Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Таблица признаков государства

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Мой мир

Оглавление:

  • Теории возникновения
  • Организационная структура
  • Признаки любого государства
  • Функции государства
Основные Дополнительные
Наличие территориальных границ Символы и атрибуты власти (герб, гимн, флаг)
Суверенитет Государственный язык
Присутствие публичной власти Единая денежная единица
Система налоговых сборов Транспортная система
Законотворчество Единое экономическое пространство
Право на легитимное насилие
Армия
Народонаселение

Это интересно: правотворчество, его признаки и принципы.

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

Это интересно: что такое бюрократия простыми словами.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

  • законодательные органы власти;
  • система судебных учреждений;
  • органы исполнительно-распорядительного характера;
  • армия;
  • органы контроля общественного порядка и государственной безопасности.

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

Это интересно: что такое абсолютная монархия, примеры стран.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Это интересно: каковы основные отличия реформ от революций?

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает.

Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают.

Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов.

Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти.

Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений, нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания.

Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях.

Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

  • внешнеэкономическое сотрудничество с другими государствами;
  • оборона и охрана территориальных границ;
  • научно-техническое и культурное взаимодействие с другими странами;
  • решение глобальных экологических проблем;
  • отстаивание государственных интересов на международной арене.

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/kratko-o-ponyatii-priznakah-i-funktsiyah.html

Тема 1 ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 17Следующая ⇒

  • · Государство: понятие, признаки, функции
  • · Теории происхождения государства.
  • · Формы государства.
  • · Государство: понятие, признаки, функции
  • Государство, прежде всего, рассматривается как организация политической власти, существующая в определенной стране.
  • Попытка сформулировать определение «государство», предпринималась многими выдающимися философами, политиками, юристами, как в древности, так и в наши дни.

Например, Аристотель утверждал, что государство — это средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан.

Цицерон рассматривал государство как союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. Позднее представители классовой теории основывались на том, что государство — это всегда диктатура господствующего класса.

Государствоэто политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории[1].

Приведенное понятие позволяет выделить следующие его признаки:

1. Наличие публичной власти.Публичная власть представляет собой совокупность аппарата управления (органов законодательной и исполнительной власти) и принуждения (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.), которые выступают носителями государственной власти.

Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями. Они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.

2. Административно-территориальная организация населения страны.Государство осуществляет свою власть на определенной территории.

Территория, это пространство в пределах которой осуществляется государственная власть, включающая в себя: сушу, недра, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, и особые объекты, имеющие специальный статус (например, территории консульств, посольств, морских и воздушных судов, находящиеся за пределами границ государства). Распространение государственной власти на население, проживающее в рамках определенной страны, в большинстве случаев влечет его деление на административно-территориальные единицы (края, области, округа, штаты, провинции, контоны и т.д.). Территориальное деление населения и пределы осуществления полномочий аппаратом управления создают оптимальный вариант организации государственной власти на занимаемой территории.

3. Государственный суверенитет.Государственный суверенитет означает независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической), как внутри страны, так и за ее пределами, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать вопросы жизни общества.

  1. Государственный суверенитет имеет две стороны:
  2. — внутреннюю сторону — исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;
  3. внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом, в строго правовом порядке (например, по решению международного юрисдикционного органа при защите прав человека, введение миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствие с ее Уставом).
  4. Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет — основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет понятие национального суверенитета: это право наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.

Государственный суверенитет может совмещаться с народным и национальным суверенитетом.

4. Монополия правотворчества,которая заключается в исключительном правомочии государства принимать, применять, отменять общеправовые нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны, устанавливающие правовой порядок в обществе, в том числе и методом принуждения.

5. Государственная казна, включающая налоги, обязательные платежи и сборы, государственные кредиты, внешние и внутренние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и т.д. Все источники пополнения государственной казны идут на содержание государственного аппарата, социальную политику государства, развитие экономики и культуры и т.п.

Неотъемлемым признаком государства является его атрибуты (герб, флаг, гимн).

Основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение в управлении обществом, называются функциями государства.

В функциях государства выражается, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

Читайте также:  Почвы и природные зоны: климатические зоны земли, субтропические леса россии, черноземные почвы

Сущностьохранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.

Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями, финансового контроля и антимонопольной политики и т.д.

Социальная функция государства выражается в оказании социальной поддержке нуждающихся слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, обеспечение пособиями) в выделении необходимых средств на здравоохранение, образования, науку, культуру, спорт и т.д.

Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами и выступают в виде международного сотрудничества.

В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела; уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ; отказа от применения силы; уважения прав и свобод человека и т.д.

Приоритетной внешней функцией государства являетсяфункция обороны страны от внешнего нападения, котораяосуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником.)

Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

· Теории происхождения государства

Научная мысль прошлого и настоящего выработала множество теорий, по-разному объясняющих причины возникновения государства, сущность государственной власти, ее цели, задачи, предназначение. Пристальное внимание к данной проблеме объясняется сложностью и многогранностью самого государства как общественного и политического явления.

Следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества и государства. Но всех их объединяет стремление обнаружить для сильной государственной власти не менее сильные факторы влияния, которые привели к образованию государства.

Во времена Древней Греции и рабовладельческого Рима общественное устройство основывалось на семейном укладе с сильной отцовской властью и безусловным подчинением младших членов семьи воле отца семейства. Поэтому неудивительно, что такое могущественное образование, как государство, было объяснено патриархальной теорией Аристотеля.

Динамичная система средневековых государств была объединена единой христианской религией. Бесстрашные короли средневековья коленопреклоненно принимали корону из рук римского папы. Вот почему средневековый философ Фома Аквинский отстаивал божественную природу государства.

В эпоху буржуазных революций наибольшую популярность получили идеи «свободы», «равенства», «братства», а связанные с ними события свержения господствующих монархов заставили мыслителей того времени считать главным действующим лицом в образовании государств народ. Поэтому его воля и желание создать государственное правление легли в основу договорной теории Ж.-Ж. Руссо.

Уже в последующие годы вольнодумная интеллигенция, не связанная жесткими рамками единой идеологии осмыслила и обосновала целый ряд теорий образования государства. По-разному сложилась их судьба. Теории Петражицкого, Каутского, Гумпловича в свое время были предметом острых научных дискуссий. Классовую теорию Маркса взял на вооружение «сознательный пролетариат».

Вершины научных теорий сегодняшнего дня позволяют по-иному взглянуть на мысль авторов прошлых столетий, отказавшись от однозначной трактовки достоинств и недостатков той или иной теории.

Глубокое и всестороннее изучение научных усилий различных школ и направлений в этом вопросе можетдать ключ к пониманию закономерностей происхождения и эволюции государства, поможет определить основные социальные функции и роль государства в жизни общества, осветит иные его грани.

Характеристику основных теорий происхождения государства смотрите в Приложении 1(Таблица 1.1.).

  • · Формы государства
  • Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, государственного устройства и политическом режиме.
  • Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:
  • — это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления;
  • — способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной, местной властей;
  • — это методы и приемы осуществления государственной (политической власти).

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархияформа государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу — монарху, который получает власть в порядке наследования.

Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней, внутренней политике как глава государства, осуществляет единоличное правление, независим в своей деятельности. В большинстве государств установлено бессрочное пожизненное правление монарха и создан особый порядок утверждения и принятия им власти.

Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными традициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.

В теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархии.

Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. Например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV.

Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки.

Припарламентарной монархии король «царствует, но не правит». Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д.

Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах.

Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности.

Республикаформа государственного правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Для республики характерно:наличие высших выборных органов власти; возможность участия граждан в управлении делами государства; разделение властей; определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений. Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими.

В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо — президент.

Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер.

Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

Признаки парламентской республики.

1. Верховенство власти парламента.

2. Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах.

3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.

  1. В настоящее время парламентские республики существуют, например, в Италии, Индии, Германии.
  2. Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.
  3. Признаки президентской республики.

1. Президент формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность, назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

Источник: https://lektsia.com/2x9c95.html

Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества

  • 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
  • 2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
  • 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт — подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

  1. 5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
  2. 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
  3. 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

  • 10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
  • 11) наличие государственных символов — герба, флага, гимна
  • Итак, взятые в совокупности указанные признаки государства объясняют его особенное место и ведущую роль в политической системе общества.
  • Типологии государств

Формационная типология опирается на материалистическое понимание истории, где за основу принимаются экономические факторы. Государственные и правовые институты здесь признаются вторичными, производными от уровня производительных сил, то есть своеобразной политической надстройкой над экономическим базисом.

Центральной категорией выступает общественно-экономическая формация — исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой формации кроме первобытнообщинной соответствует свой исторический тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный или социалистический.

Причем каждый последующий тип государства и права прогрессивнее предыдущего.

