Что изучает социальная география, экономическая, физическая и основоположник науки

  • ВВЕДЕНИЕ
  • § 1. Что и
    как изучает социально-экономическая география мира

1.    Вспомните
по курсу 9 класса, которые являются предметом изучения экономической и социальной географии
Украина.

2.    Какие вам
известные методы географических исследований?

3.     Какие источники информации вы использовали, изучая
географию?

ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА. Каждая
наука имеет свой предмет исследования. Предметом изучения социально-экономической
географии мира являются закономерности развития и размещения населения, а также
хозяйства в мире в целом и в отдельных регионах и странах.

Первичными своеобразными кирпичами
науки является понятие, из которых выстраивается взаимосвязанная научная система. Как в
физике основным является понятие атома, в химии — молекулы, а в биологии — клетки,
так в географии основным является понятие территории.

Территория — Это ограниченная часть поверхности Земли с характерными для
нее естественными и созданными человеком (антропогенными) особенностями и
ресурсами, которая имеет определенную площадь, географическое положение и другие характеристики.

Территория
является частью географического пространства (геопространства), Что
охватывает все земные сферы (лето-, гидро-,
атмо-, Биосферу), единство и взаимосвязь которых
оказывается в географической оболочке.

Важными составляющими геопространстваесть акватория (Участки водной
поверхности), воздушное пространство и недра, Которые в совокупности формируют
географическое пространство.

В
социально-экономической географии, которая является составной частью географии,  термин «территориальное» употребляется для
определение всего, что связано с конкретной территорией, как синоним слова
«Пространственный».

От этого понятия происходят такие, как территориальное разделение труда,
территориальный комплекс, территориальные связи и т.д.

Социально-экономическая
география мира охватывает широкий круг вопросов пространственных аспектов развития
общества, мирового хозяйства, взаимодействия человека и природы в различных
регионах мира.

Таким образом, главным ее понятием является территориальная (Геопросторова) Организация
общества
или его отдельных частей (население, производственной и социальной
сфер, производительных сил). Территориальная организация общества проявляется:

  1. 1) в размещении объектов на земной
    поверхности (отдельного населенного пункта, страны, региона);
  2. 2) в пространственных связях между
    объектами (например, транспортных, в перемещении людей, энергии, информации);
  3. 3) в территориальных образованиях (экономический
    район, хозяйственный узел, система расселения и др.);
  4. 4) в функционировании  территориальных образований во времени (изменение их
    результате взаимодействия с природным и общественной средой вследствие управления).
  5. Итак, другими словами можно сказать,
    что предметом социально-экономического
    географии мира
    является территориальная организация общества и хозяйства.

Основные формы территориальной
организации общества — государство (Страна), надгосударственные
объединение
(Политические блоки и группы государств, например НАТО — Блок стран Западной Европы и Северной
Америки).

Основной формой хозяйственно-экономической организации является национальное
хозяйство
(Национальный комплекс), а наднаціональногосподарською
экономические
блоки стран
(Например, Европейский
Союз
). Самая же форма — это мировое хозяйство в целом.

На
общегосударственном уровне такими формами являются экономическая зона, экономический район(Регион).

Поэтому социально-экономическая география
мира вооружает знанием о конкретных формах территориальной организации
общества: районы, зоны, государства, их объединения, о мировом хозяйстве,
особенности его пространственной структуры, о глобальных экономических, социальных,
политические, культурные и иные связи и проблемы. Эти знания необходимы человеку,
чтобы удовлетворить свои потребности и потребности общества в самом важном — в
сырье, топливе, энергии, продовольствии, конструкционных материалах, сбыте
товаров, в вопросах транспорта, культуры и т.д.

Социально-экономическая
география мира — это сложная система знаний, которая охватывает многочисленные научные отрасли
и подотрасли, тесно переплетаются и взаимодействуют между собой (рис. 1). В наше
время активно развиваются такие отрасли, как география культуры, география религии,
Этногеография, география выборов, география Мирового океана.

  • Что изучает социальная география, экономическая, физическая и основоположник науки
  • Структура социально-экономической
    географии мира
  • Как называется наука?

Относительно науки, на основе которого заключен школьный курс географии, изучается
в 10 классе, употребляется несколько названий.

