Технологическая карта урока по фгос; задачи учителя, структура, разработка и образец

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока Конспект урока
Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока. Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.
Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии. Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.
Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения. Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса. 

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Технологическая карта урока по ФГОС; задачи учителя, структура, разработка и образец

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений – «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Характеристика этапов урока

Технологическая карта урока по ФГОС; задачи учителя, структура, разработка и образец

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Цель урока
  7. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  8. Актуальность использования средств ИКТ.

  9. Виды используемых средств ИКТ.
  10. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  11. Организационная структура урока.

Технологическая карта урока по ФГОС; задачи учителя, структура, разработка и образец

Образец технологической карты №3 

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Структура урока.

Технологическая карта урока по ФГОС; задачи учителя, структура, разработка и образец

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Структура урока

Технологическая карта урока по ФГОС; задачи учителя, структура, разработка и образец

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/tehnologicheskaja-karta-uroka-po-fgos

Технологические карты уроков по ФГОС: образец

Технологическая карта урока — передовой методический инструмент, позволяющий графически проектировать этапы учебного занятия, структурируя его согласно требованиям ФГОС. В дидактическом контексте она представляет собой новую форму проектирования взаимодействия учеников и учителей. Оформляется неизменно в виде таблицы, где отражаются:

  • цели и задачи занятия;
  • действия педагога и учащихся;
  • формы взаимодействия;
  • планируемые образовательные результаты. 

В отличие от традиционного конспекта урока, образец технологической карты урока по ФГОС предполагает лаконичную подачу информации и следование установленной структуре, благодаря чему обеспечивается достижение учениками предметных и личностных компетентностей, освоение УУД.

Документу присущи алгоритмичность, структурированность, интерактивность и технологичность.

Технологические карты уроков по ФГОС позволяют выстроить учебное занятие в таком ключе, чтобы вызвать искренний интерес у всех участников учебного процесса, обеспечивая детей необходимыми навыками и знаниями, развивая творческое сознание. 

Карта Конспект
Отражает системно-деятельностный подход, регламентируя действия всех участников учебной деятельности, включая формы взаимодействия учащихся между собой и с учителем Составляется в формате сценария, в котором отражаются преимущественно слова и действия учителя, но не учитывается деятельность учащихся
Технологическая карта учебного занятия по ФГОС характеризует деятельность учеников со схематическим описанием формируемых в процессе обучения УУД Дает перечень форм и методов работы, которые будут использованы на уроке
Позволяет контролировать каждый этап урока, планируя результаты отдельных  Перечисляет общие цели учебного занятия

Табличная форма работы над технологической картой по ФГОС позволяет учителям на этапе разработке учебного занятия:

  • прогнозировать эффективность выбранных методов, форм и видов деятельности;
  • планировать работу и ее результативность на любой период (месяц, четверть, полугодие);
  • достигать запланированных результатов посредством конкретизации педагогических действий;
  • анализировать достигнутые результаты на каждом этапе освоения учебного материала;
  • детализировать содержание занятия;
  • организовать самостоятельную деятельность учащихся и их взаимодействие между собой;
  • согласовывать действия участников учебного процесса на уроке, объективно оценивать достижения;
  • реализовывать на практике межпредметные связи.

Схема технологической карты урока по ФГОС

В связи с тем, что переход на ФГОС был успешно осуществлен на всех уровнях школьного обучения, все учителя знают, что такое технологическая карта урока по ФГОС, и активно пользуются ими для сокращения времени подготовки к учебным занятиям и планирования эффективного учебного процесса. Развитие и популяризация ИКТ в российской педагогике позволяет учителям пользоваться специальными программами — электронными конструкторами, — ускоряющими процесс создания техкарт уроков.

Существуют единые принципы составления технологических карт урока, хотя форма и структура документа на законодательном уровне не урегулированы. Опытные педагоги, давно практикующие составление техкарт, рекомендуют придерживаться следующей структуры документа:

  • Особое внимание уделяется составлению «шапки». В ней отражают предмет, тему и тип урока, часы, отведенные для изучения тематики раздела.
  • Указывают перечень метапредметных, личностных и предметных результатов занятия и межпредметные связи, опираясь на информацию учебной программы. 
  • Вдумчиво характеризуется деятельность учеников и учителя. 
  • Перечисляются формы работы на уроке, дидактические средства, используемое оборудование и этапы изучения темы. 
  • В качестве дополнения в таблицу можно добавить графы «Использование ИКТ», «Время» и «Промежуточный контроль усвоения материала», а в качестве приложений к ней использовать схемы, тесты или образцы решения. 

Помимо соблюдения условной структуры таблицы, разработка технологических карт по ФГОС предполагает лаконичность изложения, которая облегчит использование документа во время занятия, последовательность передачи информации. При составлении текста техкарты важно помнить о развивающей и воспитательной направленности занятия, используя соответствующие формулировки. 

Таким образом, начиная работу над технологическими картами уроков по ФГОС, необходимо следовать алгоритму действий:

  1. Определить вид и место урока в изучаемом разделе или теме.
  2. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели занятия.
  3. В соответствии с видом урока обозначить его этапы, сформулировав цели каждого из них.
  4. Обозначить УУД и результаты каждого из этапов урока.
  5. Определить формы работы на уроке и принципы взаимодействия педагога и учащихся. 

Учитывая принципы системно-деятельностного подхода даже молодой педагог сможет составить по образцу технологических карту урока по ФГОС.

Поскольку существует огромное количество вариаций карт урока по ФГОС, перед составлением собственной, учителю следует ознакомиться с примерами карт. 

Читайте также:  Каково значение выражения тёртый калач; его синонимы, антонимы, происхождение фразеологизма

Обобщенно-графический сценарий учебного занятия. Вариант 1.

Этапы урока Время (мин.) Деятельность педагога Деятельность учащихся Методы, приемы и формы обучения Прогнозируемый результат занятия Учебно-методическое обеспечение

Технологическая карта урока по ФГОС. Вариант 2.

Более подробная таблица разделяет деятельность учителя и учеников, а работу последних на регулятивную, коммуникативную и познавательную. 

Деятельность учителя Познавательная деятельность учащихся Коммуникативная деятельность учащихся Регулятивная деятельность учащихся

Структура технологической карты по ФГОС. Вариант 3. 

Третий вариант может дополнительно включать УУД, которые учитель планирует сформировать в процессе образовательной деятельности. 

Этапы урока Виды, формы, приемы и методы обучения Деятельность педагога Деятельность учащихся Формируемые УУД Планируемые результаты занятия

Универсальная технологическая карта урока по ФГОС (образец, который можно бесплатно скачать)

Технологическая карта урока по ФГОС; задачи учителя, структура, разработка и образец

Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю:

  • осуществлять педагогическую практику в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения;
  • обеспечивать системное формирование у учащихся универсальных учебных действий;
  • организовать исследовательскую деятельность учащихся;
  • эффективно выполнять поурочное планирование, планирование образовательной деятельности на четверть, учебный годы;
  • обеспечивать реализацию метапредметных связей;
  • выполнять диагностику достижения образовательных результатов, определять наиболее эффективные способы ведения педагогической деятельности. 

Источник: https://www.menobr.ru/article/65192-qqq-17-m01-kak-sostavit-obrazets-tehnologicheskoy-karty-uroka-po-fgos

Отличие технологической карты от конспекта урока

Учитель начальных классов:
Сидоренко Ирина Геннадьевна

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.

Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Что такое конспект урока?

Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки — вот что такое конспект. К важным качествам конспекта относятся: внутренняя логика изложения, ясность и краткость.

Конспект урока, план урока, методическая разработка … Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

Конспект урока – это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем.

Но иные учителя задаются вопросом – а нужен ли конспект урока? Ведь иногда, или почти всегда не удается провести урок так, как задумывал. Ну и что? Пройдя множества обсуждений, дискуссий анализируя опыт работы – вывод один. Конспект все-таки нужен.

Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:

  • ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
  • УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
  • ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть — урок изучения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок, и др.
  • ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока.
  • ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.
  • ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.
  • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, проектор, диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
  • ПЛАН УРОКА: пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания (по усмотрению педагога): № п/п Этап урока Приемы и методы Время, мин
  • ХОД УРОКА — основная часть Вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам.

Термин «технология» нынче очень модное слово во всех сферах жизни человека. Где только не услышишь его. Мы слышим о внедрении различных технологий по радио и телевидению, читаем о них в газетах и журналах. Все технологии являются инновационными и передовыми. Сегодня разнообразные технологии пришли и в образование.

Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний (вспомним, как часто ученики, которые были как казалось очень успешными в школе, не могли найти себя в социуме), а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Этот социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.

Очевидно, что многие из этих способностей в традиционной модели обучения, на основе современных исследований, формируются случайным образом, не системно.

А значит, традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере выполнение сложившегося социального заказа в части формирования у детей способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях.

Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало знать – надо уметь».

И тогда на первый план выходит понятие «деятельность». Она, по мнению многих учѐных-педагогов, является основой современного учебно-воспитательного процесса. Именно она может гарантировать не только успех в освоении учебных знаний, умений и навыков, но и успех в развитии личности каждого ребѐнка.

Для успешной работы в условиях образовательных стандартов второго поколения учителю требуется ряд особых профессионально- педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системно- деятельностный подход и направленных на достижение образовательных результатов ФГОС НОО2.

Чтобы провести урок, отвечающий требованиям системно- деятельностного подхода и ФГОС НОО, учитель должен уметь:

  • грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;
  • проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС НОО;
  • организовывать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;
  • анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему. Для этого, по мнению института РАН, необходима технологическая карта урока.

Технологическая карта в дидактическом контексте рассматривается как проект учебного процесса, в котором содержится его описание от цели до результата.

При конструировании технологической карты урока необходимо опираться на следующие методологические критерии

  1. технологическая карта имеет статус документа;
  2. в ней записан весь процесс;
  3. указаны операции, их составные части;
  4. названы материалы;
  5. перечислено оборудование;
  6. указаны инструменты;
  7. обозначены технологические режимы;
  8. рассчитано время;
  9. определён квалификационный статус исполнителей.

Создание технологической карты урока следует начинать с составления пояснительной записки, в которой необходимо отразить:

  1. название темы урока, класс
  2. место и роль темы данного урока в курсе, разделе, темы;
  3. краткая характеристика психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей класса, влияющих на методику и реализацию этого урока;
  4. как и когда осуществлялась пропедевтика темы данного урока,
  5. список используемой литературы.
  6. актуальность использования средств ИКТ (при необходимости)
  7. вид используемых на уроке средств ИКТ
  8. необходимое аппаратное и программное обеспечение

По ходу составления пояснительной записки формулируется цель и задачи урока.

Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. При формулировке цели следует сконцентрировать внимание на её дидактической составляющей с конкретной «расшифровкой» : детализацией задач по итогам урока: знать, уметь, понимать, исследовать, формировать УУД.

Читайте также:  Кратко самое главное о биографии пушкина, биография по датам

Следующий этап составления технологической карты урока это заполнение таблицы отражающей содержательную часть урока.

Содержательная часть урока это любая принятая форма, отражающая все компоненты методической системы, при разработке урока следует обратить внимание на:

  1. содержание (четкая структура урока — этапы урока, распределение времени, назначение каждого этапа, т.д.; непременное выполнение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм)
  2. собственно методика (подробная схема урока с предусмотренными вариантами развитии событий и отклонениями);
  3. организационные формы (как организована работа — педагога и учащихся — на любом этапе урока; абсолютно четкая и ясная мысленная модель урока; т.п.);
  4. средства обучения (плакаты, стенды, обучающие программы; особое внимание системе вопросов, примеров, упражнений, задач; их корректной постановке и формулировке).

В отличие от плана или конспекта урока, которые представляют собой обычное текстовое описание урока, технологическая карта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.

Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности учителя и учащихся.

  • Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность учителю максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
  • В учебном процессе работа с технологической картой способствует освоению ведущих понятий системно-деятельностного подхода, а также овладению практикой проектирования уроков, отвечающих современным требованиям к обучению.
  • Список литературы:
  1. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  3. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Рига: Эксперимент, 2000
  4. http://instrao.ru/ — сайт Российской академии образования института стратегических исследований в образовании.

Всего комментариев: 2

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Технологическая карта урока по ФГОС; задачи учителя, структура, разработка и образец

Источник: https://www.uchportal.ru/fgos/otlichie-tekhnologicheskoj-karty-ot-konspekta-uroka

Технологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.

Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.

