- Болтоносова Валентина Петровна
- МБОУ Сокольниковская СОШ
- Должность: учитель начальных классов
- Педагогический стаж: 25 лет
- Квалификационная категория: I
- УМК «Перспектива»».
- Номинация: русский язык
- « Реализация системно-деятельного подхода средствами педагогических технологий»
- Тематика уроков «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения»
- «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения»
- «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения»
Учебник «Русский язык» 4 класс Л.Ф.Климанова , Т.В.Бабушкина. Москва «Просвещение» 2014 г.
- ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Планируемые результаты:
- — обучающиеся научатся находить главные члены предложения и второстепенные члены предложения;
- -определять их роль в предложении;
- — определять способы выражения подлежащего и сказуемого
- — устанавливать связь слов в предложении.
- Тема урока «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения»
- Цель: закрепление умения находить в предложении главные члены
- Задачи :
- Актуализировать знания:
- — о главных и второстепенных членах предложения;
- Закрепить умения:
- — писать изученные словарные слова;
- — писать известные орфограммы в словах;
- — осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
- Формируемые УУД:
- П. – способность использовать знаково-символические средства; подведение под понятие или определение;
- К. – владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- 1
- Р. – способность к планированию, контролю, самооценке ;
Л. – положительная мотивация к изучению нового материала; самостоятельность мышления.
- Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник русского языка, тетрадь на печатной основе
- Ход урока
- I Орг. момент
- II Актуализация знаний
- Орфографическая минутка
- -Запишите слова в три столбика: 1 — с безударными гласными в корне слова, 2– с парными согласными в корне слова, в 3 – с непроизносимыми согласными в корне слова.
- Честный, робкий ,весёлый, ловкий, совестливый, ленивый, добродушный, праздный ,кроткий, резкий, правдивый, жалостливый, молчаливый, доблестный, бескорыстный.
- (Взаимопроверка. Самооценка)
- — Что общего у этих слов?
- — К какой тематической группе относятся эти имена прилагательные?
- — Составьте предложение с этими прилагательными.
(Одно предложение записывается с комментированием. Взаимопроверка. Самооценка.)
III Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение, которое мы записали. Определите, какое оно по цели высказывания и по интонации.
- — О ком говорится в предложении?
- 3
- — Как называется этот член предложения?
- — Что говорится о подлежащем?
- — Как называется этот член предложения?
- — Дополните фразу: «Подлежащее и сказуемое- …
- (Работа на интерактивной доске)
- П
- второстепенные члены предложения
главные члены предложения
одлежащее и сказуемое –
— Почему они называются главными?
— Как называются другие слова?
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться их находить в предложении, вспомнить. Как они обозначаются)
IV Работа по теме урока
1 . Работа по электронному приложению «Русский язык. 4 класс» Л.Ф.Климанова и др. Главные и второстепенные члены предложения.
— Вспомните, что называется основой слова.
— Как вы понимаете основа слова?
-Предложение тоже имеет основу. Что называется основой предложения?
- — Почему главные члены предложения составляет его основу?
- — Какую роль играют второстепенные члены?
- 2. Работа по учебнику
- — Прочитайте текст рубрики «Узелки на память»
- -Какие особенности подлежащего отражены в сообщении?
- 4
- -Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- -Какого основное назначение имен существительных?
- -А для чего предназначено подлежащее?
- — Где мы можем встретить подлежащее?
- — Давайте понаблюдаем за этим явлением.
Упр.86( стр.58-59) Комментированное письмо
— А сейчас поупражняетесь в определении того, какой частью речи выражено подлежащее в предложениях и в каком падеже стоит подлежащее.
Упр.87 (стр.59) Самостоятельная работа (Самопроверка)
- V Физкультминутка
- VI Закрепление изученного материала
- Выполнение задания из рабочей тетради на печатной основе
Упр. 61 (стр.41) Работа в парах. Коллективная проверка.( Одна пара предоставляет результат своей работы у доски.)
VII Рефлексия
Выполнение задания из рабочей тетради на печатной основе
Упр.62 (стр.41) Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
- VIII Итог урока
- — Из чего состоит основа предложения?
- — Почему подлежащее и сказуемое так называют?
- — Что такое подлежащее?
- — Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- IX Домашнее задание
Учебник упр.88, правило на стр.58
- Урок №2
- Тема: «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа
- предложения»
- Цель: закрепление умения находить в предложении главные члены.
- Задачи:
- 5
- Актуализировать знания:
- — о главных и второстепенных членах предложения;
- Закрепить умения:
- — писать изученные словарные слова;
- — писать известные орфограммы в словах;
- — осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
- Формируемые УУД:
П. – выявление свойств объектов; способность использовать звуко-символические средства; употребление специальной терминологии.
К. – речевое отображение содержания совершаемых действий. Перенос во внутренний план умственных действий и понятий.
Р. – умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче.
Л. – внимательное отношение к красоте окружающего мира.
- Оборудование: карточки для проверки задания, интерактивная доска, проектор
- Ход урока
- I Орг. момент
- II Актуализация знаний
- Орфографическая минутка
Работа с электронным приложением «Русский язык. 3 класс» Л.Ф.Климанова и др) на интерактивной доске.. Девять правил орфографии (2): правописание парных по глухости-звонкости согласных.
- Задание : помоги крабу-подбери проверочные слова к словам с орфограммой и установи соответствия
- 6
- Проверяемые слов Проверочные слова
-
Арбуз рукова
- Лев шарфик
- Труд трудный
- Шарф львы
- Суп арбузы
- Рукав в супе
- — Как проверить парную по глухости-звонкости согласную?
- III Самоопределение к деятельности
- Игра «Подбери словечко»
- (Учитель называет глагол-сказуемое, а обучающиеся подбирают подходящие по смыслу подлежащее:
Бежит (ручей, спортсмен. время и т.д.)
Поёт (артист, соловей, мотор и т.д.)
Качается (дерево, маятник и т.д.)
Летит (орёл, самолёт и т.д.)
- -К какой части речи вы подбирали слова?
- -Что обозначает глагол?
- -Какую роль в предложении чаще всего выполняет глагол?
- -Работу над какой темой мы начали вчера на уроке?
- -Почему подлежащее и сказуемое являются основой предложения?
- -Сформулируйте задачи урока с помощью ключевых слов.
- Слайд
- Ключевые слова
- Повторить
- Какую роль в предложении выполняет сказуемое
- Учиться находить в предложении основу
- IV Работа по теме урока
1 . Работа по электронному приложению «Русский язык. 4 класс» Л.Ф.Климанова и др. Главные и второстепенные члены предложения.
- -Какой член предложения называют сказуемым?
- -Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое?
- 2. Работа с учебником
- -Прочитайте текст рубрики «Узелки на память» на стр.60
- — Расскажите всё о сказуемом.
Упр.89 (стр. 60) Комментированное письмо
Рубрика «Твой словарик» (стр.60)
-Спишите слова. Обозначьте орфограмму
-Определите, какими частями речи являются записанные словарные слова, подчеркните неизвестную часть речи. Кто знает, как она называется?
3. Работа по электронному приложению «Русский язык. 4 класс» Л.Ф.Климанова и др. Главные и второстепенные члены предложения. Рубрика «СЛОВАРЬ» (толкование слов: тревога, тревожный, тревожно, тревожиться)
- — Подберите к каждому из слов синонимы и антонимы.
- Работа на интерактивной доске.
- Тревога тревожный тревожно тревожиться
-
-
-
- 8
-Выделите корень в словах тревога, тревожный, тревожно, тревожиться . Какое языковое явление вы наблюдаете в корне?
-Найдите словарное слово в тексте предыдущего упражнения. Подчеркните непроверяемую орфограмму.
Упр.90 (стр.61) Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
V Физкультминутка
VII Закрепление изученного материала
Работа по учебнику. Упр.91 (стр.61) Работа в парах. Оценивание с помощью светофора.
- VII Рефлексия
- Работа по карточкам
- Задание: подчеркнуть главные члены предложения, определить, какой частью речи они выражены.
- Вариант 1.
Блёкнут травы. Дремлют хаты.
- Рощи вспыхнули в дали.
- По незримому канату
- Протянулись журавли.
- Вариант 2.
- Тихо дремлет река.
- Тёмный бор не шумит.
- Соловей не поёт.
- И дергач не кричит.
Взаимопроверка. Оценивание с помощью светофора.
- VIII Итог урока
- -Из чего состоит основа предложения?
- 9
- -Какой второй главный член входит в основу предложения?
- -Дайте определение сказуемого.
- -Какой частью речи чаще всего выражено сказуемое?
- IX Домашнее задание
Рабочая тетрадь на печатной основе упр.59 (стр.39-40),
- правило на стр.60
- УРОК 3
- Тема урока «Главные члены предложения. Второстепенные члены
- предложения»
- Цели:закрепление умения находить в предложении главные и второстепенные члены.
- Задачи:
- Актуализировать знания:
- — о главных и второстепенных членах предложения;
- — учить находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов.
- Закрепить умения:
- — писать известные орфограммы в словах;
- — осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
- Формируемые УУД:
П. – употребление специальной терминологии; выполнение действий по алгоритму.
К. – умение слушать и слышать других людей.
10
Р. – умение ставить цель и организовывать её достижение.
Л. – самоопределение, самореализация; принятие и уважение ценностей и традиций образовательного учреждения.
- Оборудование: орфографические словари , интерактивная доска, проектор
- Ход урока
- I Орг. момент
- II Актуализация знаний
- Орфографическая минутка. (Слуховой диктант)
— Выпишите слова с удвоенными согласными. Орфограмму подчеркните.
- Мы гурьбой бежим из класса.Впечатлений нынче масса:
- Кросс сегодня мы бежали, в теннис мы потом играли,
- Изучали килограмм и его частицу грамм.
- День рожденья был у Аллы-съели мы конфет немало.
- Ей нарциссы мы вручили и подарки подарили.
- Мы гурьбой бежим из класса, впечатлений нынче масса.
-Прочитайте. Какие слова вы записали. Назовите удвоенные согласные. Запишите ещё два-три слова на это правило.
(Взаимопроверка. Самооценка)
III Самоопределение к деятельности. Работа на интерактивной доске.
Задание: вставьте в предложения главные члены предложения.
-
По крутой тропинке горной______________ зимой____________
чёрный. 2. Серый ____________ в густом лесу_________________
11
рыжую лису. 3. Невидимкою луна_______________ ___________
летучий.
снег
барашек
волк
освещает
встретил
- шёл
- -Ка связаны в предложении главные члены?
- -Во всех ли предложениях эта связь найдена правильно?
- -О каком предмете говорится, что он освещает?
-Поставьте вопрос. Какую роль в предложении выполняет слово снег?
- -Почему подлежащее и сказуемое являются основой предложения?
- -Вспомните, как называются члены предложения, которые не входят в его основу.
- -Какие члены предложения называются второстепенными?
- -Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие бывают члены
- предложения, какую роль они играют в предложении, учиться находить в предложении основу, ставить вопрос от главного слова к зависимому, определять связь слов в предложении.)
- IV Работа по теме урока
Работа по учебнику упр.92(стр.62). Устно (объясняют орфограммы, находят главные члены предложения)
- -Как называются остальные члены предложения?
- -Почему их так называют?
- V Физкультминутка
- 12
- VI Работа по теме урока
Упр.94 (стр.63) Комментированное письмо.
VII Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр.95 (стр.63) Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу.
-Могут ли второстепенные члены изменять значением предложения?
VIII Рефлексия
Работа в рабочей тетради на печатной основе. Работа в парах. Коллективная проверка. Оценивание с помощью сигнальной карточки «Светофор»
- IX Итог урока
- —Из чего состоит основа предложения?
- -Какие члены предложения называют второстепенными?
- -Какую роль они играют в предложении?
- -Могут ли они изменять смысл предложения?
- X Домашнее задание
Учебник – упр.97 (стр.64)
13
Источник: https://infourok.ru/uroki-podlezhaschee-i-skazuemoe-kak-grammaticheskaya-osnova-predlozheniya-podlezhaschee-i-skazuemoe-kak-grammaticheskaya-osnova—1247748.html
Как найти в предложении подлежащее и сказуемое?
Для того, чтобы найти в предложении подлежащее и сказуемое, нужно запомнить, что:
1) подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в предложении, оно отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?»;
2) сказуемое — это то, что говорится о подлежащем (что происходит с подлежащим), оно отвечает на вопрос «Что делает?», «Что делали?», «Что делают?» и т.п.
- Рассмотрим пару предложений::
- 1) Плывет корабль.
В этом предложении (что?) «корабль» — является подлежащим, а корабль (что делает?) — «плывет» — это сказуемое.
2) По дороге бежит собака.
В этом предложении (кто?) «собака» — подлежащее,
собака (что делает?) — «бежит» — это сказуемое.
модератор выбрал этот ответ лучшим
В младшей школе детей учат определять подлежащее и сказуемое по определённым вопросам (что?кто? — подлежащее, что делать? что сделать? — сказуемое). Например: (Кто?) Собака (что делала?) прислушивалась к отдалённым звукам.
Когда дети переходят в среднюю школу, они на практике убеждаются в том, что подлежащее и сказуемое могут отвечать и на другие вопросы. Так, в предложении «Жить — Родине служить» оба главных члена предложения отвечают на один и тот же вопрос, а в предложении «Учиться — моя обязанность» подлежащее отвечает на вопрос «Что делать?», а сказуемое — на вопрос «Что?»
Как же всё-таки помочь детям определять принадлежность члена предложения к конкретной категории? Подлежащее — это главный объект предложения, так сказать, главное действующее лицо, предмет, явление или само действие, без которого не будет в предложении смысла. А сказуемое — это то, что говорится о подлежащем. Если ребёнок поймёт сам принцип, тогда он не будет сбиваться в таких предложениях:
Тридцать — это трижды десять. Похолодало.
Ориентируем детей ещё и на порядок слов в предложении (подлежащее чаще стоит перед сказуемым), и на то, какой частью речи чаще всего могут быть выражены главные члены предложения.
Подлежащее обозначает сам предмет, отвечая при этом на вопросы «кто» и «что» (в зависимости от того, какой предмет — одушевленный или неодушевленный). Чаще всего подлежащее выражено существительным.
А сказуемое — это уже о действии предмета, о том, что этот предмет делает или чем он является (является — это ведь тоже действие). Чаще всего отвечает на вопросы глагола («что делать», «что сделать» и т.д.), если сказуемое выражено именно им.
Хотя сказуемым может быть даже опять-таки существительное. Например: «одуванчик — лекарственное растение». У нас есть главный объект, к которому обращено все наше внимание — одуванчик, он является подлежащим. И при этом он что-то еще делает — является растением, «растение» хоть и отвечает на вопрос «что», но является в данном предложении сказуемым.
Я объясняю так. О чём говорится в предложении, это и есть подлежащее. Оно чаще всего выражено существительным в именительном падеже. Сказуемое отвечает на такие вопросы: Что делает подлежащее? Что с ним делается? Какое оно? Что оно? Что о нём сказано? Сказуемое в большинстве случаев глагол.
В начальной школе даётся первоначальное понятие о подлежащем и сказуемом на простых примерах.
!. Научите детей отвечать на вопрос «О ком/чём говорится в предложении?». Это и будет подлежащее, отвечает на вопросы «кто?» или «что?» В младших классах подлежащее обычно выражено именем существительным в И. п.
- Вопрос «Что делает «подлежащее»? Это будет сказуемое, отвечает на вопрос «что делает?» «что делают?»
Например: Ребята играют в футбол.
2.О ком говорится? — О ребятах.
Что ребята делают? — Играют в футбол.
Ребята играют — грамматическая основа предложения.
В среднем и старшем звене знания школьников о подлежащем и сказуемом расширяются, рассматриваются более сложные случаи.
Чтобы в предложении найти подлежащее и сказуемое, нужно выучить правило, в котором говорится, что подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Подлежащее — является существительным, и отвечает на вопрос — кто?, что?, а Сказуемое — является глаголом, и отвечает на вопрос — что делал? что сделал? При разборе предложения, подлежащее подчёркивается одной линией, а сказуемое двумя.
Пример приведён ниже на фото.
Подлежащее — это то, о чем говорится в предложении, отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», чаще всего подлежащее — это имя существительное, хотя бывает и местоимением.
Сказуемое обозначает действие и отвечает на вопрос — «Что делал?», «Что сделал?». Чаще всего это глагол.
Рассмотрим на таком предложении:
Мама пришла с работы.
В данном случае — «Мама» будет подлежащим, так как отвечает на вопрос «Кто?».
«Пришла» — это сказуемое» отвечает на вопрос «Что сделала?».
В предложении подлежащее подчеркивается одной ровной линией, а вот сказуемое — двумя линиями.
Чтобы определить, что в предложении является подлежащим, а что будет считаться сказуемым, надо чётко знать правило в русском языке, согласно которому подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения, составляют грамматическую основу.
Существительным чаще всего выражено подлежащее, отвечающее на вопросы «кто?»и «что?». Сказуемое чаще всего выражено глаголом, отвечающим на вопросы «что делал?» и «что сделал?». Подлежащее принято подчёркивать одной линией, а сказуемое — двумя.
Разбираем на примере простого предложения.
Лес роняет золотую листву. О чем говорится в предложении? О лесе. Что? лес.Лес — это главный член предложения — подлежащее, выражено именем сущ. Подчеркиваем одной чертой.
Что сказано о лесе? Лес что делает? роняет.Роняет — это сказуемое, потому что отвечает на вопрос что делает? выражено глаголом.Подчеркиваем двумя чертами. Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения.
Подлежащее отвечает на вопрос- кто? что? (то есть о ком или о чем говорится в предложении), подлежащее обычно выражено существительным (для второклассника этого достаточно пока).
А сказуемое отвечает на вопрос что делает? что делают? Вопрос ставиться от подлежащего с сказуемому, например, предложение: Лена лепит грибок. -Лена что делает?, — лепит; или Дети сгребают листья.
-Дети что делают? — сгребают.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3054353-kak-najti-v-predlozhenii-podlezhaschee-i-skazuemoe.html
Грамматическая основа предложения с примерами
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова.
Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.
- Подлежащее.
- Помни!
- Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:
1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного; Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. |
2) конструкциями: — числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. — кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;
— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!). |
3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие. Прожить по-барски – это дворянское дело |
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
- Различай!
- Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
- Также посмотрите видео-презентацию.
- Подсказка.
- 1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
- Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
- Ловушка!
- Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
- Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото.
- Такая ошибка связана с двумя факторами.
- Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
- Помни!
Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото.
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
- Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
- Помни!
- Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
- Мне необходимо сойти на этой остановке.
- Ловушка!
- Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
- Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
- Верно: Она показалась мне смешной
- Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
- Верно: Учитель был строгим.
- Ловушка!
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
- подлежащее + сказуемое;
- только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
- подлежащее + однородные сказуемые;
- однородные подлежащие + сказуемое.
- В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
- Помни!
- В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
- https://5-ege.ru/grammaticheskaya-osnova/
- 2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Различай!
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.
Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит.
(4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи.
(5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей.
(6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
- 1) восприятие является (предложение 2)
- 2) приобрел способность (предложение 4)
- 3) они не представляются слепком (предложение 4)
- 4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает.
(4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться.
(6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
- 1) книги нужны были, они терялись
- 2) им нужны были, они терялись
- 3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
- 4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя.
(3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь.
(4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
- 1) она издохнет (предложение 2)
- 2) что хочется (предложение 3)
- 3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
- 4) научает способность (предложение 4)
- Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
Рекомендуем:
- Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП
- Запятая перед союзом и
- Однородные члены предложения, примеры
- Двусоставные и односоставные предложения
- Сложные предложения с примерами
Источник: https://5-ege.ru/grammaticheskaya-osnova/
Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое в русском языке
Грамматическая основа предложения — это его главные члены, подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет, о котором идет речь. Сказуемое — действие или состояние предмета.
При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое — двумя чертами.
- Грамматическая основа предложения. Пример
- Вася сегодня утром идёт в школу.
- Грамматическая основа — Вася идётПодлежащее — Вася
- Сказуемое — идёт
Грамматическая основа — это ядро предложения, вокруг которого группируются другие слова.
Если в предложении есть только подлежащее (Вот и зима) или только сказуемое (За окном вечерело), то грамматическая основа состоит из одного слова. Такое предложение называется односоставным.
Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое — это двусоставное предложение (Вот и наступила зима).
- Предложение, в котором есть подлежащее и/или сказуемое, но нет второстепенных членов, называется нераспространенным предложением.Примеры нераспространенных предложений: Идет дождь. Мне грустно. Собеседник заблуждался.
- Если же в нем есть второстепенные члены (дополнение, обстоятельство, приложение) — это уже распространенное предложение.Примеры распространенных предложений: Всю ночь идет дождь. Осенью мне всегда грустно. Мой собеседник сильно заблуждался.
Подробнее читайте в материале: Распространенное предложение — что это? Как его составить
Как выделить грамматическую основу предложения
Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно понять, о ком или о чем идет речь (задать вопросы кто? что?), что говорится об этом объекте (задать вопросы что делает? каков он?).
Как выделить подлежащее и сказуемое. Примеры
Море третий день волнуется.Что? Море. Это подлежащее.Море что делает? Волнуется. Это сказуемое.
Дед снова был невесел.Кто? Дед. Это подлежащее.Что о нем говорится? Был невесел. Это сказуемое.
Что такое подлежащее. Примеры
Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
Чаще всего это субъект действия — тот, кто что-то делает. Например: Федор Иванович уволился с работы.Но если глагол стоит в страдательном залоге, то подлежащее — объект чужого действия: Федор Иванович был уволен с работы.
Подлежащее, выраженное разными частями речи. ПримерыПапа был доволен. (Существительное)Они думают. (Местоимение)Хромой улыбнулся. (Прилагательное)Отдыхающие вернулись в гостиницу. (Причастие)Ко мне подошли двое. (Числительное)Раздалось дружное ах. (Междометие)
- Подлежащим может быть сочетание числительного с существительным: Три собаки бежали за мной. Четверо друзей гуляют в парке.
- Синтаксически неделимое словосочетание также может выступать в роли подлежащего: Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся поэт. Анютины глазки — мои любимые цветы.
- Подлежащим может быть инфинитив, неопределенная форма глагола: Играть в шахматы — его любимое занятие.
Что такое сказуемое. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Примеры
Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Оно отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой? Оно определяет подлежащее и вместе с ним составляет основу предложения.
- Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:Из дома вышел человек с дубинкой и мешком.Девушка пела в церковном хоре.Умремте ж под Москвой.
Простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов — например, в будущем времени изъявительного наклонения или в форме повелительного наклонения:Вы будете жить с нами? Давай обсудим планы на будущее. Пускай она пройдет в дом.
- Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива — неопределенной формы глагола: Преподаватель прекратил говорить.Я хотел вам позвонить.Мы думали заглянуть в гости.Преподаватель продолжал приводить интересные примеры.В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.Рад стараться.Всегда готов буду вам помочь.Мы вынуждены откланяться.Сотрудник начал работать над вашим заданием.
В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.п.
Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.
- Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное).Андрей стал отцом.Она оказалась другой.Охотник осторожен.В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть).Вода в море была холодная и чистая.Я не был смельчаком.Бог есть любовь.Глагол «быть» в русском языке часто опускается. Поэтому связка может отсутствовать — быть нулевой.Золото — драгоценный металл.Ты тоже молодец.Он мой друг.
Источник: https://www.anews.com/p/110910130-grammaticheskaya-osnova-predlozheniya-podlezhashhee-i-skazuemoe-v-russkom-yazyke/
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.
Птицы осенью улетают на юг.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.
Береза стоит у ручья.
Три сестры любят играть в прятки.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:
Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.
Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:
Знание (что это такое?) – сила.
Сегодня закат (каков?) особенно красив.
Сегодня он (какой?) весёлый.
Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.
По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Односоставные и двусоставные предложения
- Виды предложения по цели высказывания
- Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
- Предложение с обращением
- Второстепенные члены предложения
- Предложения распространенные и нераспространенные
- Однородные члены предложения
- Простое и сложное предложения
- Предложения с прямой речью
- Словосочетание
- Предложение
- Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
- 1 класс
- Упражнение 7, Полякова, Учебник
- Упражнение 9, Полякова, Учебник
- Упражнение 10, Полякова, Учебник
- Упражнение 83, Полякова, Учебник
- Упражнение 116, Полякова, Учебник
- Упражнение 120, Полякова, Учебник
- Упражнение 152, Полякова, Учебник
- Упражнение 154, Полякова, Учебник
- Упражнение 177, Полякова, Учебник
- 2 класс
- Упражнение 27, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 130, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 93, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
- Упражнение 5, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 9, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 11, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 13, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 218, Полякова, Учебник, 2 часть
- Упражнение 224, Полякова, Учебник, 2 часть
- 3 класс
- Упражнение 35, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 81, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 4, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 144, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 152, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 37, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
- Упражнение 96, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
- Упражнение 75, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
- Упражнение 30, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 100, Полякова, Учебник, 2 часть
- 4 класс
- Упражнение 47, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 54, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 138, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
- Упражнение 56, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
- Упражнение 86, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 188, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
- Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
- Упражнение 94, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
- Упражнение 26, Полякова, Учебник, 1 часть
- Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
- 5 класс
- Упражнение 77, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
- Упражнение 161, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
- Упражнение 168, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
- Упражнение 170, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
- Упражнение 172, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
- Упражнение 174, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
- Упражнение 198, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
- Упражнение 234, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
- Упражнение 353, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
- Упражнение 258, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- 6 класс
- Упражнение 49, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
- Упражнение 449, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
- Упражнение 621, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
- Упражнение 83, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- Упражнение 89, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- Упражнение 145, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- Упражнение 224, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- 7 класс
- Упражнение 4, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 10, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 314, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 317, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 357, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 505, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 506, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 508, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 512, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- 8 класс
- Упражнение 74, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
- Упражнение 100, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
- Упражнение 118, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
- Упражнение 121, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
- Упражнение 131, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
- Упражнение 167, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
- Упражнение 171, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
- Упражнение 181, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
- Упражнение 201, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
- Упражнение 311, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
- © budu5.com, 2019
- Пользовательское соглашение
- Copyright
- Нашли ошибку?
- Связаться с нами
Источник: https://budu5.com/manual/chapter/16