Ученые считают, что лучшей, всеохватывающей
названием является общественная география, По
аналогии с физической (естественной) географии, которые вместе образуют единую
географию (есть, так сказать, наполнением земной реальности — географической
оболочки).

Главной в обществе является человек — венец в развитии природы и
общества, поэтому эту науку можно назвать и географией
человека
или на греческий лад — антропогеографии.

Названия же социально-экономическая география и экономическая и социальная география,
что являются синонимами, по мнению ученых есть несколько ограничены и впоследствии, мнению ученых, воцарится
название «антропогеографии».

МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Из предыдущих
курсов географии вы уже знаете об основных методах географических исследований — экспедиционный,
описательный, сравнительный, картографический, моделирование
.

Поскольку
социально-экономическая география мира имеет тесные связи с физическим
географией,которая придает ей данные о
природные ресурсы, особенности природной среды и природно-географический
разделение территории, то она успешно применяет перечисленные методы.

Одновременно
социально-экономическая география мира применяет знания о себестоимости, цены,
экономические законы для обоснования организации производственной сферы, то есть тесно
связана с экономикой. Поэтому она пользуется и экономическими методами (Методом
расчетов, балансовым и т.п.).

Кроме того, социально-экономическая география мира объединяет
в себе и элементы социологии, изучающая человека и сообщества людей (семью,
трудовой коллектив, этнос и др.) в их многообразных связях, поэтому широко применяет
социологические
методы
(Опрос, анкетирование, статистическую выборку).

Статистикавооружает
социально-экономическую географию мира статистическими (количественными) методами,
с помощью которых выявляют определенные закономерности.

Сейчас почти все
науки математизируются, т.е. прибегают к математических методов (Математической
логики, теории вероятностей т.п.). Опираясь на
методы логики, понятия содержания и формы, качества и количества, целого и части,
являются философскими категориями, изучают явления, свойства и процессы в пространстве.

На современном
этапе, когда компьютерные  технологии стремительно
распространяются во всех сферах жизни, не обходятся без них и экономико-географические
исследования.

Благодаря сочетанию компьютерных технологий, картографического и
статистического методов и пространственного моделирования создана географические информационные системы
(ГИС), С помощью которых накапливают, хранят,
анализируют и графически моделируют пространственные данные о географических объектах и
явления (рис. 3).

Применяя ГИС-технологий, Как
учебно-познавательный метод, проводят пространственно-временной анализ и получают
ответы на ряд вопросов: содержащийся на определенной территории, где расположен конкретный
объект, какие изменения произошли в том или ином месте, начиная с определенного времени,
которые пространственные структуры существуют, что произойдет в случае определенных изменений. Кроме того,
ГИС имеют четкое практическое направление. На их основе
организуют функционирования транспортных сетей и систем жизнеобеспечения,
рационализируют природопользования, планируют путешествия, проводят
поисково-спасательные и военные операции и т.д.

Итак, имея
тесная взаимосвязь с упомянутыми уже науками, а также с демографией,
политологией и геополитикой, используя их методы исследований,
социально-экономическая география мира адекватно отражает процессы, свойства
и отношения, характерные для стран и мира в целом. Без этих знаний невозможно
осуществлять территориальное планирование развития и размещения хозяйства в стране,
составлять генеральный план развития города, совершенствовать сеть
территориально-административного деления территории, организовывать комплексную охрану
природы. Социально-экономическая география мира расширяет и углубляет знания о
окружающий мир как сложную социальную, экономическую, политическую, культурную и экологическую
систему. Она помогает выяснить место Украина и свое собственное в этом
разнообразном мире.

Читайте также:  Краткий рассказ содержания повести николая гоголя "тарас бульба" по главам

Что изучает социальная география, экономическая, физическая и основоположник науки

Связи социально-экономического
географии мира с другими науками и ее методы исследований

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. Объем
географической информации, накопленной человечеством, огромен. Ее невозможно
собрать в одной книге или на веб-сайте.

Чтобы достичь
желаемых результатов в изучении социально-экономической географии мира, нужно
использовать различные информационные ресурсы.

Как вам уже известно, источники
географических знаний разделяют на несколько групп (рис. 4), каждая из которых имеет свои
преимущества.

Научные
издание
— Наиболее фундаментальные труды, освещающие анализ результатов
исследований географических процессов и явлений на глобальном и региональном уровнях.

Научно-популярная
литература
подает географические знания в доступной массовому читателю форме.

В справочных
изданиях
(Справочниках, словарях, энциклопедиях) можно найти статистические,
сжатые исторические и другие сведения о географических объектах.

Учебная литература
школьные учебники и пособия — это указатель в информационном море,
руководство к действию при поиске ответов на вопросы, возникающие в
процессе изучения географии. Однако понятно, что никакой учебник не успевает отражать
изменения, быстро происходят, и не способен ответить на все вопросы.

Поэтому важно постоянно обращаться к периодических изданий (Газет,
специализированных журналов), содержащие оперативную географическую информацию и могут
быть как научными, так и научно-популярными.

Популярными носителями информации
стали телевидения и радио: Немало специализированных каналов и передач освещают
исследования планеты, путешествия по странам и континентам.

Обязательными спутниками вашего
обучения должны быть географические карты, Содержащие пространственную характеристику объектов.
Художественные
произведения,
которые являютсяв домашней и
школьной библиотеках, расширят ваши познания о географических явлениях, о разных
уголки нашей планеты.

Что изучает социальная география, экономическая, физическая и основоположник науки

Источники географической информации

Сейчас на смену
традиционным бумажным носителям информации приходят электронные, а также Интернет,
которые значительно расширяют возможности познания мира, дополняют его визуальным и
звуковым рядами. Но для этого нужно иметь персональный компьютер, подключенный
до Мировой паутины или другого технического оборудования.

Что выберете вы для пополнения своих
знаний — дело личных предпочтений и возможностей. Помните главное: чем
больше дополнительных источников вас интересовать, тем понятнее становиться
хитросплетения современного мира.

Работа с различными источниками знаний
способствовать расширению вашего кругозора, развития культуры и мышления, выработке
навыков самостоятельной творческой работы, которые в будущем понадобятся в любой
сфере деятельности.

О значении географии

«Украинский молодежи нужно новейшего Землезнання, Которая учит исследовать и познавать всю землю и
каждый ее клочок жив произведение природы, а человека и его дела на земле — как
участок всеземного жизнь. География нужен каждому
модерном гражданину, или он учитель, или инженер, администратор или лавочник,
воин или дипломат ».

Степан Рудницкий, 1923р.

Вопросы и задания

1.   
Что является предметом исследования социально-экономической
географии мира?

2.   
Объясните, в чем проявляется территориальная организация общества.

3.   
Пользуясь рис. 1, расскажите об отраслевом составе
социально-экономической географии мира.

4.   
Как связаны между собой физическая и социально-экономическая
география мира? Какие вам известны общегеографическиеметоды исследований?

5.   
Какими экономическими и социальными методами пользуется
социально-экономическая география мира?

6.   
Какими источниками географической информации вы воспользуетесь,
чтобы узнать, что такое ГИС?

Источник: https://geomap.com.ua/ru-g11/943.html

Подсистемы физической и социально-экономической географии

Физическая география — подсистема в системе географической

наук.

Подходы к определению объекта и предмета изучения физической географии менялись на протяжении истории развития науки: весь земной шар (К. Риттер); страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения (А. Геттнер); земная поверхность (Ф.

Рихтгофен); современное физическое устройство наружной земной оболочки (П.И. Броунов). Большинство отечественных физикогеогра- фов согласилось с сущностью формулировки объекта изучения географии, предложенной П.И. Броуновым. Вместе с тем содержание объекта углублялось и уточнялось.

Предлагались различные термины, характеризующие объект физической географии: «географическая оболочка, ландшафтная оболочка, геосфера, ландшафтная сфера, биогеосфера, эпигеосфера. Наибольшее признание получил термин «географическая оболочка».

Она представляет собой сложное комплексное образование, состоящее из взаимодействующих геосфер, ставших средой жизнедеятельности человека.

Академик А.А. Григорьев считал, что главная задача географической науки состоит в познании структуры и сущности географического процесса, происходящего в географической оболочке. Другой выдающийся отечественный географ, академик С.В.

Калесник, уточнил определение объекта географии, включив в него структуру географической оболочки, законы ее формирования, пространственного распределения и развития. Академик И.П. Герасимов развил идеи о необходимости исторического подхода к познанию географической оболочки, а также об органичном сочетании глобального и регионального подходов в ее изучении. В исследованиях В.С.

Преображенского географическая оболочка характеризуется диалектическим единством двух важных качеств: непрерывности (континуальности) и прерывности (дискретности).

Различные географические науки «выбирают» свои предметы изучения географической оболочки, те или иные ее стороны, отношения, процессы, «разрывая» единый объект общей физической географии.

Отечественные географы А.Ю. Ретеюм и Л.Р. Серебряный, рассматривая предмет и объект географии как науки о Земле, отмечают: «Природа не знает не геоморфологии, ни гидрологии, ни биогеографии, … ни всех других географий. Она едина и неделима. Но познать ее нельзя, не разъяв предварительно на части.

В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее».

Вместе с тем следует отметить, что одной из отличительных особенностей развития отечественной физико-географической мысли является сопряженная, взаимообогащающая разработка комплексных и специализированных направлений.

Это отражает стремление реализовать в рамках физической географии идеи единства природы, единства общего и частного.

Отмеченная тенденция проявляется в развитии, с одной стороны, комплексных, синтетических разделов физической географии — общего землеведения, ландшафтоведения, биогеографии, палеогеографии; с другой — аналитических разделов — геоморфологии, гидрологии, климатологии, почвоведения.

На рисунке В.2 представлена структура физико-географических наук. Эти разные науки объединяет один объект изучения — географическая оболочка, предмет же изучения каждой из наук специфичен.

Рис. В.2. Структура физико-географических наук

Теоретической основой комплексной физической географии стали объединяющие концепции: учение о географической оболочке; учение о ландшафте, в том числе геофизике и геохимии ландшафта; идеи эволюционной географии и физико-географического районирования. Их становление связано с научной деятельностью А.А. Григорьева, Л.С. Берга, Б.Б. Полынова, А.А. Величко, С.В. Калесника и других.

Предметом изучения общего землеведения являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования географической оболочки как целостной системы глобального уровня. Географическая оболочка — это сложная многоступенчатая пространственно-дифференцированная система.

Она включает географические системы различных уровней — регионального и локального, которые представлены природными и природно-антропогенными комплексами. Природные и природно-антропогенные комплексы регионального и локального уровней организации являются предметом изучения ландшафтоведения.

Читайте также:  Значение пауков: насекомое это или нет, характеристика класса паукообразных с названиями

Предметом палеогеографии является изучение закономерностей развития географической оболочки и ее отдельных частей в геологическом прошлом.

В отраслевых физико-географических науках предметом изучения являются природные компоненты, причем важно раскрыть функции каждого из них в поддержании целостности географической оболочки, а также подчеркнуть, что они находятся во взаимной связи.

Известный географ А.Г.

Исаченко отмечает, что если для природного комплекса все формы движения равнозначны, то абиотические компоненты по своему субстрату и системообразующим процессам могут быть отнесены к физическим или физико-химическим системам, биота — к биологическим, почва — к биокосным.

Следовательно, природные географические компоненты, являясь предметами изучения отраслевых физико-географических наук, рассматриваются как промежуточные звенья между географическими и негеографическими системами и как промежуточная ступень в процессе географического синтеза.

Этим обстоятельством определяются место и особенности отраслевых физико-географических дисциплин.

Они, занимая промежуточное положение между географией и смежными естественными науками, предполагают интеграцию знаний, раскрытие не только собственно географических, но и физических, химических и биологических и других аспектов. На рисунке В.

2 представлены основные отраслевые физико- географические науки — геоморфология, климатология, гидрология, почвоведение, биогеография. Для всех названных наук характерны те особенности, которые рассмотрены выше.

Особо отметим, что место биогеографии, изучающей закономерности распространения живых организмов и их сообществ на Земле, в структуре физико-географических наук долгое время являлось дискуссионным. Академик И.П. Герасимов подчеркивал ее важную роль, как географической ветви науки об организации живого, опирающейся на учение В.И. Вернадского о биосфере.

Структура любой науки динамична. На нее влияют не только внутренние, но и внешние факторы. К внешним факторам относят: а) социально-экономическую, политическую, экологическую ситуацию в стране и мире, что сказывается на доминирующем развитии того или иного направления; б)развитие общенаучных подходов и мировоззренческих тенденций.

В. С. Преображенский, анализируя современные тренды в развитии теории и структуры физико-географической науки, отмечает ряд аспектов.