Технологическая карта отвечает на вопросы:

  • Какие операции необходимо выполнять.
  • В какой последовательности выполняются операции.
  • С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
  • Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
  • Результат выполнения каждой операции.
  • Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.

Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.

(Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006.)

ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса.

Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

Эта необходимость определяет структуру технокарты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.

Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.

ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.

Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.

Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой.

В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

ЭТАПЫ УРОКА:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация субъективного опыта учащихся
  4. Изучение новых знаний и способов деятельности
  5. Первичная проверка понимания изученного
  6. Закрепление пройденного материала
  7. Применение изученного материала
  8. Обобщение и систематизация
  9. Контроль и самоконтроль
  10. Коррекция
  11. Домашнее задание
  12. Подведение итогов учебного занятия
  13. Рефлексия.

При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:
— Этап организации учебного занятия;
— Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;
— Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
— Этап подведения итогов учебного занятия;

— Рефлексия.

  • Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.
  • Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах.
  • Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения.
  • ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
  • Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учениками хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя.
  • Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником.
  • ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из 4 группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельной работы класса.

Читайте также:  Определение понятия воли в психологии и его основные характеристики, свойства и структура, виды воли

УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.

  1. Ученики 1 группы для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).
  2. Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.
  3. КОНТРОЛЬ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
  4. Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.

К каждой типологической группе применяются различные виды контроля:
1 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
2 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
3 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

  • 4 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.
  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  • Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.

Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной.

При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.

Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.

Дополнительные материалы:

Источник: https://ayratmusin.ru/bez-rubriki/tekhnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos.html

Проектирование урока в системе ФГОС ООО. Технологическая карта урока.. — презентация

1 Проектирование урока в системе ФГОС ООО. Технологическая карта урока..

  • 2 Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в средней школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени основного общего образования в соответствии с ФГОС.
  • 3 Проектирование урока
  • 4 Важнейшие пути и факторы изменений Углубление понимание целей урока Совершенствование средств и способов организации деятельности обучающихся на уроке на основе современного понимания сущности и характера обучения Поиск гибкой и вариативной структуры и расширение типологии урока
  • 5 Системно – деятельностный подход Структура урока (возможная)
  • 6 Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предмет -Класс — Тема урока — Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметн ые Личностные Словарь урока: Ресурсы урока:

7 1 этап. Орг.момент 2 этап. Мотивация Деятельность учителя 1) Стимулирует интерес учащихся к уроку 2)Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): Предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

Дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений Деятельность учащихся Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – осознают и проговаривают его

8 3 этап.

Актуали зация знаний Деятельность учителя — задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме); Здесь и везде используются: — либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). -либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). — Что нужно узнать для решения проблемы? Деятельность учащихся — вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; — вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); — определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

9 4 этап. Целеполагание и планирование Суть: планирование своих действий по выходу из затруднения Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Планирование — обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

10 5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) Этап « открытия » новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

Деятельность учителя — Организует работу учащихся по поиску и обработке информации — Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы — Формулирует обобщающие вопросы — Демонстрирует готовый или организует составление алгоритма. — Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

— Создает условия для сотрудничества — работы в парах, группах. — Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок. -Открытие осуществляется в несколько шагов (в соответствии с пунктами плана), каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.

Деятельность учащихся — Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.) — Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи. — Фиксируют на бумаге, доске свое « открытие ».

— Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. — Оценивают правильность своих выводов, решений. — Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

— Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия — Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. — Вступают в диалог — Выполняют задания учителя — Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

11 6 этап.

Включение нового знания в систему знаний (закрепление) На данном этапе происходит — повторение и закрепление учебного материала, — тренировка навыков использования нового знания, — установление связей между новым и ранее изученным материалом.

Таким образом, на данном этапе происходит присвоение нового знания и создание « нового продукта ». Формат « нового продукта » задает учитель (ответ на проблемный вопрос, участие в обсуждении, мини-дискуссии, рисунок, мини- проект, мини-эссе и др.)

12 7 этап. Рефлексия и оценивание Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя — Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. — Выставляет и комментирует отметки.

Деятельность учащихся — Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

— Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). — Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

13 8 этап. Домашнее задание Домашнее задание предполагает — инвариантную часть (соответствует базовому уровню), -вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень.

14 Технологическая карта позволит учителю реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовать метапредметные умения; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

15

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1167054/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector