В русской поэзии в целях усиления воздействия выражений используются разного вида риторические и стилистические фигуры ( , эпитеты , аллегории, тропы и др.).
Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.
Анафора: значение
Анафора означает единоначатие
или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина :
Люблю
тебя, Петра творенье,
Люблю
… стройный вид…
Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.
Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает “вынесение вверх”. К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина “Осень” используется анафора “уж”, она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.
Анафора: википедия
Ана́фора
(в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).
Значение и примеры анафоры в литературе
Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках, синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.
Примеры:
В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.
Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения
.
В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник».
Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация; в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек»
).
Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема.
Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе
; ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например,
на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа
бургомистры и ратманы
»; «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики
» и т.п.).
Язык любой культуры, в том числе и русской, содержит множество приспособлений для обогащения речи. К одному из таких способов относятся так называемые фигуры речи.
Поскольку объем данных о каждой из них выходит далеко за рамки планируемого объема статьи, рассмотрим для начала одну стилистическую фигуру, ярко представленную в выразительной речи, например, в стихах.
Речь идет о так называемой анафоре.
Что такое анафора
Это стилистическая фигура, которая с греческого переводится буквально как «восхождение».
Суть ее в том, что сродные или схожие звуки, слова или их сочетания повторяются в начале каждого параллельного ряда.
А если чуть проще, то в качестве примера можно взять стихотворение, тогда параллельными рядами будут просто его строки, которые, если разговор об анафоре, будут начинаться как-либо единообразно.
В связи с тем фактом, что при образовании данной стилистической структуры могут использоваться звуки, слова и целые словосочетания, выделяют довольного много разновидностей такого явления, как анафора.
Примеры
Итак, звуковая анафора для начала. Рассмотрим такой вот простой стишок:
Гротеск не внятен… Боже мой…Гробницы в круг, в бетон одеты…
Очевидно, что сочетание звуков «гро» образует анафору. Затем наблюдаем морфемное образование, когда идет повтор части слова, имеющей собственное лексическое предназначение. Например, вот такой небольшой отрывок:
Длинношерстая тигрица,Длиннокрылая синица.
И все в таком духе. Как видим, «длинно», являясь лишь частью слова, тем не менее образует вполне осмысленную лексическую единицу. И так можно выделять еще множество разновидностей анафоры, смысл, думается, читателем уже усвоен. Ответив на вопрос, что такое анафора, движемся вперед в стилистическом образовании нашего любимого «великого и могучего».
Эпифора
Раз уж мы начали разбирать такое интересное явление, как ритмические элементы в языке, то в контексте можно обратиться к антиподу представленной ранее структуры. Созвучное слову «анафора» — эпифора. Ее мы и обсудим в нашем лингвистическом исследовании греческого языка.
С последнего это образование переводится как «принесение». При этом означает оно все то же самое, только относительно к концу строки в ритмическом повторении. Например, опять же, в стихотворении. Возьмем небольшой этюд в исполнении Марины Цветаевой, чтобы не вгонять читателя в скуку:
Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,Нищих, как ночь, сыновей.
Эпифора, как ритмическая структура, гораздо более востребована в прозаическом изложении, нежели анафора. Вспомним известное ницшеанское «так проповедовало безумие».
Подобных примеров можно найти множество в прозаических произведениях классиков и не только. Продолжая разговор о стилистических фигурах, можно рассмотреть в контексте еще пару интересных их видов.
И начнем с одной, довольно трудноуловимой в обычном языке, с которой, тем не менее, связана и анафора.
Инверсия
Стоит подчеркнуть, что данная стилистическая фигура относится скорее к области риторики, поскольку сам прием, который, кстати, переводится с латыни как «переворачивание», относится больше к языку и его особенностям.
Так называемые аналитические языки, вроде английского, где слова в предложении располагаются в соответствии с установившимися нормами, не склонны использовать инверсию. А вот русский и некоторые другие — совсем другое дело. Здесь нет такого определенного распорядка, поэтому перемешивание слов в предложении приводит к занимательным явлениям, которые и называются, по сути, инверсиями.
Таким образом, определение этого термина — это нарушение порядка слов в предложении с целью создания выразительности языка. Характерно как для поэзии, так и для прозы.
Когда мы обсуждали, что такое анафора, мы склонялись к ритмике языка, и это объединяет рассматриваемые понятия. Однако место последней большей частью в поэзии.
А вот инверсии позволяют делать действительно поразительные эффекты, в том числе и в рамках использования прозы. И наконец, еще одну стилистическую фигуру речи можно рассмотреть в контексте.
Она вбирает в себя невероятное количество явлений любого языка, позволяя получать самые изысканные смысловые и образные конструкции при помощи живого языка.
Метафора
Анафора, являясь ярким примером фигуры, может быть противопоставлена метафоре как представителю так называемых троп. То есть на сцену выходит переносное значение слов и выражений.
Это как раз тот механизм, благодаря которому любой язык начинает играть всеми своими яркими гранями, представляя собой великолепное средство для выражения абсолютно любой фантазии. Анафора, примеры которой мы вкратце рассмотрели, по сути, является средством создания ритмики в языке.
Метафора же позволяет развивать язык, делать его ярче, богаче, глубже и так далее. Нет пределов для языка, активно использующего метафору как средство саморазвития.
Вообще об этом инструменте можно отдельно сказать очень много. Напомним лишь основное определение. Метафора — это использование слов или словосочетаний в переносном смысле.
По сути, это постоянная игра ассоциаций, которая позволяет создать всю затейливую структуру любого языка. Без метафоры язык повествования сух и скучен, а поэзию без этого инструмента представить просто невозможно.
Поэтому его важность подчеркивают все исследователи, отводя метафоре центральное место в слаженном хоре троп.
Заключение
Таким образом, нам удалось рассмотреть несколько важнейших стилистических фигур языка, разобраться на примерах, что такое анафора, как она связана с другими представителями фигур, и даже ухватить основной смысл важнейшего представителя троп.
Основным выводом по окончании этого небольшого путешествия в мир лингвистики является тот факт, что любому культурному человеку следует знать не только то, из чего состоит его родной язык, но и как этим богатством можно воспользоваться.
Поэтому, расширяя собственное образование, следует думать, как его можно применить. Тогда язык, а с ним и жизнь, будут намного интереснее, богаче, глубже и значимее.
Желаем читателю быть не только грамотным, но и преуспевающим благодаря получаемым знаниям.
Лексика обеспечивает язык стилистическим материалом, а синтаксис выстраивает его, объединяя эти «кирпичики», чтобы получить законченную мысль.
Именно благодаря синтаксису обнаруживаются индивидуальные особенности творчества писателей.
В литературе синтаксис с помощью стилистических средств языка участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение автора к изображаемой действительности.
Для усиления выразительной функции художественной речи используются писателями различные фигуры речи:
- гипербола;
- градация;
- оксюморон;
- анафора;
- параллелизм;
Обратить внимание!
Слова в фигурах речи употребляются не в переносном смысле, как в тропах, а имеют прямое значение, но строятся они по-особому, сочетаясь необычным способом.
Одной из фигур в русском языке является анафора. Само слово родом из греческого языка, и означает оно «повторение». Обычно используется в начале строк, а также строф. В отличие от других стилистических средств языка и тропов, эта фигура имеет свое строгое местоположение – начальную позицию.
Википедия дает определение этой фигуре речи и поясняет, что это и для чего она применяется.
Анафора в стихах придает поэтической речи остроту и ритмичность, мелодичность и выразительность, служит лейтмотивом произведения, звучит, как своеобразный страстный голос автора. С помощью этой фигуры подчеркиваются мысли, кажущиеся наиболее значимыми для писателя.
Внимание!
Единоначатие применяется не только в стихотворной речи — стилистическое средство можно встретить и в прозе, когда в начале абзацев повторяются части предложений. Анафора активно используется и в риторике с целью вызвать эмоции у публики.
Виды анафоры и примеры
Выделяют следующие ее виды:
- При повторении одинаковых звуков в поэтической речи создаются звуковые анафоры. У : «Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища.»
- Морфемные анафоры характеризуются повтором одних и тех же морфем или частей слов, как в «Узнике» М.Лермонтова: «Черноглазую девицу, / Черногривого коня!..»
- Писатели часто прибегают к употреблению лексических анафор в своих творениях, когда в начале ритмических строк, а также строф повторяются одни и те же слова. Такие повторы придают лиричность и эмоциональность, помогают донести до читателя основную мысль произведения, выделяют наиболее важные моменты в тексте. Например, «Прощай, мое солнце. / Прощай, моя совесть, / Прощай, моя молодость, милый сыночек.» (П.Антокольский)
В стихотворении «Благодарность» М.Лермонтова повторение предлога «за» в начале шести строк придает словам, употребленным не в прямом значении, остроту иронии.
В «Демоне» единоначатием «клянусь» достигается страстность речи, эмоциональность, усиливается параллелизм отрывка и его смысловая выразительность. В известном стихотворении «Родина» М.
Лермонтов выражает странную любовь к своей Родине, в первой же строфе с помощью повторения частицы «ни» отрицается общепризнанное понятие патриотизма.
Другой представитель чистого искусства Ф. Тютчев, являющийся открывателем новых образных миров в поэзии, воспевал в своем творчестве красоту мироздания. Вот пример анафоры у поэта: «Сумрак тихий, сумрак сонный».
Повтором этого слова дается ощущение лиричности и мелодичности, которые эмоционально воздействуют на читателя.
Еще повторение слова «край» и словесных анафор «эти» и «эта» у Тютчева в четверостишии «Эти бедные селенья» в начале каждой пары строк первой строфы, с помощью которых подчеркивается мысль, что именно этот край,
несмотря на бедность, является родным краем поэта.
Примеры анафоры в литературе 20 века
В стихотворении «Зимняя ночь» строка «свеча горела на столе» звучит лейтмотивом. Автор, вопреки всему враждебному на земле и бушующей стихии за окном, утверждает любовь двух сердец. Свеча у поэта – символ человеческой жизни. В другом стихотворении «Снег идет» поэт использовал анафору «снег идет», она повторяется почти в каждой строфе и звучит медитативно, задумчиво, утверждая красоту миропорядка.
Важно!
Анафора добавляет в текст ритмичность, с ее помощью усиливается смысловая структура текста, он легче запоминается.
В творчестве М.Цветаевой есть стихи, посвященные любимым поэтам. Поэтесса считала А. Блока своим учителем, для нее он был воплощением идеала. Уже в первом стихотворении цикла «Стихов о Блоке» она с трепетом воспринимает звук имени любимого поэта. Повторением фразы «Имя твое…» усиливается чувство восхищения талантом Блока, подчеркивается, сколько сокровенного даже в звучании имени учителя.
У стихотворение философского содержания «Старая яблоня» состоит из шести строк. Первые две строки его начинаются с повторения слова «вся». Применение такого единоначатия в начале строфы усиливает выразительность, помогает представить картину старой яблони целиком в белом цвету.
В «Заповеднике» у Высоцкого применен повтор фразы в начале строки «сколько их в кущах…» и слова «сколько». Употреблением этих повторов поэт выражает возмущение по поводу большого масштаба истребления животных людьми.
Источник: https://priboruniversalpro.ru/pervichka/chto-takoe-anafora-v-literature-opredelenie-primery.html
Что такое анафора в русском языке, примеры
Анафора – это такой приём, при котором несколько стоящих рядом фраз начинают одинаково звучащими словами или их сочетаниями.
Такой приём нетрудно найти в фольклоре – в сказках, былинах, пословицах и т.п. Средневековые певцы – трубадуры, миннезингеры (помните мультяшных «бременских музыкантов»?) – тоже освоили этот «инструмент». А уж вся литература нового времени, вплоть до наших дней, вовсю оперирует анафорами.
Сам термин пришел из древнегреческого языка. Его можно перевести как «нести назад», то есть «повторять».
Для чего это делают?
Анафора нужна, чтобы выделить основные мысли и сделать текст более ярким и выразительным. Повтор придаёт ему эмоциональность, взволнованность. Вспомните: именно в таком состоянии вы иногда непроизвольно повторяете то, что для вас особенно важно.
Это словно подчеркивание слов на письме не одной, а двумя линиями. Или повторяющаяся мелодия в музыке (лейтмотив), саундтрек в кинофильме. Анафора, как сейчас говорят, «цепляет», помогает задеть какие-то струны в душе слушателя/читателя, привлечь его внимание к важнейшим местам текста.
Вот, например:
- «Жди меня, и я вернусь.
- Только очень жди,
- Жди, когда наводят грусть
- Желтые дожди,
- Позабыв вчера…»
- (Константин Симонов)
Казалось бы, простое повторение одного и того же коротенького «жди». Но какой сильный эффект достигается этим! Сразу чувствуешь, что ожидание может казаться бесконечно долгим и очень трудным.
В поисках анафоры
Искать нам её долго не придётся. Чаще всего анафору используют профессионалы слова. Для них ведь важно затронуть душу читателя или слушателя. Поэтому анафору нетрудно найти в произведениях практически любого поэта – и классика, и нашего современника:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…»
(А. С. Пушкин)
- “Я ухожу, чтобы потом вернуться,
- Я ухожу, не в силах оглянуться,
- Я ухожу и лишь одно скажу:
- Я ухожу…”
- (В. Николов)
Иногда мастерам слова удаётся ввести сразу несколько разных анафор в одну строфу:
- «Три окошка, три ступени,
- Темный дикий виноград,
- Бедной жизни бедный гений
- Из окошка смотрит в сад».
- (Арсений Тарковский)
Анафора – не чужая и для прозаиков: «Подумаешь – зима! Подумаешь – мороз! На лыжи стал, рюкзачок на плечи, и сверкающий иней на еловых лапах встретит тебя за околицей». (Борис Соколовский)
Не обходятся без анафоры умелые ораторы. В знаменитой речи лауреата Нобелевской премии мира Мартина Лютера Кинга девять фраз начинаются словами «У меня есть мечта». Это «I have a dream» стало на Западе крылатым паролем для всех борцов за гражданские права.
Анафора придает тексту ритмичность, с нею он легче запоминается. Вот почему она – частый гость в популярных песнях:
- «Этот День Победы порохом пропах,
- Это праздник с сединою на висках,
- Это радость со слезами на глазах…»
- (Владимир Харитонов)
Благодаря анафоре приобретают особую звучность стихи для детей. Помните, у «дедушки Корнея»:
- «В Африке акулы,
- В Африке гориллы,
- В Африке большие
- Злые крокодилы…»?
Анафоры бывают разными
Языковеды различают их по тому, что именно в них повторяется. Основные разновидности анафор:
Звуковая – дублируются звукосочетания:
- «Затишье перед бурею
- Затронет сердце мне»
- (Л. Синявский)
Морфемная (повторяются значимые части слов – корни, префиксы):
- «Цветные спутники мои,
- Цветы родные, полевые»
- (Н. Блажко)
Лексическая анафора повторяет слова:
- «Если близко воробей –
- Мы готовим пушку,
- Если муха – муху бей,
- Взять её на мушку!»
- (Юрий Энтин)
Синтаксическая анафора использует одни и те же словесные конструкции:
«Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы!
С раскосыми и жадными очами!»
(А. Блок)
Строфическая анафора ставит одинаковые слова в начале каждой строфы или (в прозаическом тексте) предложения. К примеру, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».
Иногда автор сочетает анафоры сразу нескольких типов – скажем, строфическую и синтаксическую.
«Рекордные» анафоры
Одну из них сочинил российский поэт А. А. Фет. В его творении «Весна» 20 строк и все начинаются вариациями одного и того же слова (которые, к тому же, повторяются внутри строк):
- «Это утро, радость эта,
- Эта мощь и дня, и света,
- Этот синий свод,
- Эти стаи, эти птицы,
- Этот говор вод…».
Итог подводит последняя строка: «Это всё – весна».
Звуковой анафорой можно считать тавтограммы – тексты, где ВСЕ слова начинаются на одни ту же букву. Такими могут быть целые поэмы и рассказы:
«Красивый кожаный костюм Кирилл купил, конечно, кстати. Комнатный Кеша, клюя коноплю, кричал: «Кир-рюха какой кр-расавец!» (Ф. Стёпин)
Составление тавтограмм – хорошее упражнение для развития речи детей и взрослых, веселое развлечение и увлекательная игра. Конструировать их не так трудно. Не хотите попробовать?
Источник: https://bigjournal.ru/chto-takoe-anafora-v-russkom-yazyke-primery/
Что такое анафора. Примеры анафоры в художественной литературе
В художественной литературе одним из средств создания образной и выразительной речи является анафора. В переводе с греческого этот лингвистический термин буквально значит «вынесение, отнесение».
Что такое анафора
Анафора — одна из фигур художественной речи.
В произведении этот стилистический прием используется художниками слова с целью усиления эмоционально-торжественного, возвышенного тона, смыслового и логического выделения наиболее важных мыслей, объединения в одно целое различных по строению и синтаксическому уровню конструкций.
Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении.
Примеры анафоры в литературе
Наиболее широко анафора распространена в поэтических текстах:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…
(А. Пушкин)
- Люблю лебедей,
Холодных и чистых, как Ладога. - Люблю лебедей,
- Люблю лебедей
- Люблю лебедей —
Светящихся белыми лампами.
За лёгкость летящую линий.
Они вырастают из лилий.
- (Г. Серебряков)
- Анафора может быть звуковой, когда в начале строк повторяются только одинаковые звуки или звуковые сочетания. Приведем классический пример звуковой анафоры:
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.
(А.С. Пушкин)
Морфемная анафора предполагает повторение частей слов или одних и тех же морфем, как в стихотворении «Узник» М.Ю.Лермонтова:
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!..
В поэтической и прозаической речи часто употребляется лексическая анафора, которая состоит в повторении одинаковых слов в начале строки, строфы или каждой части предложения в прозе. Она придает остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты, как лейтмотив в музыкальном произведении, например в этой строфе С. Есенина:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.Достоевский)
Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!
(Н.А. Некрасов. Калистрат)
Синтаксическая анафора состоит в повторении одинаковых или однотипных синтаксических конструкций, что создает особый эффект выразительности художественной речи.
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Л.Леонов)
Быть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты?
(К. Бальмонт)
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
(М.А. Светлов. В разведке)
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и весёлой
И вовсе не знала, что это — счастье.
(А.Ахматова. У самого моря)
Приведем пример строфической анафоры:
- Мама,
У тебя такие старые волосы…
Мама,
У тебя совсем молодые глаза.
А в комоде лежит отрезанная молодость — - Длинная и черная коса.
- (Майя Румянцева. Баллада об отрезанной косе)
Видеоурок: «ЕГЭ по русскому языку: Фигуры речи. Анафора. Антитеза.»
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/leksika/anafora.html
Анафора — это повторение во имя торжества смысла
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о литературном приеме, который называется АНАФОРА (для правильного произношения ударение надо ставить на вторую букву «А»).
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. А само слово «αναφορα» переводится как «повторение, возвращение, восхождение, единоначатие».
Определение — что это такое
Анафора – это стилистический прием, который заключается в повторении некоторых звуков, слов или словосочетаний (что это?). Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста.
В отличие от других литературных приемов, анафора чаще всего располагается в начале предложений, то есть они начинаются с одних и тех же строк.
Приведем несколько примеров из жизни. Вспомните строчки известной песни Юрия Антонова:
МОИ года – МОЁ богатство
Здесь анафорой является притяжательное местоимение «мой». Таким образом, автор делает акцент, во-первых, что речь идет именно о нем, а во-вторых, прямо дает понять, что гордится своим возрастом.
А вот футбольные болельщики наверняка помнят скандальную фразу Андрея Аршавина после провального для сборной России Чемпионата Европы 2012 года. На упреки болельщиков в слабой игре, он ответил:
ВАШИ ожидания – это ВАШИ проблемы
Анафора в этом случае получилась очень недвусмысленной и эмоциональной. Вот только сам Аршавин, наверное, сто раз уже пожалел о том, что сказал.
Примеры анафор в поэзии
Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость. И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания.
Наиболее яркий пример можно найти у Александра Сергеевича Пушкина – в его поэме «Медный всадник»:
Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид …
Глагол «люблю» очень эмоционально передает отношение автора к Петербургу. Ведь Пушкин действительно обожал город на Неве, и в этих строчках это особенно чувствуется.
А ведь дальше есть и продолжение:
- Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз …Люблю воинственную живостьПотешных Марсовых полей …Люблю, военная столица,
- Твоей твердыни дым и гром …
И как противоположность – известные стихи Владимира Высоцкого «Я не люблю»:
Я не люблю себя, когда я трушу,И не люблю, когда невинных бьют.Я не люблю, когда мне лезут в душу,Тем более, когда в нее плюют.Я не люблю манежи и арены,На них мильон меняют по рублю, —Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
А еще вспомните, насколько эмоционально пел Высоцкий. И в совокупности с анафорой это вообще выглядело как крик души.
А еще в качестве анафоры может использоваться не целое слово, а лишь приставка к нему. Например, отрицание «НЕ» в известном стихотворении Сергея Есенина:
- НЕ жалею, НЕ зову, НЕ плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,
- Я не буду больше молодым.
Анафора в прозаической литературе
В прозе анафоры встречаются гораздо реже, потому что использовать этот прием сложнее. При неправильном подходе, он будет похож на тавтологию, что всегда идет только во вред. Но если сделать все правильно, создается очень сильный и эмоциональный текст. Хорошие примеры можно найти даже в Библии:
Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
К анафоре редко, но любили прибегать и классики русской литературы:
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света (Толстой)Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. (Достоевский)
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Леонов)
Разновидности анафоры (примеры)
Все анафоры условно делят на несколько видов:
- Звуковая. Это когда в начале предложений стоят разные слова, но звучащие весьма похоже.
Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)
- Морфемная анафора. Используются слова, имеющие схожие слоги.
ЧЕРНОглазую девицу,ЧЕРНОгривого коня. (Лермонтов)
- Лексическая. Самый распространенный вид, о котором мы и рассказывали до этого, — когда полностью повторяются слова или словосочетания.
Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь. (Есенин)
- Синтаксическая
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/anafora-chto-ehto-takoe-primery-v-literature.html
что такое АНАФОРА? приведите примеры
[o_O]^BaR4иГ Мыслитель (6032) 9 лет назад АнаL9;фора или единоначатие (др. -греч.
O36;_7;^5;`6;_9;`1;^0; — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах (см. ниже) : Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища — Пушкин А. С.
Медный всадник [править] Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. — Лермонтов М. Ю. Узник [править] Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. — Есенин С. А.
Не напрасно дули ветры [править] Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. — Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных [править] Анафора строфическая З е м л я!. . От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа.
З е м л я!. . Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!. . Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!. . На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… — Твардовский А. Т. Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор.
Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.
— Тихонов Н. С. [править] Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. / Си|дишь / при|лежно и | скромно ты. | / / Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни / Про|шли / в те | дальние | комнаты. | / / Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — / По|ёт / и к свету всё | просится |. / / Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /
Ку|да / ду|ша переносится… | / /
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Анафора
ратибор Просветленный (26407) 9 лет назад АнаL9;фора или единоначатие (др. -греч. O36;_7;^5;`6;_9;`1;^0; — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища — Пушкин А. С. Медный всадник [править] Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. — Лермонтов М. Ю. Узник [править] Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. — Есенин С. А.
Не напрасно дули ветры [править] Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. — Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных [править] Анафора строфическая З е м л я!. . От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа.
З е м л я!. . Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!. . Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!. . На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… — Твардовский А. Т. Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор.
Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.
— Тихонов Н. С. [править] Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. / Си|дишь / при|лежно и | скромно ты. | / / Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни / Про|шли / в те | дальние | комнаты. | / / Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — / По|ёт / и к свету всё | просится |. / / Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /
Ку|да / ду|ша переносится… | / /
Андрей Пургин Профи (601) 3 года назад Ана́фора (от др. -греч. ἀναφορά «анафора», букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков) Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах.ПримерЛюблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
777 777 Ученик (155) 3 года назад АнаL9;фора или единоначатие (др. -греч. O36;_7;^5;`6;_9;`1;^0; — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища — Пушкин А. С. Медный всадник [править] Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. — Лермонтов М. Ю. Узник [править] Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. — Есенин С. А.
Не напрасно дули ветры [править] Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. — Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных [править] Анафора строфическая З е м л я!. .От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. З е м л я!. .Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!. .Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!. .На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… — Твардовский А. Т. Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.
— Тихонов Н. С. [править] Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. / Си|дишь / при|лежно и | скромно ты. | / / Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни / Про|шли / в те | дальние | комнаты. | / / Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — / По|ёт / и к свету всё | просится |. / / Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /
Ку|да / ду|ша переносится
Данила Клосовский Ученик (149) 3 года назад АнаL9;фора или единоначатие (др. -греч. O36;_7;^5;`6;_9;`1;^0; — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища — Пушкин А. С. Медный всадник [править] Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. — Лермонтов М. Ю. Узник [править] Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. — Есенин С. А.
Не напрасно дули ветры [править] Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. — Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных [править] Анафора строфическая З е м л я!. .От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. З е м л я!. .Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!. .Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!. .На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… — Твардовский А. Т. Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.
— Тихонов Н. С. [править] Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. / Си|дишь / при|лежно и | скромно ты. | / / Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни / Про|шли / в те | дальние | комнаты. | / / Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — / По|ёт / и к свету всё | просится |. / / Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /
Ку|да / ду|ша переносится
Богдан Третяков Знаток (314) 2 года назад АнаL9;фора или единоначатие (др. -греч. O36;_7;^5;`6;_9;`1;^0; — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища — Пушкин А. С. Медный всадник [править] Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. — Лермонтов М. Ю. Узник [править] Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. — Есенин С. А.
Не напрасно дули ветры [править] Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. — Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных [править] Анафора строфическая З е м л я!. .От влаги снеговой Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. З е м л я!. .Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет. З е м л я!. .Всё краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. З е м л я!. .На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… — Твардовский А. Т. Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.
— Тихонов Н. С. [править] Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. / Си|дишь / при|лежно и | скромно ты. | / / Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни / Про|шли / в те | дальние | комнаты. | / / Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — / По|ёт / и к свету всё | просится |. / / Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /
Ку|да / ду|ша переносится
Источник: https://otvet.mail.ru/question/39292867
Что такое афоризмы в литературе, примеры
Каждому известно слово «афоризм», но не всякий человек может дать четкое определение этому термину.
А между тем мы в повседневной речи очень часто используем крылатые слова, сказанные когда-то историческими персонажами, писателями или просто остроумными людьми. Давайте исследуем это понятие.
Определение афоризма
Афоризм – фраза, авторство которой принадлежит кому-то из широко известных людей. Она используется в неизменном виде и содержит емкий образ, сравнение или идею.
Вот пример афоризма английского писателя Сомерсета Моэма: «Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается предками».
Как появилось понятие «афоризм»
В греческом языке это слово обозначало «определение». Только это не научное, а литературное определение. Оно содержит оригинальную мысль, определяющую чувство, поступок или действие.
Отличительное свойство афоризма – его логическая завершенность, благодаря которой он хорошо запоминается, буквально «врезается в память».
Афоризм может быть коротким, например: «Краткость – сестра таланта» (Чехов). Такие афоризмы часто используются в речи, потому что легко запоминаются.
Но афористичная фраза может быть и развернутой: «Если вы одиноки, когда вы один, значит вы в дурном обществе» (французский писатель Жан Поль Сартр). Это высказывание оценят люди с философским складом мышления, любящие поразмышлять в одиночестве.
Как афоризмы появляются в нашем лексиконе
В качестве творцов афоризмов часто выступали известные деятели культуры. Почитатели театра часто повторяют фразу гениального режиссера К.С. Станиславского: «Театр начинается с вешалки». Политические деятели не остались в стороне: «Грызите молодыми зубами гранит науки!» (Троцкий); «Жить стало лучше, жить стало веселее!» (Сталин).
Композиторы, художники, скульпторы, артисты, деятели науки — многие из них стали известными не только в профессиональной деятельности, но и благодаря колким и ироничным высказываниям. Например, гениальный физик Лев Ландау создал популярную пошедшую в народ фразу: «Хорошее дело браком не назовут».
Есть афоризмы, авторство которых неизвестно. Они были созданы спонтанно, и стали употребляться в народе в качестве пословиц. «Копейка рубль бережет», «Ясно – лошадь, раз рога!».
Афоризмы из художественных произведений
Афоризмы из литературы часто являются цитатами, то есть дословным повторением, выдержкой из текста. Но не любая цитата может стать афоризмом. Такого наименования заслуживают только меткие лаконичные высказывания, содержащие законченную мысль.
Много крылатых фраз являются цитатами из кинофильмов. Любимые в народе кинокомедии режиссера Леонида Гайдая – просто кладезь таких цитат: «Шампанское с утра пьют только аристократы и дегенераты», «Наши люди в булочную на такси не ездят».
Афоризмы, рожденные в литературных произведениях, входят в золотой фонд национальной литературы. Для нашей страны примерами высказываний, пошедших в народ, являются слова классиков русской литературы:
- Некрасов («Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»),
- Пушкин («Гений и злодейство – две вещи несовместные»),
- Лермонтов («Была без радости любовь, разлука будет без печали»),
- Грибоедов («А судьи кто?»).
- Салтыков-Щедрин («Чего-то хотелось: не то конституций, не то севрюжины с хреном»),
- Чехов («Умный любит учиться, а дурак — учить»),
- Булгаков («Рукописи не горят»),
- Шварц («Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники»),
- Э. Кроткий («Дети – это цветы жизни. Главное – не давать им распускаться!»),
- Жванецкий («Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах»).
Басни Крылова
Классик русской литературы Иван Андреевич Крылов – автор известных всем с детства басен. Баснями назывались стихотворные истории, в которых человеческие слабости обычно изображались в образе животных.
Лиса символизировала хитрость, ягненок – кротость, волк – агрессию. Это изображение было настолько ярким, что читатели многократно повторяли понравившиеся им фразы и использовали их в различных жизненных ситуациях.
- «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» (басня «Квартет») – использовалось, чтобы подчеркнуть непрофессионализм.
- «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку» (басня «Кукушка и петух») – направлена против лести.
- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» (басня «Волк и ягненок») – разоблачает фальшивые аргументы агрессора. Как часто мы видим подобные ситуации в современной международной политике!
О чем говорили знаменитые люди? Они выбирали те же темы, что каждодневно интересуют всех нас. Результаты их размышлений в концентрированной форме сформулированы в афоризмах.
Созданные когда-то одним человеком, они стали гуманитарной ценностью, достоянием всего человечества.
Источник: https://gidinform.ru/chto-takoe-aforizmy-v-literature-primery/