  1. В рамках формации выделяется господствующий тип собственности, обусловливающий экономическое и политическое господство определенного класса. Например, главный принцип организации и функционирования:
  2. · рабовладельческого государства и права — частная собственность на средства производства и рабов;
  3. · феодального государства и права — частная собственность феодала на землю и крепостная зависимость крестьян;

· капиталистического — формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности;

· социалистического — государственная собственность на средства производства.

Формационная типология отличается однобокостью и стремлении обосновать историческое развитие исключительно объективно-экономическими условиями производства. Формационная типология не учитывает в полной мере иные, неэкономические факторы в развитии государства и права. Это касается демографических, культурологических, социальных, географических и других моментов.

Выстраивается жесткая схема исторического процесса, под которую подгоняются конкретные государства. Согласно данной типологии все государства без исключения должны следовать пяти этапам формационного развития. Но это справедливо лишь отчасти. История многовариантна, и многие государства вообще не имели в своем развитии отдельных Формационных этапов, например, таких как рабство, социализм.

Читайте также:  Интересные темы научно-исследовательских работ начальной школы по русскому и английскому языку и литературе

Так, экономика рабовладельческого и феодального сообществ носила многоукладный характер, что не позволяет выделить здесь господствующий тип собственности. Кроме того, всегда существовало множество смешанных, переходных типов государств и правовых систем, не вмещающихся в рамки определенной формации.

Не выдержала испытания практикой и теория о социалистическом государстве и праве как наиболее прогрессивном и передовом.

Основоположником цивилизационной типологии является английский историк А. Тойнби.

В основе цивлизационной типологии лежит совокупность самых разнообразных факторов, таких, как экономика, политика, демография, культура, религия, социальная и национальная структура населения, географические и природно-климатические особенности, уровень технического развития и др.

Базовой категорией цивилизационной типологии выступает цивилизация как совокупность материальных, научных, политико-правовых, культурных и других достижений общества.

Цивилизации отличаются друг от друга прежде всего культурным и историческим наследием, а также другими элементами, включая присущий каждой цивилизации тип государства и права.

А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.

Так по А. Тойнби цивилизация на закате своего развития проходит стадию создания супергосударства, которое он называет «бабьим летом» цивилизации. Так, например, А.

Тойнби считает Византийскую империю супергосударством греко-римской цивилизации, наследником которой после гибели этой империи является восточно-славянская цивилизация, супергосударством которой, в свою очередь является Российская империя. Таким образом, А.Тойнби подтвердил формулу «Москва — третий Рим».

А в целом, отдельные цивилизации обособлены друг от друга, развиваются самостоятельно, по своим собственным законам. Таким образом, отрицаются единство исторического развития человечества, общечеловеческие ценности, сходство материальных и духовных культур различных народов.

Иногда выделяют христианские, исламские и традиционные цивилизации. Возможны классификации по технологическим критериям, например на аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) государство.

Ряд западных ученых обосновывает деление государств на древние — древневосточные, древнегреческие, древнеримское и древнегерманские, средневековые и современные. Существуют и другие виды цивилизационных типологий.

Функции государства

Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления. Государственное управление — это целенаправленная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношении в различных сферах жизни общества.

Государство выступает по отношению к обществу субъектом управления

Государственное управление осуществляется для решения двух взаимосвязанных целей. Первая цель — это обеспечить стабильность, самосохранение общества, прочное закрепление достигнутого уровня общественных отношении.

Вторая цель – это обеспечение развития общества, реформы, совершенствование общественных отношений, дальнейшее развитие общества по пути прогресса. Между собой различаются цели и задачи государственного управления. Управленческие цели всегда носят стратегический, универсальный характер.

Задачи государственного управления — это приоритеты государственной политики на конкретно-историческом этапе.

В Российской Федерации задачи и функции государства находятся в ведении Президента России, который, согласно статье 80 Конституции РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Субъектом государственного управления выступает государство в лице государственного аппарата — ведомств, государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Объектами государственного управления выступают сферы общественной и частной жизни, на которые направлено управленческое воздействие.

Это экономика, политика, семья, культура, правопорядок, оборона и безопасность государства, окружающая природная среда, социальная сфера, права и свободы граждан, международная деятельность и т. п.

Управленческая деятельность государства носит универсальный характер, ухватывая практически все сферы общественных отношений.

Одной из центральных проблем, рассматриваемых сегодня науками теории государства и права, а также, политологии, является проблема соотношения государства и гражданского общества.

Гражданское общество — это система независимых от государства экономических, социальных, культурологических, лично-индивидуальных отношений.

В самом общем виде это сфера частной жизни индивида. В гражданском обществе имеются мощные механизмы саморегулирования. Процессы внешнего, государственного управления и саморегулирования здесь взаимно дополняют друг друга.

  • Оптимальным вариантом, в данном случае, является сбалансированное соотношение государственно-управленческих и самоуправленческих начал в регулировании общественных отношений.
  • Основными формами государственного управления являются нормотворчество, правосудие и исполнительно-распорядительная деятельность.
  • Функции государства — это основные, наиболее важные направления управленческой деятельности, в которых проявляется социальное назначение государства на конкретном историческом этапе.
  • При этом функции государства не отождестввляются с функциями отдельных государственных органов и должностных лиц.
  • Выделяют такие признаки государственных функций, как объективно-обусловленный характер, конкретно-исторический характер, сочетание классовых и общесоциальных функций, базовый характер, специфические формы и методы осуществления.
  • Из изложенного можно сделать вывод, что функциями являются не все, а лишь основные направления деятельности государства.
  • Главной функцией современного демократического государства является обеспечение, реализация и защита основных прав и свобод человека.
  • Традиционно функции государства делят на внутренние и внешние.
  • Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:

Политическая функция государства предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества. Прежде всего, государство является субъектом, реализующим народовластие.

Статья 3 Конституции России определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государство направляет свою деятельность на развитие и реформирование общества в целях наиболее полной реализации прав и свобод человека. В его ведении находятся поиск, формулирование и осуществление приоритетных задач общества на конкретном историческом этапе.

Кроме того, как уже упоминалось выше, государство выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов.

Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.

При этом государство осуществляет данную функцию как прямыми методами путем императивных предписаний, так косвенными — предоставление льгот по налогообложению, льготных кредитов из бюджета государства и др.

Финансовая функция государства включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет — централизованный денежный фонд, используемый выполнения публичных задач и функций.

Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли — науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов — налоги и сборы.

Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов.

В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции.

Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого.

Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно — пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев.

Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества.

Эта задача реализуется в процессе правотворческой деятельности, которой занимаются практически все государственные органы. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов.

Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы.

Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения. Составной частью указанной функции является правовая пропаганда среди населения.

Экологическая функция государства реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в Конституции РФ.

Гуманитарная функция государства налагает на него особую ответственность за развитие науки, культуры, образования.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене:

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, а именно, установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений, отстаивание собственных национальных интересов.

Важное место здесь занимает участие государства в международном разделении труда, кооперации и специализации производства, обменах технологиями, кредитно-финансовых связях. Некоторые крупномасштабные проекты не под силу реализовать одному, отдельно взятому государству.

Это такие функции как борьба с международным терроризмом, совместное освоение космоса, проведение военно-миротворческих операций. Государства участвуют в различных международных организациях, блоках, союзах.

  1. Функция национальной обороны включает в себя укрепление оборонной мощи государства, а именно повышение боеспособности и боеготовности вооруженных сил, выработку военной доктрины, охрану государственных границ, внешнюю разведку и контрразведку, организацию гражданской обороны.
  2. Функция защиты граждан, находящихся за пределами государства.
  3. Государство обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/18206.html

I. Государство: понятие, признаки и функции

О проекте  /  основы права  /  i. государство: понятие, признаки и функции

Государство – понятие многогранное, синонимами этого слова являются понятия «страна» или «общество». Как ни странно это звучит, но к концу двадцатого века и в начале двадцать первого у учёных до сих пор нет единого определения данного понятия.

Причин для этого более чем достаточно в мире более 180 стран со своими собственными укладами, законами, пониманием человеческих ценностей, системой управления, налоговой системой и так далее.

Но как-то ведь нужно выделять данное понятие? Для этого придумали признаки, по которым можно определить является ли государством данное образование на карте мира. Собственно чертам и функциям, положенным на страну, будет посвящена статья.

Но для начала давайте поговорим о самом термине. Это поможет в дальнейшем лучше усвоить представленный материал. Итак, согласно заявлениям одного одиозного учёного, который, тем не менее, считается гуру политологии и историографии.

Государство это земной бог, как высшая форма организации человеческого социума, созданная для обеспечения выживания среди остальных народов и тяжелых природных условий. И если признаться, то в этих словах есть доля истины, да простят меня верующие.

Страна, в которой мы проживаем, влияет не только на уровень нашего жизнеобеспечения, но и на взгляды, устои, моральные принципы и традиции. Это принято называть культурной составляющей. 

Если брать два оставшихся термина, которые вызвали мой интерес. То стоит заметить, что первый рассматривает государство, как информационную систему, второй, как организацию общих дел. По факту это ничего конкретного нам не дает, поэтому давайте ещё больше детализируем тему.

Какие признаки присущи государству? Чем государство отличается от других общественных институтов? 

Именно благодаря отличительных признакам и определяется, можно ли назвать то или иное образование на карте мира государством. Следует отметить, что некоторые учёные выделяют пять основных отличий, другие восемь или даже двенадцать:

  1. Народ, люди, которые проживают на определённой территории, объединены общей историей, культурой ценностями. Признают верховенство права и считают себе жителями одной страны.

  2. Право, законы, что определяют быт, регулируют взаимоотношения между индивидуумами и организациями. Являются гарантом порядка и цивилизованности.

  3. Публичная власть, органы, что принимают законы, реализуют их внедрение на практике и исполнение. Регулируют экономические, политические и межгосударственные отношения.

  4. Суверенитет, любое государство должно быть независимо от других стран, блюсти интересы только своего народа и не поддаваться внешнему влиянию, предавая внутренние интересы. В противном случае держава превращается в автономию либо же сателлит.

  5. Фискальная система или организация сбора и распределения налогов. Любому государству для нормальной жизнедеятельности необходимы финансы и перенаправление денежных ресурсов на первостатейные нужды, что, тем не менее, не являются прибыльными.

  6. Территория, самый важный признак государства, оное просто невозможно без земли, очерченной границами, на которых действует определённая власть.

Читайте также:  Простыми словами о рентабельности как базе для принятия решений в бизнесе и формуле ее определения

Функции государства:

Без оных тяжело представить, что собственно должно делать государство, чтобы считаться таковым. Что же рассмотрим основные функции государства:

  • Социальная;
  • Экономическая;
  • Управленческая;
  • Фискальная;
  • Стратегическая;
  • Законодательная;
  • Оборонительная;
  • Судебная

Итог:

Государство это сложный организм, который развивается по своим собственным законам, высшая форма человеческого осознанного и неосознанного. Объединение людей, для выживания во внешней среде.

Интересное:

Источник: http://www.student-pravo.ru/osnovi-prava/gosudarstvo-ponatie-priznaki-i-funkcii/

Понятие , признаки и функции государства

  • Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.
  • При этом государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества, осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.
  • Признаки государства:
  • 1) наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция;
  • 2) населения, на ней проживающего;

3) политическая организации (власти). Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной власти (аппарат государства для управления и подавления). Это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т. д.). Орган государственной власти представляет собой звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении конкретных государственных функций и наделенного соответствующими полномочиями;

4) суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

5) право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т. д. с физических и юридических лиц). Данное право составляет материальную основу государства;

  1. 6) наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество.
  2. Функции государства (основные направления его деятельности) классифицируют на:
  3. 1) внутренние (по решению определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства). Их подразделяют на:
  4. а) охранительные (поддержание правопорядка в государстве);

б) регулятивные (социальная, налоговая, культурная функции – поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, и т. д.).

2) внешние (для решения внешнеполитических задач – оборона страны, сотрудничество между государствами в сфере экономики, культуры, политики и т. д.).

Она обеспечивается с помощью вооруженных сил, участия в деятельности международных организаций (например, ООН).

Органами, осуществляющими внешнеполитическую деятельность государства, являются дипломатические учреждения, международные организации, контакт руководителей государств и их представителей.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА : ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Понятие формы государства

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

  • Форма государства отвечает на вопросы о том, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.
  • Под формой государствапонимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
  • Понятие формы государства охватывает:
  • 1) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
  • 2) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
  • 3) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства.

Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организационной и управленческой деятельности.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т. е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

  1. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.
  2. По форме устройства все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
  3. Государственно-правовой режим (политический) представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.
  4. В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.
  5. Формы правления

Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.

Форма правления также свидетельствует о том, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации, за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским собором в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – форма правления, при которой:

1) государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

  • 2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;
  • 3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.
  • Признаки республики:
  • 1) выборность и сменяемость представительной власти;
  • 2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;
  • 3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах, наиболее яркое проявление нашла в демократической Афинской республике.

Здесь органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин.

Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республикепарламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.

Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы и правительства выполняет президент.

Важно будет отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.



Источник: https://infopedia.su/13×926.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector