Тип простого предложения: распространенное и нераспространенное, одно- и двусоставное, примеры за 5 класс

Дата:_______________________________

Класс: 5

Тема:Слово как член предложения.Главные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление).

Тип урока:комбинированный урок.

Цели урока:

  • Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию терминов «односоставное» и «двусоставное» предложения.
  • Научить различать односоставные и двусоставные предложения.
  • Активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях.
  • Активизировать знания о сложном предложении.
  • Повторить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении и в сложном предложении.
  • Развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал.
  • Развивать речь учащихся, активный словарный запас.
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Материалы и оборудование.

  1. 5 класс. Учебник.  

  2. Листы с упражнениями для наблюдения над языковым материалом, с упражнениями для отработки нового материала.

  3. Презентация к уроку.

  4. Компьютер

План урока:

  1. Орг. момент – 1 мин.

  2. Языковая разминка – 3 мин.

  3. Формулирование темы урока – 1 мин.

  4. Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях, простых и сложных предложениях– 7 мин.

  5. Постановка проблемы – 1 мин.

  6. Наблюдение над языковым материалом. Графический диктант. Решение учебной проблемы – 8 мин.

  7. Отработка нового материала с повторением ранее изученного: выполнение упр. ___________7 мин.

  8. Развитие речи: творческая работа по распространению предложений, составлению сложного предложения– 7 мин.

  9. Рефлексия. Итог урока – 4 мин.

  10. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока.

(Презентация к уроку. Слайд 1)

— Запишите предложения в столбик, рядом в скобках дайте их характеристику по цели высказывания и по эмоциональной окраске. (Презентация к уроку. Слайд 2)

Но что это?(Вопр., невоскл.)

Уж не гром ли?(Вопр., невоскл.)

Да это гроза!(Повеств., воскл.)

Туча растёт.(Повеств., невоскл.)

Всё вокруг потемнело…(Повеств., невоскл.)

— Орфографическая разминка. Добавьте в каждый столбик слова с такой же орфограммой.

растёт гроза

  1. Формулирование темы урока.

— Определите тему урока по схеме: [ кто? что делает? ] (Презентация к уроку. Слайд 3)

Запись темы урока. (Презентация к уроку. Слайд 4)

— Прочитайте ключевые слова темы (Презентация к уроку. Слайд 5). Выскажите предположение: будем ли мы на уроке изучать что-то новое или только повторять?

  1. Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях, простых и сложных предложениях.

— Знаете, как гадают на ромашке? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит, не любит». У нас с вами необычная ромашка – электронная, и мы сейчас определим, насколько хорошо вы знаете материал о предложении.

  • (Презентация к уроку. Слайды 6-14)
  • (В презентации открываются лепестки и дети отвечают на вопросы.)
  • — На какие две группы делятся члены предложения? (Главные и второстепенные)

— Какие члены предложения составляют грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое).

  1. — Может ли существовать предложение без главных членов предложения? (Нет)
  2. — Почему? (Главные члены предложения – основа предложения)
  3. — Может ли существовать предложение без второстепенных членов предложения? (Да)
  4. — Как называются предложения, в которых только главные члены предложения? (Нераспространенные)
  5. — Как называются предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены предложения? (Распространенные)

— Посмотрите на упражнение 1 (Приложение к конспекту урока 1), напечатанное на ваших листах. Есть ли в тексте этого упражнения нераспространённые предложения? Выполним синтаксический разбор этого предложения. (Выполнение синтаксического разбора в тетради.)

— Продолжим «гадать» на ромашке. Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа? (Простое)

— Как называется предложение, в котором две и больше грамматических основы? (Сложное)

— Найдите в тесте предложение, в котором несколько грамматических основ. Дайте ему устную характеристику.

— Мы с вами сказали, что совсем без главных членов предложение существовать не может, так как это фундамент, основа предложения. А как вы думаете, может ли существовать предложение без какого-то одного главного члена предложения? (Учащиеся высказывают свои версии.)

  1. Наблюдение над языковым материалом. Графический диктант. Решение учебной проблемы.

— А теперь выполним графический диктант. (Один человек у доски, остальные в тетрадях.)

  1. Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.

  2. Медвежонок рычал и барахтался, но мать не выпускала его.

  3. Небо посинело, в нём уже зажигались первые тусклые звёзды.

  4. Алёша взял конопляное зерно, завернул в бумажку и положил в карман.

  5. Лесные звери, птицы очень любят кедровые орешки.

  6. Похолодало.

(Проверка. Ученик, выполнявший графический диктант у доски, комментирует схемы.)

— Что особенного заметили в последнем предложении? (В последнем предложении только один главный член предложения.)

— Посмотрите на схемы предложений, которые мы составили. Как вы думаете, на сколько групп можно разделить предложения по наличию главных членов предложения? (На две. Первая группа – предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое; вторая – в которых только один главный член предложения.)

— Как вы думаете, если в первой группе предложений по составу два главных члена – и подлежащее, и сказуемое. Как называются такие предложения? (Двусоставные)

— А как называются предложения, в которых по составу только один главный член? (Односоставные)

Прочитаем определение в учебнике на стр. _______________.

— Как вы думаете, односоставные предложения бывают только нераспространёнными?

— Похолодало. Распространите это предложение.

  1. Отработка нового материала с повторением ранее изученного: выполнение упр._________________-

  • — А сейчас прочитаем текст упражнения ____________________ и найдём в нём предложение, грамматическая основа которого включает только сказуемое.
  • — Выпишем это предложение и выполним его синтаксический разбор.
  • — Как вы думаете, в каком месте в характеристике предложения мы будем говорить о том, что оно односоставное или двусоставное?
  1. Развитие речи: творческая работа по распространению предложений, составлению сложного предложения.

— А теперь посмотрите на предложения в упражнении 2 на ваших листах. Распространите эти предложения, составьте из получившихся простых предложений сложное. Составьте его схему.

Вечереет. Дует ветер. Шумит лес.

— Как вы думаете, выполняя характеристику сложного предложения, будем ли мы говорить про него, что оно односоставное или двусоставное? (Нет, так как в состав сложного предложения могут входить простые предложения как односоставные, так и двусоставные.)

— Верно, характеристику по наличию главных членов предложения мы будем давать только простому предложению.

— Найдите «3-е лишнее» предложение:

  1. Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. (Лишнее последнее предложение, так как оно односоставное, а остальные – двусоставные.)

  2. Осень пришла. Уже пожелтели стройные берёзки. Притих лес.(Лишнее второе предложение, так как оно распространённое, а остальные нераспространённые.)

  3. Рассвет. Туман. В тумане падают листья.(Лишнее последнее предложение, так как оно двусоставное и распространённое, а остальные предложения односоставные и нераспространённые.)

— Как называются такие предложения: Оттепель. Рассвет. Туман.(Односоставные)

  1. — Напишите небольшой рассказ, состоящий из двусоставных и односоставных предложений (распространённых и нераспространённых) на любую из тем: «Вечерний город», «Вот и осень».
  2. Упражнение 1.
  3. Найдите в тексте нераспространённое предложение.
  4. Осень.

Сыплет осенний нудный дождь. До листочка вымокли кусты и деревья. Лес затих и насупился.

И вдруг тишину нарушил певчий дрозд – просвистел свою чудесную песню. И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это звучат прощальные песни птиц, и в них мы слышим грусть.

Упражнение 2.

Распространите предложения. Составьте из получившихся простых предложений сложное. Составьте его схему.

Вечереет. Дует ветер. Шумит лес.

  • Домашнее задание.
  • Напишите небольшой рассказ, состоящий из двусоставных и односоставных предложений (распространённых и нераспространённых) на любую из тем: «Вечерний город», «Вот и осень».
  • Найдите «3-е лишнее» предложение:

А. Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. 

  1. Осень пришла. Уже пожелтели стройные берёзки. Притих лес.

  2. Рассвет. Туман. В тумане падают листья.

— Как называются такие предложения: Оттепель. Рассвет. Туман.

7

Источник: https://multiurok.ru/files/odnosostavnyie-priedlozhieniia-13.html

Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

  • Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме «Распространенные и нераспространенные предложения»
  • Тип урока: ознакомление с новым материалом.
  • Цель:дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.
  • Задачи:
  • образовательная:показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;
  • развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения;
  • воспитательная:воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.

1) Организационный момент. 2) Проверка домашнего задания.

Упр.№169 (фронтальная проверка).

  1. — Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)
  2. — Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
  3. — Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.

3) Синтаксическая пятиминутка.

1. Наступила осень. 2. Воздух сегодня свежий 3. Вы сходили в лес?

4. Полюбуйтесь красотой осенних листьев. 5. Красив лес в осеннем уборе!

4) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).

— Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)

— Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?

  • — Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)
  • — Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.
  • — На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)
  • — Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.
  • — Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)
  • — Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)
  • — Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)
  • — Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
  • — Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».
  • — Сравните предложения, записанные на доске:

5) Объяснение нового материала.

Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер.

— Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)

— Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?

Чтение правила на стр.70.

— Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?(распространенные и нераспространенные)

— Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?

  1. — Приведите примеры нераспространенных предложений.
  2. — Приведите примеры распространенных предложений.
  3. — Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.
  4. — Запишите предложение «Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)
  5. — Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)
  6. — Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.(щедрая осень, украсила листьями, яркими листьями, украсила поляны, лесные поляны)
  7. — От каких членов предложения задавали вопросы?
  8. — Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?
  9. — Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
Читайте также:  Барщина: определение, история возникновения, размер и отличие от оброка

6) Физкультминутка под музыку (один ученик у доски показывает упражнения, а другие повторяют за ним) 7) Закрепление материала.

1. Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)

Грохочет гром. Трещат сучья. Лес удивляет.

— Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)

— Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.

2. Роль нераспространенных предложений в речи.

— Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.

  • Поздний вечер.
  • Пустеет улица. (нераспространенное)
  • Тощий бродяга
  • Сутулится.
  • Свищет ветер. (нераспространенное)
  • — Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)

3. Запись под диктовку предложений. (самостоятельная работа)

  1. — Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.
  2. — Объясните выбор орфограмм в корнях глаголов.
  3. Продолжается сушь великая.
  4. Затянулся ржавой тиной пруд широкий, обмелел.
  5. Рано утром иду по лесу.
  6. Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.

