Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Многих начинающих писателей волнует вопрос, что такое кульминация в литературе. Это тот самый краеугольный камень, от которого зависит судьба произведения. Сумеет ли оно заинтриговать читателя, будет ли жить века или блеснёт слабой искоркой и канет в забвение?

В каких произведениях литературы бывает кульминация

Именно там, где есть конфликт, его развитие, то есть сюжетная линия, обязательно присутствует кульминация. В литературе это рассказы, новеллы, повести, пьесы, романы, иногда стихи, например, баллады, поэмы, басни.

В других родах жанров её присутствие может быть неуместно либо нежелательно.

К таковым можно отнести лирическое стихотворение, эссе, зарисовки, описания, очерки, некоторые виды статей, например, критические или продающие. Хотя исключения бывают всегда и везде.

Но в любом случае, какого рода произведение бы ни было, в каком жанре бы оно не писалось, наличие кульминации требует присутствие конфликта, его развития.

Может ли в поэзии присутствовать кульминация?

В литературе это является достаточно спорным моментом. Ведь не везде наблюдается сюжетная линия. Например, поэзия 19 века. Считалось, что она никаким образом не могла иметь сюжета. Лирические стихи обычно описывали исключительно переживания и внутреннюю борьбу героя, воспевали природу и женскую красоту.

Переломным моментом стал выход в свет романа А. С. Пушкина, который он написал в стихах. И в нём, конечно же, есть конфликт, который развивается, достигает апогея, то есть наступает кульминация. В литературе это был первый опыт написания романа в стихах. Однако воспринят читателями он был на ура.

Сегодня у этого направления множество последователей. В современной поэзии существует огромное число произведений, где имеют место конфликт, его развитие и кульминация. Примеры в литературе двадцатого века таковы:

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Что называют кульминацией

Развитие сюжета в произведении спровоцировано конфликтом. Он нарастает, прежние отношения становятся невозможными. Это может происходить как во внешних событиях, так и на уровне духовной внутренней жизни героев. И вот наступает этот переломный момент — революция в сознании героя или поступок, событие, меняющее всё вокруг.

Итак, что такое кульминация в литературе? Определение этой части произведения будет достаточно простым. Момент, когда конфликтная ситуация достигает своей наивысшей точки, своего пика развития, принято считать кульминацией. Ведь и само это слово уже переводится как «вершина».

Один из героев Гийома Мюссо придумал остроумный ответ на вопрос, что такое кульминация в литературе. Определение кратко звучит так: это точка невозврата. И на самом деле этот переломный момент является границей, которую следует перейти. После неё наступает новый отсчёт абсолютно изменившегося бытия или сознания.

Ярко демонстрирует наличие кульминации «Трогательный рассказ про мальчика и собаку». В этом произведении повествуется о том, как Димка, самозабвенно любящий псов, становится инвалидом.

Мать, до этого противящаяся тому, чтобы держать в доме собаку, решается на этот серьёзный шаг. Кульминация наступает тогда, когда малыш погружает своё лицо в пушистую шерсть щенка и впервые после травмы весело смеётся.

И мать строго говорит ему: «Ты обещал, что будешь воспитывать собаку сам. Пришло время сдержать обещание!»

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

И вот уже читатель переносится через годы вперёд. Не мальчик, а юноша, прихрамывая, шагает рядом с постаревшим псом, внимательно следя за ним — вдруг потребуется помощь? Дима понимает, что когда-то давно именно это животное заставило малыша встать с инвалидного кресла.

Схема построения сюжетного литературного произведения

Каждое сюжетное произведение состоит из экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Классическое построение должно быть именно таким, части стоят в отмеченной последовательности.

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Однако сегодня авторы достаточно вольно обращаются с правилами, установленными когда-то классиками. Сегодня кульминация вполне удачно играет роль вступления, интригуя читателя в самом начале.

Однако даже в этом случае необходима развязка, следующая за ней. Поэтому писатель в конце произведения снова возвращается к кульминации.

А в тех редких случаях, когда автор даёт читателю возможность самому додумать варианты развязки, кульминация является ошеломляющим заключительным аккордом.

Сложно представить практически любое музыкальное или литературное произведение без напряжения, накала страстей. Это заставляет слушателя или читателя сопереживать, вызывает единственное желание – узнать, что будет дальше.

Не удивительно, что такое «обострение ситуации» играет ключевую роль. Чтобы правильно ответить на вопрос, что такое кульминация, следует детально проанализировать, какие существуют ее виды, особенности использования в разных видах искусства.

  • О происхождении этого слова есть немало споров.
  • Одни ученые считают, что оно пришло к нам из Древней Греции и на греческом языке означало «точка, вершина».
  • Другие настаивают на латинских корнях.
  • Точное определение, что значит кульминация, дается в википедии, где описывается несколько ее видов:
  1. Астрономическая – момент, когда небесное светило проходит через небесный меридиан (на протяжении суток).
  2. Литературная – самая острая ситуация в литературном произведении.
  3. Музыкальная – максимальное напряжение звуков в мелодии.

Кульминация как элемент сюжета

Данный элемент встречается во многих литературных произведениях – как больших жанров (романах, повестях), так и малых (рассказах).

Важно!
Исключением могут быть эссе, наброски, этюды – жанры, где нет четкой сюжетной линии, а свободный поток мыслей.

При наличии основных сюжетных элементов: экспозиции, завязки, развития событий, развязки – апогей наступает после развития событий. Сначала автор знакомит читателей с главными героями. Затем окунает в мир их жизни, проблем, взаимоотношений.

Читатель все больше переживает, и тогда наступает момент апогея, когда становится ясно, добьется ли герой своей цели, победит ли.

Кульминация в литературе – это способ удержать интерес к книге, пробудить желание дочитать ее до конца.

Виды

В зависимости от жанра в произведении могут присутствовать одна или несколько кульминационных моментов:

  • центральный (основной);
  • дополнительные (второстепенные).

Так, в рассказах чаще всего бывает только один острый момент, после которого решается основная проблема и наступает развязка. В объемных произведениях (романах) автор обрисовывает несколько таких ситуаций. Это связано с большим количеством героев, сюжетных линий, конфликтов интересов.

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Один из самых ярких примеров – это неоднозначный роман «Мастер и Маргарита». Он имеет несколько обострений ситуаций.