Во-первых, в физической географии важно сосредоточить внимание на использовании экологического подхода как с точки зрения описания, объяснения и предсказания антропогенных изменений природной среды и ее компонентов, так и разработки конструктивных предложений по «сотворчеству» человека и природы.

Во-вторых, изучение современной географической оболочки, которая представляет собой не чисто природное, а в значительной степени природно-антропогенное образование; познание организации географической оболочки в условиях перехода ее из биосферной стадии в стадию ноосферы.

В-третьих, запросы общества на междисциплинарное изучение географической оболочки, в которой осуществляются как природные процессы различного характера, так и процесс ноосферогенеза, существенно повышают интегративную роль физической географии, а также предполагают расширение ее связей с другими системами наук на основе реализации «сквозных направлений» (по К.К. Маркову), использования общенаучных подходов и новых коэволюционных мировоззренческих ориентиров.

Экономическая и социальная география как подсистема в системе географической науки. В течение длительного времени она именовалась экономической географией.

Постепенно происходило «очеловечение» отечественной экономической географии. В этом направлении велика заслуга Н.Н. Баранского. С конца 1970-х гг.

экономическая география стала именоваться «экономической и социальной географией», или «социально-экономической».

Современная социально-экономическая география— это комплекс наук, занимающихся изучением территориальной организации общества в различных странах, районах, местностях. Она подразделяется на экономическую и социальную географию.

Экономическая география изучает территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов.

Социальная география занимается изучением пространственных процессов и форм организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспроизводства жизни человека.

Социально-экономическую географию принято подразделять на общую, региональную и отраслевые дисциплины.

Первая охватывает общие вопросы теории и методологии, концентрирует свое внимание на закономерностях территориальной организации общественного производства, пространственных процессов и формах организации жизни людей.

Вторая исследует конкретные районы, страны и регионы. Классификация отраслевых дисциплин включает шесть основных таких наук.

  • География населения — наука, изучающая структуру, размещение и территориальную организацию населения, рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с природным окружением.
  • География промышленности изучает территориальную структуру промышленного производства, объективные закономерности и специфические особенности развития промышленности в целом и по группам отраслей.
  • География сельского хозяйства изучает закономерности и особенности территориальной дифференциации сельскохозяйственного производства, производственные типы сельского хозяйства, классификацию и картографирование сельскохозяйственных земель, сельскохозяйственное районирование.
  • География транспорта изучает территориальную структуру транспорта, объективные закономерности и специфические особенности его размещения, степень транспортной освоенности территории, формирование транспортных сетей и систем, грузо- и пассажиропотоков.
  • География природных ресурсов изучает географию отдельных видов природных ресурсов и их сочетаний, пути рационального использования ресурсов, занимается прогнозом состояния ресурсной базы.
  • Рекреационная география — научное направление, изучающее территориальные закономерности и особенности деятельности людей и развитие физических и духовных сил.

Источник: https://bstudy.net/657771/estestvoznanie/podsistemy_fizicheskoy_sotsialno_ekonomicheskoy_geografii

Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Дать учащимся представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе.
  2. Познакомить с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии; структурой учебника, методами географических исследований.
  3. Формирование умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с учебником.
  • Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.
  • Тип урока: урок-лекция.
  • Структура урока:
  • План:
  1. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.
  2. Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира.
  3. Методы географических исследований.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала.
  1. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.

География – одна из древнейших наук на  Земле.  В наши дни география из науки преимущественно описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера.

Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические , но и экономические и социологические методы исследования.

Читайте также:  Миклухо-маклай: что открыл, где родился, открытия, коренные жители новой гвинеи

Социология —  наука об обществе, о поведении людей. Экономическое и социальное неразрывно связано между собой. Нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производственной силы, без человеческого фактора.

  1.  Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира.
  1. Основное направление современного этапа развития – это усиление социальной, политической, экологической направленности исследования.
  2. Главное направление – это рациональное использование и преобразование природной среды.
  3. Географы участвуют в решении многих таких вопросов:
  1. Угрожает ли миру перенаселение?
  2. Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования?
  3. Насколько человечество обеспечено энергетическими и минеральными ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»?
  4. Как наилучшим образом использовать водные ресурсы и решать задачи обеспечение растущих потребностей в пресной воде?
  5. Как предохранять атмосферу и Мировой океан от загрязнения?
  6. Как лучше вести борьбу со стихийными силами природы?
  • Длительное развитие географии привело к углублению ее внутренней
  • Дифференциации и появлению ряда научных направлений:
  • Ландшафтоведение, геоморфология, климатология, гидрология, океанография, океанология, география почв, растений и животных.
  • В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.
  • В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.
  • Новое направление научных исследований – медицинская география, геоэкология и др.
  1. Методы географических исследований.

Традиционные методы:

  1. Картографический – ведущий метод в географии (разные виды карт, разные способы анализа карт).

Функции карты: источник информации, средства обучения, метода обучения.

Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

  1. Статистический. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.
  2. Сравнительно-географический.  Всё подлежит сравнению:больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценитьчерты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.
  3. Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.  Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.
  4. Математические методы исследования позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.
  5. Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.
  6. Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один изметодов исследования географической науки.
  7. Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.
  8. Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.
  9. Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

Современные методы географических исследований:

  1. Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем и др. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияниедеятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.
  2. Геоинформатика. В наши дни уже существует мировое информационное пространтсво. Информатика позволяет применять экономическо-математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем (ГИС).

Космические методы исследования нашей планеты, ибо климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

  1. Структура учебника  (объяснение учителя).
  2. Итоги урока.
  3. Задание на дом: подготовиться к уроку – диалогу по данной теме. Ответить на вопросы.
  1. Приложение 1. География как наука
  2. Приложение 2. Источники географической информации
  3. Приложение 3. Тест на закрепление

Источник: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/10/14/ekonomicheskaya-i-sotsialnaya-geografiya-kak-nauka-ee-mesto-v

Социально-экономическая география и ее роль – Моя освіта

География — это система наук о Земле. В связи со сложностью объекта исследования и множеством функций выделяют ряд частных научных дисциплин и направлений.

Вспомните, что изучает физическая география, география почв, растений, животных.

Среди общественно-географических наук выделяется социально-экономическая география. Она делится на экономическую, социальную и географию населения.

Экономическая география — отрасль социально-экономической географии, которая изучает закономерности размещения хозяйства и его рациональные формы территориальной организации (на районном, областном, государственном уровнях). Главными чертами экономической географии, по мнению знаменитого русского экономикогеографа Баранского Н. Н., являются:

  • ? активность и тесная связь с практикой, проникновение запросами страны; установление закономерностей, позволяющих найти, научно определить дальнейшее развитие каждого района, большого и малого;
  • ? комплексность и в то же время конкретность и детальность изучения, исследование и картированность территории,
  • ? усиление технической подготовки экономикогеографов, которая необходима для того, чтобы глубже понимать географию производства и правильно намечать перспективы развития.
  • Основная цель экономической географии заключается в поиске путей повышения продуктивности труда на основе рационального использования территории и размещения производства; оптимальной концентрации производства; усовершенствования отраслевой, территориальной организации и управления.
  • Социальная география — отрасль социально-экономической географии, которая изучает закономерности пространственных особенностей формирования и развития населения, формы организации жизни людей (условия труда, быта, отдыха).
  • География населения — наука, которая изучает закономерности и территориальные особенности формирования и развития современного состава населения и типы его расселения.
  • Основными задачами социальной географии и географии населения являются:
  • ? повышение эффективности общественного труда;
  • ? комплексное социальное развитие каждого района страны;
  • ? повышение благосостояния населения;
  • ? улучшение условий труда, быта и отдыха;
  • ? рациональное использование трудовых ресурсов;
  • ? создание гармоничных взаимоотношений между обществом и природой.
  1. Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации общества, общественно-территориальных комплексах, факторах их формирования, структуре, организации и закономерностях развития.
  2. Сегодня велика роль социально-экономической географии в познании общества и его взаимодействии с природой; комплексном экономическом и социальном развитии ее районов; подготовке стратегических программ развития, решении общественных, социальных, экономических, экологических проблем.
  3. ПОДІЛИТИСЯ:
  4. « Проблеми і перспективи розвитку Донецької області
    Формирование территории Украины »

Источник: https://moyaosvita.com.ua/geografiya-ru/socialno-ekonomicheskaya-geografiya-i-ee-rol/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector