Очищать и защищать!
Безграничные возможности
Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.
Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные — «л», «м», «н», «р».
Но главное, что русский — это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.
Аллитерация
Аллитера́ция
— повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем . Слововым видом аллитерации является тавтограмма .
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя
»), а также скороговорки («Купи кипу пик
»).
Примеры аллитераций в русской поэзии
Лет до ста расти нам без старости.
Год от года расти нашей бодрости.
Славьте, молот и стих,
землю молодости.
Необычным примером аллитерации служит палиндром Айдына Ханмагомедова , где всего 5 согласных букв и одна из них повторяется 14 раз:
Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.
В зарубежной литературе
- В зарубежной литературе аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова, что является частным случаем литературного консонанса, где таковые согласные имеют повторение в любой части слова.
- Пример аллитерации в зарубежной литературе: f
ew f
locked to the f
ight. - Пример литературного консонанса в зарубежной литературе: m
amm
als nam
ed Sam
.
См. также
Примечания
Литература
- А. Ханмагомедов. Уважаемые палиндромисты! «ТИТ: альманах для тех, кто любит палиндромы», вып. 21. – Пермь, 2003. – с. 14
- Николаев А. И. Грамматические, словообразовательные и фонетические особенности художественной речи // Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – С. 147–152.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.
, 1890-1907.
Wikimedia Foundation
. 2010
.
Синонимы
:
Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:
- В узком (лингвистическом) смысле особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или фонетической организации стиха); иначе говоря один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в … Литературная энциклопедия
— (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Аллитерация
— АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов
Происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
аллитерация
— и, ж. allitération
Источник: https://electriclub.ru/primery-alliteracii-v-russkom-yazyke-chto-takoe-alliteraciya.html
Аллитерация: что это такое, примеры из литературы. Что такое аллитерация, ее использование в художественной литературе
Для выражения авторской мысли, изображения жизни в языке употребляются средства художественной выразительности. Они служат созданию картины жизни людей, помогают читателям почувствовать и представить то, что изображено с помощью слов.
Средства выразительности передают авторское отношение к изображаемому. Главной сферой их употребления являются язык художественных произведений. В произведениях художественной литературы средства выразительности основаны на особых приемах употребления слова.
Это метафоры и эпитеты, и синекдоха, сравнение и олицетворение, которые относятся к тропам. Предлагаем разобраться, что такое аллитерация, для чего она нужна, ведь этот прием довольно часто используется авторами.
Средствами художественной выразительности помимо тропов выступают приемы звуковой организации литературного текста в прозе и в поэзии.
В свое время мэтр символизма В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них».
Фонетической системе русского языка характерна гибкость с особой выразительностью. Смысл любой сказанной мысли воспринимается в звуковом составе. Поэтому даже звучание слова приобретает особый смысл.
В художественной речи и писатели используют прием звукописи, при которой искусно организуется звуковое строение речи: подбираются слова, близкие по звучанию, эти звуки, виртуозно сочетаясь, при озвучивании напоминают изображаемые явления.
Известно, что в русском языке согласных звуков намного больше: 37 согласных против 6 гласных фонем. Выходит так, что согласные несут в языке основную функцию для различения смысла сказанного. Звуковые повторы согласных и гласных звуков в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.
Русский язык предоставляет широкие возможности для использования звукописи авторам, творящим на родном русском языке.
Сравнение аллитерации и ассонанса
Повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков называется в литературе аллитерацией.
Почему же аллитерация является распространенным типом повтора звуков?
Что такое аллитерация, Википедия объясняет и дает определение, что это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Она применялась еще в произведениях древних писателей: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле» («Слово о полку Игореве»).
Путем повторения согласных [т] и [с] выразительность усиливается, неизвестный автор доводит до читателя тревогу.
Вот еще примеры из «Слова…»:
«В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя» – в этом отрывке множество глухих согласных [п], [т], [к], [ш]. Их повторением передается в тексте картина движения тяжело вооруженных войск половцев.
В другом примере «Сабли изъострени, сами скачутъ аки серыи влъци». Свистящие согласные [ч], [ц] помогают ясно представить быстро скачущих воинов.
Примеры аллитерации
- Русскими поэтами широко используются тонкие колебания звуков, чтобы донести до читателя смысл сказанного.
- Вот строки с аллитерацией у Пушкина:
- Шипенье пенистых бокалов
- И пунша пламень голубой.
- Повторение одинаковых глухих согласных [п] с шипящим [ш] дает картину бокалов с шипением шампанского, усиливается выразительность и музыкальное звучание стихотворных строк.
Возьмем известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер». В строке «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» доминируют [ж], [з], [в], [р], читатели как будто слышат завывание снежной бури зимним вечером, ощущается напряжение с тревогой.
Такое же звучание слышим в «Полтаве» А. Пушкина.
- Бросая груды тел на груду, (р, р, р д, д)
- Шары чугунные повсюду (ш, р, ч, ф, с)
- Меж ними прыгают, разят, (ж, р, п, з)
- Прах роют и в крови шипят. (п, х, р, т, р, к, р, ш)
Доминирует здесь взрывной [р], особенно в первой строке, во второй строке обилие шипящих с глухими звуками. В последующих строках настойчиво повторяются шипящие с доминирующим звуком [р].
Чередование рычащих [р] с глухими и шипящими воссоздает картину человеческой бойни, когда кругом шипят пушечные ядра, гремит канонада из пушек.
- Пример аллитерации
- Мастерски владел звукописью Ф. Тютчев:
- Восток белел…Ладья катилась,
- Ветрило весело звучало!
- Как опрокинутое небо,
- Под нами небо трепетало,
- Восток алел…Она молилась.
- С кудрей откинув покрывало…
В данном стихотворении Ф. Тютчева повторяется [л], речь идет о небе, лодке с ветрилом. В звуке [л] слышится что-то ласковое, лепет волны, отражение на воде трепещущего неба.
- Такое же повторение [л] находим в другом поэтическом произведении Тютчева, которое передает летнее буйство природы с ласковым теплым дождем:
- Лил теплый летний дождь – его струи
- По листьям весело звучали.
- В «Весенней грозе» Тютчева чувствуется, как «гремят» согласные фонемы [г], [р], [б].
Важно!
Аллитерация широко использовалась в фольклоре, повторы одинаковых согласных можно наблюдать в русских пословицах и поговорках.
Звукопись у поэтов Серебряного века
- Брюсов;
- Блок;
- Цветаева;
- Бальмонт.
- Поэты Серебряного века считали стихотворный язык волшебством, магическим заклинанием.
- Их стихи завораживают музыкой стиха, заставляют проникнуть в таинственную загадку сказанного поэтического слова, хотя оно не всегда понятно читателю.
- Возьмем отрывок из Ф. Сологуба:
- И два глубокие бокала
- Из тельно алого стекла
- Ты к светлой чаше подставляла
- И пену сладкую лила.
- Лила, лила, лила, качала,
- Два тельно алые стекла,
- Белей лилей, алее лала
- Бела была ты и ала.
Здесь поэт использовал звуковой повтор согласной фонемы [л]. Хотя смысл непонятен, но оно притягивает, завораживает, заставляет слушать. Ассоциацией на [л] можно представить картины ласки, любви, лобзанья с нежными оттенками цвета алый и белый.
Поэты Серебряного века считали, что главным в русском языке и в поэтической речи является звук, старались заколдовать читателя звучанием, его мелодичностью.
В стихотворении К. Бальмонта «Камыши» повторение шипящего [ш] помогает представить ночное шуршание и шелест камышей, чуть слышный шепот.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Пример повтора согласных звуков в стихотворении
Вспомним строки из стихотворения М. Цветаевой о Блоке «щелканье ночных копыт». Героический мотив подкрепляется наличием шипящих и взрывных в данной строке, они помогают читателю представить движение, цокот копыт по мостовой.
Сразу в следующей строке продолжается сочетание [гр]: «…громкое имя твое гремит…», которое представляет образ поэта – победителя человеческих душ своим властным и мощным творчеством. Звук [р] взрывной, резкий, властный, ассоциируется с дробью барабана, грозой, вихрем.
Вот примеры из творчества . Чтобы раскрыть душевное состояние героини, А. Ахматовой в стихотворении «Слаб голос мой» используется звукопись как выразительное средство.
Применением звонких согласных [л], [н] с ассонансом на [е] передается легкость, спокойствие, чувства, которые испытывает героиня после разлуки с любимым.
В «Песне последнего вечера» Ахматовой описывается расставание в осенний вечер. Обычно осенью появляется чувство утраты перед зимними морозами, природа как бы засыпает до следующей весны. Героиня тоже прощается с любимым. Применением шипящих фонем передается атмосфера осеннего прощального вечера.
- В творчестве В. Маяковского много примеров аллитерации:
- Марш! Чтоб время
- Ядрами рвалось.
- К старым дням
- Чтоб ветром
- Относило
- Только путаницу волос.
- Аллитерация в данном отрывке на [р] дает читателю представить чеканный ритм марша, динамику революционной борьбы.
«Ужас из железа выжал стон…»: специальным набором согласных поэт В. Маяковский передает ужас потери великого вождя революции В. Ленина. Вот что значит аллитерация для Маяковского.
Звукопись в прозе
Звуковые повторы как средство выразительности используются и в прозаических произведениях.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Это строки из известного булгаковского романа. Здесь читатель слышит ритм величественной походки прокуратора, эхо от его шаркающих шагов, раздающихся в зале с высокой колоннадой.
Усиливают выразительность описания сочетание звонких согласных с глухими согласными. 14 раз повторяется звук [р], звук резкий, взрывной, передающий властность, тревогу и напряжение. Даже в имени автор использовал аллитерацию на [п] – Прокуратор Понтий Пилат.
- В произведениях современных поэтов можно найти звуковые повторы для усиления выразительности:
- Дождь шумел негромко, нараспев,
- Поливая двор и крышу дома…
В этом отрывке С. Маршака с помощью звукописи рисуется картина природы во время дождя. Повторение шипящих в сочетании звонких согласных четко воссоздает шум дождя, поливающего крышу дома.
- Читаем «Заповедник» В. Высоцкого:
- Сколько их в кущах – столько их в чащах,
- Ревом ревущих, рыком рычащих,
- Сколько бегущих – столько лежащих
- В дебрях и кущах, в рощах и чащах…
- Из отрывка стихотворения видно, что оно пронизано повтором шипящих согласных, усиливается выразительность, создается страшная картина истребления зверей.
Источник: https://2s5.ru/diagnostika/alliteraciya-chto-eto-takoe-primery-iz-literatury-chto-takoe-alliteraciya-ee/
Аллитерация как художественный прием в поэзии и прозе
Определение 1
Аллитерация как художественный прием в поэзии и прозе – параллелизм, повторяющаяся звуковая фигура, которая находит свое отражение в ритме, размере, структурированности наррации; один из вариантов звуковой организации речи.
Явление аллитерации очень древнее, однако по сегодняшний день многочисленные аспекты художественного приема остаются малоизученными.
Аллитерация возникает из повторения звуков, соответственно, это повторение должно быть приятным для слуха, привлекать внимание реципиента, придавать речи выразительность, экспрессивность.
Аллитерация в поэзии
Определение 2
Аллитерационный стих – акцентный стих, в котором в каждой строке несколько слов начинаются с одного и того же звука.
В результате подобной организации стихотворения оно приобретает четкий ритм. Аллитерация, таким образом, становится организующим принципом текста, позволяет выделять наиболее значимые в семантическом плане слова, придавая наррации особый музыкальный эффект.
Зачастую аллитерация используется для отображения образов лирических персонажей. Например, Цветаева прибегает к аллитерациям для изображения стиля героини:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Блондинка с папироскою, в зелёном,
Беспочвенных безбожников божок
Посредством аллитерации осуществляется репрезентация внешнего вида героиня (блондинка), одежды (в зеленом), привычек (с папироской). Соответственно, в данном случае аллитерация приобретает интертекстуальную функцию, не ограничиваясь созданием ритмичности, музыкальности наррации.
При помощи аллитерации в поэзии создаются причудливые звукописные рисунки, которые позволяют отражать сложные эмоциональные состояния персонажей:
Ты в комнаты вечерний впустишь воздух,
О ледяных задумаешься звёздах,
Утончишь слух, найдёшь для тела тишь (И. Северянин)
в данном случае благодаря аллитерации создается противоречивое впечатление: какофонии и эвфонии.
Сначала глухие согласные создают образ замкнутого пространства, закрытой комнаты, которая раскрывается, освежается при помощи сонорных и звонких (воздух, вечерний).
Затем лирический герой мысленно достигает космических высот, что передается посредством сгущения сонорных и звонких (О ледяных задумаешься звёздах).
Чаще других повторяются звуки с, т, которые противопоставляются по звонкости/ глухости звукам з, д, что позволяет представить образ холода и тишины.
Аллитерация может использоваться для создания какофонии, отражающей сложные, противоречивые эмоциональные состояния персонажей:
- Так ядосмех сменяла скорби спазма (И. Северянин) – в данном случае посредством обращения к аллитерации отражаются негативные эмоции персонажа, его скорбь, язвительность, разочарование;
- И жаждет чувств чужих, как рыбарь – клёва (И. Северянин) – посредством обращения к аллитерации отображаются трудности, с которыми сталкивается лирический герой;
- Они умеют с бурею бороться (И. Северянин) – формируется семантика борьбы, противостояния;
- А вы, надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов,/ Пятою рабскою поправшие обломки (Лермонтов) – повтор согласного «п» отражает негодование и возмущение автора.
Кроме того, зачастую аллитерация используется в поэзии для противопоставления семантических концептов:
В пронизывающие холода
Людских сердец и снежных зим суровых
Мы ищем согревающих, здоровых
Старинных книг, кончая день труда (И. Северянин)
При помощи противопоставления на основании звонкости/ глухости звуков с/ з осуществляется противопоставление концептов с ярко выраженной позитивной и негативной коннотацией.
Аллитерация может выступать инструментом создания окказионализмов:
И кто из нас отъюнил юность без
Обескураживающего жженья (И. Северянин)
В данном случае аллитерация используется для создания окказионализма «отъюнил», способствующего созданию особой эмоциональной окрашенности текста, делая воспоминания о юности более яркими, реальными, насыщенными.
Замечание 1
Аллитерация, таким образом, представляет собой как средство актуализации единиц фонетического уровня, так и средство создания индивидуально-авторского стиля.
Аллитерация успешно используется не только в поэтической речи, но и в прозе. Зачастую она используется для придания речи четкости, музыкального звучания, создания рифмы.
Виды аллитерации
В современной научной литературе можно выделить следующие типы аллитерации:
- Аллитерация одного звука;
- Аллитерация нескольких звуков;
- Аллитерация звуков в разных частях текста;
- Аллитерирует не весь текст, а только его часть.
По своей роли в произведении аллитерация может быть организационной (синтаксической) и композиционной (обусловливать особенности построения произведения).
Наиболее распространёнными типами синтаксической аллитерации выступают следующие:
- Модель: подлежащее + сказуемое, например, такая торговля продолжится;
- Модель: сказуемое + дополнение, например, птица вышла на прогулку;
- Модель: подлежащее + сказуемое + обстоятельство;
- Модель: предикатив + дополнение + обстоятельство, например, дает душевный покой;
- Модель: эпитет + определяемое существительное;
- Модель: подлежащее + сказуемое + дополнение;
- Модель: подлежащее + обстоятельство.
Указанные модели выступают наиболее распространенными, аллитерация в данном случае служит целям объединения различных частей предложения, подчеркивая единство высказывания, усиливая его смысл, акцентируя внимание на наиболее значимых смысловых фрагментах.
В качестве одного из видов аллитерации называют звукоподражание, например:
«…стрекотанье ветреной цикады…»
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что аллитерация представляет собой особое оформление звуковой стороны произведения, позволяющее создавать ритмичность, музыкальную выразительность наррации.
Указанный художественный приём успешно используется как в поэзии, так и прозе.
Аллитерация может использоваться для характеризации персонажей, отражения их эмоциональных состояний, размышлений, акцента внимания на основных семантических концептах.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/alliteraciya_kak_hudozhestvennyy_priem_v_poezii_i_proze/
Аллитерация: когда согласие в согласных есть
Аллитерация – это повторение одной или нескольких согласных для придания тексту большей музыкальности и выразительности. Обычно аллитерация используется в какой-то одной, особо значимой фразе, но иногда она может распространяться и на весь текст. Например, на целое стихотворение.
Термин образован от латинского ad – «при», litera – «буква».
Примеры
Повторяются согласные «т», «р» и «с»:
Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.
Повторяются согласные «т» и «п»:
Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»
Пример из литературы
Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:
«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»
Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:
«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»
В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого», содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».
В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Использование аллитерации
Реклама и бизнес
Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат», кошачий корм «Китекет», леденцы «Чупа-чупс» и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.
Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.
Ваша киска купила бы «Вискас».
Велла. Вы великолепны.
Дикция
Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.
Фольклор
В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.
Тише едешь – дальше будешь.
Важно!
- Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.
- Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.
- Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:
Проезд Дзержинского
Близкие по смыслу термины
Тавтограмма – это литературный приём, при котором все слова в тексте или отдельном его фрагменте начинаются с одной и той же буквы. Тавтограмма может быть представлена как коротким стихотворением, так и многостраничным романом. Тавтограмма рассматривается как частный случай аллитерации.
Липограмма – это литературный приём, при котором в произведении умышленно не используется какая-либо буква. Липограмма не несёт смысловой нагрузки, а заранее непредупреждённый читатель вряд ли её заметит. Чаще всего липограмму используют для того, чтобы развить литературные способности и расширить словарный запас.
Аллитерация и aссонанс – это литературный приём, который состоит в повторении гласных звуков. Ассонанс характерен преимущественно для поэзии. Аллитерация и ассонанс иногда могут дополнять друг друга. Например, в лермонтовской строчке:
«У наших ушки на макушке!»
есть и повтор гласной «у», и согласной «ш».
Источник: https://www.avtoram.com/alliteracia
Аллитерация: что это такое, примеры из литературы
Аллитерация (от лат. аl — при, к и littera— буква). Говоря об аллитерации, мы нередко забываем, что в языке много слов и мало звуков. В Швеции прибегли даже к помощи компьютера, который при наличии двух одинаковых букв в стихотворной строке зажигает сигнал аллитерации. Произнесите любую фразу. Самую простую.
И в ней обязательно встретятся одинаковые звуки, но это еще не свидетельство аллитерации. Ведь многие из повторов мы не замечаем, потому что они создают обычный для нашего слуха звуковой фон. Но аллитерация — это ощутимые на слух повторы согласных звуков речи, служащие одним из стилистических средств эстетической выразительности.
Она присуща преимущественно художественной речи (и в ней зачастую и различима). Но не только. Так, ею блестяще пользовались знаменитые юристы и ораторы. Не пренебрегают ею и авторы статей, рецензий, заметок. Когда К. Ваншенкин пишет: «Есть поэты, попадающие под чужую интонацию — как под поезд», мы замечаем, что удачные созвучия придают фразе оттенок легко запоминающегося афоризма.
Эта особенность аллитерации прекрасно реализуется в пословицах, поговорках, загадках. «Старость — не радость, а смерть — не корысть».
Аллитерация существует в арсенале средств художественной литературы с древнейших времён, причём она всегда осмыслялась скорее приёмом стихотворной, чем прозаической речи.
Насыщение созвучиями прозы расценивается как злоупотребление и чаще всего проявляется у представителей литературных направлений, исповедовавших культ формы.
При эмоциональных высказываниях аллитерация в прозе, бесспорно, уместна: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» (В. Короленко).
В поэзии аллитерация, как и любое другое средство художественной выразительности, — это скрытый, внутренний её рычаг, потайной колокольчик, который может и оглушить, если им увлечься чрезмерно. Как-то в собрании поэтов К. Бальмонт читал свои стихи:
Берег, буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн…
Как вспоминает И.
Бунин, в мертвой тишине вместо восторгов прозвучал лишь вопрос: «Что это за чёлн и каким таким чарам он чужд?» Любопытно, что поэтическая фразеология того времени знала много словесных образов, символизирующих свободу от житейского, смерть.
Тот же Бунин в великолепном стихотворении «Берег» для обозначения гроба употребил свой эвфемизм — «белая ладья», которая тоже, естественно, была безразлична к очарованию жизни. «Черный челн» не лучше и не хуже, но самоцельная аллитерация потопила его.
Существует мнение, что аллитерация оттеняет только наиболее важные слова. Это не всегда так. В стихотворной речи каждое слово стремится к созвучию:
Провода электрички чертили
В небесах невесомые кубы.
(Д. Самойлов)
Однако требование нормы правомерно. «Я, — делился своим опытом Маяковский, — прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
В подобных случаях поэты достигают впечатляющей выразительности:
Люблю твой бледный лик, печальная Селена,
Твой безнадёжный взор, сопутствующий мне…
Эта бунинская аллитерация на «ль» создает как бы музыкальный курсив наиболее эмоционально окрашенного слова — Селена, что сразу подчёркивает соседняя строка, в которой нет этого звука.
С помощью аллитерации невозможно выразить иные чувства и мысли, помимо тех, что выражены словесно, но благодаря ей мы более остро воспринимаем слова.
Сразу радугу вскинув,
Сбавив солнечный жар,
Дружный дождь за машиной
Три версты пробежал…
—
- читаем у Твардовского, и нам кажется, что мы слышим шум дождя и шуршание шин.
- Аллитерация сцепляет ажурной вязью слова в стихе или в смежных стихах, реже в строфе, а в отдельных случаях и в целом стихотворении, стилистически цементируя его в монолит чувства и мысли:
Всё стихотворение Н. Заболоцкого пронизано повторами «л», «р», «б» и другими причудливыми сочетаниями звуков.
Подчинённые высокому мастерству поэта, они порождают у нас совершенно определённые ассоциации, оттеняющие чувство тихой, нежной любви к родному краю.
В строках о милой душе поэта московской природе, которая «скромнее и проще» пышной природы Аджарии, аллитерация тоже «скромнее и проще», без буйных, бешеных звуков прибоя и медного грохота труб и литавр.
Правил аллитерирования нет, потому что это искусство. И поэтому относятся к нему очень ревностно. Наблюдения Л. И. Тимофеева (см.: Вопросы литературы. 1977.
№ 6) над вариантами стихов Пушкина, Блока и Маяковского показали, что в одном из пяти случаев поэты заменяли слова в поисках наиболее благозвучного варианта, но…
но делалось это не в ущерб жизненной правде слова, которая была для них превыше всего и вела при необходимости к отказу от аллитерации.
Источник: Поэтический словарь. — М.: ЛУч, 2008
Источник: https://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/alliteracija_chto_ehto_takoe_primery_iz_literatury/87-1-0-883
что такое аллитерация? примеры
Степан Полтавский Гуру (4184) 10 лет назад Это звуковая организация речи, применение в художественном тексте определенных элементов звуковой структуры языка: гласных и согласных звуков, пауз, повторений слов, сочетаний разных видов интонаций.
Различаются виды звуковой организации, например, анафора, единоначатие – повторение начальных слов; эпифора – повторение конечных слов; кольцо, когда повторяется начальное и конечное слово в строке.
Существует понятие эпанострофы, или стыка, когда повторяются слова и фразы конечных и начальных стихотворных строк: «Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени угасшего дня. Я на башню всходил И дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня» . (К.
Бальмонт) В звуковой организации стиха самые распространенные аллитерации – повторение согласных и ассонансы – повторение гласных.
Источник: http://nature.web.ru/litera/6.4.5.html
Марина Мастер (1441) 10 лет назад АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad — к, при, со и littera — буква; собуквие) — древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. А. встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. А. богаты стихи Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность А. в стихе; правил пользования ею нет и быть не может. В русской народной поэзии А. занимает заметное место. Звучные А. рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве» : …Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.. . …Нощь стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста близ.. . …С зарания в пятк потопташа поганыя плъкы половецкыя.. . Лермонтов: Бугристы берега, благоприятны влаги, О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят, О, грады, где торги, где мозго-круглы браги.. . Михаил Наумов Знаток (272) 3 года назад Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).Подразумевается бо́льшая, по сравнению со среднеязыковой, частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»). [1]Содержание [показать] Примеры аллитераций в русской поэзии [править | править вики-текст]Лет до ста расти нам без старости.Год от года расти нашей бодрости.Славьте, молот и стих, землю молодости.— Маяковский, В. В. Хорошо!И тогда под звуки мандолиныВыйдешь ты в туман долины,Чтобы в медленном кругу гавотаБеспокойно ожидать кого-то…— Светлов, М. А. ПесенкаИ шальной, шевелюру ероша,В замешательстве смысл темня,Ошарашит тебя нехорошейГлупой сказкой своей про меня.— Б. Л. ПастернакНа диванеНадю Ваня— Глазков, Н. И.Папины дочкиЩёткины почки— Конюшков, Я. А. Стихи КонюшковаСидеть ли дома скуку питьИли пойти треску купить?— Супруненко, В. В. «Вопросики» [2]Выходила к ним горилла,Им горилла говорила,Говорила им горилла,Приговаривала— Корней Чуковский. БармалейВ зарубежной литературе [править | править вики-текст]В зарубежной литературе аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова, что является частным случаем литературного консонанса, где таковые согласные имеют повторение в любой части слова.Пример аллитерации в зарубежной литературе: few flocked to the fight.
Пример литературного консонанса в зарубежной литературе: mammals named Sam.
Владислав Кулагин Знаток (283) 3 года назад Это звуковая организация речи, применение в художественном тексте определенных элементов звуковой структуры языка: гласных и согласных звуков, пауз, повторений слов, сочетаний разных видов интонаций.Различаются виды звуковой организации, например, анафора, единоначатие – повторение начальных слов; эпифора – повторение конечных слов; кольцо, когда повторяется начальное и конечное слово в строке.Существует понятие эпанострофы, или стыка, когда повторяются слова и фразы конечных и начальных стихотворных строк:«Я мечтою ловил уходящие тени,Уходящие тени угасшего дня.Я на башню всходилИ дрожали ступени,И дрожали ступени под ногой у меня» . (К. Бальмонт)
В звуковой организации стиха самые распространенные аллитерации – повторение согласных и ассонансы – повторение гласных.
вс Знаток (272) 2 года назад Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае – организованное повторение согласных звуков, во втором – ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.Фольклорные корниЖивые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:- Шила в мешке не утаишь.- Тише едешь – дальше будешь.- Мели, Емеля – твоя неделя.В скороговорках проявляется дополнительная – игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.- На дворе трава, на траве дрова.
— Купи кипу пик.
hollisch Знаток (401) 2 года назад Оля Ермакова Ученик (248) 2 года назад Это звуковая организация речи, применение в художественном тексте определенных элементов звуковой структуры языка: гласных и согласных звуков, пауз, повторений слов, сочетаний разных видов интонаций. Различаются виды звуковой организации, например, анафора, единоначатие – повторение начальных слов; эпифора – повторение конечных слов; кольцо, когда повторяется начальное и конечное слово в строке.
Существует понятие эпанострофы, или стыка, когда повторяются слова и фразы конечных и начальных стихотворных строк: «Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени угасшего дня. Я на башню всходил И дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня» . (К.
Бальмонт)
В звуковой организации стиха самые распространенные аллитерации – повторение согласных и ассонансы – повторение гласных.
Алексей Красняков Знаток (278) 1 год назад Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи. Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае – организованное повторение согласных звуков, во втором – ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.Фольклорные корниЖивые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:- Шила в мешке не утаишь.- Тише едешь – дальше будешь.- Мели, Емеля – твоя неделя.В скороговорках проявляется дополнительная – игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.- На дворе трава, на траве дрова.
— Купи кипу пик.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/30875363