Каждый из героев переживает свою. Главная героиня, Маргарита, отправляется на бал в роли королевы.

А Понтий Пилат беседует с Иисусом Христом и осознает его невиновность. Свита Воланда в то же время раскрывает свои карты.

Если анализировать повесть Николая Гоголя, то самым острым моментом будет тот, когда кузнец Вакула приезжает с подарком для любимой Оксаны – царскими черевичками. Перед читателем стоит главный вопрос, согласится ли красавица стать женой кузнеца?

Из малых жанров можно проследить данный элемент сюжета на примере любой из сказок. Популярная сказка «Колобок» — кульминационный момент настает, когда он согласился сесть лисе на нос петь песенку. И все в ожидании, удастся ли колобку убежать на этот раз или лиса его съест?

Кульминация в музыкальных произведениях

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

При этом неважно, о каком музыкальном жанре, направлении идет речь: классическом (оперы, мюзиклы) или современном.

Для чего используется кульминация в музыке? Что такого нового она привносит в музыкальные произведения? Всегда ли она должна быть?

Ответить на эти вопросы поможет определение кульминации.

Под ней подразумевается наиболее эмоциональное обострение, точка самого высокого напряжения, ожидания. Данный элемент присутствует в любой мелодии. Распознать ее легко. Она выражается с помощью верхних звуков, которые звучат более продолжительно, выразительно, иногда создается эффект рваной, прерывистой мелодии.

В музыке она так же необходима, как и в любом другом виде искусства. Человеческое восприятие так устроено, что сначала большинство из людей испытывают большую заинтересованность. Со временем интерес становится меньше, и чтобы он не угас, используют такие острые моменты.

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Мелодия нарастает, становится все более интригующей, волнующей. Звуки то сильные, то еле слышны.

В этом принимают участие все музыкальные инструменты, задействованные в произведении.

Для тех людей, кто любит современную музыку, высшая точка накала в песне происходит после второго куплета, когда мелодия становится быстрее, повышается темп, тембр.

Есть разные способы выражения апогея в музыке. Не всегда это происходит сильно и звучно. Нередко самый большой накал страстей передается очень тихо, напряженно, заставляя замереть в ожидании развязки. Все зависит от задумки автора, содержания, общего замысла.

Важно!
Это не просто способ сделать произведение еще интереснее, это сама идея, основной смысл, посыл, который автор хочет донести до слушателей.

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Узнать, что такое кульминация в современном русском языке, можно, обратившись за помощью не только к интернету, но и к словарям (Толковый словарь под ред. Ушакова, Литературоведческий и Энциклопедический словари).

В них наиболее полно подано значение этого термина, а также приведены примеры на каждое из обозначений.

Существует еще одно определение высшей точки накала — женская. Имеются в виду ощущения женщины во время полового акта, чувство удовлетворения.

Есть немало мифов о том, могут ли сравнится по силе женское и мужское удовольствие. Некоторые считают, что все разговоры о женском пике наслаждения являются только мифом, и никакой кульминации на самом деле не происходит.

Источник: https://maratakm.ru/the-first-solid-foods/kulminaciya-v-proizvedenii-chto-takoe-kulminaciya-v-literature.html

Кульминация в литературе

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Продолжаем исследовать тайны писательского мастерства. В этом цикле статей мы рассказываем о этапах развития сюжета. Мы уже говорили в прошлых статьях о композиции, о экспозиции в литературе.

Кульминация в литературе это… Определение кульминации

Пожалуй, все люди во все времена стремились получить, как можно больше новых и сильных впечатлений.

Римляне несколько тысячелетий назад кричали: «Хлеба и зрелищ», а Михаил Веллер уже в наше время пришёл к выводу, что смысл жизни человека заключается в получении этих самых сильных ощущений как приятных, так и не очень.

Именно поэтому в любой книге особо привлекает наиболее напряжённый момент, когда всё доходит до апогея. Речь, безусловно, идёт о кульминации художественного произведения.

Итак, кульминация в литературе – это острый пик нарастающего до этого момента напряжения. Не случайно, сам термин означает «вершина».

Все чувства и события накалены до предела и теперь взрываются фееричным фонтаном слов и действий. Собственно, этого и ждут многие читатели, когда берут в руки очередную книгу. Нет хорошей кульминации – нет восторженных глаз и последующих откликов.

Определение кульминации в Википедии:

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Википедия о кульминации в литературе не многословна . Простим это Свободной энциклопедии  . Кстати вот ссылка на это определение кульминации в Википедии.

Кульминация, как правило, наступает сразу перед развязкой, когда все тайны приоткрываются, а накал страстей, достигнув верха, стремительно срывается вниз.

Самая же кульминация – это тот переломный момент, то решающее действие, которое навсегда меняет сложившуюся ситуацию и не позволит вернуться к прошлому.

В одной книге Гийома Мюссо есть замечательное словосочетание, придуманное главным героем, — точка невозврата. Так вот кульминация и есть та самая точка невозврата любого художественного произведения.

Конечно, чем объёмнее и запутанней произведение, тем сложнее будет кульминация. По сути дела, кульминаций может быть несколько, но все они будут иметь решающее значение в плане восприятия прочитанного (или услышанного).

Мы уже достаточно знаем о структуре произведения и понимаем, что в его основе лежит некий конфликт, который постепенно нарастает, нарастает, нарастает… И в определённый момент достигает максимальной остроты.

Именно в это время герои обнажают свои истинные лица, проявляют черты характера и показывают, кто есть кто. Ситуация будто выходит из-под контроля и увлекает за собой читателя. На самом же деле, автор отлично всё контролирует и сознательно готовит столь лакомую приманку.

Итак, что следует знать, чтобы расставленные сети принесли успех.

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Рекомендации и практические советы для  исполнения эффектной и эффективной кульминации — практическое руководство

  1. Кульминация характера для концентрического сюжета, где хорошо просматриваются причинно-следственные связи. В хроникальном же сюжете она запросто может отсутствовать: читатель этого даже не заметит.
  2. Если кульминаций несколько, то каждая последующая должна быть в несколько раз сильнее и эмоциональнее предыдущей. Достичь этого сложно, но крайне необходимо. Ведь если вы уже один раз удивили и потрясли читателя, то теперь он будет ждать от вас точно такого же в совокупности с ноткой неожиданности. Однако помните, что, сколько бы кульминаций вы ни вводили в повествование, одна из них всё равно должна быть завершающей, т.е. самой-самой.
  3. В кульминации полностью раскрывается проблема, которую автор исследовал в течение всего произведения. Именно на этом этапе у читателя формируется то или иное отношение к происходящему, он занимает определённую позицию и волен соглашаться или не соглашаться с писателем.
  4. Приём открытого финала строится на совпадении кульминации и завершения произведения. Вы взбудоражили своего читателя, всколыхнули его чувства и оставили в некотором недоумении. Как, например, Гоголь в своём «Ревизоре». Немая сцена. Занавес.
  5. После кульминации жизнь героев не может остаться прежней. Это та поворотная точка, преодолев которую ступаешь на новый путь. Так, например, это может быть объяснение в чувствах, смерть или гибель, кража или убийство, новость о беременности или свадьба. Одним словом, то событие, которое не оставляет шансов отступить назад.
  6. Так как кульминация – это своеобразная изюминка любого литературного блюда, продумывать её нужно долго и тщательно. Перечитывайте, находите нужные слова, пробуждайте сильные чувства, шокируйте. Если читатель остаётся равнодушным, то можно говорить о крупном провале, который ничем не исправишь. Если же ваш зритель испытал катарсис, то он останется вам благодарен не только на эти несколько минут, но и, возможно, на всю оставшуюся жизнь.
  7. Кульминация должна быть жизненной: ситуации будут узнаваться читателем, он станет примерять их на себя. Только так вы сможете вызвать сопереживание, необходимое для нужного эмоционального потрясения. Если же вы проявите излишнюю наивность, то явно не добьётесь нужного эффекта: читатель спокойно перевернёт страницу, пожмёт плечами и станет тщетно ждать душераздирающих сцен. Важно, чтобы публика верила писателю. Тогда он будет иметь успех.
  8. Кульминация должна подчёркивать сильные стороны главного героя, а не умалять их. Невозможно следить за историей человека, восхищаться им, а в самый ответственный момент ощутить неловкость за его поступки. Безусловно, вы можете рассмешить читателя и заставить его удивиться, но тогда следует очень внимательно выбирать жанр своего произведения.
  9. Кульминация должна полностью соответствовать вашему авторскому замыслу. Она должна воплощать основную мысль произведения и содержать в себе правильно расставленные акценты.
  10. Так как в книге может быть несколько конфликтов, то с помощью кульминации нужно решать самый основной из них. Второстепенные же разногласия и расхождения могут прийти к общему знаменателю как на этапе развития действий, так и в завязке.
  11. Для того чтобы добиться максимально сильного эффекта, следует держать в голове несколько приёмов (неожиданный ход, игра на чувствах, художественная справедливость, обретение героем чего-то нового). Пожалуй, стоит пояснить термин «художественная справедливость». Для этого достаточно вспомнить известную формулировку, что добро побеждает зло. Читатель всегда хочет, чтобы в конце книги злодеи были наказаны, а благородные герои обрели счастье. Если вы поступите иначе и не оправдаете подобных ожиданий, можете потерять добрую половину публики.
  12. Не забывайте про силу слова. Обязательно останавливайтесь на деталях, снабжайте происходящее красноречивыми подробностями. Невозможно объяснение в любви ограничить только словами: «Я тебя люблю». Невозможно героическую гибель оставить без внимания и заключить её всего лишь в несколько слов. Невозможно писать о чувствах и выбирать ничего не значащие слова. Слово! Именно оно породило в своё время мир. Оно имеет огромную власть над читателем, поэтому не стоит оставаться на достигнутом. Пробуйте сказать то, что читатель и без вас уже знает, так, как будто он слышит об этом в первый раз.
  13. Больше специй. Кульминация – это всегда «сверх» и «чересчур». Наверное, поэтому не стоит бояться усилить отчаяние, горе или беспредельное счастье. Увеличивайте масштаб эмоций, и читатель будет вам бесконечно благодарен. А всё потому, что каждый из нас нуждается в чём-то ярком, далёком от будничности и серости. Что ж… Пара удачных штрихов сможет придать вашей кульминации привкус непревзойдённого мастерства и превратить всё произведение в изысканную и достойную вещь. Успехов!
Читайте также:  Канада: население, водные ресурсы, географическое положение на карте мира, форма правления, крупные города

Источник: http://liter-rm.ru/kulminaciya-v-literature.html

Что такое кульминация в литературе

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Кульминация (c лат. culmen «вершина») в литературе — критический момент развития сюжета произведения, раскрывающий всю остроту фабулы. Также является решающим моментом во взаимоотношениях героя и его окружения.

Наиболее подходящие жанры для развития кульминации — драма и эпос. Если в романах и драматических произведениях развязка после критического момента развивается неспешно и поэтапно, то в новеллах — молниеносно и неожиданно, поскольку сам кульминационный момент происходит в самом конце произведения.

Понятие кульминации

Кульминация — многозначное понятие, и кроме литературы встречается также в астрономии и музыке.

Значение понятие в музыке схоже с литературным: это точка наивысшего напряжения в целом произведении или его отдельных фракциях.

В астрономии же под кульминацией понимают момент прохождения центром небесного тела через точку пересечения суточной параллели и небесного меридиана.

Роль кульминации в сюжете

Человеческое внимание устроено таким образом, что наиболее активно вначале ознакомления с чем-то новым. Затем, с течением времени, заинтересованность постепенно угасает.

Для того чтобы вернуть себе внимание читателя и вновь активизировать его внимание, писатели пользуются кульминацией.

Накал страстей повышает интерес, заставляет переживать за художественных персонажей.

Кульминация в литературе является важнейшим элементом фабулы. Она не просто повышает интересность произведения, а является самой целью его написания, тем, что хотел сказать писатель. Именно в кульминации зарождаются и разрешаются основные сюжетные конфликты.

Апогей развития событий присутствует во всех произведениях с линейной структурой повествования и выраженной фабулой. В первую очередь, это большие жанры, среди которых:

  • повесть;
  • роман;
  • пьеса;
  • поэма;
  • ода.

Присутствует кульминация и в малых жанрах, таких как:

  • новелла;
  • рассказ;
  • сказка;
  • притча;
  • байка.

Нет кульминации в произведениях с нелинейной структурой повествования и полным отсутствием сюжета. К таким относят:

  • эссе;
  • поток мыслей;
  • этюды;
  • наброски;
  • заметки.

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Еще одним жанром, в котором кульминация может отсутствовать, является хроника. Изложение событий в прямом хронологическом порядке не предполагает эмоционального накала в каком-то конкретном фрагменте.

Традиционная структура композиции повествования подразумевает логическое следование частей в таком порядке:

  • Вступление — читатель переносится в мир произведения, узнает время, место и прочие обстоятельства, в которых происходит описанное.
  • Завязка — встреча и знакомство с персонажами.
  • Развитие событий — характеры персонажей раскрываются более детально, близится главное событие в произведении.
  • Кульминация — апогей, решающий момент сюжета.
  • Развитие событий — описываются последствия критической точки в краткосрочной перспективе.
  • Развязка — жизнь героев после кульминации.
  • Заключение — фокус писателя отходит от детального описания героев и перемещается обратно на обстоятельства.

Структура композиции коротких жанров несколько иная. Кульминация в них смещена ближе к концу, после чего сразу же следует быстрая развязка. Писатели новеллисты часто играют на эффекте неожиданности, что придает критическому моменту особую остроту и воспринимается ярче.

Иногда писатели прибегают к приему открытого финала, оставляя за читателем возможность продумать дальнейшее развитие событий. В таком случае кульминация будет последней, завершающей частью работы, а развязка и итог будут отсутствовать.

Виды кульминации

В зависимости от объема и сложности произведения, существует два вида кульминационных моментов:

Наличие дополнительных критических моментов характерно для произведений большого объема, в которых, кроме главной сюжетной линии, присутствует множество ответвлений.

В то время, как центральный конфликт является основной идеей и мотивом написания произведения, второстепенные служат для более точного раскрытия характеров неглавных персонажей, удержания внимания читателя в моментах относительного затишья в центральной сюжетной линии. Если конфликтов несколько — решение каждого из них будет иметь отдельный кульминационный момент.

Примеры кульминации в художественной литературе

  • «Ночь перед Рождеством» Н. Гоголя — Вакула вручает Оксане с трудом добытые черевички и делает ей предложение руки и сердца.
  • «Мастер и Маргарита» М. Булгакова — разговор Христа и Понтия Пилата, отправление Маргариты на бал, в то время как Воланд и его приспешники показывают свое истинное лицо.
  • «Горе от ума» А. Грибоедова — перед Чацким открывается виновник распространения слухов о сумасшествии, им оказывается Софья.

Источник: https://todayfin.ru/chto-takoe-kulminatsiya-v-literature/

Что такое кульминация

Этот термин можно встретить в литературе, в театральной среде, также часто можно слышать это слово в отношении кинематографа. Что оно означает?

Кульминация – элемент композиционной конструкции, которая маркирует самый значительный момент, высшую точку напряжения или сюжетного конфликта, когда требуется незамедлительное решение.

После кульминации в большинстве случае следует развязка – последовательное финализирующее развитие событий или явления, в литературном произведении – эпилог, окончание романа или другого типа текста.

Впервые кульминация прослеживается в древних эпических сагах и поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея». Однако за счет плотности повествования и многослойности сюжетов выделить одну кульминацию здесь сложно.

Скорее, их несколько по ходу развития событий и при изобилии героев.

В классической и современной литературе можно наблюдать чаще всего одну центрообразующую кульминацию, которая следует после завязки и развития событий в романе, а после нее наступает «ослабление напряжения»   – развязка.

Кульминация в разных видах деятельности

Надо отметить, что значение этого термина в науке и в художественной среде существенно отличается. Однако всегда обозначает некий пиковый момент, высшую точку, контрольный пункт, сквозь который проходит некое изменение. Можно сказать, что это своеобразная «точка невозврата», к которой стремится сюжет, научный или природный процесс, любая активность.

Астрономия называет кульминацией особый момент, когда светило проходит через меридиан небес в ходе суточного движения по небу (конечно, условного – ведь движется Земля по отношению к звездам, а не они сами). Например, существует кульминация Солнца – так называемый «зенит», высшая точка на небе, достигаемая нашим основным светилом.

В музыкальной сфере кульминацией называют точку наибольшего напряжения, эмоционального накала в произведении любого жанра – опере, серенаде, балете, концерте для оркестра и др.

Литературоведы часто используют термин «кульминация», ведь это практически неотъемлемый атрибут любого произведения. Это момент максимального напряжения в сюжете романа, повести, рассказа, поэмы, после которого наступает развязка – последствия событий кульминации. Аналогичное значение кульминация имеет в кинематографе, драматургии.

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Примеры кульминации

Рассмотрим образцы кульминации. Например, в известной комедии Н.В.

Гоголя «Ревизор» кульминацией можно назвать момент, когда герои во главе с городничим узнают, что они обмануты заезжим аферистом.

Весь сюжет пьесы был выстроен с таким умыслом, чтобы финал сложился именно так. После понимания происходящего жители города Н. узнают, что к ним едет настоящий ревизор – это уже развязка.

Кульминация Солнца и других светил в астрономии возможны при условии, что это заходящее светило. Существует также понятие «незаходящих светил», которые почти не меняют своего положения по отношению к меридиану небесного свода. Это связано с их сильной удаленностью от Земли.

Исчезают с неба они только в дневное время из-за солнечного освещения, но по факту не пропадают. Особенно это характерно для северных районов планеты, где бывает полярный день, при котором Солнце почти не скрывается за горизонтом. Существует кульминация Венеры – утренней звезды, кульминация Луны и других светил.

Значение кульминации

Если вы много читаете литературу, то наверняка сталкивались с такой ситуацией, что роман неинтересен или не очень понятен без кульминации.

Книга может быть очень талантливо написана, однако, перевернув последнюю страницу, остается ощущение недосказанности, незавершенности и даже скуки.

Так бывает, если в тексте отсутствует либо неявно выражена кульминация – автор не довел сюжет до самой напряженной точки «кипения». Но это иллюзия, потому что художественного произведения без кульминации просто не бывает.

Нам так кажется оттого, что автор описал события на порядок мягче и не стал выявлять этот напряженный момент. Внимательный читатель всегда заметит кульминацию.

Но мы привыкли, что книги вызывают у нас эмоции, вопросы, заставляют думать и переживать описываемые события. Поэтому в основном авторы стремятся использовать этот классический прием для придания остроты своему роману или рассказу.

Если же текст составлен из разрозненных фраз и предложений, у которых нет общей сюжетной канвы, то кульминация здесь не сможет проявить себя. В школьных сочинениях аналогично детей учат выстраивать свою мысль – вставлять кульминацию, развивая собственную мысль и аргументируя тезис. Кульминация очень сильно зависит от техники и подачи мысли автора.

Источник: https://bigjournal.ru/chto-takoe-kulminatsiya/

Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Он бежит со всех ног, еще немного и сможет достигнуть своего противника, остаются метры к сокрушительной победе. Пот стекает по лбу мальчишки, ноги болят, но сила воли заставляет его с криками перегнать своего оппонента и пересечь подобную черту первым.

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Мой мир

Оглавление:

  • Кульминация: значение
  • Как работает кульминация?
  • Кульминация в других сферах

Ощущается некое напряжение, волнение за героя, правда? Такой ход присутствует практически во всех художественных произведениях, и называется Кульминацией.

Кульминация – это крайняя точка напряжения, пик всего рассказа и переломное событие, способствующее достижению цели, или катастрофическому провалу.

Это интересно: что это олицетворение и примеры.

Начиная еще с начальных классов, учитель начинает знакомить детей с этим понятием с помощью некоторых наводящих вопросов:

  • Что тебе больше всего понравилось в рассказе?
  • Когда ты больше всего волновался о герое?
  • Какой фрагмент больше всего запомнился из рассказа?

Взрослому человеку понятно, что речь идет о кульминации, а вот дети представляют это в виде простого объяснения – момента наивысшего переживания.

Однако, возникает вопрос: что такое кульминация? В литературе этим словом обозначают наивысшее напряжение и пересечение всех сюжетных линий в одной точке с дальнейшим результатом, повлиявшим на каждого ключевого персонажа.

Во всех русских произведениях легко просматривается эта составляющая часть.

Это интересно: что такое композиция в литературе, ее виды и элементы.

Кульминация: значение

Достоверно изучить появление этого понятия практически невозможно. Многие ученые считают, что кульминация происходит с латинского древнего языка, другие утверждают — корни нужно искать в Греции.

Однако немногие считают, но это самая вероятная гипотеза, что кульминация имеет много истоков развития. Впервые говорить об этом нужно во время появлений рисунков на стенах пещер. В них тоже проскальзывает небольшая история, где в нужный момент показывается пик напряжения. То есть еще до появления письменности существовало такое понятие.

Читайте также:  Краткий рассказ содержания повести николая гоголя "тарас бульба" по главам

Оно никак не цитировалось и не обозначалось. На подсознательном уровне, древние люди при создании рисунков старались сначала подготовить человека, а потом только рассказать о самом горячем моменте. И это не имея языка. Например, пещерные люди собрались в группу. Загнали мамонта в тупик. И поймали его. Все были рады.

Каждое предложение олицетворяет определенный этап развития:

  1. Начало.
  2. Развитие событий.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

Это все просматривалось и в последовательности рисунков в пещерах.

Есть теории о том, что впервые кульминация появилась в работах Гомера и его «Илиада» и «Одиссеей». В них отчетливо видно, где присутствовали самые волнующие точки.

Однако из-за отсутствия структуры, таких кульминаций можно было наблюдать в любом моменте рассказов.

Никто не спорит, что в одном произведении может быть несколько кульминационных моментов, они все должны находиться в правильных местах, читать такое будет сложно.

В русском языке куда проще определить этот важнейший этап волнения, чем в остальных. За счет простоты изложения и легкости слога.

Как работает кульминация?

Иногда, после тяжелого рабочего дня хочется расслабиться и прочитать последние несколько глав очередной книги. Однако после последнего слова остаешься в недоумении: «Вроде и конец, а чего-то не хватает».

Подобные проблемы просматривались много раз. Книги такого рода называли плохими, из-за отсутствия этой самой точки кипения. Однако, если копнуть немного глубже, то вырисовывается иная картина. С точки зрения художественной литературы, кульминация всегда присутствует.

Если читатель ее не заметил, что это проблема в предыдущих этапах. Дабы человек смог прочувствовать все напряжения главных событий написанной истории, важно правильно и грамотно начать, то есть познакомить с персонажами.

Если чтец не будет сопереживать герою, то в переломный момент не появится то самое напряжение.

Любой рассказ обязан вызывать чувства у читателя, негативные или позитивные, неважно. Суть заключается в их присутствии.

Когда события в описанной новому романе от знаменитого писателя заставляют человека задуматься, переживать, то и при этом моменте высшей точки кипения, произойдет массовый взрыв эмоций. Просто создать мнимый текст связных предложений и назвать рассказом не получится.

Даже в простейших написанных школьниками рассказах на уроках русского языка на тему рыцаря Айвенго или очередной схватки Дон Кихота с мельницами присутствует кульминация. Главное – это правильно подать, а дальше дело техники.

Кульминация в других сферах

Многие представляют кульминацию только в литературе, это слово используется и в иных сферах творчества и деятельности человека.

Кульминация, с точки зрения астрономии, обозначает движение через небесный меридиан светила с интервалом в земные сутки.

Не стоит забывать о музыке. Оказывается, что и в таком творческом мире присутствует понятие кульминации. Во многом терминология сходится с литературным обозначением: самый интригующийся и волнующийся момент в музыкальном произведении.

Чаще всего этот период припадает на предпоследний или последний этап музыкального творения.

Для современных людей, любящих только песни и пляски, кульминация может обозначать, опять же, чаще всего, припев после второго куплета, когда происходит повышения скорости, тембра и темпа нарастающей мелодии.

В кинематографе кульминацией обозначают финальное противостояние интересов важных героев на экране. Гораздо интереснее дела обстоят в сериалах. Вся загвоздка в том, что в большинстве сериалов присутствует две кульминационные части. Волнующий пик серии с максимально возбуждающим оскалом.

Это время, когда главные проблемы и персонажи серии находят необходимые пути решения поставленных задач. После развязки присутствует небольшая сцена, которая тоже имеет право называться кульминацией.

Суть в том, чтобы интриговать зрителя и заставлять ждать каждую новую серию, продюсеры и режиссеры за счет использования музыкального оформления, недостаточной информации в кадре создают волнующий момент.

Например. В одной из серий последнего сезона «Ходячие мертвецы» Рика и его группу взяли в плен Мусорщики, однако, он увидел и засмеялся. При этом, нам не показали, кого он увидел, и почему засмеялся. Этот момент вызывает те самые чувства, что были и при самой кульминации серии, а неизвестность только увеличивает градус волнения за персонажей.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/chto-takoe-kulminatsiya-ee-znachenie-v-literature-muzyke.html

Кульминация в литературе

В литературе сюжетная линия строится по принципу: экспозиция — завязка — развитие действия — кульминация — развязка. В завязке писатель знакомит с героями и обозначает конфликт. Для этого создается интрига, которая постепенно нарастает, становится больше, приближается к пику.

Цель — заинтересовать читателя, чтобы проникся идеей, прочувствовал эмоции, переживал. Кульминацию сравнивают с роковой женщиной по наполнению чувством страсти. После завершения, когда читатель достиг вершины, остается послевкусие и нотка грусти в душе, как после расставания с такой женщиной.

Эпилог — конец произведения, вывод из ситуации. С открытием книги появляется ожидание новых впечатлений. Поэтому важно подвести читателя к кульминации и не упустить остроту момента. Хороший рассказ вызовет эмоции.

Если этого не происходит, то после прочтения не останется ничего, кроме обиды за потраченное время.

Во все времена люди стремились получить много сильных эмоций и впечатлений. Отсюда возникла не одна гипотеза о происхождении понятия «кульминация». Одни ученые считают, что пришла из древнего латинского языка, другие — из греческого. Есть мнение, что термин обладает большим количеством корней и появился еще задолго до письменности.

Первые упоминания кульминации следует искать среди рисунков в пещерах первобытных людей.
Основной вид — центральная. Её применяют в произведениях маленького объема, где автор обозначает один конфликт и ведет на протяжении рассказа, развивает одну сюжетную линию, подводит читателя к острому моменту. То, что копилось на протяжении повествования, выливается из автора, как ливень. Коротко и мощно.

Здесь важно дать волю чувствам. Это тот момент, ради которого читатель открыл книгу. В произведениях такого формата кульминацию оставляют под конец. После неё сразу идет развязка. Примером может послужить роман «Не загоняй медведя в угол». 
Второй вид — дополнительные. В тексте пересекается несколько сюжетных линий. Следуют одна за другой, с каждым разом становятся эмоциональнее и ярче.

Судьбы героев переплетаются, решают старые и создают новые конфликты. Когда наступает момент главного апогея, напряжение достигло предела, нервы натянуты как струнки, идет развязка. Вид кульминации применяется в работах с большим объемом. Автор обозначает много конфликтов и создает цепь кульминаций для решения главного конфликта. Ярким примером станет роман «Выбор Евы».

Здесь переплетаются судьбы героев, оказавшихся в пиковых ситуациях, сменяющих друг друга.
 

Если Вы начинающий писатель, то советы по созданию острого момента в тексте помогут заинтересовать читателя.
Сюжет концентрический с причинно-следственными связями. В основе заложен принцип развития действий, эпизоды между собой взаимосвязаны.

Кульминация — вершина произведения, отражает конфликт и пути решения. Самый напряженный момент произведения, требует внимания читателя. Радость, горе, свадьба, рождение, смерть и другие события — цель, к которой читатель идет вместе с героями. Не бойтесь использовать усилители эмоций, пусть будет много.

Коротко и «через край.»
Если пиковых моментов больше одного, то каждый из них становится сильнее, острее. Предшествующий ведет к последующему, разогревает читателя.

В эпилоге примените принцип открытого финала. Когда произошла кульминация и нет никакого логического завершения. Произведение не закончено.

Момент полета фантазии для читателя (пример — «Мышеловка захлопнулась»).

Используйте жизненные ситуации. Так будет проще представить себя на месте персонажа и испытать эмоции. Раскройте и подчеркните сильные стороны главного героя. Читатель проникся чувством достоинства, и кульминационный момент усилит его. Помните, что после кульминации жизнь персонажей меняется. Уже не будет как раньше. Переломный момент в сознании и в окружении. У героев начинается новая полоса в жизни.

Уделяйте внимание деталям. Так создадите обстановку, в которой происходит действие и еще больше погрузите читателя в мир героев.

Кульминационный момент создается в произведениях с причинно-следственной связью. Где присутствует сюжет и конфликт. Существуют жанры, в которых применение кульминационного момента будет неуместно.

Например, эссе, зарисовки, очерки, стихотворения и другие. Исключения есть везде.
Кульминация — решение конфликта, который сопровождал героев.

Заключение творения, которое завоюет внимание и влюбит читателя.

Илья Снегин

Источник: https://goncharovsergey.ru/sergey-goncharov-o-literature/kulminaciya/

Композиция литературного произведения

Композиция – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.

        Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

       Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

       Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом.

Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три  мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна  и характеристики молодого гасконца.

Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А.

Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

       Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты.

Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство.

В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогварда, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.

       Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

       Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме.

Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена поебды над Волондемортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько.

Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

       Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании.

Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волондемортом.

Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

        Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.

Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге.

А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

        Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения.

Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем.

Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

       Прямая (линейная, последовательная) события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.

         Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.

        Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда.

Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.         Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

Читайте также:  Простыми словами о рентабельности как базе для принятия решений в бизнесе и формуле ее определения

       Линейная –  события в произведении изображены в хронологической последовательности.        Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.

       Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.        Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в  прошлое». Повесть В.

Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.

       Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.        Свободная – смешанные действия.

В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.

Источник: https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/kompozicziya-literaturnogo-proizvedeniya-3870.html

Эстезис — Музыкальность литературы: краткий обзор

СТАТЬЯМузыкальность литературы: краткий обзор

Музыка – неотъемлемая часть художественного мира многих литературных произведений. С ее помощью легко можно «вписать» события и героев в необходимый культурный контекст, создать эмоциональный колорит…

А еще она может проникнуть вглубь текста, особым образом повлияв на его структуру и язык.

В этой статье мы попробуем разобраться в том, что такое музыкальность литературы, чем она отличается от «музыки в литературе», и что нужно авторам и читателям для верного понимания «музыкальных» текстов.

Для того, чтобы привести примеры взаимодействия литературы и музыки, совсем необязательно быть специалистом. Можно вспомнить массу литературных произведений с героями-музыкантами и описаниями музыки (реальной или вымышленной). Ещё проще будет обратиться к вокальным жанрам (от оперы до песни) за сочетанием «слова плюс музыка».

Если что, называется копнуть глубже, получится вспомнить литературные тексты, в которых музыка играет важную сюжетную роль.

На этом, однако , возможности взаимодействия двух видов искусств не заканчиваются – а чтобы должным образом их описать, нужно обратиться к литературоведческому термину «музыкальность», смысл которого кажется простым и очевидным только на первый взгляд.

Джованни Мишель Гранери. «Театр Реджо в Турине» (1752)

Под музыкальностью литературных произведений понимается их сходство с теми или иными принципами, формальными особенностями или выразительными приемами, присущими музыке.

Литературоведы до сих пор не определились насчёт того, чем конкретно считать музыкальность – категорией, качеством, принципом или даже особого рода эффектом, возникающим при чтении.

Общепризнанным пока является только то, что музыкальность – разновидность интермедиальности (процесса взаимодействия различных медиа, а в более узком смысле – разных видов искусства).

Понятие интермедиальности напрямую связано с интертекстуальностью и отношением ко всем произведениям искусства вне зависимости от их типа как к текстам. С этой точки зрения можно сравнивать, к примеру, литературу и живопись (экфрасис), живопись и кинематограф – даже литературу и архитектуру.

Литературоведы до сих пор не определились насчёт того, чем конкретно считать музыкальность – категорией, качеством, принципом или даже особого рода эффектом, возникающим при чтении.

Почему музыкальности так тяжело дать определение? Дело в том, что в любых интермедиальных исследованиях (то есть исследованиях на стыке двух видов искусств) автор сталкивается с рядом проблем, которые в рамках одной научной парадигмы обычно не возникают.

Во-первых, в литературоведении и музыковедении есть ряд ключевых терминов с разным значением: форма, композиция, мотив.

 Во-вторых, исследователю может быть не всегда понятно, что искать в тексте помимо прямых упоминаний музыки – и тогда он начинает усиленно штудировать биографию писателя на предмет музыкального образования, абсолютного слуха или родственников-музыкантов.

 Возможна и обратная ситуация – воспользовавшись, на первый взгляд, прозрачным указанием на конкретное музыкальное произведение (например, «Крейцерова соната» Л. Толстого), жанр («Струнный квартет» В. Вулф) или отдельный термин («Контрапункт» О. Хаксли), литературовед начинает проводить параллели…

и в каждом случае может найти разный набор признаков музыкальности (а может и не найти их вовсе). Так и получается, что музыкальность проще описывать или на примере конкретных литературных произведений, или как список возможных приемов, приближающих литературный текст к музыке.

Как музыка попадает в литературный текст

Что делает текст «музыкальным»? Должен ли писатель иметь какие-то особые познания в сфере музыковедения? Наконец, что насчёт читателя — нужно ли ему музыковедческое образование, чтобы разобраться в авторском замысле? 

Йозеф Гайдн играет в струнном квартете (1790)

Чтобы ответить на эти вопросы, удобно будет сперва обратиться к классификации разных видов взаимодействия литературы и музыки (на самом деле, их гораздо больше, чем мы с вами насчитали). 

  • Классификация эта принадлежит американскому литературоведу Стивену Шеру (с дополнениями современного австрийского ученого Вернера Вольфа). Типов сосуществования литература и музыки всего 3:
  • — литература в музыке (так называемая программная музыка),
  • — музыка + литература (любая вокальная музыка)

— музыка в литературе. Последний тип оказывается наиболее сложным и разветвленным – к нему Шер относит «словесную музыку» (word music), «вербальную музыку» (verbal music) и «структурный параллелизм».

Второй способ описания присутствия музыки в литературе – это разделение на «открытый» и закрытый тип. Открытый тип взаимодействия — это всё та же вокальная музыка. Аудитории (в данном случае – слушателю) вполне очевидно присутствие обоих компонентов, словесного и музыкального, и никаких специальных знаний для их восприятия не нужно. 

Бартоломео Беттера. «Натюрморт с музыкальными инструментами» (XVII век)

Закрытый тип взаимодействия, как нетрудно догадаться – это случай, в котором используются средства только одного вида искусства, в то время как второй в нём тем или иным образом скрыт.

Если в музыке скрыто присутствует литература, то речь будет идти о программной музыке – в таком случае у произведения без слов будет «говорящее» название, которое может, например, отсылать к литературному произведению*.

В свою очередь, основных форм скрытого музыкального присутствия в тексте две: тематизация и имитация. Тематизация подразумевает описание музыкальных произведений, всевозможные отсылки к реально существующим или выдуманными опусам. В случае с тематизацией о музыке в тексте рассказывается.

В свою очередь, имитация значит, что автор литературного произведения пытается подражать каким-либо музыкальным особенностям, показывая их средствами литературы. 

Приёмы такой имитации могут быть разнообразными – от звукописи и усложнения синтаксиса до создание своего рода текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм.

Как видим, легко предположить, что у произведения с чертами музыкальной имитации необязательно будет тематическая связь с музыкой. Верно и обратное. Допустим, яркий пример тематизации музыки в литературе – «Крейцерова соната» Л. Толстого.

Исследователи, однако, не раз пытались найти в ней черты имитации, сравнивая композицию текста со структурой сонатной формы (с переменным успехом).

В этом смысле сонатная форма особенно любима литературоведами, поскольку хорошо накладывается на многие произведения – нужно лишь два контрастирующих начала (непохожие герои или образные сферы) и следование структуре «экспозиция-разработка-реприза».

Нетрудно поддаться соблазну искать «репризу» (или часть текста, в том или ином смысле повторяющую экспозицию), забыв о том, что это построение, в сущности, не является чисто музыкальным. Как отмечает А. Е.

Махов, структура сонатной формы повторяет структуру ораторской речи – тезис-антитезис-синтез, то есть чисто теоретически любой литературный текст с подобной структурой можно называть «сонатным»… В случае со структурой целого текста вряд ли возможно «случайное совпадение» с музыкальной формой, которое автор совершенно не планировал.

К. Н. Гийсбрехтс. «Перегородка с письмами и нотной тетрадью» (1668)

Стоит ли тогда вообще проводить структурные параллели между литературными и музыкальными произведениями? На наш взгляд, стоит. 

Приёмы такой имитации могут быть разнообразными – от звукописи и усложнения синтаксиса до создание своего рода текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм.

Во-первых, многие писатели сознательно задумывали свои тексты как «музыкальные», и исследовать способы, которые они использовали для «музыкализации» текста, крайне интересно.

 Во-вторых, если автор не оставил никаких указаний на музыкальную природу своего произведения, но музыкальные черты в нем все равно угадываются, необходимо поразмышлять о причинах такого сходства.

Самое главное – не сдаться перед лицом проблем.

Музыковеды от литературы: профессионалы и любители

Так что насчёт музыкального образования литераторов, которые экспериментируют на стыке двух искусств? Разумеется, его уровень у писателей самый разный.

Например, Андрей Белый, перу которого принадлежат одни из самых необычных «синтетических» работ – четыре «Симфонии», на момент их написания слабо себе представлял, что такое реальная симфония (и что более примечательно, слабо этим интересовался). У автора рассказа «Струнный квартет» Вирджинии Вулф было прекрасное образование, но не музыкальное.

Хулио Кортасар при всей своей любви к экспериментам на границе литературы и музыки был меломаном-любителем, хотя и большим энтузиастом. Пожалуй, одним из немногих профессиональных музыкантов со значительной литературной карьерой был Энтони Берджесс.

Для филологов и «обычных» читателей музыкальных текстов информация, изложенная выше, значит всего лишь то, что авторским отсылкам к музыке не всегда следует доверять. Те или иные «музыкальные» качества могут быть отражены в произведении очень опосредованно, а иногда и вовсе быть недопонятыми или сознательно переосмысленными (как в случае с «Симфониями» Белого).

И все же, если музыка присутствует в тексте скрыто, как читателю об этом догадаться? Стоит ли ему вооружиться музыкальной энциклопедией, если у любимого автора был абсолютный слух и полный дом музыкально одаренной родни? 

Выше мы уже установили, что эффект музыкальности достаточно субъективен – как для автора (у которого, скорее всего, будет чисто концептуальное понимание музыки и ее особенностей), так и для читателя (который может «увидеть музыку» там, где она, возможно, даже не планировалась).

 Поэтому непрофессионалу по-прежнему можно бесстрашно читать любую литературу и проводить любые параллели, не боясь своей неосведомленности – о симфониях или контрапункте он может знать не больше (и не меньше!) самого автора.

А активному непрофессионалу, конечно, никто не запрещает поискать дополнительную информацию, которая вполне может углубить «музыкальное» прочтение текста.

«Музыкальные» тексты:

  1. А. Чехов, «Черный монах» (1893). Это произведение Чехова – своего рода веха в русскоязычных исследованиях музыкальности. Замечание Д.

     Шостаковича о том, что повесть якобы написана в сонатной форме, заставляет все новые и новые поколения исследователей искать сонатность в чеховском тексте – а также в других его рассказах (и даже драматических произведениях).

  2. А. Белый «Симфонии» (1902-1908).

    В произведениях Белого главным образом интересно то, как именно он ломает привычную «литературность» текста. Приближается ли он к музыке – вопрос спорный, но результаты экспериментов определенно заслуживают внимания.

  3. В. Вулф «Струнный квартет» (1921).

    Вирджиния Вулф частично выстраивает свой рассказ по модели неназванного струнного квартета Моцарта, и перемены в характере музыки причудливо сплетаются с мыслями и чувствами героини в виде поэтизированного потока сознания.

     

Те или иные «музыкальные» качества могут быть отражены в произведении очень опосредованно, а иногда и вовсе быть недопонятыми или сознательно переосмысленными (как в случае с «Симфониями» Белого).

Содержание музыки, таким образом, позволяет сделать повествование более субъективным.

  1. Д. Джойс «Сирены» (1922). Двенадцатый эпизод романа «Улисс» лидирует по количеству «музыкальных» исследований в зарубежном литературоведении. На предмет возможных связей с музыкой рассматриваются язык, образная система, композиционные особенности… Правда, некоторые филологи и музыковеды с иронией относятся к серьезным попыткам увидеть в тексте Джойса конкретную музыкальную форму – у разных авторов и версии самые разные.
  2. Джеймс Болдуин, «Блюз Сонни» (1957). Рассказ американского писателя – яркий пример того, как в тексте сосуществуют тематизация и имитация музыки. С одной стороны, здесь есть герой-пианист и его музыка, переосмысленная как метафора внутренней жизни; с другой – целый музыкализированный фрагмент текста, который изображает выступление джаз-бэнда и активно использует звукопись и словесные повторы, приближаясь в итоге к джазовой импровизации.
  3. Э. Берджесс. «Наполеоновская симфония» (1974). Берджесс, напомним, профессиональный композитор – и свой роман о самом знаменитом французском императоре написал, ориентируясь на Симфонию №3 Бетховена («Героическую»).
  4. Х. Кортасар «Клон» (1980). Об этом экспериментальном рассказе, основанном на «Музыкальном приношении» И. С. Баха, мы уже подробнее писали в июльском номере «Эстезиса» за 2016 год. Упоминали мы ранее и о кортасаровском «Преследователе», где, как и у Джеймса Болдуина, центральной становится фигура безумного джазового гения Чарли Паркера – эти два рассказа любопытно читать в паре.
  5. Г. Джосиповичи «Гольдберг-вариации» (2002). Роман британского писателя – еще один пример использования произведения И. С. Баха как модели для «многочастного» литературного текста.
  1. (Также у Джосиповичи есть короткий экспериментальный рассказ «Фуга», своеобразно развивающий идею одноименной музыкальной формы).
  2. А для полноты вашего литературно-музыкального плейлиста советуем внимательно ознакомиться с другими статьями номера: ничто так не помогает объяснить трудную тему, как хорошие и разнообразные примеры. ■ 
  3. Екатерина Рубинская

Источник: https://aesthesis.ru/magazine/july17/music-literature

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector