Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит. Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.

  • Содержание
  • Разделение на гласные и согласные звуки
  • Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки
  • Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду
  • Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?

В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.

Разделение на гласные и согласные звуки

В первую очередь ребенок должен узнать, что все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки.

Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что звуки делятся на гласные и согласные.

Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки

Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что существуют согласные твердые и мягкие.

Начать следует с исключений, рассказав историю о 6 упертых буквах: эти буквы ни за что на свете не хотят меняться. Например, существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые согласные звуки, которые не хотят становиться мягче.

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменно мягкие и твёрдые согласные звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

Мягкие и твёрдые согласные звуки (таблица)

[Ч’], [Щ’], [Й’] [Ц], [Ж], [Ш]

Далее следует рассказать, что мягкие согласные в русском языке образуются:

  • если за ним следует мягкий знак, например, ЛЬВЯТА ([л’]);
  • в случаях, когда после согласного (кроме всегда твердых) идут такие гласные, как Е, Ё, И, Ю, Я, к примеру, СНЕГИРЬ ([н’], [г’]), МЁД ([м’]), ЛЮДИ ([л’]), МЯЧ ([м’]).

Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:

  1. как определить мягкость или твердость по гласной,
  2. какие звуки всегда мягкие,
  3. только звук, а не буква, бывает мягким или твердым.

Например, спросите у ребенка: буква Ч мягкая или твердая в словах ЧУЧЕЛО и ЧЕЛОВЕК?

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Дальше малышу следует больше узнать про твердые согласные звуки и, что они таковыми становятся, когда находятся перед:

  • твердым знаком, к примеру, ПОДЪЕЗД ([д]);
  • гласными А, О, У, Ы, Э: КУКЛА ([к], [л]), ДЫМ ([д]), ДОМ ([д]);
  • согласным звуком: ТОРТ ([р]);
  • а также в конце слова, если звук не относится к тем, что всегда мягкие: ШАР ([р]).

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Для лучшего восприятия необходимо проговорить с ребенком вслух пары слов, в одном из которых будет мягкий согласный звук, а в другом — твердый:

[б] — [б’] бал – белка
[в] — [в’] волк – вилка
[г] — [г’] год – гиря
[д] — [д’] дом – детки
[з] — [з’] зонт – зима
[к] — [к’] кот – кит
[л] — [л’] лото – лето
[м] — [м’] мука – миска
[н] — [н’] нос – низ
[п] — [п’] пыль – пёс
[р] — [р’] род – ряд
[с] — [с’] сыпь – сеть
[т] — [т’] таз – тир
[ф] — [ф’] фон – филин
[х] — [х’] ход – хит

Первоклассник должен запомнить, что звук мягкий или твердый, так как за ним идет определенный гласный.

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознать мягкие и твердые согласные по положению губ.

Если, произнося слоги, ребенок улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такие слоги содержат в себе мягкие согласные звуки. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то на пути малыша встретился твердый согласный. Так учить мягкие и твердые звуки станет проще и веселее.

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?

  1. Записав пары слов, включающих в себя мягкие и твердые согласные, можно попросить ребенка выделить определенные звуки следующими цветами:
  • гласные – красным;
  • твердые согласные – синим цветом;
  • мягкие звуки – зеленым.
  1. Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их на слух определить твёрдые и мягкие согласные звуки в них. Для первых попыток следует подбирать слова из трех букв, начинающиеся с согласного.

    По мере улучшения у ребенка навыков определения мягких и твердых звуков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.

  1. Можно модифицировать предыдущую игру, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя.

    Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого согласного Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ОБЕРТКА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).

  1. Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации согласных звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами.

    Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету звук в слове мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

  1. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать твердый или мягкий знак.

Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

  • Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее слово. Таким образом, схема: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ» соответствует слову «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
  • Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета — десять. Согласные мягкие и твердые в сумме составляют 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
  • Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
  1. Для детишек, только начинающих свой путь в фонетике русского языка, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый.

    В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков.

    Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

  1. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей.

    В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый игрок называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает это слово, называя степень каждого согласного звука (мягкий он или твердый). Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу.

    Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.

  1. Как только станет понятно, что с основами разбора согласных звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой.

    Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по типу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.

Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет различать твердые и мягкие согласные звуки в 1 классе не хуже своих одноклассников.

Твёрдые и мягкие согласные — Шишкина школа

Источник: https://www.rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html

Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке :

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б'], [з'], [в'], [д'], [й'], [н'], [к'], [м'], [л'], [т'], [с'], [п'], [р'], [ф'], [г'], [х'].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;
  • парные и непарные.

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г'эн], лён – [л'он], диск – [д'ыск], люк – [л'ук], вяз – [в'яз], трель – [тр'эл'].

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

  • Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
  • Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].
  • Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ'ука], [хор], [цар'], [ч'ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р'], [п] — [п'], [м] — [м'], [в] — [в'], [д] — [д'], [ф] — [ф'], [к] — [к'], [з] — [з'], [б] — [б'], [г] — [г'], [н] — [н'], [с] — [с'], [л] — [л'], [т] — [т'], [х] — [х']. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

  1. Парные
  2. Твердые — перед буквами А, О, У, Ы, Э
  3. Мягкие — перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я
Твердые и мягкие согласные
б бал б' битва
в вой в' веко
г гараж г' герой
д дыра д' дёготь
з зола з' зевок
к кум к' кеды
л лоза л' листва
м март м' месяц
н нога н' нежность
п паук п' песня
р рост р' ревень
с соль с' сено
т туча т' терпение
ф фосфор ф' фирма
х худоба х' химия
Непарные ж жираф ч чудо
ш ширма щ лещина
ц цель й войлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие

Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные Л, М, Н, Р, Й Х, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Разнообразие букв и звуков в русском алфавите: согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие, сонорные звуки

  • Буквы ровно 33 в русском алфавите,
  • Чтоб узнать, сколько согласных —
  • Десять гласных отнимите,
  • Знаки — твердый, мягкий —
  • Сразу станет ясно:
  • Получается число ровно двадцать одно.
  • Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
  • Но вовсе не опасные.
  • Если произносим с шумом, то они глухие.
  • Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
  • Звуки согласные гордо говорят:
  • Они по-разному звучат.
  • Твердые и мягкие
  • На деле очень легкие.
  • Одно простое правило запомни навсегда:
  • Ш, Ц, Ж — тверды всегда,
  • А вот Ч, Щ, Й — только мягки,
  • Как кошачьи лапки.
  • А другие смягчим так:
  • Если добавим мягкий знак,
  • Тогда получим ель, моль, соль,
  • Какой же хитрый знак такой!
  • А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
  • Получим мягкую согласную.
  • Знаки-братья, мягкий, твердый,
  • Мы не произносим,
  • Но чтоб слово изменить,
  • Их помощи попросим.
  • Всадник скачет на коне,
  • Кон — используем в игре.

Источник: https://www.syl.ru/article/239587/new_parnyie-i-neparnyie-zvonkie-i-gluhie-myagkie-i-tverdyie-soglasnyie-zvuki-v-russkom-yazyike

Гласные и согласные звуки и буквы, мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные, шипящие: таблица, лента букв и звуков для начальной школы, 1 класса. Буква й: гласная или согласная?

Алексей Николаевич Толстой сказал, что нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. Такая «живость» нашего родного языка, является заслугой входящих в его состав слов. Но, прежде чем их научиться использовать, нужно выучить буквы и звуки. О них и пойдет речь в этой статье.

Что такое звуки речи и буквы?

Изучая с ребенком язык, нужно четко дать ему понять различия между устной и письменной речью. Для этого важно ему дать понятие о том, что такое звук, а что – буква.

Звуки — это то, что мы воспринимаем своим слухом. То, что относится к речи наш мозг легко отделяет от остальных звуков и интерпретирует их в образы. Звуки речи мы можем записать буквами, формируя из них слова.

Буква — это графический символ алфавита, благодаря которому мы можем отобразить на бумаге, то что слышим на слух. Но, тут для ребенка кроется очень большая сложность. Ведь количество звуков и букв, их воспроизводящих на бумаге, в разных словах может отличаться как в одну, так и в другую сторону.

Сколько букв и звуков в русском языке и алфавите и их соотношение

ВАЖНО: Звуки мы слышим и можем произвести своим речевым аппаратом. Буквы можем видеть и записать! Звуки есть во всех языках. Даже в тех, где нет письменности.

В таком слове как «стул» буквы соответствуют звукам. Но, в слове «солнце», буква «Л» не произносится. Также не произносятся буквы «Ъ» и «Ь». Они лишь несколько изменяют произношение слов, в которых используются.

Также есть такое «школьное» слово как «Циркуль». В котором вместо звука [И] произносится звук [Ы].

В русском языке еще очень много слов, которые произносятся не так, как записываются буквами. Поэтому ребенку очень важно научиться правильно понимать такое отличие.

Алфавит

Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу.

На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит.

То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.

Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:

Порядок букв в русском алфавите

Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.

Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.

В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают.

Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку.

Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.

ИНТЕРЕСНО: Педагоги придумали очень интересный и увлекательный способ изучения алфавита. Посвятите каждый новый день в вашей семье одной из букв алфавита. Конечно при этом не нужно забывать и про остальные.

Пеките булочки в форме букв, делайте с ребенком буквы из пластилина, рисуйте их, собирайте из счетных палочек. Обязательно рассказывайте про букву, которой посвящен день и давайте примеры ее использования.

Гласные звуки и буквы

Знакомство ребенка с алфавитом — это очень увлекательное занятие. Но, это только один из первых шагов в освоении языка. Для продолжения изучения его элементарных единиц нужно научиться делить их по характеристикам.

Те буквы, которые произносятся протяжно, нараспев называются гласные.

  • В русском языке 10 гласных букв «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я»
  • 6 гласных звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Обычно гласные звуки в школьной программе должны быть выделены красным цветом.

Мы уже выяснили отличие между элементарными частицами языка.

Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они подразумевают один или два звука.

Из этой таблицы — это различие можно увидеть еще раз:

ИНТЕРЕСНО: Кстати, о букве «Ё». Сегодня ошибочно считается, что ее ввел в наш алфавит Карамзин. Но, это не так. Это сделала директор Санкт-Петербургской академии княгиня Екатерина Дашкова в 18 ноября 1783 на заседании по случаю создания первого толкового словаря в России. Она предложила поменять буквы «IO» на одну «Ё».

Ударные и безударные гласные звуки

  • Ударный гласный звук произносится с большой силой и не претерпевает изменений.

Например: сне́г, стýл, шка́ф

  • Безударный гласный звук произносится с маленькой силой и претерпевает изменения.

Например: кОрзи́на (слышится вместо О, звук А), мЕдве́дь (В первом безударном гласном звуке вместо Е, слышится И), плЕчо́ (гласный звук И слышится вместо Е).

ВАЖНО: Ударение не ставят в словах с одним слогом и в словах с буквой Ё.

Гласные Йотированные буквы Я, Ю, Е, Ё делают мягким согласный звук, стоящий перед ними, и создают один звук: е → [э] или [и], ё → [о], ю → [у], я → [а].

Например:

  • В начале слова: ёжик [й’ожик]
  • В середине слова: приют [при й’ут]
  • В конце слова: ружьё [руж й’о]

Твердые и мягкие гласные прямым образом действуют на согласные. Например, согласная буква «П», может быть, как твердой (в слове «пакет»), так и мягкой (в слове «печенье»).

Согласные звуки и буквы

Согласные буквы называются таковыми из-за вхождения в их состав согласных звуков. В русском языке 36 согласных звуков:

Апострофом отмечены мягкие звуки.
И 21 согласная буква:

Согласные буквы и звуки мягкие и твердые: таблица

Согласные, как и гласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Например, в слове «Река», бука «Р» мягкая, а слове «Рука» – твердая.

Вообще, на мягкость и твердость звуков в слове влияет несколько факторов. Например, местоположение звука в слове.

Смягчают звуки йотовые гласные («Е», «Ё», «Ю» и «Я») и дифтонги, которые стоят после согласных. Например:

  • «Белый»
  • «Любовь»
  • «Пятница»

Также смягчает звуки буква «И», а ее антипод «Ы», напротив, делает звук твердым. Важную роль играет наличие мягкого знака в конце слова:

Мягкий знак может смягчить звук, даже если находится внутри слова:

Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица

Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.

  • Звонкие согласные

Источник: https://babyben.ru/dosug/glasnye-i-soglasnye-zvuki-i-bukvy-myagkie-i-tverdye-zvonkie-i-gluhie-parnye-i-neparnye-shipyashhie-tablica-lenta-bukv-i-zvukov-dlya-nachalnoj-shkoly-1-klassa-bukva-j-glasnaya-ili-soglasnaya.html

Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные

Звонкие и глухие

При произнесении звонких согласных поток воздуха создает колебания голосовых связок. Если голосовые связки не задействованы, то звук считается глухим.

Но в русском языке звонкая буква не всегда обозначает звонкий звук (и наоборот: глухой согласный не всегда обозначает глухой звук). Это зависит от положения буквы в слове.

Звонкий согласный часто оглушается в конце слова. Например в слове «дуршлаг» мы на конце читаем «к», потому что звук в слабой позиции. Также может оглушаться перед глухим согласным. Например, слове «походка» мы произносим как «пахотка».

Чтобы определить, какую букву будет правильно написать, букву нужно поставить в однокоренном слове в сильную позицию (то есть перед гласной или согласными М, Л, Н, Р).

Например: «лодка» — «лодочка», «гриб» — «грибной».

Таблица

Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные  
Л, М, Н, Р, Й
(сонорные)
Х, Ц, Ч, Щ

Также парными по глухости/звонкости являются пары мягких согласных, от указанных в таблице. Например: «б’ — п’», «в’ — ф’».

Твердые и мягкие

В словах одна и та же буква может обозначать и твердые и мягкие звуки. Это связано с влиянием последующих согласных на мягкость/твердость. Перед А, О, У, Ы, Э звучат твердые согласные, перед И, Е, Ё, Ю, Я — мягкие.

Таблица

  • Парные
  • Перед А, О, У, Ы, Э – твердые.
  • Перед И, Е, Ё, Ю, Я – мягкие.
                              Твердые              Мягкие
бал б б белый
ваза в в вязать
гора г г гимн
дым д д дядя
зола з з зима
куры к к кирпич
лак л л лес
море м м мир
наш н н няня
порт п п песня
роза р р резьба
сам с с синий
туча т т тюлень
фары ф ф фильм
холка х х Хельсинки
Непарные  
ж, ш, ц
             ч, щ, й

Источник: http://gramatik.ru/zvonkie-i-gluhie-tverdye-i-myagkie-soglasnye/

Тема буквы и звуки русского языка. Звуки и буквы 1 класс школа, согласные буквы, гласные буквы, ударные безударные, глухие звонкие, мягкие твердые, парные непарные

Русский язык — это могучий язык всего русского народа, изучение которого может продлиться всю жизнь.

Однако именно в первом классе происходит изучение самых главных основ, без усвоения которых в будущем будет очень сложно понять элементарные понятия.

Алфавит — это скелет любого языка, именно поэтому первоклашки так тщательно его изучают, а задача учителя и родителей помочь сделать его изучение интересным и познавательным.

Сколько букв в русском языке

Согласно реформе 1942 года нынешний русский алфавит состоит из 33 букв. До указанного периода в русской кириллице было 32 буквы, ибо гласные буквы Ее и Ёё воспринимались как единый вариант одной буквы.

Сколько звуков в русском языке

Несмотря на то, что русский алфавит представлен 33 буквами, звуков в русской азбуке 42. Среди них разделяют гласные  (их всего шесть) и согласные (их намного больше — 36).

Во время звуко-буквенного анализа слова следует четко различать, что из себя представляют буквы и  звуки.  Буква — это другими словами иероглиф, который видят и используют в письменной речи, а звук —  людьми произносится и слышится.

Сколько гласных букв в русском языке

В русской азбуке представлено 10 гласных букв. Именно гласные буквы указывают на твердость и мягкость согласных, а какие из них указаны в таблице снизу:

Сколько согласных букв в русском языке

Азбука русского языка содержит  21 согласные буквы. Список всех согласных букв представлен ниже:

Кроме гласных и согласных в кириллице представлены еще две буквы — ь, ъ — которые не издают звука, а используются исключительно для вспомогательных целей.

Буква Й гласная или нет

Й — в русской кириллице причисляют к согласным буквам, так как:

  • она не образует слог, в отличие гласных;
  • для ее произношения используется рот и зубы, а во время произношения гласных  рот не сжимается.

Ударные безударные гласные звуки

Все звуки в русской азбуке подразделяются на гласные и согласные. При соединении друг с другом они образуют слоги, а из слогов образуются слова. Каждое слово содержит важнейший доминирующий слог — это ударный. В ударной позиции гласный звук всегда находится под ударением, а все остальные гласные являются безударными. Ударные гласные стоят всегда в сильной позиции.

Глухие звонкие согласные звуки

Фонетика русской речи существенно отличается от иных языков. Она подразделяет все согласные  на звонкие и глухие. Те, для произношения которых используется голос и шум, общепринято называть звонкими. Те, для произношения которых используется исключительно шум, — глухими.

Твердые мягкие согласные звуки

Все согласные подразделяют лингвисты на твердые и мягкие. Твердость и мягкость зависит от стоящих после них гласных. Гласные или смягчают согласные, или наоборот делают их твердыми. Для этого определения обращают внимание на позади стоящую букву. Смотрите таблицу ниже:

Парные непарные глухие согласные, звонкие согласные, таблица

Кириллица русской речи представлена 36 согласными звуками, они в свою очередь классифицируются филологами на звонкие и глухие. В звонкости звука участвует голос, если голос не присутствует, то следует, звук — глухой.

Шипящие согласные буквы в русском языке

Азбука русской речи содержит только четыре согласные буквы, у которых присутствует шипящий звук. Они представлены ниже на фотографии:

Какие буквы имеют несколько звуков

Определенные буквы в азбуке способны обозначать два звука, а именно несколько гласных.  При определенных фонетических позициях появляется второй звук [й].

Во время выполнения звуко-буквенного анализа слова следует обратить внимание на то место, где стоят  гласные, указанные в фотографии выше.

В начальной позиции слова (ёлка), после вспомогательных букв (пьеса), после иной гласной (июль) — в данных позициях они обозначают два звука.

После согласного данные  буквы издают лишь один  звук.

Лента букв для начальной школы 1 класс

Лента из букв — это учебное руководство, служащее для наглядности в любом кабинете младшего звена, ведь именно с нее начинается знакомство первоклассников с грамотой.

Напечатанные буковки в виде ярко-красочной ленточки прекрасно иллюстрируют основные положения в фонетике.

Она знакомит детей с алфавитом, помогает различать согласные  от гласных, формирует умение различать буквы друг от друга и многое другое.

Сегодня на прилавках книжных магазинов встречаются различные варианты «Лент букв». Они прекрасно дополняют и видоизменяют любой школьный кабинет. Также их легко можно скачать с интернета и распечатать. Вот несколько самых популярных вариаций букв:

Основы любого языка закладываются в младенчестве, именно как их усвоит ребенок, зависит его грамотность в будущем.

Источник: https://luckclub.ru/alfavit-zvuki-i-bukvy-1-klass-azbuka-bukvy-i-zvuki-soglasnye-bukvy-glasnye-bukvy-udarnye-bezudarnye-gluhie-zvonkie-myagkie-tverdye-parnye-neparnye

Парные звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов. Как проверить написание парных согласных в корне, на конце слова?

Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.

Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки.

Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.

Парные звонкие, глухие согласные звуки

Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.

Классификация согласных звуков

По правилам грамматики, согласные бывают:

  1. Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
  2. Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.

Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.

Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.

Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную

ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст.

Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] –  звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.

Парные звонкие, глухие согласные:

Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют:  р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение.

Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона.

Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.

Виды согласных

Таблица парных согласных – звонких, глухих:

Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать.

Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).

Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.

Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных

Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:

  • Код(т) – проверить можно так: коды
  • Стог(х) – проверочное слово: стогами
  • Лошадь(ть) – проверить можно так: лошади
  • Лодка – слышится (т). Проверка слова: лодочка.

Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.

Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов

Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.

К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу.

А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве.

В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё.

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: (я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук [й] + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.

Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина.

Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а].

Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.

Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело.

Фонетическая транскрипция: [Л’ыпа] – [лыж’ы], [м’эл] – [мэр], [дым] – [д’эло].

Из примеров видно, что твердые согласные звуки стоят перед ы, о, э, а, у, а мягкие перед: и, я, е, ю, ё.

Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.

Гласные, которые смягчают согласный звук

Когда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.

Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, [фэй’к].

Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.

Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква

Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.

Таблица

 Твердые согласные звуки  Мягкие согласные звуки Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками
[б] [б’] быт – бит, быть – бить
[п] [п’] пыль – пил, пан – пьян
[в] [в’] выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь
[ф] [ф’] фонарь – филин, эффект – факт
[д] [д’] вода – води, дыра – динар
[с] [с’] весы – весь, сыр – сера
[з] [з’] воз – вези, заря – зеро
[н] [н’] ноша – няша, кон – конь
[г] [г’] горб – герб, нога – ноги
[к] [к’] сорок – сороки, кот – кит
[м] [м’] мол – мел, мал – мил, мат – мята
[т] [т’] бит – бить, туман – темень
[л] [л’] мол – моль, лось – лес
[х] [х’] ухо – ухи, хороший – хитрый
[р] [р’] роса – рис, рысь – ряска.

Запомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – согласные [щ’], [ч’], [й’]

Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними

Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?

Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук.

Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила.

Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.

Парные согласные звуки: правило

Правила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:

  1. В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме. Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
  2. Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.

Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах.

Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.

ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.

Видео: Парные согласные звуки

Источник: https://heaclub.ru/parnye-zvonkie-i-gluhie-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-tablica-primery-slov-kak-proverit-napisanie-parnyh-soglasnyh-v-korne-na-konce-slova

Урок русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие"

Тема, класс: Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. 5 класс
  • Обучающие:
  •        систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;
  •        дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости
  •        формировать умение различать их;
  •        составление транскрипции слов.
  •         расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;
  • Развивающие:
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
  •  расширять  кругозор обучающихся;
  • воспитывать эстетический вкус.

                                                  Ход урока.

                                      1 этап. ОрганизационныйМотивирование к учебной деятельности

2 этап. Проверка д/з Упр 280

                                 3 этап.  Актуализация знаний. Формулирование темы.

  • Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём

Сколько на свете звуков?         Сколько звуков у речи?Сколько  в лесу — снежинок,          Сколько струек у  речки.Сколько в дожде дождинок. Сколько в  песке  —   песчинок.

На эти вопросы ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, их так много.

А знаете, ребята. Чтобы составить несколько миллионов слов. Сколько надо звуков?(42)

    Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)

  • Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.

(Корень, звонкийтранскрипция, приставка, ударение, подлежащее, суффикс, синонимы,  звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный)   Проверка.

  • На какие группы делятся звуки речи?

(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)

  • Перечислите все гласные звуки. Сколько их?
  • Какая позиция в слове является «опасной» для некоторых гласных?

( Слабая, в безударном положении)

2.  Послушайте, ребята, сказку.

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

— Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

— Может и заболели, — проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

— А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

  1. Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:
  2. — Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!
  3. Улыбнулся Алфавит:

— Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

—  О каких звуках идёт речь в сказке?

 — О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.)

  • Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.
  • Прочитайте её, ответьте на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?
  • (учащиеся: парные звонкие и глухие)
  • — Прочитаем, как нужно.
  • — Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
  • (учащиеся: искажается смысл слов и фразы)
  • — Какой вывод можно сделать?
  • (нельзя подменять согласные)
  • Учитель: Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему  сегодняшнего урока.
  • Итак, тема урока: «Согласные звонкие и глухие .
  •                       4 этап. Целеполагание и мотивация
  • — каковы же цели нашего урока?
  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова;
  • Знать, что по глухости-звонкости согласные бывают парными и непарными

                5 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.

   Получение новой информации происходит из

материала параграфа 56 стр. 130

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

  1. V- знал(а)
  2. + — новое для меня
  3. — — думал(а) иначе
  4. ? – осталось непонятным
  5.        Работа с текстом после прочтения:

.   —  Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

  •     — Какая информация была новой?
  •     —  А о чём вы думали иначе?
  •      -Что осталось непонятным?

6 этап. Первичная проверка понимания.        

— Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

  1. Кто сможет разгадать его?
  2. б-п     г-к      д-т
  3. в-ф    з-с      ж-ш
  4. л   м  н  р  й
  5. ч  щ    ц
  6. Парные по звонкости-глухости
  7. Всегда звонкие (сонорные)
  8. Всегда глухие
  9. (уч-ся думают и отвечают:  некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

  Учитель:  итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.

Задание: выпиши из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные. Какой звук слышится на месте буквы Б в выделенном слове? Почему он не соответствует букве?

У папы три капли упали со шляпы.Кошка согрела озябшие лапы.

Задание:

Индивидуальное: Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо. Сделай транскрипцию

Выпиши слова в таком порядке: в которых 1. только глухие согласные, 2. только звонкие согласные, 3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные(работа в парах)

1.У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.

2.      У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.

3.      Ло..ь всегда опередит Истину немно..ко, Но не бойтесь: победит

Правда-босоно..ка.

4.      Людоеда людое..Приглашает на обе…Людое.. ответил: — Нет!Не пойду к тебе, сосе..На обе.. попасть не худо,

Но отню..ь не в виде блюда!

  • Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1, корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2, колокольчики3, куёт3
  • Взаимопроверка + проверка

Задание:  каждому учитель даёт слова. Дети должны установить трудный согласный в слове и проверить его письменно. (для слабых)

  1. 1-й ученик: Поля                    2-й ученик: Диана                           3-й ученик Софья
  2. Ястреб                                         косьба                                             отбой
  3. Хрустнуть                                    властный                                       сердце
  4. Клад                                             пастбище                                       ошибка
  5. Площадь                                      уловка                                            пароход
  6. Класс тем временем выполняет задание:

Определи, истинно или ложно высказывание: у всех согласных есть пары по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.Задание:в следующих словах найди непарные по  звонкости-глухости и твёрдости-мягкости звуки. Затранскрибируй выделенные слова.Пулемётчик, молотьба, сыроежка, ромашка.

6 этап. Первичное закрепление.

УПР 285 стр 130

7 этап. Домашнее задание.

1)    параграф 56,

2)    упражнение 284

А ещё  я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, попробуйте выполнить их, а потом  , на следующем уроке, сможете оценить свои работы сами.

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

  • А)  Ударные и безударные Б)  парные и непарные; В) сильные и слабые
  • 2Отметь слова, в которых все согласные — глухие:
  • а ) писать, витрина, поклон;
  • б ) капот(у машины), лошадь, кипит.
  • 3.Укажите звонкие согласные:
  •  [ в ];  [ д ];  [ ц ];  [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31; Б) 32; И) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;Б) дуб;В) пруд;Г) молотьба.

2 вариант

1.На какие две группы делятся гласные?

  1. А)  Ударные и безударные; Б)  парные и непарные; В) сильные и слабые
  2. 2.Отметь слова, в которых все согласные — звонкие:
  3. а ) говорил, поил, мешал;
  4. б ) теснота, говор, повар.
  5. 3.Укажите глухие согласные:
  6.  [ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

4. Сколько звуков в речи?

А) 47; Б) 60; В) 42.

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Мороз; Б) хоровод; В) варежка; Г) просьба.

8 этап. Рефлексия.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Я сегодня на уроке узнала…

На следующем уроке я бы хотела…

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-soglasnie-zvonkie-i-gluhie-tvyordie-i-myagkie-834510.html

Ссылка на основную публикацию