— Из какого произведения взято последнее предложение? Кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

8) Обобщение материала. (фронтальный опрос)

— Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)

— Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

— Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.

— Профессор Л.В.Щерба придумал «глокий» язык, с которым мы уже сталкивались на наших уроках. И вот для того чтобы проверить, как его ученики поняли тему «Распространенные и нераспространенные предложения», он дал им задание охарактеризовать по наличию главных и второстепенных членов следующее предложение «Молясный молодильник перешумекал корокувицу.»

— Скажите, какое это предложение, и объясните свою точку зрения. (предложение распространенное, т.к. есть второстепенные члены)

9) Подведение итогов

(выставление оценок), домашнее задание.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-rasprostraniennyie-i-ni.html

Простое двусоставное нераспространенное предложение

  • Цели:
  • — активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем «Семья», «Домашние животные»; знакомство с понятием «предложение»; обучение правильному составлению предложений из двух слов;
  • — развитие слухового внимания, памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире;
  • — формирование положительного отношения к занятиям, внимания к языковым явлениям.
  • Дидактические средства: картинки «Незнайка», «Домашние животные», «Семья»; сюжетные картинки для составления предложений; карточки с одной и двумя полосами.
  • Ход занятия
  • Организационно-подготовительная часть занятия.
  • • Знакомство в кругу.
  • • Упражнения на снятие мышечной усталости и активизацию психических процессов: «Сова», «Насос», «Шарик», «Думающая шляпа», «Бабочка на потолке».
  • Основная часть занятия.
  • • Составление предложений по картинкам.
  • Детям раздаются карточки с изображением домашних животных.

Логопед показывает картинку «Незнайка» и говорит, что сейчас дети поиграют в Незнайку. Незнайка ничего не знает и все время спрашивает: «Кто это?», «Что делает?». Незнайкой будет…

Ребенок показывает детям свою картинку и задает вопросы; дети отвечают. Повторение. Дифференциация вопросов «Кто?», «Что делает?» (в виде игры «Поможем Незнайке задать вопрос к слову»).

Слова собака, стоп, стоит, лает, бегает, лошадь, коза, блеет, мычит, корова. Эта же игра проводится в другом варианте: услышав слово, дети подымают карточку с одной или двумя полосками.

• Составление предложений по схеме.

Логопед: Жило-было на свете слово «мальчик». Пошло слово погулять, а навстречу ему другое слово — «играет» (выставляет на наборное полотно карточки с полосками). Встали слова рядом, и получилось предложение. Какое предложение получилось? (Ответ детей.

) Слово «мама» стало рядом со словом «готовит» (на наборном полотне схема). Какое получилось предложение? Аналогичная работа проводится со словами: бабушка, вяжет, папа, работает, дедушка, читает).

Как назвать одним словом слова «мама», «папа», «ба­бушка», «дедушка», «мальчик»?

• Динамическая пауза.

Логопед: Вечером вся семья дома. Покажем, кто что делает. Дети показывают, как мама подметает пол, бабушка вяжет, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, а дети — девочки и мальчики

  1. Прыгают, как мячики,
  2. Ножками топают,
  3. Ручками хлопают,
  4. Головой кивают,
  5. Вместе отдыхают.

• Составление предложений по сюжетной картинке «Семья». Уточнение понятий «сын», «дочь», «внук», «внучка», «сестра», «брат».

• Составление предложений по картинкам.

Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что он делает?». Повторить получившееся предложение, выложить его схему. Согласование глагола с именем существительным в числе (в виде игры «Закончи предложение»).

Птица летит. Птицы…

Мальчик бежит. Мальчики…

Собака лает. Собаки…

Самолет летит. Самолеты…

Корова мычит. Коровы…

Девочка читает. Девочки…

• Составление предложений по схемам (в виде игры «Незнайка загадывает загадки»).

Логопед: Незнайка придумал предложение про солнышко и выложил его схему. Отгадайте, что это за предложение? Аналогично — предложения про дождик, доктора, учительницу, бабушку.

Заключительная часть занятия.

• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать?).

• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).

• Пароль на выход (составить предложение из двух слов, например: ученик, писать).

Тема 3. Занятие 1.

  • Согласование имени существительного и глагола в числе.
  • Цели:
  • — знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов;
  • — формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе;
  • — активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Школа», «Семья», «Домашние животные»;
  • — развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти и артикуляционной моторики;
  • — формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.
  • Дидактические средства: картинки «Звукознайка», «Домашние животные»; сюжетные картинки «В школе», «Семья».
  • Ход занятия
  • Организационно-подготовительная часть занятия.
  • • Игра на групповое сплочение:

1 -и круг: «Что я люблю?» — дети передают мягкую игрушку по кругу и называют свою любимую еду. 2-й круг: «Вкусный подарок соседу».

• Артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка.

Основная часть занятия.

• Дифференциация вопросов «Что делает», «Что делают?».

Логопед просит выполнить действия одного ребенка и задает вопрос: «Что делает?», а затем это же действие выполняет вся группа и звучит вопрос «Что делают?» (идет—идут, прыгает—прыгают, плывет— плывут, машет—машут, топает—топают). Логопед предлагает сравнить вопросы «Что делает?» и «Что делают?» по звучанию и значению.

  1. • Сообщение темы занятия.
  2. • Подбор действий к картинкам.
  3. На наборном полотне картинки: кошка, собака, свинья, волк.

— Какая картинка лишняя? Почему?

— Кто как голос подает? Что делает собака?

  • — А собаки?
  • (Аналогично: кошка — кошки, свинья — свиньи, волк — волки.)
  • • Динамическая пауза.
  • Вышли мыши как-то раз (дети маршируют)
  • Посмотреть, который час. (руки на пояс, поворот вправо-влево)
  • Раз, два, три, четыре — (хлопки в ладоши)
  • Мыши дернули за гири. (имитация дергания за веревку)
  • Вдруг раздался страшный звон — (ладони к щекам, покачивание головой)
  • Побежали мыши вон! (бег на месте)

Мыши, замрите! Кто зашевелится после команды «Замри», того съела кошка.

Попробуем еще раз.

Образование глаголов I спряжения 3-го лица множественного числа.

• Работа с сюжетной картинкой «В школе». Ответы на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Что делают?».

• Игра «Ученики и учителя».

Логопед: Сейчас, ребята, мы поиграем в школу. Девочки будут ученицами, а мальчики — учителями. Мальчики, слушайте внимательно, правильные ли слова подберут девочки? (Затем наоборот.)

Учительница пишет, и дети тоже…

Учительница рисует, и дети тоже…

Учительница читает, и дети тоже…

Учительница знает, и дети тоже…

Учительница идет, и дети тоже…

Учительница поет, и дети тоже…

Учительница несет, и дети тоже…

Учительница ругает, и дети тоже…

• «Дома».

Беседа по сюжетной картинке «Семья».

Повторение родственных отношений. Вопросы типа: Мальчик маме кто? А бабушке? А девочке?

• Называние действий по показу.

Логопед: Утром мама и папа ушли на работу, дедушка пошел в магазин, а дети остались с бабушкой. Они очень любили бабушку и стали все делать вместе с ней. Отгадайте, что делает бабушка?

Логопед жестами показывает действия, а дети называют их. После каждого ответа логопед просит повторить:

Бабушка стирает, и дети…

Бабушка подметает, и дети …

Бабушка режет, и дети …

Бабушка шьет, и дети …

Бабушка вяжет, и дети …

Бабушка моет, и дети …

Бабушка кушает, и дети …

  1. Заключительная часть занятия.
  2. • Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.
  3. • Пароль на выход.
  4. — Первым выйдет тот, кто без ошибок закончит все предложения:

Птица поет. Птицы…

Мальчик идет. Мальчики …

Собака лает. Собаки…

Кошка мяукает. Кошки …

Девочка пишет. Девочки…

Ученик читает. Ученики…

Тема 4. Занятие 2.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s15140t1.html

Готовимся к ЕГЭ. Односоставные предложения

Односоставные предложения. Неполные предложения from Natalya Dyrda
В задании В4 вам предстоит в сложном предложении отыскать односоставное предложение определенного типа. Таких типов существует пять.

Помимо знания терминологии, важно понимать разницу между неполными двусоставными и односоставными, а также уметь различать неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения. Терминов много, стоящие за ними явления похожи. Но если понять логику классификации, то особых проблем с этим заданием быть не должно.

Ваша задача сводится к разделению сложного предложения на части (если оно имеется) и анализу грамматической основы каждого предложения, входящего в его состав.

Читайте также:  История профессии учитель: где получить образование учителя начальных классов

Главное, что предстоит анализировать — это грамматическая основа. Есть три разновидности таких основ: подлежащее+сказуемое (Он спит.), только подлежащее (Темная ночь.), только сказуемое (Не помню.). Предложения, имеющие оба главных члена, называют двусоставными. Если главный член один, то предложение односоставное.

Предложение, в котором одна грамматическая основа, называют простым. Если основы две, то предложение сложное. Соответственно, сложное предложение можно разделить на несколько частей. Эти части называют… простыми предложениями.

Это не совсем корректно, поскольку это именно части, а не самостоятельные предложения, но так уж повелось. Акцентирую на этом внимание, потому что в задании говорится, что надо найти, например, «односоставное безличное» (имеется в виду предложение).

По сути, речь идет не о предложении, а о части сложного предложения.

(1)Он сказал, (2)что еще не хочет спать. Это сложное предложение. (1) часть — двусоставное, полное, нераспространенное (т.е. нет второстепенных членов). (2) часть — тоже двусоставное (!), но неполное (пропущено подлежащее он), распространенное.

Этот пример демонстрирует, что категории односоставное/двусоставное, полное/неполное, распространенное/нераспространенное независимы друг от друга и встречаются в любых комбинациях.

Внимание! Очень важно не путать односоставные полные предложения с двусоставными неполными. Например:

  • В дверь постучали. Это односоставное (неопределенно-личное) полное предложение (не важно или не известно, кто постучал, поэтому нельзя говорить, что подлежащее пропущено).
  • Теперь рассмотрим диалог: «-Ты смотрел этот фильм? — Уже три раза его видел». Второе предложение двусоставное (!), но неполное (из формы диалога очевидно, что подразумевается подлежащее я, но оно пропущено).

Это показывает, что оценивать состав предложения необходимо в контексте, причем не ограничиваться рамками анализируемого предложения. Неполные предложения должны оцениваться по полному составу (нужно мысленно восстановить пропущенное подлежащее или сказуемое, если это возможно). Иногда одно и то же предложение может иметь разный состав, в зависимости от контекста:

  • «Соседи приехали с дачи. Опять сверлят». Второе предложение в данном контексте -двусоставное неполное (ясно, что сверлит не кто-то, а именно соседи, но они второй раз не названы).
  • «Похоже где-то начался ремонт, опять сверлят». Сложное предложение из двух частей. Вторая часть — односоставное (неопределенно-личное) полное предложение.

Именно неопределенно-личное легче всего перепутать с неполным двусоставным. Но можно с ним перепутать даже безличное:

  • «Пятно на ковре сначала было почти белым. А теперь на глазах темнеет». Темнеет пятно, поэтому второе предложение двусоставное неполное.
  • «Солнце, казалось, застряло в зените. А теперь на глазах темнеет». Солнце очевидно, темнеть не может, поэтому второе предложение односоставное (безличное) полное.

Чаще всего в задании В4 просят найти одну из разновидностей односоставного предложения, которое является частью сложного предложения. Существует пять типов односоставных предложений: один — с подлежащим, четыре со сказуемым. И здесь начинается основная путаница, хотя, как я уже сказал, ничего сложного нет. Вы всё ещё не верите, что это просто? Тогда мы идём к вам!

Главный член — подлежащее Главный член — сказуемое
1. Назывное (номинативное) предложение. Бред какой-то! 1. Определенно-личное. Заглянешь на огонёк?
2. Неопределенно-личное. К тебе заходили намедни.
3. Обобщенно-личные. Таких цен теперь не сыщешь.
4. Безличное. Эту картину можно увидеть в Лувре.

 Назывное

Это самый простой тип односоставных предложений. Подлежащее есть, сказуемого нет: «Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет».

 Надо только обратить внимание (продолжаю надоедать), что нельзя назывное путать с двусоставным неполным: «-Ты что принес? — Пирог». Предложение: «Пирог», — НЕ назывное, а двусоставное неполное (анализируем его состав по восстановленной форме «Я принес пирог»).

Суть назывного предложения в том, что мы что-то называем, как бы указываем на этот объект, говоря: «Вот, посмотрите, какая ночь, какой фонарь».

 Определенно-личное

Подлежащего нет, но его можно восстановить. А теперь вы уже знаете, что я скажу. Правильно! Не путайте определенно-личное с двусоставным неполным. И хотя я знаю, как вам надоело это слышать, но в данном случае спутать их легче всего. Поэтому если вы поймете следующее разъяснение, то ваши шансы на хороший балл резко возрастут. Как же их отличить:

  • В неполном двусоставном предложении подлежащее можно восстановить ТОЛЬКО по контексту, и оно может обозначать любое лицо, выраженное словом в любом лице, числе и падеже. «(1)Он очень замерз, (2)потому что долго сидел на бетонном полу». Вторая часть этого сложного предложения — двусоставное неполное предложение, в котором из контекста можно восстановить подлежащее он.
  • В односоставном определенно-личном предложении подлежащее можно восстановить НЕ ИЗ КОНТЕКСТА (или НЕ ТОЛЬКО из него), А ИЗ ФОРМЫ СКАЗУЕМОГО. «Налью тебе немного абсента». Очевидно, что здесь можно подставить только одно подлежащее — я. Если сказуемое стоит в формах, указанных ниже, то предложение следует признать определенно-личным односоставным, а не двусоставным, даже при наличии в контексте указания на то, о ком идет речь.

Таким образом, определенно-личное предложение очень просто узнать в тексте, поскольку сказуемое может быть ТОЛЬКО В ФОРМАХ, при которых восстанавливаются местоимения я/ты/вы:

  • глагол 1 и 2 лица в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени (1 л: говорю/говорим, скажу/скажем. 2 л: говоришь/говорите, скажешь/скажете);
  • повелительное наклонение (говори/говорите).

 Вопрос на засыпку: а почему не годится прошедшее время? … Ответ (наведите мышь).

 Формула: отсутствие подлежащего + сказуемое в одной из перечисленных форм + отсутствие обобщенно-личного значения у сказуемого (типа: «За деньги мозги не купишь», — об этом см. ниже) = определенно-личное предложение.

 Неопределённо-личное

Подлежащего нет, при этом действующее лицо существует, но не определено. Вместо подлежащего можно сказать «кто-то, некто, какие-то неизвестные люди»: «Бьют в барабаны». Кто бьёт? Это не только не известно, но и не важно.

Сказуемое может быть только в формах, при которых восстанавливается местоимение они (в неопрделенно-личном значении):

  • глагол 3 лица мн.ч, настоящего и будущего времени (шумят/будут шуметь);
  • глагол мн.ч, прошедшего времени (шумели).

Наличие сказуемого в одной из перечисленных форм — это необходимое, но НЕ ДОСТАТОЧНОЕ условие для признания предложения неопределенно-личным. «Медведевы вчера опять поссорились. Шумели до пяти утра». Второе предложение — двусоставное неполное.

Принципиальным условием для признания предложения неопределенно-личным (помимо формы сказуемого) является то, что  действие важно само по себе, безотносительно к субъекту-производителю (лицу или предмету).

 Обобщённо-личное

Подлежащего нет, а действие приписано каждому, оно выражает определенную тенденцию, положение дел. «За деньги мозги не купишь». Речь не идет о какой-то сделке по приобретению мозгов. Это перифраз выражения «мозги нельзя купить за деньги», которое может быть отнесено ко всем сразу и к каждому в отдельности.

Сказуемое может быть только в формах, при которых можно было бы восстановить местоименияты/они. При этом речь идет только о формальной возможности подстановки таких местоимений, поскольку подлежащее не нужно. Формы сказуемых:

  • глаголы 2 лица ед. числа и глаголы повелительного наклонения. Как ни крути, а придется сдавать ЕГЭ (сложносочиненное предложение, включающее обобщенно-личное и безличное). Сделал дело — гуляй смело (во второй части обобщенно-личное предложение*). Не знаешь, гденайдешь, где потеряешь (все три части сложноподчиненного предложения — обобщенно-личные).
  • глаголы 3 лица во мн.ч. Снявши голову, по волосам не плачут (простое обобщенно-личное предложение).

*О том, почему первая часть предложения («Сделал дело…») не является обобщенно личным, см. дискуссию на Форуме»

 Безличное

Подлежащего нет и не может быть. Принципиально отсутствует лицо, производящее действие. Источник действия — абстракция.

Часто сказуемое выражено безличным глаголом (Нездоровится что-то. К утру подморозило.) Но очень многих подводит непонимание того факта, что сказуемое не обязательно должно быть безличным глаголом. Возможные варианты:

  • безличный глагол (нездоровится: Ему нездоровилось.)
  • личный глагол в безличном значении (пахнет). Обратите внимание: (1)»Чудно пахнет акация», — двусоставное предложение с подлежащим «акация». (2)»Чудно пахнет акацией», — безличное односоставное предложение (нельзя сказать, что пахнет акацией — это некая абстракция).
  • краткое страдательное причастие: У нас еще не накрыто.
  • инфинитив: Сегодня уже не найти такого самопожертвования.
  • модальное слово + инфинитив: Надо подобрать фоновый материал для аргументации.
  • слово «нет»: У меня нет возражений.
  • наречие со значением состояния: И скучно, и грустно, и некому руку подать…

Чтобы найти нужное предложение, необходимо изучить большой кусок текста. Помимо четкого понимания особенностей разных типов односоставных предложений, нужно уметь быстро разделять сложные предложения на части. Структура сложных предложений в данном случае не важна. Поэтому вам надо:

  • найти все грамматические основы;
  • выбрать ту основу, в которой есть только один главный член;
  • определить, является ли это простое предложение односоставным или неполным двусоставным;
  • если оно односоставное, определяете тип.
  • найдя нужное предложение(я), записать номер(а) в бланк ответа.

Задание: Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

 (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага…

(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые.

– (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…» (Демо-версия 2012)

Разбор:

  • (!) Вспоминаем, что такое безличное предложение и придумываем (вспоминаем) пример. Подлежащего нет и не может быть. Принципиально отсутствует лицо, производящее действие. Пример: Ему нездоровилось.
  • Сканируем текст, отбирая сложные предложения (которые имеют больше, чем одну грамматическую основу). Отбрасываем простые предложения: (22), (25). Остаются для анализа: (21), (23), (24), (26).
  • Каждое предложение делим на части, затем анализируем грамматические основы. Ищем в них односоставные предложения. Определяем их тип. Выбираем то, что требуется в задании.

 (21)1У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – 2на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, 3но я заставил себя взять букетик, 4потому что я не трус, 5матерью моей клянусь тебе, Поленька, 6что я не трус.  В предложении 6 частей. Не имеют подлежащего 2-я и 5-я части. 2-я часть— основа «глядеть». Сказуемое — инфинитив. Явно безличное значение: подлежащего не может быть. Отмечаем это предложение.

Читайте также:  Голосеменные растения: примеры самых распространенных, их жизненный цикл

(23)1С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, 2словно огонь за пазухой ношу, 3велю его в могилу положить на себя, 4если что случится.  В предложении три части. Кстати вы поняли, почему я выделил третью часть, а не объединил ее с первой? Потому что по смыслу глагол «велю» стоит в будущем времени (хотя форма наст. времени у него такая же). Следовательно это другая грамматическая основа: в начале предложения сказуемое «держу» стоит в настоящем времени. Хотя это не так важно, поскольку безличного предложения здесь нет: в части 4 имеется подлежащее «что».

(24) 1Я-то думал, 2семь раз кровью обольюсь, 3прежде чем мужчиной стану, 4а вот как оно происходит, всухую… 5и это купель зрелости!  Пять частей. 2-я и 3-я части — определенно-личные односоставные. Кстати, если бы в них сказуемое было не в будущем, а в прошедшем времени (облился, стал), то части 2 и 3 следовало бы признать двусоставными неполными предложениями, поскольку по прошедшему времени нельзя определить лицо. В остальных частях имеется и подлежащее, и сказуемое. Особенно обратите внимание на четвертую часть. Если бы там было сказано: «А вот как бывает», — то это было бы безличное предложение (личный глагол бывает в безличном значении). Однако здесь у нас есть подлежащее «оно». Хотя это тоже некая абстракция, но из песни слова не выкинешь, тем более если это подлежащее.

(26)1И не знаю, Поленька, 2хватит ли всей моей жизни 3тот подарок оплатить…  Три части. Маленькое, но очень заковыристое предложение, хотя для нас было бы достаточно того, что 1-я часть является определенно-личным предложением (восстаноавливается «я»). Но разберемся и с другими частями. Почему я выделил 3-ю часть (ведь там даже нет запятой)? Потому что там явно идет придаточное с пропущенным союзом «чтобы» или «для того, чтобы». 2-я часть — безличное предложение, в котором сказуемое выражено безличным глаголом «хватит». Подлежащее подставить нельзя (важно понимать, что «жизнь» — это не подлежащее). 3-я часть — тоже безличное предложение. Хотя его можно заменить на: «чтобы я тот подарок оплатил», — но при использовании инфинитива подлежащее подставить нельзя, то есть лицо, производящее действие отсутствует. С 3-ей частью вопрос безличного статуса является спорным (можно предположить неполное двусоставное предложение с пропущенным фрагментом «чтобы я мог…»), но в данном случае нам было бы достаточно 1-й и 2-й частей.

Записываем в бланк ответов через запятую без пробелов: 21,26

Источник: http://natkavlad9.blogspot.com/2014/03/blog-post_18.html

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Нераспространенные и распространенные предложения" в 5 классе

  • Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
  • Средняя общеобразовательная школа № 2
  • Нераспространённые
  • и распространённые предложения
  • (урок в 5 классе)
  • Учитель русского языка
  • и литературы

Садртдинова Р. Г.

  1. г. Нефтекамск
  2. 2015
  3. Тип урока: изучение нового материала
  4. Цель урока: знать: в чем отличие между нераспространенными и распространенными предложениями;
  5. уметь: различать распространенные и нераспространенные предложения, распространять предложения, развивать навыки синтаксического разбора; воспитывать любовь к природе.

Ход урока: IОрг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

  • Звучит музыка.
  • Крутыми тропинками в горы,
  • Вдоль быстрых и медленных рек,
  • Минуя большие озёра,
  • Веселый шагал человек.
  • Он встретить в пути не боялся
  • Ни змей, ни быков, ни собак
  • А если встречал, то смеялся
  • И сам приговаривал так:
  • «Я вышел из комнаты тесной,
  • И весело дышится мне.
  • Всё видеть, всё знать, интересно,
  • И вот я хожу по стране».
  • (Сергей Михалков)

Мы сегодня с вами тоже отправимся в путешествие по стране под названием «Предложение». А чтобы путешествовать, нужен определенный багаж знаний. Вы должны показать свои знания по пройденным темам, активно отвечать на мои вопросы, аккуратно и без ошибок выполнять все задания. Итак, в добрый путь!

  1. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
  2. — Посмотрите, на доске записаны задания, если мы их выполним правильно, то сможем продолжить путешествие.
  3. Алфавит, выздороветь, добра, звонить, инженер, фарфор, квартал, километр, облегчить, офицеры, повторить, торты, кашне.
  • (по) казалось – показалось
  • (по) реке – по реке
  • (про) шёл – прошёл
  • (за) бежал – забежал
  • (у) тебя – у тебя
  • (у) дар – удар
  • (у) шёл – ушёл
  • Рассказ осенний
  • подводный листопад
  • лесная холодный
  • шумит поговорка
  1. Разберите словосочетания.

Осенний дождь (согласование, м.р, ед.ч., И.п.)

Падает тихо (примыкание, наречие примыкает)

Мокнет под дождем (управление, Т.п.)

5-6. Индивидуально по карточкам.

Класс. Фронтальный опрос.

  1. Что такое предложение? (Это главная единица синтаксиса, которая содержит сообщение о чем-либо или о ком-либо).

  2. Что составляет основу предложения? ( ___ и ====).

  3. Какая интонация характерна для предложения? (Интонация конца предложения).

  4. Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательное, вопросительное, побудительное).

  5. Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, которые сообщают о чём-либо).

  6. Какие предложения называются вопросительными? (Предложения, в которых содержится вопрос)

  7. Какие предложения называются побудительными? (Предложения, которые побуждают к действию, приказывают, просят).

  8. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (Восклицательные и невосклицательные.)

  9. Для чего служат восклицательные предложения? (Восклицательные предложения передают волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество; выражают сильные чувства).

Молодцы!

А теперь проверим тех, кто работал у доски.

Учитель. Ребята, чтобы двигаться дальше, мы должны понять, какие предложения называются распространенными, а какие нераспространенными.

IIОбъяснение новой темы.

Море бушует. (Повеств., невоскл., простое, двусостав., нераспр., полное)

Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (Повеств., невоскл., простое, двусостав., распр., полное)

  1. Вывод: Предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, называются
  2. нераспространенными.
  3. Если есть хотя бы один второстепенный член предложения – распространенными.
  4. — Как вы понимаете значение слова зыбь.5
  5. Посмотрите в толковом словаре.
  6. (Легкая рябь на водной поверхности.
  7. Рябь – мелкое волнение водной поверхности)

-Запишите предложение. Тишина.4 (Повеств., невоскл., простое., односост., назывное, нераспр., полное.)

Стояла необычная тишина.4 (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное.)

  • Вывод:
  • — Какие предложения называются нераспространенными?
  • — Какие предложения называются распространенными?
  • (2-3 человека).
  • Физминутка под музыку

III. А сейчас поработаем по учебнику. Откройте стр.69, найдите упражнение 164 , прочитайте условие.

  1. (По цепочке пишут предложения и разбирают). (6 предложений письменно, остальные устно)
  2. Вывод по упражнению.
  3. IV. Работа с текстом (Листочки с текстами на партах)
  1. Выразительное чтение текста.

  2. Как можно озаглавить текст?

  3. Какова тема текста?

  4. Что хотел показать автор текста?

5. Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

Задания к тексту:

  1. Найдите в тексте нераспространенное предложение.

  2. Найдите в тексте вопросительное предложение.

  3. Найдите восклицательное предложение.

  4. Укажите предложение с однородными сказуемыми.

  5. Дайте характеристику четвертого предложения.

  • Обобщение.
  • Д/з § 26.
  • Составить и записать
  • текст на тему «Осенний лес»,
  • употребляя различные по цели
  • высказывания, по интонации,
  • по составу предложения.

Ребята, вы успешно дошли до страны «Предложение». Молодцы! Наш весёлый спутник благодарит вас за ваши ответы и ставит следующие оценки.

Текст.

Наступает осень. На листьях и траве по утрам лежит холодная серая роса. Трава и листья уже желтоватые, подсохшие. Выглянет солнце, и золотые листья затрепещут на фоне голубого неба.

Ты видел, как ветер уносит листья? Они похожи на мелких птичек, которые несутся в тёплые края. В тихую погоду листья падают, шепчутся, прощаются навсегда. Как красив лес!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-nierasprostraniennyie-i-rasprostraniennyie-priedlozhieniia-v-5-klassie

Типы предложений (простые и сложные)

Предложения делятся на простые и сложные. Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными, т. е. содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.): Он пришёл очень быстро. и Он пришёл.

Простое предложение

Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом.

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами: Они засмеялись. Он был умён. Туча – чёрная, тяжёлых очертаний.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:

  • Неопределенно-личное: Меня вызвали к директору.
  • Обобщенно-личное: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Безличное: На улице стемнело.
  • Определенно-личноеСижу и рисую.
  • ИнфинитивноеМолчать! Вам уже ехать.
  • НазывноеНочь. Улица. Фонарь. Аптека.
  • Неполное предложение – это предложение, в котором отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), на которые указывает контекст или ситуация: Правда остаётся правдой, а молва – молвой. Мы разговорились, как будто век были знакомы. Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне? Я надену вот это синее.

Сложное предложение

Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов. Сложные предложения делятся на:

  • Сложносочиненные предложения состоят из частей (простых предложений), самостоятельных в грамматическом отношении, связанных по смыслу и при помощи сочинительных союзов и, а, но, да, или, либо, однако, зато, а также сложных сочинительных союзов ни… ни…, то… то…, то ли…, то ли…, не то…, не то… и др.: Дождь кончился, и взошло солнце. То зазвонит телефон, то позвонят в дверь.
  • Сложноподчиненные предложения состоят из частей (простых предложений), одна из которых несамостоятельна в грамматическом и смысловом отношении; части связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов: что, чтобы, где, когда, куда, почему, если (ежели), как, пока, хотя, поэтому, какой, который, чей и т. д., а также сложных подчинительных союзов: благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы, несмотря на то что, прежде чем, с тех пор как и др. Подчинительный союз и союзное слово – всегда в придаточном предложении: Я знаю, что они друзья. Он не хочет, чтобы его ждали. Сергей не ответил, потому что не слышал вопроса.
  • Бессоюзные предложения. Части бессоюзного предложения (простые предложения) почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзы и союзные слова отсутствуют: Сияло солнце, зеленели берёзы, свистели птицы. Слышу: стучат в дверь. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Источник: http://gramatik.ru/prostye-i-slozhnye-predlozheniya/

Ссылка на основную публикацию