Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти

  • Болтоносова Валентина Петровна
  • МБОУ Сокольниковская СОШ
  • Должность: учитель начальных классов
  • Педагогический стаж: 25 лет
  • Квалификационная категория: I
  • УМК «Перспектива»».
  • Номинация: русский язык
  • « Реализация системно-деятельного подхода средствами педагогических технологий»
  • Тематика уроков «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения»
  • «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения»
  • «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения»

Учебник «Русский язык» 4 класс Л.Ф.Климанова , Т.В.Бабушкина. Москва «Просвещение» 2014 г.

  1. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  2. Планируемые результаты:
  3. — обучающиеся научатся находить главные члены предложения и второстепенные члены предложения;
  4. -определять их роль в предложении;
  5. — определять способы выражения подлежащего и сказуемого
  6. — устанавливать связь слов в предложении.
  7. Тема урока «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения»
  8. Цель: закрепление умения находить в предложении главные члены
  9. Задачи :
  10. Актуализировать знания:
  11. — о главных и второстепенных членах предложения;
  12. Закрепить умения:
  13. — писать изученные словарные слова;
  14. — писать известные орфограммы в словах;
  15. — осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
  16. Формируемые УУД:
  17. П. – способность использовать знаково-символические средства; подведение под понятие или определение;
  18. К. – владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
  19. 1
  20. Р. – способность к планированию, контролю, самооценке ;

Л. – положительная мотивация к изучению нового материала; самостоятельность мышления.

  • Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник русского языка, тетрадь на печатной основе
  • Ход урока
  • I Орг. момент
  • II Актуализация знаний
  • Орфографическая минутка
  • -Запишите слова в три столбика: 1 — с безударными гласными в корне слова, 2– с парными согласными в корне слова, в 3 – с непроизносимыми согласными в корне слова.
  • Честный, робкий ,весёлый, ловкий, совестливый, ленивый, добродушный, праздный ,кроткий, резкий, правдивый, жалостливый, молчаливый, доблестный, бескорыстный.
  • (Взаимопроверка. Самооценка)
  • — Что общего у этих слов?
  • — К какой тематической группе относятся эти имена прилагательные?
  • — Составьте предложение с этими прилагательными.

(Одно предложение записывается с комментированием. Взаимопроверка. Самооценка.)

III Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложение, которое мы записали. Определите, какое оно по цели высказывания и по интонации.

  1. — О ком говорится в предложении?
  2. 3
  3. — Как называется этот член предложения?
  4. — Что говорится о подлежащем?
  5. — Как называется этот член предложения?
  6. — Дополните фразу: «Подлежащее и сказуемое- …
  7. (Работа на интерактивной доске)
  8. П
  9. второстепенные члены предложения

главные члены предложения

одлежащее и сказуемое –

Почему они называются главными?

Как называются другие слова?

Сформулируйте задачи урока. (Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться их находить в предложении, вспомнить. Как они обозначаются)

IV Работа по теме урока

1 . Работа по электронному приложению «Русский язык. 4 класс» Л.Ф.Климанова и др. Главные и второстепенные члены предложения.

— Вспомните, что называется основой слова.

— Как вы понимаете основа слова?

-Предложение тоже имеет основу. Что называется основой предложения?

  • — Почему главные члены предложения составляет его основу?
  • — Какую роль играют второстепенные члены?
  • 2. Работа по учебнику
  • — Прочитайте текст рубрики «Узелки на память»
  • -Какие особенности подлежащего отражены в сообщении?
  • 4
  • -Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  • -Какого основное назначение имен существительных?
  • -А для чего предназначено подлежащее?
  • — Где мы можем встретить подлежащее?
  • — Давайте понаблюдаем за этим явлением.

Упр.86( стр.58-59) Комментированное письмо

— А сейчас поупражняетесь в определении того, какой частью речи выражено подлежащее в предложениях и в каком падеже стоит подлежащее.

Упр.87 (стр.59) Самостоятельная работа (Самопроверка)

  1. V Физкультминутка
  2. VI Закрепление изученного материала
  3. Выполнение задания из рабочей тетради на печатной основе

Упр. 61 (стр.41) Работа в парах. Коллективная проверка.( Одна пара предоставляет результат своей работы у доски.)

VII Рефлексия

Выполнение задания из рабочей тетради на печатной основе

Упр.62 (стр.41) Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

  • VIII Итог урока
  • Из чего состоит основа предложения?
  • Почему подлежащее и сказуемое так называют?
  • Что такое подлежащее?
  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  • IX Домашнее задание

Учебник упр.88, правило на стр.58

  1. Урок №2
  2. Тема: «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа
  3. предложения»
  4. Цель: закрепление умения находить в предложении главные члены.
  5. Задачи:
  6. 5
  7. Актуализировать знания:
  8. — о главных и второстепенных членах предложения;
  9. Закрепить умения:
  10. — писать изученные словарные слова;
  11. — писать известные орфограммы в словах;
  12. — осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
  13. Формируемые УУД:

П. – выявление свойств объектов; способность использовать звуко-символические средства; употребление специальной терминологии.

К. – речевое отображение содержания совершаемых действий. Перенос во внутренний план умственных действий и понятий.

Р. – умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче.

Л. – внимательное отношение к красоте окружающего мира.

  • Оборудование: карточки для проверки задания, интерактивная доска, проектор
  • Ход урока
  • I Орг. момент
  • II Актуализация знаний
  • Орфографическая минутка

Работа с электронным приложением «Русский язык. 3 класс» Л.Ф.Климанова и др) на интерактивной доске.. Девять правил орфографии (2): правописание парных по глухости-звонкости согласных.

  1. Задание : помоги крабу-подбери проверочные слова к словам с орфограммой и установи соответствия
  2. 6
  3. Проверяемые слов Проверочные слова
  4. Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найтиАрбуз рукова
  5. Лев шарфик
  6. Труд трудный
  7. Шарф львы
  8. Суп арбузы
  9. Рукав в супе
  10. — Как проверить парную по глухости-звонкости согласную?
  11. III Самоопределение к деятельности
  12. Игра «Подбери словечко»
  13. (Учитель называет глагол-сказуемое, а обучающиеся подбирают подходящие по смыслу подлежащее:

Бежит (ручей, спортсмен. время и т.д.)

Поёт (артист, соловей, мотор и т.д.)

Качается (дерево, маятник и т.д.)

Летит (орёл, самолёт и т.д.)

  • -К какой части речи вы подбирали слова?
  • -Что обозначает глагол?
  • -Какую роль в предложении чаще всего выполняет глагол?
  • -Работу над какой темой мы начали вчера на уроке?
  • -Почему подлежащее и сказуемое являются основой предложения?
  • -Сформулируйте задачи урока с помощью ключевых слов.
  • Слайд
  • Ключевые слова
  • Повторить
  • Какую роль в предложении выполняет сказуемое
  • Учиться находить в предложении основу
  • IV Работа по теме урока

1 . Работа по электронному приложению «Русский язык. 4 класс» Л.Ф.Климанова и др. Главные и второстепенные члены предложения.

  1. -Какой член предложения называют сказуемым?
  2. -Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое?
  3. 2. Работа с учебником
  4. -Прочитайте текст рубрики «Узелки на память» на стр.60
  5. — Расскажите всё о сказуемом.

Упр.89 (стр. 60) Комментированное письмо

Рубрика «Твой словарик» (стр.60)

-Спишите слова. Обозначьте орфограмму

-Определите, какими частями речи являются записанные словарные слова, подчеркните неизвестную часть речи. Кто знает, как она называется?

3. Работа по электронному приложению «Русский язык. 4 класс» Л.Ф.Климанова и др. Главные и второстепенные члены предложения. Рубрика «СЛОВАРЬ» (толкование слов: тревога, тревожный, тревожно, тревожиться)

  • — Подберите к каждому из слов синонимы и антонимы.
  • Работа на интерактивной доске.
  • Тревога тревожный тревожно тревожиться
  • Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найтиГрамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найтиГрамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти

Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти

  1. Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найтиГрамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти
  2. Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найтиГрамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти
  3. 8

-Выделите корень в словах тревога, тревожный, тревожно, тревожиться . Какое языковое явление вы наблюдаете в корне?

-Найдите словарное слово в тексте предыдущего упражнения. Подчеркните непроверяемую орфограмму.

Упр.90 (стр.61) Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

V Физкультминутка

VII Закрепление изученного материала

Работа по учебнику. Упр.91 (стр.61) Работа в парах. Оценивание с помощью светофора.

  • VII Рефлексия
  • Работа по карточкам
  • Задание: подчеркнуть главные члены предложения, определить, какой частью речи они выражены.
  • Вариант 1.

Блёкнут травы. Дремлют хаты.

  1. Рощи вспыхнули в дали.
  2. По незримому канату
  3. Протянулись журавли.
  4. Вариант 2.
  5. Тихо дремлет река.
  6. Тёмный бор не шумит.
  7. Соловей не поёт.
  8. И дергач не кричит.

Взаимопроверка. Оценивание с помощью светофора.

  • VIII Итог урока
  • -Из чего состоит основа предложения?
  • 9
  • -Какой второй главный член входит в основу предложения?
  • -Дайте определение сказуемого.
  • -Какой частью речи чаще всего выражено сказуемое?
  • IX Домашнее задание

Рабочая тетрадь на печатной основе упр.59 (стр.39-40),

  1. правило на стр.60
  2. УРОК 3
  3. Тема урока «Главные члены предложения. Второстепенные члены
  4. предложения»
  5. Цели:закрепление умения находить в предложении главные и второстепенные члены.
  6. Задачи:
  7. Актуализировать знания:
  8. — о главных и второстепенных членах предложения;
  9. — учить находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов.
  10. Закрепить умения:
  11. — писать известные орфограммы в словах;
  12. — осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
  13. Формируемые УУД:

П. – употребление специальной терминологии; выполнение действий по алгоритму.

К. – умение слушать и слышать других людей.

10

Р. – умение ставить цель и организовывать её достижение.

Л. – самоопределение, самореализация; принятие и уважение ценностей и традиций образовательного учреждения.

  • Оборудование: орфографические словари , интерактивная доска, проектор
  • Ход урока
  • I Орг. момент
  • II Актуализация знаний
  • Орфографическая минутка. (Слуховой диктант)

— Выпишите слова с удвоенными согласными. Орфограмму подчеркните.

  1. Мы гурьбой бежим из класса.Впечатлений нынче масса:
  2. Кросс сегодня мы бежали, в теннис мы потом играли,
  3. Изучали килограмм и его частицу грамм.
  4. День рожденья был у Аллы-съели мы конфет немало.
  5. Ей нарциссы мы вручили и подарки подарили.
  6. Мы гурьбой бежим из класса, впечатлений нынче масса.

-Прочитайте. Какие слова вы записали. Назовите удвоенные согласные. Запишите ещё два-три слова на это правило.

(Взаимопроверка. Самооценка)

III Самоопределение к деятельности. Работа на интерактивной доске.

Задание: вставьте в предложения главные члены предложения.

  1. По крутой тропинке горной______________ зимой____________

чёрный. 2. Серый ____________ в густом лесу_________________

Читайте также:  Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии, повышение показателей

11

рыжую лису. 3. Невидимкою луна_______________ ___________

летучий.

снег

барашек

волк

освещает

встретил

  • шёл
  • -Ка связаны в предложении главные члены?
  • -Во всех ли предложениях эта связь найдена правильно?
  • -О каком предмете говорится, что он освещает?

-Поставьте вопрос. Какую роль в предложении выполняет слово снег?

  1. -Почему подлежащее и сказуемое являются основой предложения?
  2. -Вспомните, как называются члены предложения, которые не входят в его основу.
  3. -Какие члены предложения называются второстепенными?
  4. -Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие бывают члены
  5. предложения, какую роль они играют в предложении, учиться находить в предложении основу, ставить вопрос от главного слова к зависимому, определять связь слов в предложении.)
  6. IV Работа по теме урока

Работа по учебнику упр.92(стр.62). Устно (объясняют орфограммы, находят главные члены предложения)

  • -Как называются остальные члены предложения?
  • -Почему их так называют?
  • V Физкультминутка
  • 12
  • VI Работа по теме урока

Упр.94 (стр.63) Комментированное письмо.

VII Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр.95 (стр.63) Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу.

-Могут ли второстепенные члены изменять значением предложения?

VIII Рефлексия

Работа в рабочей тетради на печатной основе. Работа в парах. Коллективная проверка. Оценивание с помощью сигнальной карточки «Светофор»

  1. IX Итог урока
  2. Из чего состоит основа предложения?
  3. -Какие члены предложения называют второстепенными?
  4. -Какую роль они играют в предложении?
  5. -Могут ли они изменять смысл предложения?
  6. X Домашнее задание

Учебник – упр.97 (стр.64)

13

Источник: https://infourok.ru/uroki-podlezhaschee-i-skazuemoe-kak-grammaticheskaya-osnova-predlozheniya-podlezhaschee-i-skazuemoe-kak-grammaticheskaya-osnova—1247748.html

Как найти в предложении подлежащее и сказуемое?

Для того, чтобы найти в предложении подлежащее и сказуемое, нужно запомнить, что:

1) подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в предложении, оно отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?»;

2) сказуемое — это то, что говорится о подлежащем (что происходит с подлежащим), оно отвечает на вопрос «Что делает?», «Что делали?», «Что делают?» и т.п.

Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти

  • Рассмотрим пару предложений::
  • 1) Плывет корабль.

В этом предложении (что?) «корабль» — является подлежащим, а корабль (что делает?) — «плывет» — это сказуемое.

2) По дороге бежит собака.

В этом предложении (кто?) «собака» — подлежащее,

собака (что делает?) — «бежит» — это сказуемое.

модератор выбрал этот ответ лучшим

В младшей школе детей учат определять подлежащее и сказуемое по определённым вопросам (что?кто? — подлежащее, что делать? что сделать? — сказуемое). Например: (Кто?) Собака (что делала?) прислушивалась к отдалённым звукам.

Когда дети переходят в среднюю школу, они на практике убеждаются в том, что подлежащее и сказуемое могут отвечать и на другие вопросы. Так, в предложении «Жить — Родине служить» оба главных члена предложения отвечают на один и тот же вопрос, а в предложении «Учиться — моя обязанность» подлежащее отвечает на вопрос «Что делать?», а сказуемое — на вопрос «Что?»

Как же всё-таки помочь детям определять принадлежность члена предложения к конкретной категории? Подлежащее — это главный объект предложения, так сказать, главное действующее лицо, предмет, явление или само действие, без которого не будет в предложении смысла. А сказуемое — это то, что говорится о подлежащем. Если ребёнок поймёт сам принцип, тогда он не будет сбиваться в таких предложениях:

Тридцать — это трижды десять. Похолодало.

Ориентируем детей ещё и на порядок слов в предложении (подлежащее чаще стоит перед сказуемым), и на то, какой частью речи чаще всего могут быть выражены главные члены предложения.

Подлежащее обозначает сам предмет, отвечая при этом на вопросы «кто» и «что» (в зависимости от того, какой предмет — одушевленный или неодушевленный). Чаще всего подлежащее выражено существительным.

А сказуемое — это уже о действии предмета, о том, что этот предмет делает или чем он является (является — это ведь тоже действие). Чаще всего отвечает на вопросы глагола («что делать», «что сделать» и т.д.), если сказуемое выражено именно им.

Хотя сказуемым может быть даже опять-таки существительное. Например: «одуванчик — лекарственное растение». У нас есть главный объект, к которому обращено все наше внимание — одуванчик, он является подлежащим. И при этом он что-то еще делает — является растением, «растение» хоть и отвечает на вопрос «что», но является в данном предложении сказуемым.

Я объясняю так. О чём говорится в предложении, это и есть подлежащее. Оно чаще всего выражено существительным в именительном падеже. Сказуемое отвечает на такие вопросы: Что делает подлежащее? Что с ним делается? Какое оно? Что оно? Что о нём сказано? Сказуемое в большинстве случаев глагол.

В начальной школе даётся первоначальное понятие о подлежащем и сказуемом на простых примерах.

!. Научите детей отвечать на вопрос «О ком/чём говорится в предложении?». Это и будет подлежащее, отвечает на вопросы «кто?» или «что?» В младших классах подлежащее обычно выражено именем существительным в И. п.

  1. Вопрос «Что делает «подлежащее»? Это будет сказуемое, отвечает на вопрос «что делает?» «что делают?»

Например: Ребята играют в футбол.

2.О ком говорится? — О ребятах.

Что ребята делают? — Играют в футбол.

Ребята играют — грамматическая основа предложения.

В среднем и старшем звене знания школьников о подлежащем и сказуемом расширяются, рассматриваются более сложные случаи.

Чтобы в предложении найти подлежащее и сказуемое, нужно выучить правило, в котором говорится, что подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее — является существительным, и отвечает на вопрос — кто?, что?, а Сказуемое — является глаголом, и отвечает на вопрос — что делал? что сделал? При разборе предложения, подлежащее подчёркивается одной линией, а сказуемое двумя.

Пример приведён ниже на фото.

Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти

Подлежащее — это то, о чем говорится в предложении, отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», чаще всего подлежащее — это имя существительное, хотя бывает и местоимением.

Сказуемое обозначает действие и отвечает на вопрос — «Что делал?», «Что сделал?». Чаще всего это глагол.

Рассмотрим на таком предложении:

Мама пришла с работы.

В данном случае — «Мама» будет подлежащим, так как отвечает на вопрос «Кто?».

«Пришла» — это сказуемое» отвечает на вопрос «Что сделала?».

В предложении подлежащее подчеркивается одной ровной линией, а вот сказуемое — двумя линиями.

Чтобы определить, что в предложении является подлежащим, а что будет считаться сказуемым, надо чётко знать правило в русском языке, согласно которому подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения, составляют грамматическую основу.

Существительным чаще всего выражено подлежащее, отвечающее на вопросы «кто?»и «что?». Сказуемое чаще всего выражено глаголом, отвечающим на вопросы «что делал?» и «что сделал?». Подлежащее принято подчёркивать одной линией, а сказуемое — двумя.

Разбираем на примере простого предложения.

Лес роняет золотую листву. О чем говорится в предложении? О лесе. Что? лес.Лес — это главный член предложения — подлежащее, выражено именем сущ. Подчеркиваем одной чертой.

Что сказано о лесе? Лес что делает? роняет.Роняет — это сказуемое, потому что отвечает на вопрос что делает? выражено глаголом.Подчеркивае­м двумя чертами. Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения.

Подлежащее отвечает на вопрос- кто? что? (то есть о ком или о чем говорится в предложении), подлежащее обычно выражено существительным (для второклассника этого достаточно пока).

А сказуемое отвечает на вопрос что делает? что делают? Вопрос ставиться от подлежащего с сказуемому, например, предложение: Лена лепит грибок. -Лена что делает?, — лепит; или Дети сгребают листья.

-Дети что делают? — сгребают.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3054353-kak-najti-v-predlozhenii-podlezhaschee-i-skazuemoe.html

Грамматическая основа предложения с примерами

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова.

Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.

  • Подлежащее.
  • Помни!
  • Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:
1)   числительным, прилагательным  и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.
2) конструкциями:
— числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;
У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.
— кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

  1. Лучший из учеников быстро решил эту задачу.
  2. — кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;
  3. Что-то такое ничтожное завязано в платке.

— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).
Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.).
Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три  типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

  • Различай!
  • Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно. Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти
  • Также посмотрите видео-презентацию.
  • Подсказка.
  • 1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
  • Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

  1. Ловушка!
  2. Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
  3. Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото.
  4. Такая ошибка связана с двумя факторами.
  5. Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
  6. Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол  -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото.

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем:  Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

  • Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
  • Помни!
  • Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
  • Мне необходимо сойти на этой остановке.
  • Ловушка!
  • Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

  1. Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
  2. Верно: Она показалась мне смешной
  3. Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
  4. Верно: Учитель был строгим.
  5. Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1)           Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.
  • В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
  • Помни!
  • В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
  • https://5-ege.ru/grammaticheskaya-osnova/
  • 2)  В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3)  Подлежащее может  быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4)  Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5)  Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного?  (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3)  Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит.

(4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи.

(5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей.

(6) Таким образом, человек обладает способностью формирования  обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

  1. 1) восприятие является (предложение 2)
  2. 2) приобрел способность (предложение 4)
  3. 3) они не представляются слепком (предложение 4)
  4. 4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает.

(4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться.

(6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

  • 1) книги нужны были, они терялись
  • 2) им нужны были, они терялись
  • 3)  книги нужны были, приходя сюда, они терялись
  • 4)  книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство  в океане.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя.

(3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь.

(4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

  1. 1)  она издохнет (предложение 2)
  2. 2)  что хочется (предложение 3)
  3. 3)  что хорошо и должно делать (предложение 4)
  4. 4)  научает способность (предложение 4)
  5. Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.

Рекомендуем:

  • Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП
  • Запятая перед союзом и
  • Однородные члены предложения, примеры
  • Двусоставные и односоставные предложения
  • Сложные предложения с примерами

Источник: https://5-ege.ru/grammaticheskaya-osnova/

Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое в русском языке

Грамматическая основа предложения — это его главные члены, подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет, о котором идет речь. Сказуемое — действие или состояние предмета.

При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое — двумя чертами.

  • Грамматическая основа предложения. Пример
  • Вася сегодня утром идёт в школу.
  • Грамматическая основа — Вася идётПодлежащее — Вася
  • Сказуемое — идёт

Грамматическая основа — это ядро предложения, вокруг которого группируются другие слова.

Если в предложении есть только подлежащее (Вот и зима) или только сказуемое (За окном вечерело), то грамматическая основа состоит из одного слова. Такое предложение называется односоставным.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое — это двусоставное предложение (Вот и наступила зима).

  • Предложение, в котором есть подлежащее и/или сказуемое, но нет второстепенных членов, называется нераспространенным предложением.Примеры нераспространенных предложений: Идет дождь. Мне грустно. Собеседник заблуждался.
  • Если же в нем есть второстепенные члены (дополнение, обстоятельство, приложение) — это уже распространенное предложение.Примеры распространенных предложений: Всю ночь идет дождь. Осенью мне всегда грустно. Мой собеседник сильно заблуждался.

Подробнее читайте в материале: Распространенное предложение — что это? Как его составить

Как выделить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно понять, о ком или о чем идет речь (задать вопросы кто? что?), что говорится об этом объекте (задать вопросы что делает? каков он?).

Как выделить подлежащее и сказуемое. Примеры

Море третий день волнуется.Что? Море. Это подлежащее.Море что делает? Волнуется. Это сказуемое.

Дед снова был невесел.Кто? Дед. Это подлежащее.Что о нем говорится? Был невесел. Это сказуемое.

Что такое подлежащее. Примеры

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

Чаще всего это субъект действия — тот, кто что-то делает. Например: Федор Иванович уволился с работы.Но если глагол стоит в страдательном залоге, то подлежащее — объект чужого действия: Федор Иванович был уволен с работы.

Подлежащее, выраженное разными частями речи. ПримерыПапа был доволен. (Существительное)Они думают. (Местоимение)Хромой улыбнулся. (Прилагательное)Отдыхающие вернулись в гостиницу. (Причастие)Ко мне подошли двое. (Числительное)Раздалось дружное ах. (Междометие)

  • Подлежащим может быть сочетание числительного с существительным: Три собаки бежали за мной. Четверо друзей гуляют в парке.
  • Синтаксически неделимое словосочетание также может выступать в роли подлежащего: Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся поэт. Анютины глазки — мои любимые цветы.
  • Подлежащим может быть инфинитив, неопределенная форма глагола: Играть в шахматы — его любимое занятие.

Что такое сказуемое. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Примеры

Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Оно отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой? Оно определяет подлежащее и вместе с ним составляет основу предложения.

  • Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:Из дома вышел человек с дубинкой и мешком.Девушка пела в церковном хоре.Умремте ж под Москвой.

Простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов — например, в будущем времени изъявительного наклонения или в форме повелительного наклонения:Вы будете жить с нами? Давай обсудим планы на будущее. Пускай она пройдет в дом.

  • Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива — неопределенной формы глагола: Преподаватель прекратил говорить.Я хотел вам позвонить.Мы думали заглянуть в гости.Преподаватель продолжал приводить интересные примеры.В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.Рад стараться.Всегда готов буду вам помочь.Мы вынуждены откланяться.Сотрудник начал работать над вашим заданием.

В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.п.

Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.

  • Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное).Андрей стал отцом.Она оказалась другой.Охотник осторожен.В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть).Вода в море была холодная и чистая.Я не был смельчаком.Бог есть любовь.Глагол «быть» в русском языке часто опускается. Поэтому связка может отсутствовать — быть нулевой.​Золото — драгоценный металл.Ты тоже молодец.Он мой друг.

Источник: https://www.anews.com/p/110910130-grammaticheskaya-osnova-predlozheniya-podlezhashhee-i-skazuemoe-v-russkom-yazyke/

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Береза стоит у ручья.

Три сестры любят играть в прятки.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:

Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.

Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:

Знание (что это такое?) – сила.

Сегодня закат (каков?) особенно красив.

Сегодня он (какой?) весёлый.

Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.

По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Односоставные и двусоставные предложения
  • Виды предложения по цели высказывания
  • Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
  • Предложение с обращением
  • Второстепенные члены предложения
  • Предложения распространенные и нераспространенные
  • Однородные члены предложения
  • Простое и сложное предложения
  • Предложения с прямой речью
  • Словосочетание
  • Предложение
  • Синтаксис и синтаксический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

  1. 1 класс
  2. Упражнение 7, Полякова, Учебник
  3. Упражнение 9, Полякова, Учебник
  4. Упражнение 10, Полякова, Учебник
  5. Упражнение 83, Полякова, Учебник
  6. Упражнение 116, Полякова, Учебник
  7. Упражнение 120, Полякова, Учебник
  8. Упражнение 152, Полякова, Учебник
  9. Упражнение 154, Полякова, Учебник
  10. Упражнение 177, Полякова, Учебник
  11. 2 класс
  12. Упражнение 27, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  13. Упражнение 130, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  14. Упражнение 93, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  15. Упражнение 5, Полякова, Учебник, 1 часть
  16. Упражнение 9, Полякова, Учебник, 1 часть
  17. Упражнение 11, Полякова, Учебник, 1 часть
  18. Упражнение 13, Полякова, Учебник, 1 часть
  19. Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть
  20. Упражнение 218, Полякова, Учебник, 2 часть
  21. Упражнение 224, Полякова, Учебник, 2 часть
  22. 3 класс
  23. Упражнение 35, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  24. Упражнение 81, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  25. Упражнение 4, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  26. Упражнение 144, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  27. Упражнение 152, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  28. Упражнение 37, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  29. Упражнение 96, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  30. Упражнение 75, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  31. Упражнение 30, Полякова, Учебник, 1 часть
  32. Упражнение 100, Полякова, Учебник, 2 часть
  33. 4 класс
  34. Упражнение 47, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  35. Упражнение 54, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  36. Упражнение 138, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  37. Упражнение 56, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  38. Упражнение 86, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  39. Упражнение 188, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  40. Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  41. Упражнение 94, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  42. Упражнение 26, Полякова, Учебник, 1 часть
  43. Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
  44. 5 класс
  45. Упражнение 77, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  46. Упражнение 161, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  47. Упражнение 168, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  48. Упражнение 170, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  49. Упражнение 172, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  50. Упражнение 174, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  51. Упражнение 198, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  52. Упражнение 234, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  53. Упражнение 353, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  54. Упражнение 258, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  55. 6 класс
  56. Упражнение 49, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  57. Упражнение 449, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  58. Упражнение 621, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
  59. Упражнение 83, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  60. Упражнение 89, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  61. Упражнение 145, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  62. Упражнение 224, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  63. 7 класс
  64. Упражнение 4, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  65. Упражнение 10, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  66. Упражнение 314, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  67. Упражнение 317, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  68. Упражнение 357, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  69. Упражнение 505, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  70. Упражнение 506, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  71. Упражнение 508, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  72. Упражнение 512, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  73. 8 класс
  74. Упражнение 74, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  75. Упражнение 100, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  76. Упражнение 118, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  77. Упражнение 121, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  78. Упражнение 131, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  79. Упражнение 167, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  80. Упражнение 171, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  81. Упражнение 181, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  82. Упражнение 201, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  83. Упражнение 311, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
  • © budu5.com, 2019
  • Пользовательское соглашение
  • Copyright
  • Нашли ошибку?
  • Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/16

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector