Наука экология: что изучает, влияние на человека, цели и основные понятия

  • Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
  • Тип урока- комбинированный
  • Методы: личностно-ориентированного подхода,частично-поисковый,про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный
  • Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
  • Задачи:
  • Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
  • Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

  1. УУД
  2. Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
  3. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
  4. Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
  5. Планируемые результаты
  6. Предметные
  7. влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
  8. подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
  9. — установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
  10. Личностные:
  11. формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
  12. -создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
  13. Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
  14. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  15. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  16. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
  17. Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
  18. Информация
  19. Цели и задачи экологии человека

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать как внешнюю среду, так и специфику процессов, протекающих в организме человека, в зависимости от действия факторов внешней среды.

  • Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в самом человеке как биологическом и одновременно социальном существе, человеческом обществе и среде обитания человека и общества.
  • Практическая задача экологии человека – создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.
  • Основные понятия экологии человека

Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин).

Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин).

Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров).

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Главным понятием экологии человека является здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Следует различать здоровье конкретного человека и здоровье человеческой популяции.

Здоровье конкретного человека формируется индивидуально в условиях общества на основе наследственных факторов и образа жизни, который ведет отдельный человек. Здоровье человека — это функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, хорошее самочувствие и способность воспроизводства здорового потомства.

  1. Здоровье человеческой популяции (населения) – популяционное здоровье – понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, среди которых особое значение имеют следующие:
  2. рождаемость – измеряется числом рожденных детей за один год на 1000 человек населения;
  3. смертность (в том числе младенческая – смертность детей первого года жизни) – измеряется числом смертей за 1 год на 1000 человек населения;

средняя ожидаемая продолжительность жизни различных возрастных групп –число лет, которое в среднем предстоит прожить представителю конкретного поколения при предположении, что смертность представителей данного поколения при переходе его из одной возрастной группы в другую будет равна современному уровню смертности в этих возрастных группах. В истории человечества этот показатель возрос с 21 – 23 до 80 и более лет.

  • средняя продолжительность жизни время жизни определенной человеческой популяции;
  • прирост популяции;
  • возрастно-половая структура населения;
  • физическое развитие;
  • заболеваемость, инвалидность.

Главным понятием экологии человека является здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Следует различать здоровье конкрет­ного человека и здоровье человеческой популяции (популя­ционное здоровье).

  1. Здоровье человеческой популяции (населения) — популяционное здоровье — понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, среди которых особое значение имеют следующее:
  2. рождаемость — измеряется числом рожденных детей за 1 год на 1000 человек населения;
  3. смертность (в том чиеле младенческая — смертность детей первого года жизни) — измеряется числом смертей за 1 год на 1000 человек населения;
  4. средняя продолжительность жизни (в 1990 г. для мира в целом эта величина составила 63 года; ожидаемая продолжительность пред­стоящей жизни при рождении в конце 80-х годов в России 70 лет, в том числе для мужчин — 64 года, для женщин — 74 года);

прирост популяции (см. табл.№1).

В Санкт-Петербурге в 1993 г. смертность (13,4) в 1, 7 раза превысила рождаемость (7, 7), а в 1995 г. — уже в 2, 2 раза.

Динамика демографических процессов в России

Годы Рождаемость Смертность Естественный
(на 1000 чел.) (на 1000 чел.) прирост
1980 15,9 11,0 +4,9
1981 16,0 10,0 +5,1
1982 16,6 11,7 +5,9
1983 17,5 11,0 +6,5
1984 16,9 11,6 +5,3
1985 16,5 11,3 +5,2
1986 17,2 10,4 +6,8
1987 17,1 10,5 +6,6
1988 16,0 10,7 +5,3
1989 14,6 10,9 +3,7
1990 13,4 11,2 +2,2
1991 12,1 11,4 +0,7
1992 11,2 12,0 -0,8

Здоровье населения отражает систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, а потому зависит от условий труда, обучения и быта, качества окружающей среды, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и других факто­ров. Многообразные факторы, влияющие на здоровье людей (доля влияния указана в скобках), ученые объединяют в четыре группы:

Окружающая природная среда, природно-климатические условия: загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы, резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения (~ 20%).

Наука экология: что изучает, влияние на человека, цели и основные понятия

Наследственность — предрасположенность к наследствен­ным заболеваниям (~ 20%).

Наука экология: что изучает, влияние на человека, цели и основные понятия

Образ жизни — условия, режим труда (обучения) и отдыха, питание, физическая культура, микроклимат в семье и коллекти­ве, вредные привычки (~ 50%).

Наука экология: что изучает, влияние на человека, цели и основные понятия

Здравоохранение — качество и своевременность оказания медицинской помощи (~ 10%).

Наука экология: что изучает, влияние на человека, цели и основные понятия

Чаще всего в научных исследованиях измеряют не количест­во здоровья, а величину его потери. Издоровье, в нашем бытовом понимании, определяется, по сути дела, как отсутствие болезни.

В этом есть определенное нарушение очень важного методологи­ческого принципа познания окружающего мира, согласно кото­рому нельзя доверять определениям, основанным на отрицании каких-либо явлений, качеств, свойств.

В последние годы в науке появились интересные исследования, в которых определяется уровень'здоровья, а не процент заболеваемости.

Ученые считают, что средняя видовая продолжительность жизни человека составляет 110-115 и даже 120-140 лет. Однако в действительности — в результате воздействия многих биологиче­ских и социально-экологических факторов — она значительно ниже, хотя и имеет тенденцию к повышению.

Существует много подтверждений тому, что в Древнем Риме и Древней Греции средняя продолжительность жизни составляла всего 25 лет. В средние века она поднялась примерно до 30 лет. В России на рубеже XIX и XX вв. она составляла 32 года. В на­ши дни по мере развития цивилизации средняя продолжитель­ность жизни возрастает, прежде всего благодаря снижению мла­денческой и детской смертности.

Человеческий организм — это сложная, многокомпонентная, открытая для окружающей среды биологическая система.

Без ок­ружающей среды человек существовать не может: для построения и восполнения постоянно разрушающихся элементов организма, создания необходимых резервов нужны вода, химические элемен­ты, питательные вещества, определенные параметры физических факторов, например, температуры, давления, радиационного фона и др. Изменения в окружающей среде требуют от биологических систем приспособлений, соответствующих воздействиям, так как без этого условия организм не способен выжить, воспроизвести полноценное потомство, сохранить и развить здоровье сущест­вующего и будущих поколений людей, сохранить генофонд, вы­полнить социально-трудовую деятельность при максимальной продолжительности активной жизни.

Человек живет в условиях постоянно меняющейся среды. Все проявления жизни обусловлены взаимодействием между внутрен­ними силами организма и внешним влиянием окружающей среды.

Чтобы понять взаимодействие в системе «человек — окру­жающая среда», необходимо иметь представление о тех механиз­мах, которые обеспечивают его гармоническое единство с окру­жающей средой, и о возможностях их нарушения в условиях воз­действия неблагоприятных экологических факторов.

Вопросы и задания

1.В чем единство и различия понятий «здоровье челове­ка» и «здоровье человеческой популяции (популяцион­ное здоровье)»?

2.Определите основные показатели популяционного здо­ровья населения.

3.Дайте характеристику основных показателей популяци­онного здоровья на примере населения России.

4. Назовите факторы, влияющие на здоровье населения

Наука экология: что изучает, влияние на человека, цели и основные понятия

  • Презентация «Экология человека» PPT / 619 Кб
  • Наука экология: что изучает, влияние на человека, цели и основные понятия
  • Презентация основные понятия « Экологии человека» PPT / 3.02 Мб
  • Человекиокружающаясреда
  • Человекиегосредаобитания
  • Ресурсы

 

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

Основные понятия экологии человека

https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_10_tema_osnovnie_ponyatiya_ekologii_chelovek_092806.html

Экология человека

Определение 1

Экология человека – это наука, в сферу изучения которой входит изучение взаимодействия человека как представителя природы и представителя общества со всеми компонентами окружающей среды. Экология человека делает упор на биологической составляющей человека – его здоровье и безопасности жизни.

Ученые, занимающиеся изучением биосферы, прекрасно понимают, что несмотря на значительный отрыв человечества от природной среды, человек все же остается существом биологической природы, а антропогенное воздействие наносит очень значительное влияние, а потому изучение биосферы невозможно без изучения человека.

В сферу изучения данной науки входят различные антропосистемы – от глобальных, таких как вся планета в целом, до микролокальных.

Замечание 1

Как уже было сказано выше, в изучение глобальной антропоэкосистемы входит исследование биосферы (по Вернадскому) в целом, включая всех живущих на Земле людей, все экосистемы и все урбоэкосистемы (проще говоря – города).

Наука экология: что изучает, влияние на человека, цели и основные понятия

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Единицей изучения в экологии человека являются антропоэкосистемы. Сюда могут входить даже самые мелкие системы, представляющие собой небольшое ограниченное пространство, населенное группой людей. Это может быть, например, племя папуасов. Но чаще всего объектом изучения становятся более масштабные объекты – например город, поселок или жилой массив.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа ивана алексеевича бунина «холодная осень»

В рамках экологии человека выделяют следующие дисциплины:

  • Урбоэкология,
  • Психологическая экология,
  • Экологическая этика,
  • Этноэкология,
  • Палеоэкология,
  • Экологическая этика и другие.

Экология человека представляет в своем роде подобие аутэкологии, с тем различием, что в экологии человека объектом изучения является антропоистема.

Социальная экология практически тожественна экологии человека, различие в том, что в экологии человека речь идет об отдельном человеке или группе людей как представителе фауны. Напротив, когда рассматривается социальный аспект – личность человека, социальная группа – стоит говорить о социальной экологии.

Как и собственно наука экология, так и экология человека имеет множество направлений. Даже сам термин «экология» сегодня уже выходит за рамки обычного понимания этого термина.

Например, в последнее время стала практиковаться такая наука как экология духа, это можно понимать буквально как «чистоту духа», данная наука развивается на стыке биологии и психологии, изучает нравственную сторону человеческой природы.

Такое явление как «экология культуры» уже неотрывно связано с понятием экологии человека. Частично данная отрасль науки перекликается с экологией духа, только изучает уже влияние культурной среды на душу человека.

Цели изучения науки

Экология человека развивалась задолго до появления самой науки экологии, только называлась она по-разному. Однако на всех стадиях исторического развития, данную науку волновали одни и те же вопросы:

  • численность отдельных общностей людей и всего человечества;
  • возрастная и половая структура общностей;
  • уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;
  • специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;
  • тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;
  • система расселения;
  • культурные и гигиенические навыки.

Тщательный анализ всех вышеуказанных фактов, дает наиболее полную картину взаимодействия человека со средой, в которой он обитает.

Здоровье человека

Среди всех важнейших вопросов, которые решает экология человека, особняком стоит здоровье населения. Здоровье людей является одним из главных показателей благосостояния среды, в которой находятся люди.

На первом месте среди показателей благополучия страны всегда стоят показатели здоровья и долголетия. Чем благоприятнее условия жизни, тем меньше болезней, тем дольше продолжительность жизни.

Условия, при которых возникает опасность болезни, называются «факторами риска».

На становления здоровья популяции оказывают влияние такие факторы как:

  • природные условия;
  • образ жизни и социально-экономические условия;
  • загрязнение и деградация окружающей среды;
  • производственные условия.

Динамично развивающаяся наука, техника, медицина и другие прелести современной жизни, создали надежную броню, способную защитить человека от негативных влияний живой природы. Однако, защищая, факторы антропогенной среды одновременно вызывают так называемые «болезни цивилизации», которые имеют связи с повышенным уровнем стресса, постоянным шумом, гиподинамией и прочими факторами.

Факторы антропогенной среды

Современный человек живет в условиях, далеких от природных. Но при этом он остается биологическим существом, этот факт создает конфликт между биологической составляющей человека и техногенной средой. Техногенные факторы оказывают мощное влияние на жизнь и здоровье человека:

  • Снижается работоспособность и социальная активность у здоровых людей
  • Появляется множество генетических болезней, которые влияют в большей степени на будущие поколения.
  • Уверенно растет число онкологических заболеваний, все больше заболевших среди детей и молодежи
  • Дети, рожденные в загрязненных районах все более слабые, часто болеют.
  • Увеличивается число возникновения хронических болезней у молодого трудоспособного населения.
  • Продолжительность жизни у людей, живущих в загрязненных районах, сокращается.

Современный человек, живущий в городских условиях, ежедневно подвергается многочисленным факторам риска. Производственные отходы, городские свалки, загрязненный воздух и вода – все это составляющие среды обитания современного жителя города.

Источник: https://spravochnick.ru/ekologiya/ekologiya_cheloveka/

Экология: что это такое. Виды экологии

Сегодня в обиходе очень модный и актуальный термин — экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?

На самом деле, «экология» — слово, состоящее из греческого «ойкос» — ‘дом’ и «логос» — ‘наука’. Получается, что дословно «экология» — это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многогранней, интересней, чем кажется, если отталкиваться от этого определения.

Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный (здоровый) образ жизни.

Экология: что это такое и что она изучает

Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме.

Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей.

Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».

Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

Виды экологии

Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.

Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.

Различают такие виды экологии:

  • экология биосферы — раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
  • промышленная экология — направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
  • экология отрасли — каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
  • сельхоз-экология — изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
  • эволюционная экология — изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
  • валеология — наука о качестве жизни и здоровье человека;
  • геоэкология — изучает геосферу планеты и её обитателей;
  • экология морей и океанов — направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
  • социальная экология — наука о чистоте социальной области;
  • экономическая экология — направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

Про экологию мысли и чистоту мировоззрения

Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя.

Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое.

А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.

Термин и понятие экологии

Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель — изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.

Кто ввел термин «экология»?

Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.

Что означает экология

Как уже можно догадаться, экология — понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой.

Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы.

Эколог — это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит экология, он подразумевает чистоту окружающей среды.

Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.

Экотоп — отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.

Экосистема — среда взаимодействия группы живых организмов.

В остальных случаях слова с приставкой «эко» — это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура — это всего лишь маркетинговый ход.

Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав.

А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.

Где и кому нужна экология

Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете.

Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит.

Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно.

Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты.

Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.

Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний.

Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки.

Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.

Читайте также:  Зоология - наука о животных: основоположник, разделы, классификация животного царства

Экологические проблемы и их решение

Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, — это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона — негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках.

Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса.

Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты.

Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.

Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы.

Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах.

На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.

В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.

Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.

Источник: https://www.oum.ru/literature/raznoe/ekologiya-osnovnye-ponyatiya/

1.3. Определение дисциплины. Основные понятия экологии человека

Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин).

Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин).

Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социальнобытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров).

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Главным понятием экологии человека является здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Следует различать здоровье конкретного человека и здоровье человеческой популяции.

Здоровье конкретного человека формируется индивидуально в условиях общества на основе наследственных факторов и образа жизни, который ведет отдельный человек.

Здоровье человека — это функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, хорошее самочувствие и способность воспроизводства здорового потомства.

  • Здоровье человеческой популяции (населения) – популяционное здоровье – понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, среди которых особое значение имеют следующие:
  • · рождаемость – измеряется числом рожденных детей за один год на 1000 человек населения;
  • · смертность (в том числе младенческая – смертность детей первого года жизни) – измеряется числом смертей за 1 год на 1000 человек населения;

· средняя ожидаемая продолжительность жизни различных возрастных групп – число лет, которое в среднем предстоит прожить представителю конкретного поколения при предположении, что смертность представителей данного поколения при переходе его из одной возрастной группы в другую будет равна современному уровню смертности в этих возрастных группах. В истории человечества этот показатель возрос с 21 – 23 до 80 и более лет.

  1. · средняя продолжительность жизни – время жизни определенной человеческой популяции;
  2. · прирост популяции;
  3. · возрастно-половая структура населения;
  4. · физическое развитие;
  5. · заболеваемость, инвалидность.
  6. Материал в разделах:

Источник: https://ecodelo.org/9729-13_opredelenie_distsipliny_osnovnye_ponyatiya_ekologii_cheloveka-ekologiya_cheloveka_kurs_lekts

Что изучает экология и её значение

Экология это наука изучающая функционирование и организацию надорганизменных систем разных уровней: видов, популяций, биогеоценоз, биосфер, экосистем и биогеоценоз.

Если проще, то экология это наука изучающая окружающую среду, взаимодействия живых организмов, включая человека.

Наука экология стремится понять жизненно важные связи между растениями и животными и мир вокруг них. Значение экологии в представлении информации о преимуществах экосистем и как человек может использовать ресурсы земли таким образом, чтобы оставить здоровой окружающую среду для будущих поколений.

Экологи изучают эти взаимосвязи организмов и среду обитания различных размеров, начиная от исследования микроскопических бактерий, растущих в аквариуме, до сложных взаимодействий между тысячами растений, животных и других организмов, в том числе найденных в пустыне.

Экологи также изучают множество видов сред. Например, экологи могут изучать микробов, живущих в почве  или животных и растения в тропическом лесу или океане.

Разделы экологии

Разделы экологии как сфера человеческой деятельности подразделяются на общую экологию  – исследует основные принципы функционирования и организации, разных надорганизменных систем и частичную экологию, изучает ограничения конкретных групп таксономического ранга.

Общая наука классифицируется по разным уровням организации надорганизменных систем, а вот популяционная экология которую также называют экологией для населения, разбирается только с популяцией – это совокупность одного подвида и видов, которые объединены общей территорией и генофондом сообществ (биоценология), а также исследование разных природных сообществ и структур.

Биогеоценология – раздел общей экологии, который изучает экологические системы. Сейчас в России и в других европейских странах биогеоценологию иногда считают очень самостоятельной сферой.

К примеру, общая экология может состоять только из экологии животных и растений.  Но совершенно недавно образовалась  деятельность, которая отражает экологические системы (водные, наземные, морские, пресноводные, реки, водохранилища, озера).

Экология водных организмов и образуемых систем глобально изучает гидробиология.

Аутоэкология – это наука для исследования отношений отдельно взятых видов со средой обитания. Многие разделы экологии имеют очень выраженную направленность, как сельскохозяйственная экология  изучает создание человеком различных сельскохозяйственных систем.

Биогеоценоз изучает влияние природной среды и сообщества живых организмов на ограниченном участке территории.

К сожалению, сложились разные отношения организмов и среды в прошлые времена.

 Значение  экологии в жизни человека

Значение экологии в жизни человека огромно, так как специальность предоставляет информацию, чтобы лучше понять мир вокруг. Эта информация может помочь улучшить окружающую среду, управлять природными ресурсами и охраной здоровья человека.

Как роль экологии положительно повлияло на нашу жизнь

Улучшение окружающей среды

Загрязнение от моющих средств и удобрений

В 1960-х экологические исследования определили две основные причины низкого качества воды в озерах и ручьях от фосфора и азота, которые были обнаружены в больших количествах в моющих и удобрениях. Благодаря этой информации люди приняли необходимые меры для содействия восстановлению качества воды озер и ручьев, многие из которых стали вновь популярны для рыбалки и купания.

Не родное или интродуцированное заселение

Некоторые чужеродные виды (растения, животные, микробы и грибки не родом из данной области) угрожают лесам, пахотным землям, озерам и другим экосистемам.

Например, лоза соревнуясь с растениями и животными, которые первоначально росли, часто приносит ущерб окружающей среде в процессе своего роста. Шелкопряд родом из Европы и Азии в Северной Америке испортил много лесных земель поедая листья с деревьев.

Учитывая  уязвимые стадии в жизненном цикле экологи разрабатывают менее токсичные подходы для контроля численности при интродуцированном заселении.

Природные услуги

Экологи обнаружили, что болота и водно-болотные угодья могут быть фильтром токсинов и других примесей из воды. Люди могут воспользоваться этой экологической помощью. Некоторая фильтрация экосистемами неизмененно может снизить нагрузку на сточные воды. С помощью естественных систем фильтрации есть возможность построить меньше новых очистных сооружений.

 Биомедицинские материалы

Благодаря экологам обнаружено, что многие растения и животные производят химические вещества, которые защищают их от хищников и болезней.

Некоторые из этих же химических веществ синтезированы учеными или заготавливаются из организмов и используются для лечения заболеваний человека.

Например, дерево Тис, растущее на берегах Тихого океана производит вещество, которое используется в лечении рака. Другим примером является вещество, найденное у крабов, гемолимфа, которое используется в лечении лейкемии.

Экологические исследования показали, что люди имеют больше шансов получить болезнь Лайма, когда много желудей. Болезнь Лайма является потенциально серьезной бактериальной инфекцией, которая передается людям от некоторых клещей.

Экологи определили что мыши и олени, переносчики болезней и клещей, питаются желудями. Больше желудей обычно означает больше мышей и оленей, создающих благоприятные условия для большого количества клещей.

Зная зависимость между желудями, оленями, мышами и клещами, экологи могут предсказать вероятность инфекции.

Управление природными ресурсами

Защита экологами находящихся под угрозой исчезновения видов

Значение экологии в  помощи возвратить из грани вымирания на стабилизацию популяции некоторых видов птиц и животных. Эти успехи являются результатом успешных усилий по разведению, реинтродукции методов и более глубокого понимания видов, благодаря экологическим исследованиям.

 Лесное хозяйство

Экологические концепции были применены к управлению лесным хозяйством и постепенно интегрируются в традиционной лесной науке.

Например, экологические исследования показали, что огонь играет ключевую роль в поддержании здоровых лесных экосистем в некоторых типах лесов.

Это знание поощряет дополнительные исследования, чтобы найти пути для использования контролируемых пожаров для предотвращения непредсказуемых и дорогостоящих лесных пожаров.

 Сельскохозяйственные решения

Биологический контроль представляет метод, который используют против естественных врагов и вредителей для контроля ущерба и повышения урожая.

Он основан на знаниях экологии вредителей, которые используются для понимания, когда и где они являются наиболее уязвимыми.

Биологический контроль облегчает повреждение урожая насекомыми, экономит деньги и уменьшает проблемы, связанные с пестицидами.

Водные проблемы

Экологические исследования показывают, что лиманы в прибрежных водах благоприятствуют популяциям рыб и выявили препятствия, такие как дамбы, с  которыми рыбы сталкиваются при возвращении к их районам размножения. Эта информация используется для структуры проектирования речных и морских сооружений.

Сейчас многие экологические организации разрабатывают учебные материалы, которые сосредоточены на виды и экосистемы и предлагают советы для участия в деятельности относящейся к окружающей среде. Профессиональные экологические организации могут провести научные эксперты во всех видах экологического исследования.

Больше информации о науке и значении экологии по ссылке:   http://fb.ru/article/88003/chto-izuchaet-ekologiya-i-kakovo-ee-znachenie.

Читайте также:  Сказка о царе салтане: главная мысль, план произведения, краткое содержание

Большая часть данной деятельности определяет как взаимоотношение разных между собой организмов в окружающей среде, влияние экологии. Сейчас люди более интенсивно принялась рассматривать проблемы, которые неразрывно связаны с биосферой и человеком.

Источник: https://v-nayke.ru/?p=1882

Ответы@Mail.Ru: что изучает экология?

Экология (греч.

oikos «дом» + logos «наука») , биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ) , экосистем, биогеоценозов и биосферы.

Часто Экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

Современная Экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы. Экология подразделяется на общую Экологию, исследующую основные принципы организации и функционирования различных надорганизменных систем, и частную Экологию, сфера которой ограничена изучением конкретных групп определённого таксономического ранга.

Общая Экология классифицируется по уровням организации надорганизменных систем.

Популяционная Экология (иногда называется демэкологией, или Экологией населения) изучает популяции — совокупности особей одного вида, объединяемых общей территорией и генофондом Экологических сообществ (или биоценология) исследует структуру и динамику природных сообществ (или ценозов) — совокупностей совместно обитающих популяций разных видов.

Биогеоценология — раздел общей Экологии, изучающий экосистемы (биогеоценозы) .

В России и в некоторых зарубежных европейских странах биогеоценологию иногда считают самостоятельной наукой, отличной от Экологии В США, Великобритании и многих других зарубежных странах термин «экосистема» используется чаще, чем биогеоценоз, и биогеоценология как отдельная наука там не выделяется. Частная Экология состоит из Экологии растений и Экологии животных.

Сравнительно недавно оформилась Экология бактерий и Экология грибов. Правомерно и более дробное деление частной Экологии (например, Экологии позвоночных, Экологии млекопитающих, Экологии зайца-беляка и т. п.) . Относительно принципов деления Экологии на общую и частную нет единства во взглядах учёных.

По мнению некоторых исследователей, центральный объект Экологии — экосистема, а предмет частной Экологии отражает подразделение экосистем (например, на наземные и водные; водные подразделяются на морские и пресноводные экосистемы; пресноводные экосистемы, в свою очередь, — на экосистемы рек, озёр, водохранилищ и т. д.) .

Экология водных организмов и образуемых ими систем изучает гидробиология . Применяется и деление экологии на аутоэкологию, исследующую взаимоотношения отдельных видов со средой (главным образом с абиотическими факторами) , и синэкологию, изучающую сообщества и биогеоценозы; это деление предложено швейцарским ботаником К. Шрётером.

Популяционная экология связывает оба эти раздела. Многие отрасли экологии имеют ярко выраженную практическую направленность. Такова сельскохозяйственная экология, предмет которой — создаваемые человеком сельскохозяйственные экосистемы. Влияние природной среды на человеческое общество, особенности урбанизированных биогеоценозов изучает возникшая в середине 20 в. экология человека. Возросшая опасность радиоактивного загрязнения окружающей среды привела к возникновению радиоэкологии . Учение о биосфере, ещё не получившее отдельного названия, разрабатывается в особенно тесном контакте с биогеохимией . Отношения организмов к абиотической и биотической среде в прошлые геологической эпохи, проблемы реконструкции древних ценозов по ископаемым остаткам составляют предмет палеоэкологии.

Эколо́гия (от греч. οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Термин впервые предложил в книге «Общая морфология организмов» («Generalle Morphologie der Organismen») в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель.

Современное значение слова экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Даже более того, чаще всего под экологическими вопросами понимаются прежде всего вопросы охраны окружающей среды (см. также Энвайронментализм) .

Во многом такое смещение смысла произошло благодаря все более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако за рубежом, например, часто разделяют понятия ecological (англ. , относящееся к науке экологии) и environmental (англ. , относящееся к окружающей среде) . Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно четко обозначенной Э.

Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки. Ниже приведены некоторые определения слова экология. Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

Экология — это наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания.
Экология как наука направлена на понимание функционирования экосистем, взаимоотношений видов живых существ с их окружающей средой, условий развития и равновесия таких систем.

Инструментами этого познания являются наблюдение, проведение опытов, выдвижение теорий, объясняющих явления. Отношения между человеком и природой также могут быть предметом изучения экологии.

Экология — это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование. (Это определение Э.

Геккеля написано в те времена, когда экология была ещё исключительно биологической наукой. Нынешнее понимание экологии шире. )
Экология — наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека.
Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и измененных человеком условиях. Это определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время.

Природу, окружающую среду.

Взаимоотношения организмов, популяций и экосистем друг с другом и с окружающей средой.
Эколо́гия (от греч. οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Термин впервые предложил в книге «Общая морфология организмов» («Generalle Morphologie der Organismen») в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель.
Современное значение слова экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки.

Даже более того, чаще всего под экологическими вопросами понимаются прежде всего вопросы охраны окружающей среды (см. также Энвайронментализм) . Во многом такое смещение смысла произошло благодаря все более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако за рубежом, например, часто разделяют понятия ecological (англ.

, относящееся к науке экологии) и environmental (англ. , относящееся к окружающей среде) . Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно четко обозначенной Э.

Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки. Ниже приведены некоторые определения слова экология. Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

Экология — это наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания. Экология как наука направлена на понимание функционирования экосистем, взаимоотношений видов живых существ с их окружающей средой, условий развития и равновесия таких систем. Инструментами этого познания являются наблюдение, проведение опытов, выдвижение теорий, объясняющих явления.

Отношения между человеком и природой также могут быть предметом изучения экологии.

Экология — это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование. (Это определение Э.

Геккеля написано в те времена, когда экология была ещё исключительно биологической наукой. Нынешнее понимание экологии шире. ) Экология — наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека.

Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и измененных человеком условиях.

Это определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология также изучает среду в которой они живут и её проблемы. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика. Современная экология изучает взаимоотношения человека и биосферы, техносферы с окружающей её природной средой и другие проблемы. А сам процесс проникновения проблем и идей экологии в другие области знаний получил название экологизации.

наука, изучающая взаимоотношения со средой

наука изучающая отношение с живой природой

Да Наука изучает живую природу

Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исслудует связи между организмами и их средой обитания.

Экология и ее виды, Глобальная экология занимается изучением биосферы как глобальной экологической системы, состоящей из множества тесно взаимодействующих и зависимых друг от друга элементов и структур. Но вопросы этого взаимодействия настолько обширны, что появилась необходимость более узкой специализации и выделения их в отдельные направления.

Кроме того, экология не существует сама по себе – прослеживается ее тесная связь с экономикой, медициной, психологией, нормами права и педагогикой.

Комплексное воздействие всех этих дисциплин способно установить контроль над теми факторами, которые ухудшают экологию, выработать у населения планеты новый взгляд и новый подход к взаимодействию с окружающей природой

Экологоия-наука которая изучает взаимоотношения живой и неживой природы

Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

спс огромное вы так меня выручили

Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Часто наука идет вразрез с религией и «бытовым» знанием. Наука предлагает человеку действительно хорошо разобраться в изучаемом явлении и получить качественные и проверенные данные. Поговорим немного о науке экологии. Предмет изучения экологии Что изучает экология? Экология — это особый раздел общей биологии.

Она изучает взаимодействие живых организмов, их приспособление к жизни друг с другом. Также в экологии изучается характер связи и зависимости живых существ от условий их существования. Известно, что в ходе эволюции самые приспособленные виды выживают с помощью того, что умеют адаптировать себя к условиям окружающей среды.

Этот закон выживания касается абсолютно всех живых организмов без исключения. Теорию естественного отбора создал и разработал Чарльз Дарвин.

какашки и гавно а такжэ писюшки

Экология (греч.

oikos «дом» + logos «наука») , биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ) , экосистем, биогеоценозов и биосферы.

Часто Экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная Экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/23565168

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector