Возникновение ислама, арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

В 632 году Мухаммед умер, не оставив после себя наследника.

Между жителями Мекки и Медины начался спор о преемнике.

Он закончился избранием новым главой мусульман Абу̀ Ба̀кра – ученика и близкого друга Пророка. Так управление перешло в руки последователей и сподвижников Мухаммеда.

  • Они получили титул халѝф, который переводился как «наместник, заместитель» Пророка.
  • За всё время существования халифа̀та с 632 по 1258 год им правили три династии.
  • «Праведные халифы»в середине VII века.
  • Омейядыс середины VII по середину VIII века.
  • Абассидысередина VIII – середина XIII века.

Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии.

Они напали на Византию и Иран. Эти страны были измотаны длительной войной друг с другом и не смогли быстро оказать сопротивление.

Арабские воины

Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

Многие города удавалось взять без боя. Арабы обещали местным жителям сохранение жизни и имущества.

Арабам удалось захватить византийские провинции: Сирию, Палестину, Египет. Земли Ирана.

В начале VIII века арабы подчинили племена берберов в Северной Африке. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабским.

Завоевания арабов

Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

В 711 году арабы переправились на Пиренейский полуостров.

Королевство вестготов было завоёвано. Затем арабы напали на королевство Франков.

Но в 732 году, в ходе битвы у Пуатье, были разбиты и остановлены. Эта битва часто считается одной из самых важных в средневековой истории Европы.

Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

С большим трудом арабам удалось покорить народы Средней Азии и Кавказа.

Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем. В 751 году они нанесли поражение китайскому войску. Но для продолжения завоеваний у арабов больше не было сил.

  1. В результате арабских завоеваний VII – первой половины VIII веков было создано огромное государство – Ара̀бский халифа̀т – включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова.
  2. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.
  3. Арабский халифат

Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

Также учитывая то, что население многих захваченных земель стояло на порядок выше самих завоевателей, контакты между арабами и другими народами способствовало быстрому развитию общества, государства и культуры в новом государстве.

Управление в Халифате

Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

  • За период средних веков мусульманами стало большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Кавказа.
  • Вся земля в халифате была собственностью халифа.
  • Своих родственников и приближенных он назначал правителями наместничеств.
  • В халифате их было несколько: Ирак, Аравия, Закавказье, Западная Африка, Египет.

Постепенно сложилась налоговая система халифата. Она состояла из двух частей: поземельных и подушных сборов.

Поземельный налог платили все небедные жители государства. Подушный, который назывался джѝзья, – только иноверцы.

Поступлениями от налогов распоряжались эмѝрынаместники халифа.

Налоги по большей части шли на содержание армии. Также за их счёт содержались чиновники, проводились строительные работы.

Централизация Халифата

Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

Для централизации власти были сформированы органы управления, регулярная армия, особые полицейские отряды для контроля внутренних дел.   По всему государству были созданы почтовые станции. Налажены пути сообщения.

Значительную роль в формировании и укреплении Арабского халифата сыграл ислам.

Принявшие ислам завоёванные иноверцы освобождались от подушного налога, могли участвовать в управлении государством, получали льготы. Они становились лояльными к новой власти.

Распространение ислама

Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

К середине VIII века в восточных провинциях халифата против Омейя̀дов вспыхнуло восстание. Его причиной был увеличивающийся разрыв между окраинами халифата и столицей в Дамаске.

Назначаемые наместники были коррумпированы и заинтересованы только в личной выгоде. Возглавил восставших Абу̀ Муслѝм.

В 750 году, в битве на реке Большой Заб, войска халифа Мерва̀на II потерпели поражение. Династия была свергнута. Её представители – практически полностью уничтожены.

Новой правящей династией стали Аббасѝды. Ими была основана новая столица – Багда̀д.

Панорама Багдада

Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

В городе пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана, что позволило ему быстро разбогатеть и стать новым политическим и культурным центром халифата.

Временем расцвета Арабского халифата считают период правления Хару̀на ар-Рашѝда (768–809 годы). При нём начался подъём исламской науки и культуры.

Впоследствии, вместе с несколькими последующими веками, этот период существования Арабского халифата вошёл в историю как «Золотой век ислама».

Харун ар-Рашид

Возникновение ислама, Арабский халифат и его распад: причины, способствовавшие объединению племён

При Аббасидах была укреплена дисциплина в армии. В войска стали набирать наёмников – бербѐров и тю̀рок. Главное место в армии заняли мамлю̀киличная гвардия халифа.

Со временем гвардия достигла такого влияния, что начала оказывать давление на халифов и даже возводить на престол своих предводителей.

В VIII–IX веках по халифату прокатилась волна мятежей. Политические противники и завоёванные народы желали избавиться от власти арабов. 

Халифы больше не предпринимали новых завоевательных походов. Они сосредоточились на сохранении установленного порядка.

Всё это привело к тому, что при Аббасидах халифат начал распадаться. На окраинах империи власть переходила к династиям местных правителей. Появляются самостоятельные землиэмира̀ты.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление землями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми.

В середине VIII века на Пиренѐйском полуострове образовался самостоятельный Ко̀рдовский эмират.

В IX веке от халифата отделились Египет и Северная Африка.

В дальнейшем – Иран, Афганистан, Средняя Азия. Под властью халифов осталась только Месопотамия.

  1. Распад Халифата
  2. В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана ту̀рками-сельджу̀ками.

В 1055 году они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджу̀ков и даровал ему титул султана.

  • Крестовые походы европейцев также значительно ослабили земли халифата.
  • Турки-сельджуки

В XIII веке монго̀лы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил своё существование.

  1. Подведём итоги.
  2. Начиная с VII века, арабы завоевали огромные территории и образовали государство – Ара̀бский халифа̀т.
  3. Построили своё особое общество.
  4. Распространили ислам среди множества народов.
  5. Успешно развили исламскую культуру.

Источник: https://videouroki.net/video/11-arabskii-khalifat-i-iegho-raspad.html

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Метки: 6 классисторияурок

  • Урок истории в 6 классе
  • Цели: познакомить с историей и причинами возникновения ислама; выяснить роль новой религии в объединении арабских племен; исследовать степень влияния природы и климата Аравии на занятия и образ жизни ее населения; объяснить причины военных успехов арабов.
  • Планируемые результаты:
  • предметные: научиться объяснять причины возникновения новой религии; овладевать целостными представлениями об историческом пути арабов; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; давать образную характеристику исторических личностей;
  • метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
  1. Оборудование: карты «Завоевания арабов», «Распад халифата»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.
  2. Тип урока: открытия нового знания.
  3. Ход урока
  4. I. Организационный момент
  5. II. Мотивационно-целевой этап

Ислам — самая молодая из мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада.

В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих мессий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.

О религии, которая играет важную роль в мире, и пойдет речь на нашем уроке.

  • III. Актуализация знаний
  • — Что такое религия?
  • — Когда и почему она зародилась?
  • — Когда появилось христианство?
  • — Какую роль оно сыграло в жизни античного мира?
  • (Ответы учеников.)
  • Мы начинаем знакомство с новой страной, которая стала родиной новой мировой религии.
  • — Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на нашем уроке.
  • Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Природа и занятия населения Аравии.
  2. Племена бедуинов.
  3. Мухаммед — основатель ислама.
  4. Возникновение и распад Арабского халифата.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему арабы так легко покоряли соседние страны? Что способствовало объединению арабских племен? Почему произошел распад Арабского халифата?

  1. IV. Работа по теме урока
  2. 1. Природа и занятия населения Аравии
  3. Родиной арабов был обширный Аравийский полуостров.
  4. — Покажите на карте Аравийский полуостров.
  5. — Какими морями омывается полуостров?

— Какие государства были соседями арабов к началу VII в.?

  • — Изучая карту, опишите природные особенности Аравийского полуострова.
  • — Как природа и географическое положение Аравии могли повлиять на занятия ее населения?
  • (Ответы учеников.)
  • — А теперь отправимся в виртуальное путешествие во времени на Аравийский полуостров.

Слайд 1. Арабы издавна жили на Аравийском полуострове в Юго-Восточной Азии. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы, которые выращивали сахарный тростник и хлопчатник, возделывали сады, финиковые пальмы и виноградники.

Слайд 2. Кочевые арабы — бедуины — передвигались по степям со своими стадами. Они разводили верблюдов, овец и лошадей.

Вопрос-загадка. Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?

(Ответы учеников.)

Слайд 3. Бедуины питались молоком и мясом верблюдов, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались от зноя в палатке из верблюжьего войлока. Из кожи этих животных шили обувь, седла, сбрую. При переходе на новое место верблюд перевозил бедуина с семьей и его имущество.

Задание: рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 70 «Караван-сарай на торговом пути». Что рисунок может рассказать о жизни арабов?

(Ответы учеников.)

Слайд 4. Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. Самый крупный город на этом пути — Мекка. Состоятельные граждане жили в больших каменных домах, а бедные — в лачугах.

Богачи скупали у кочевников товар и дважды в год (зимой и летом) снаряжали караваны в Сирию и Йемен. Каждую весну в Мекке проходили ярмарки (ежегодные или сезонные торги).

Бедуины пригоняли скот и обменивали его на оружие, хлеб, ткани, посуду.

Слайд 5. В Мекке расположено древнее святилище — храм Кааба («куб»), святое место для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжала паломников пищей и одеждой.

  1. 2. Племена бедуинов
  2. Давайте поближе познакомимся с жителями Аравийского полуострова — племенами бедуинов.
  3. Задание: познакомьтесь с дополнительным материалом и сделайте вывод об особенностях жизни бедуинов в VII в.
  4. Дополнительный материал

1. Какие выводы о жизни арабов до возникновения у них ислама можно сделать на основе отрывка из стихотворения арабского поэта того времени?

Мы мстим за убийство своих соплеменников,
И наше возмездие неотвратимо.
Того, кто дерзает от рода отречься открыто,
Терзают клинки и тяжелые топчут копыта.
В добычу берем только самое ценное,
Ничтожная нам не по вкусу нажива.
А я ведь друзей нахожу и в убогих шатрах,

И там, где в богатстве живет не одно поколенье.

2. Какими предстают характер и обычаи кочевников в стихотворении поэта доисламского времени?

Я знаю, что лень не добро нам приносит, а зло,
Беспечность страшна — неприятель врасплох застает.
Неделю могу я прожить без еды и питья,
Мне голод не страшен, и думать не стану о нем.
Никто не посмеет мне дать подаянье в пути,
Глодать буду камни и в землю вгрызаться зубами.
В опасности племя мое — я готов умереть,

Враги угрожают — иду без боязни в сраженье.

3. До возникновения ислама араб, изгнанный или бежавший из своего племени, старался примкнуть к другому племени и обычно становился зависимым от его вождя человеком.

— Почему отдельные люди изгонялись или бежали из своего племени? Чем вы можете объяснить стремление изгнанников примкнуть к другому племени?

  • (Проверка выполнения задания, на доске записывают ключевые слова.)
  • — Множество племен.
  • — Кровная месть.
  • — Междоусобные войны.
  • — Многобожие.
  • — Вражда вождей.
  • — Усиление неравенства.

— Предположите, какая задача стояла перед племенами бедуинов. Почему она возникла?

(Запись в тетради.)

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины.

  1. Прекращение вражды племен между собой.
  2. Борьба с внешними врагами.
  3. Упадок торговли.
  4. Желание знати объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
  5. Стремление знати объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

3. Мухаммед — основатель ислама

Объединению арабских племен способствовала новая религия — ислам. Основателем ислама является житель Мекки Мухаммед.

Задание: давайте познакомимся с основателем новой религии. Почему именно этому человеку удалось справиться с таким трудным делом? Какие качества помогли ему?

Слайд 1. Мухаммед родился около 570 г. в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда, Абдаллах, умер до рождения сына, а мать Мухаммеда, Амина, умерла, когда ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив сына сиротой. Воспитывался сначала дедушкой, затем дядей.

Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в единого Бога. Сначала он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах своего дяди.

Он становился известным, люди его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность наградили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверие).

Слайд 2. Позднее Мухаммед вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей некоторое время спустя Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливо.

Слайд 3. Он любил уединяться для молитв и размышлений в горы, окружавшие Мекку. В один из таких дней, пришедшихся на 610 г., с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал ангел Джа-браил и, указав на явившиеся извне слова, велел ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов.

Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям.

Слайд 4. Мухаммед вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл посланником Бога — его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.

Читайте также:  Определение морали и ее основные понятия, принципы, устои и отличительные признаки

Слайд 5. Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчисление.

Слайд 6. Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб стал называться Мединой — Городом Пророка. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда -мечеть. К моменту смерти Пророка в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

(Проверка выполнения задания.)

Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», переданные ему Богом. После смерти Мухаммеда они были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран. Текст Корана состоит из коротких фраз, которые легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры.

Проблемное задание. Чем можно объяснить, что зарождение классов и возникновение государства сопровождались появлением новой религии: франки приняли христианство, а арабы — ислам?

(Ответы учеников.)

С возникновением ислама место родовых и племенных связей заняли религиозные, преданность роду и племени сменилась верностью религии — исламу. Столкновения между племенами уступили место войнам с «неверными». Для верующих были установлены новые правила поведения.

Задание: работая с текстом п. 4 § 9, охарактеризуйте правила поведения мусульман.

  1. (Проверка выполнения задания.)
  2. Задание: в Коране сказано: «Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах»; Аллах «кого желает, того сбивает с пути, а кого желает, того помещает на прямой дороге».
  3. — Как вера в Аллаха должна была влиять на поведение мусульманина: на выбор цели жизни, его поступки, на оценку им поведения других людей?
  4. (Проверка выполнения задания.)
  5. 4. Возникновение и распад Арабского халифата
  6. Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространения «истинной веры» среди «неверных».
  7. — Удалось ли добиться решения этой задачи?
  8. — Как дальше сложится история государства арабов?
  9. Для того чтобы ответить на эти вопросы, разделимся на три группы.

Задание для первой группы: работая с п. 5 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.

Задание для второй группы: работая с п. 6, 7 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.

Задание для третьей группы: работая с п. 8 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.

  • Вопросы и задания для первой группы
  • — Кто управлял Арабским государством после смерти Мухаммеда?
  • — Что составляло главную силу их войска?
  • — Какие территории завоевали арабы?
  • — Объясните причины военных успехов арабов,

— Какое государство образовалось в течение VII и VIII вв.?

  1. — Охарактеризуйте это государство.
  2. Вопросы и задания для второй группы
  3. — В каком году власть в халифате перешла к династии Аббасидов?
  4. — Какие новые территории были присоединены к Арабскому государству в годы их правления?
  5. — Почему поначалу многие жители завоеванных стран охотно принимали ислам?
  6. — Как стали называть государство арабов при Аббасидах?
  7. — Назовите время расцвета Багдадского халифата.

— Охарактеризуйте халифа Харун ар-Рашида. Исследуйте легенды и быль о его правлении. Выскажите свое мнение об этой исторической личности.

В арабском сборнике рассказов «Занимательные истории» описан такой случай. Однажды халифу доложили, что один старик-торговец сказал: «Некому заботиться об интересах мусульман». Халиф прервал развлечения, приказал привести к себе старика, допросил, почему он произнес эти слова, и отпустил его.

Когда приближенный выразил удивление его действиями, халиф сказал: «Если простые люди станут произносить такие слова, они осмелеют, привыкнут к подобным речам и будут считать, что это вполне дозволено. А такие разговоры легко внушают народу недовольство властью и исламом и побуждают к бунту против правителя.

В таких случаях лучше всего пресекать зло в самом зародыше».

  • — Чего опасался халиф и в чем он видел задачи своей власти?
  • Вопросы и задания для третьей группы
  • — В каком положении находились немусульмане в Багдадском халифате?

В арабском сборнике рассказов «Занимательные истории» крестьянин говорит помощнику казначея: «Разве ты не выбираешь землемеров и не велишь им замерять землю так, как надо? А потом сборщик налогов отправляется в сопровождении конных и пеших воинов, гонцов и помощников, пускает в ход побои, оковы, кандалы и при этом все время действует так, как ты велишь: если ты позволишь отпустить человека, они так и делают, а если нет, они жмут на него, пока он не заплатит».

— Как сборщики собирали налог с крестьян, какие злоупотребления они при этом допускали?

В VIII в. налог продуктами, составлявший определенную часть выращенного урожая, был заменен денежным налогом, который взимался в зависимости от размеров посевной площади.

  1. — Как изменение способов сбора налогов должно было повлиять на положение крестьян в халифате?
  2. — Когда и почему распался Арабский халифат?
  3. (Проверка выполнения заданий.)
  4. V. Подведение итогов урока

— Что общего в причинах распада империи Карла Великого и Арабского халифата? В чем различия?

  • — Почему такие огромные государства были непрочными?
  • (Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)
  • VI. Рефлексия
  • — Что нового узнали на уроке?
  • — Какие умения и навыки отрабатывали?
  • — С какими новыми терминами познакомились?
  • — Что понравилось и что не понравилось на уроке?
  • — Какие выводы сделали?
  • Домашнее задание (дифференцированное)
  1. Для сильных учеников — § 9, подготовить проект на тему «Мировые религии».
  2. Для средних учеников — § 9, написать рассказ на тему «Мусульманские и христианские порядки: сходство и различия».
  3. Для слабых учеников — § 9, задания и вопросы к параграфу.

Источник: https://ayratmusin.ru/6-klass-vseobshchaya-istoriya/vozniknoveniye-islama-arabskiy-khalifat-i-yego-raspad.html

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Параграф №9.

Ислам – одна из трех монотеистических мировых религий. Основа исламской догматики представляет собой веру в Аллаха как единого бога, пророка Мухаммеда, Коран и судный день.

Современный ислам является самой быстро распространяющейся религией – каждый год число верующих вырастает приблизительно на 2,5%.

По прогнозам, через 20 лет количество приверженцев ислама сравняется с количеством христиан.

К юго-востоку от азиатских владений Византии жили многочисленные племена арабов. Прежде мало кому известные, в 7 веке они заставили о себе заговорить и в Азии, и в Европе. Арабы относятся к числу семитских народов.

С историей их родственников евреев, ассирийцев, финикийцев мы уже знакомились в 5 классе в курсе истории Древнего Мира. Арабы осознавали свое родство с евреями, считая своим предком Измаила – сына библейского Авраама. Последний таким образом являлся общим предком арабов и евреев.

Арабы издревле населяли огромный Аравийский полуостров, расположенный в Юго-Западной Азии.

Подавляющую часть территории Аравийского полуострова занимают пустыни и сухие степи. Часть этих территорий пригодна для кочевого скотоводства. Кочевых арабов называли бедуины.

Кочевники-бедуины, что означает степняки, передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей. Без верблюда большая часть Аравии была бы вообще недоступной для человека.

Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал одежду из верблюжьей шерсти, верхом на верблюде сражался с врагами. Лошади были гораздо прихотливее и были они главным образом у богатых людей. Положение бедуина было ненадежным.

Задержка зимних дождей грозила гибелью. Не хватало пастбищ. Скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию и бедуины при случае грабили соседние племена, а также купеческие караваны.

Для земледелия были пригодны только прибрежные районы полуострова, особенно занимавший его южную оконечность Йемен. В Йемене было достаточно воды и веками существовал развитая система орошения.

К северо-западу от Йемена, вдоль побережья Красного моря, расположен более засушливая территория под названием Хиджаз. Его крупнейший торговый центр – Мекка.

Через Хиджаз и Йемен проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникали города.

Благосостояние жителей Хиджаза зависело от караванной торговли. Арабы, бедуины, земледельцы и торговцы делились на племена, а те, в свою очередь, на роды. Племена постоянно враждовали друг с другом за пастбища. Все это усугублялось обычаем кровной мести.

За убийство или оскорбление родича мстило все племя. Вожди руководили племенем во время войны разбирали споры между соплеменниками. Вожди и их близкие родственники относились к числу наиболее богатых членов племени. Племенная вражда особенно болезненно ощущалась в трудные времена.

Именно так было в конце 6 – начале 7 века, когда борьба Византии с Ираном сильно расстроила аравийскую торговлю. Дело в том, что в конце 6 века Иран захватил южную часть Аравии, а в начале 7 века Византия укрепилась на севере Аравии.

Лишь объединение арабов могло решить эту проблему и в тоже время объединить враждующие арабские племена.

В большинстве своем арабы были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне, звездам, почитали камни причудливой формы, верили в добрых и злых духов. Разные племена почитали разных богов. Общеаравийской святыней был храм Кааба, что в переводе с арабского – «куб».

В углу этого большого кубического здания, расположенного в Мекке, находился черный камень, который по приданию бог даровал Адаму. Вокруг Каабы располагались идолы других божеств. Властителем Каабы считался Аллах – один из самых могущественных языческих богов.

В первые века нашей эры в Аравии распространились иудаизм и христианство – первые монотеистические религии в истории. Их проникновение сюда свидетельствовало о том, что язычество все менее удовлетворяло арабов.

Но путь арабов к признанию единого и всемогущего бога лежал не через приобщение к иудаизму или христианству, а через создание новой веры.

Основателем новой религии ислама являлся Мухаммед. Мухаммед родился в 570 году в городе Мекка. По роду занятий он был торговцем. Долгое время Мухаммед вел дела состоятельной вдовы Хадиджы. Со временем он женился на ней . К сорока годам Мухаммед добился уважения сограждан и мог уже не заботиться о хлебе насущном.

Теперь все больше места в его жизни занимали религиозные размышления и искания. Когда, однажды, в пещере под Меккой Мухаммед придавался благочестивым раздумьям, ему было видение архангела Гавриила. Тот произнес несколько фраз и приказал Мухаммеду повторить их.

Так, Мухаммед в 610 году начал пророчествовать, передавая народу откровения, полученные свыше.

Мухаммед призывал жителей Мекки и всех остальных арабов отказаться от многобожия и уверовать в единого бога – Аллаха, а также раскаяться в грехах, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему божьему суду. Мухаммед изобличал тех, кто несправедливо нажил богатство. Призывал богачей помогать бедным и слабым.

Себя Мухаммед называл посланником Аллаха, его Пророком. Причем Мухаммед подчеркивал, что Аллах уже направлял к людям посланников, но люди не слушали их и были наказаны за это. Среди своих предшественников Мухаммед называл Муссу ( Моисей) и Ису ( Иисус). Таким образом новая вера представала не новшеством, а восстановлением истинной веры Авраама.

Мухаммед надеялся, что такая проповедь объединит и язычников, и христиан, и иудеев. Ближайшие родственники и друзья поддерживали Мухаммеда, но остальные жители Мекки враждебно отнеслись к его пророчествам, осудив отступничество от веры предков.

Возможно, влиятельные мекканцы боялись, что с утверждением новой веры Кааба придет в запустение и немалые доходы, которые они получали от языческих паломников, резко сократятся.

Много лет Мухаммед безуспешно пытался обратить сограждан в новую веру. Неожиданную поддержку пророк получил в соседнем городе Ясриб. Враждовавшие там племена надеялись примириться и установить порядок с помощью пришлого вероучителя, известного праведной жизнью.

В 622 году Мухаммед, над которым в родном городе нависла угроза физической расправы, с горсткой сторонников бежал из Мекки в Ясриб. Это событие, именуемое у арабов Хиджра ( в переводе – переселение), сыграло решающую роль в победе новой веры.

Не случайно именно с Хиджры начинается отсчет мусульманской эры. Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. Мухаммеду удалось примерить жителей Ясриба, которые в большинстве приняли новое учение. Часть несогласных была выселена из города, а другая истреблена.

В честь Мухаммеда Ясриб был переименован в «город пророка», что на арабском звучит как «Медина».

Мухаммеду было важно не только подчеркнуть монотеизм своего учения в противовес язычеству, но и отмежеваться от других монотеистических религий – иудеев и христиан. В спорах с ними складывались догматы новой веры.

По приказу Мухаммеда в Медине возвели первое помещение для молитв сторонников новой веры – Мечеть ( от арабского «масджид» — место поклонения). Был определен порядок богослужения.

Главной святыней стала Кааба и каждый правоверный должен был во время молитвы обращаться в ее сторону.

В 630 году, после нескольких лет войны, Мухаммед подчинил Мекку. Он приказал уничтожить идолов, окружавших Каабу и вскоре запретил паломничество туда язычников. Сама Кааба осталась объектом глубочайшего поклонения. Мухаммед стал основателем новой религии – ислама, и главой Арабского государства.

Последние годы жизни Мухаммеда стали годами впечатляющих успехов его проповеди. Арабские племена одно за другим подчинялись пророку. К моменту смерти Мухаммеда его учение приняла уже большая часть арабов. Когда Мухаммед в 632 году умер, в его смерть отказывались верить.

Хотя пророк всегда подчеркивал, что он всего лишь смертный человек, хотя и избранный богом. Распространение его веры уже нельзя было остановить. Новая религия получила название Ислам ( в переводе с арабского – « предание себя богу»). Основы вероучения записаны в священной книге под названием Коран ( в переводе – «чтение»).

Коран состоит из 114 глав, называемых суры. В Коране был записан свод откровений, полученных Мухаммедом от бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они были по памяти записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана большинство мусульман почитают Сунну – собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения.

Основное положение ислама – «Нет бога, кроме Аллаха», «Мухаммед – пророк его». Согласно положениям ислама у мусульманина пять основных обязанностей: вера в Аллаха, регулярная молитва – намаз, соблюдение поста, совершение паломничества ( Хаджа) в Мекку, благотворительность.

Существовали и частные ограничения ( нельзя употреблять в пищу свинину, женщинам нельзя раскрывать свое лицо фигуру перед посторонними и т.д.). На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название Шариат ( в переводе с арабского – «правильный путь»). Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи – кади.

Ислам сыграл важнейшую роль в политической, социальной и религиозной жизни человечества, так как стал не только мировой религией, но и подарил миру непревзойденное самобытное искусство и новую жизненную философию.

Читайте также:  Кратко самое главное о биографии пушкина, биография по датам

Завоевания арабов.

После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы ( «заместители» Пророка). Первыми халифами были родственники и ученики Мухаммеда. При первых халифах отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Арабы обрушились на Византию и Иран.

Иран с Византией тем временем были истощены войной друг с другом и не оказали арабам сопротивления. В короткий срок арабы сумели захватить византийские провинции Сирию, Палестину и Египет, а также завоевать Иранское Царство, племена берберов в Северной Африке.

Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабским.

В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где осуществили захват большей части Испании и Португалии. Далее, преодолев Пиренейские горы, арабы напали на королевство франков. Но франки смогли отбросить арабов на юг.

На востоке арабы встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии и поэтому их власть здесь не была прочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы нанесли поражение китайской армии. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию и утвердились там.

Именно так. В течение 7-8 веков, образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат. Дата основания Арабского халифата – 630 год. Арабский халифат раскинул свои владения от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Государство состояло из многих народов. Столицей государства был город Дамаск.

В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии.

Принявшие исламскую веру народы завоеванных территорий на первых порах освобождались от подушного налога. Вскоре после прихода к власти Аббасидов на реке Тигр была основана новая столица государства – Багдад.

Государство при Аббасидах стало называться Багдадский халифат.

Одним из самых известных правителей династии Аббасидов является Харун ар-Рашид ( годы правления: 786-809). Этот правитель даже стал одним из героев сборника сказок «Тысяча и одна ночь».

Правление Харун ар-Рашид отличалось неимоверной жестокостью — жители были обложены высокими налогами, содержать армию, угнетались жители покоренных земель и т.д. В 8-9 веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов.

Чтобы подавлять восстания, один из халифов приказал набрать войско из плененных жителей Средней Азии. Из них была создана гвардия халифа. Но с течением времени начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности и управляемые ими провинции. Они отказывались подчиняться халифу, так как опирались на собственные военные силы. Одним словом, эмиры становились независимыми правителями.

В середине 8 века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Так образовалось независимое арабское государство в Испании – Кордовский эмират ( с 10 века -Кордовский халифат).

К середине 10 века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была отвоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. Они захватили Багдад, а правитель турок получил от халифа титул султана.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s1022t16.html

План-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Новая тема

В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива.

В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство — Арабский халифат.

Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Аравия 

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия, существует немного.

Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд.

Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. В центре города находилась Кааба — черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками.

Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.

  • Беседа с учащимися:
  • Текст учебника прочитать (стр……) факт разложения родового строя у арабов.
  • — Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов? (выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными; появляется очень много бедняков)
  • — Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1. Прекращение вражды племён между собой.

2. Борьба с внешними врагами.

3. Упадок торговли.

4. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Судьба Пророка.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди.

Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе — Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак.

Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь.

В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям.

Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл «посланником Бога» — его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.

— Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка — Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда  — мечеть. В 630 г. Мухаммед  покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

Ислам.

— Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

Объединению арабских племен способствовала новая религия — Ислам. Переводится с арабского «предание себя Богу». Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит «чтение»). Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога.

Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну — собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение Ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед (с.а.с.) — пророк Его».

Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:

  1. Запись в тетради:
  2. — Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.
  3. — Намаз (пять раз в день)
  4. — Закят (пожертвование)
  5. — Пост в месяц Рамадан
  6. — Паломничество в Священный город Мекку (хадж)

Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название «шариат» (в переводе «правильный путь»).

Запись в тетради:

Шариат — совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение «истинной веры» среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство.

— Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)

В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.

В 711-714 гг. — арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии.

Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной.

В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Арабский халифат и его распад

Запись в тетради: 632 г. — год основания; 1258 г.- год распада.

После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф — «заместитель пророка». Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии — род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

Запись в тетради: 661-750гг. — Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом — верховным главой всех мусульман — должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов — потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 год — воцарение династии Аббасидов.

Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники — эмиры — за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами.

Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом.

Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Распад халифата

Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.

В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок — жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия.

Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании — Кордовский эмират (с X века — Кордовский халифат).

В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами.

В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога — такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес.

Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед — совершенный человек, и жизнь Его — наилучший пример для подражания.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/10/20/konspekt-uroka-istorii-6-klass-tema-vozniknovenie-islama-arabskiy

Возникновение арабского халифата

Большая часть огромного Аравийского полуострова — это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природным условиям областей. На юго-западе полуострова протянулся Йемен с плодородными землями и богатой тропической растительностью.

Населения полуострова издавна занималось земледелием и садоводством. Середина полуострова — Неджд (территория в центре Аравийского полуострова, ныне часть Саудовской Аравии) — огромное засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство.

Рек здесь нет, только сухие русла, которые иногда заполняются дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодца. Длинная полоса вдоль Красного моря — Хиджаз — пригодна разве что для полеводства в отдельных оазисах.

Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.

Аравийский полуостров и его население

В связи с природными условиями Аравийского полуострова большинство арабов были кочевыми — бедуинами («жителями пустыни»). Они разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда. Это животное — постоянный спутник и средство существования кочевых арабов.

Читайте также:  Краткая биография шолохова; интересные факты жизни писателя; основные даты

Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. В них существовала знать — шейхи и сайиды, которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн.

Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялось различным племенным богам: единой религии у них в о время не существовало.

Уважаемыми были бог войны и плодородия Астар, богиня луны Син, богиня-мать Аллат.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором появились крупные торговые центры, которые впоследствии превратились в города — Мекку, Ясриб и другие.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Население полуострова увеличилось, недоставало земли.

Торговля пришла в упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути пролегали вдоль побережья Персидского залива и обогащали их страну.

Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединения, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.

Возникновение ислама и объединение арабов

Объединению арабов способствовало появление новой религии — ислама (в переводе с арабского — «покорность»). Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами. Основателем этой религии стал Мухаммед (570- 632). Это имя означает «вдохновленный», «пророк».

Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом.

Ученики и последователи записывали его слова, а после смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу — Коран (в переводе с арабского — «чтение»).

Житель Мекки Мухаммед происходил из бедной семьи. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджи и начал путешествовать с купеческими караванами. Вскоре он женился на вдове и разбогател.

Через некоторое время Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммед утверждал, что он — орудие Божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса.

Впоследствии вокруг Мухаммеда начали собираться сторонники. Однако не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммеда отдавать свое имущество бедным и освобождать рабов, поэтому он был вынужден перебраться в город Ясриб — соперника Мекки. Ясриб, жители которого в 622 г.

приняли Мухаммеда, стали называть Мединой — городом пророка.

Учение Мухаммеда быстро распространялось, и 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба (особо возвеличенный Аллахом Дом Всевышнего на земле), является величайшей святыней мусульман.

Основной религиозной требованием Мухаммеда к арабам был отказ от поклонения различным племенным богам и признание существования единого бога — Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его» — главная религиозная формула ислама. Для того чтобы быть мусульманином, нужно было признать и выполнять пять основных положений:

  1. верить в существование единого бога — Аллаха;
  2. пять раз в день выполнять обязательную молитву;
  3. раз в год придерживаться обязательного поста — Рамазана — от рассвета до заката;
  4. тратить пятую часть прибыли на милостыню, чтобы освободиться от грехов;
  5. один раз в жизни совершить паломничество (посещение святых мест) в Мекку и Медину.

Мухаммед изложил и «завещание священной войны». Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих писанием (Священным Писанием), с которыми надо вести благородные споры, а язычников призвал уничтожать.

В начале своего проповедничества Мухаммед осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране сказано, что неравенство среди людей установлена ​​Богом и мусульманин не должен завидовать тому, кто богаче его.

После изгнания из Мекки Мухаммед начал выступать за объединение всех арабов в единую общину мусульман. Между Мединой и Меккой развернулась война. Большинство простых жителей поддерживала пророка, поэтому знать была вынуждена подчиниться Мухаммеду и впустить его в город. В 630 г., после возвращения пророка в Мекку, большинство арабских племен признали власть Мухаммеда и приняли ислам.

Так под флагом ислама Мухаммед объединил арабские племена. На момент смерти Мухаммеда под его властью была большая часть племен, населявших Аравию.

Главное святилище Кааба находится в центре мечети аль-Харам. Это кубическая каменное сооружение высотой в пятиэтажный дом. По арабским преданиям, Каабу построил «праотец евреев» Авраам для своего сына Исмаила, которого арабы считали своим родоначальником. В ней хранится «черный камень», подаренный Богом Адаму — первому человеку на земле.

После смерти пророка между его старыми сторонниками и Мединский знатью начались споры о преемственности. Ведь вопрос был не только в том, кто станет религиозным вождем, но и в том, кто возглавит созданное им государство.

В конце концов было решено, что государством управлять халифы — «заместители пророка». В дальнейшем каждый правитель арабов называл себя именно так. Первые четыре халифа, которые правили в 632-661 гг.

, были близкими родственниками Мухаммеда.

Халиф — преемник Мухаммеда, титул правителя и одновременно духовного главы мусульман.

Халифы призвали народ отправляться в поход для распространение ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Началась эпоха арабских завоеваний.

Значительные захваты территорий была осуществлена ​​в правление второго халифа — Омара (634-644 гг.).

Арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана — значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья.

Военным успехам арабов способствовало превосходство в военной тактике. Они создали первоклассную легкую конницу, которая стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелых конников врага.

Ее появление стало возможным благодаря изобретению китайцами стремян. Именно опираясь на них, арабские всадники убивали врагов саблями. Значительную роль играло и то, что завоевания арабов имели форму «священной войны во имя Аллаха».

Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, оказывался в раю и получал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы прежде всего захватывали имущество богачей, поэтому большинство порабощенных усматривали в них освободителей.

Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но одновременно различными льготами поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру.

Уже среди первые халифов в Арабском халифате развернулась борьба за власть. Она особенно усилилась во время правления старого и безвольного третьего халифа — Османа (644-656 гг.

) и четвертого халифа — Али (656- 661 гг.). Их обоих убили заговорщики. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя. Он стал основателем новой династии Омейядов.

Так начался новый период в истории Арабского халифата.

Муавия отказался жить в Мекке или Медине и остался в Дамаске, превратив его в столицу халифата. Дамасский халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661-750 гг.). За это время арабы значительно расширили свои владения. К концу VII в.

арабские завоеватели покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. До 711 г.

они захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабское название Магриб — «Запад».

В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик с войском разгромил вестготов и очень быстро покорил почти всю Испанию.

Арабы попытались покорить и Франкское королевство, однако потерпели поражение при Пуатье. На востоке арабские полководцы овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии к реке Инд. Арабы трижды совершали походы на Константинополь, в 717-718 гг. В течение года они держали его в осаде, однако покорить так и не смогли.

В результате завоеваний границы халифата Омейядов простирались от Атлантического океана на Западе до Китая и Индии на Востоке. По своим размерам Арабский халифат превышал Римскую империю во времена ее расцвета или государство Александра Македонского.

В 750 г. власть Омейядов свергла иранская и иракская знать, недовольная засильем сирийско-арабских чиновников. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все члены семейства Омейядов.

Он основал новую династию Аббасидов, которая правила в 750-1055 гг. Столица халифата была перенесена в Багдад в Ираке.

Багдадский период истории халифата называли «золотым веком Аббасидов», время невиданной роскоши халифов.

Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных. На огромных рынках Багдада можно было встретить купцов из самых отдаленных стран мира — византийцев, китайцев, индийцев, малайцев.

Здесь продавали шелковые ткани из Китая, экзотические ароматы из Индии, меха из далеких славянских стран. Купцы и мореплаватели рассказывали об удивительных далеких землях.

Неудивительно, что и те времена, и сам багдадский халиф гари аль-Рашид стали прототипами героев сказок «Тысяча и одна ночь».

Общественный строй. Культура халифата

Во времена первых четырех халифов государством управляла высшее религиозная лицо, которого выбирали из друзей и родственников Мухаммеда. После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной.

Халифат превратился в теократическое монархию, приобрела черты восточной деспотии — формы государственного устройства, при которой монарх имеет неограниченную законодательную и судебную власть, ни перед кем не отвечает за свои поступки и которая держится на насилии и терроре.

Арабский халифат был государством, основанным в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Для этого халифы создали огромную постоянную армию — до 160 тыс. воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию.

Огромное количество чиновников следила за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов: харадж — земельный налог; джизию — подушевой, который платили немусульмане; зякят — десятина, которая поступала в распоряжение халифа.

Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны — книги дополнений к Кораную Однако не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значению Корана. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов, которые признавали Сунну и поддерживали халифа, и шиитов, которые не признавали Сунны и не поддерживали Омейядов.

Как и все предыдущие империи, созданные в результате завоеваний, Арабский халифат пришел в упадок и распался. Причин распада Арабского халифата было несколько. Во-первых, халифат силой объединил народы, которые имели разную историю и культуру.

С тех пор, как они оказались под властью арабов, их борьба за независимость не прекращалась. Во-вторых, власть халифов, живших в роскоши, а управление государством поручавших своим приближенным, все больше ослабевала.

Эмиры (наместники халифов), которые управляли на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, чтобы быть независимыми от халифа.

Все это привело к тому, что с конца VIII до начала XI в. халифы потеряли большинство своих владений. В 1055 Багдад завоевали турки-сельджуки и халифат прекратил свое существование.

Времена Арабского халифата обогатили мир выдающимися культурными достижениями. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем правильно, поскольку она вобрала в себя культуры народов, покоренных арабами.

Арабы проявили редкую способность усваивать знания и традиции покоренных народов. Более того, они смогли совместить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: на нем составляли документы, вели переговоры и произносили молитвы. Кроме того, он стал языком науки и культуры всего мусульманского Востока.

Весомый вклад внесли арабы в развитие естественных, точных наук, философии и медицины. Они изучали и переводили на арабский язык труды Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучали светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов.

В Каире, Кордове и других городах существовали огромные библиотеки, насчитывавшие сотни тысяч книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали крупные обсерватории.

Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли.

Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известные нам как арабские.

Арабы первыми стали делать вивисекцию — вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился Ибн Сина (980-1037 гг.

), известный в Европе под именем Авиценна. В своем главном труде «Канон медицинской науки» он использовал опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей.

Этот труд в течение многих веков была настольной книгой врачей Востока и Запада.

Арабские путешественники Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Ибн Русте и другие первыми посетили страны, которые не были даже известны в Европе.

Оставили они и уникальные описания жизни восточных славян в IX-X вв. Арабским путешественникам было известно значительно больше о мире, чем европейцам.

Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль — дау, точные карты и навигационные приборы.

Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается сборник «Тысяча и одна ночь», вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси, который создал огромный эпос «Шахнаме» ( «Книга царей»), где описывал деяния персидских шахов.

Расцвет Арабского халифата отличился грандиозным строительством. Возводились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости. Арабы умели организовать свой быт.

Соединив традиции античности, Византии, Персии, они создали изящную восточную роскошь — тончайшие ткани, керамику, стекло, украшения, оружие. Больших успехов арабская культура достигла в украшении дворцов и выращивании садов.

Умели арабы организовать и досуг: охота и застолье, шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабам принадлежит изобретение такого популярного теперь музыкального инструмента, как гитара.

Широкое распространение у арабов имели бани, которые были не только местами, где мылись, а и своеобразными клубами, где встречались друзья. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, использование зубочистками.

Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Захваченная арабами Испания стала источником, откуда в европейские страны распространялись научные знания.

Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордовы, которую они называли «светлой красотой мира, юным странным городом, сияющим в блеске своих богатств». Отсюда они привозили в Европу переведенные на арабский язык труды ученых древности.

В европейских монастырях существовали центры перевода трудов с арабского языка на латынь. Так, благодаря арабам Средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов.

Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/istorija-chelovechestva/vozniknovenie-arabskogo-halifata.html

Ссылка на основную публикацию