Особенности написания слов-исключений 1 и 2 спряжения в русском языке: применение правил

Особенности написания слов-исключений 1 и 2 спряжения в русском языке: применение правил

  • Спряжение глаголов
  • Противоречия I спряжения
  • Противоречия II спряжения
  • Учим слова-исключения
  • Способы заучивания

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Это интересно: что такое паронимы, примеры.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании, нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная — I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка.

Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату.

Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Это интересно: омофоны это что такое – определение и примеры.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее.

Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения.

В то время как брить, стелить — тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Это интересно: односоставные определённо личные предложения и их примеры.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать — перегнать, держать — выдержать, ветреть — повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Это интересно: склонения в русском языке – правила и примеры.

Учим слова-исключения

Особенности написания слов-исключений 1 и 2 спряжения в русском языке: применение правил

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Нужно знать: Как правильно писать – надеть или одеть?

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Это интересно: значение фразеологизма “тришкин кафтан”.

Хочется предложить такой вариант.

Особенности написания слов-исключений 1 и 2 спряжения в русском языке: применение правил

  • А еще такие:
  • Гоним, держим, смотрим, видим.
  • Дышим, слышим, ненавидим.
  • И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении. Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать — помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать — сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть — прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть — удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна — заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.

Правописание глаголов

Что касается изучение глагола как части речи, то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений.

Глаголы 1 спряжения

Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

1 лицо у (ю) мн.ч. ем
2 лицо ешь мн.ч. ете
3 лицо ет мн.ч. ут (ют)

Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

  1. брить (бреет);
  2. стелить (стелет).

Глаголы 2 спряжения

Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:

1 лицо у (ю) мн.ч. им
2 лицо ишь мн.ч. ите
3 лицо ит мн.ч. ат (ят)

Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше, в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:

  1. гнать;
  2. держать;
  3. терпеть;
  4. обидеть;
  5. слышать;
  6. видеть;
  7. ненавидеть;
  8. обидеть;
  9. вертеть;
  10. дышать;
  11. смотреть.

Особенности написания слов-исключений 1 и 2 спряжения в русском языке: применение правил

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого.

Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы.

Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада.

Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Особенности написания слов-исключений 1 и 2 спряжения в русском языке: применение правил

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту рисуем, сошьем, растем -у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь рисуете, сошьете, растете -ишь -ите приготовишь, купишь, держишь приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет рисуют, сошьют, растут -ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит приготовят, купят, держат

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные), которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/kakie-slova-isklyucheniya-1-i-2-spryazheniya-glagolov.html

Особенности написания слов-исключений 1 и 2 спряжения в русском языке: применение правил

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Мой мир

Оглавление:

  • Спряжение глаголов
  • Противоречия I спряжения
  • Противоречия II спряжения
  • Учим слова-исключения
  • Способы заучивания

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Читайте также:  Особенности северного моря: морские обитатели севера, интересные факты о рельефе

Это интересно: что такое паронимы, примеры.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании, нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная — I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка.

Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату.

Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Это интересно: омофоны это что такое — определение и примеры.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее.

Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения.

В то время как брить, стелить — тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Это интересно: односоставные определённо личные предложения и их примеры.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать — перегнать, держать — выдержать, ветреть — повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Это интересно: склонения в русском языке — правила и примеры.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Нужно знать: Как правильно писать — надеть или одеть?

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Это интересно: значение фразеологизма «тришкин кафтан».

Хочется предложить такой вариант.

  1. Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).
  2. А еще такие:
  3. Гоним, держим, смотрим, видим.
  4. Дышим, слышим, ненавидим.
  5. И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении. Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать — помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать — сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть — прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть — удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна — заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/glagoly-isklyucheniya-1-i-2-spryazheniya.html

Какие слова исключения 1 и 2 спряжения глаголов?

Лилия Яминова Ученик (219) 9 лет назад Исключения: Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть относятся ко второму спряжению.

Брить, стелить — относятся к первому.

Riozaki L Знаток (394) 9 лет назад брить, стелить, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, гнать, держать, слышать, дышать. Ученик Знаток (439) 3 года назад Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

праздничное оформление Знаток (348) 3 года назад брить, стелить, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, гнать, держать, слышать, дышать. ха-ха-ха

зульфия махалова

Источник: мозг

Анна Есина Ученик (156) 3 года назад смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

кирилл вайветкин Ученик (164) 3 года назад Carrera GT Профи (643) 3 года назад Исключения: Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть относятся ко второму спряжению.

Брить, стелить — относятся к первому.

даня недос Ученик (107) 3 года назад Исключения: Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть относятся ко второму спряжению.

Брить, стелить — относятся к первому.

Регина Знаток (437) 3 года назад Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

Keni Fae Ученик (134) 3 года назад Исключения: Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть относятся ко второму спряжению.

Брить, стелить — относятся к первому.

Лиза Злобина Ученик (107) 3 года назад Ученик и Регина Холод правы, но можно не много легче.Ко второму же спряженью отнисём мы без сомненья все глаголы что на ить, исключения: брить, стелить.И ещё: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависит, и терпеть.

Артур Мельников Ученик (110) 3 года назад Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

Даша Митюкова Ученик (134) 3 года назад 2-смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.1-стелить, брить Алина Фёдорова Ученик (210) 3 года назад 2-смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать. егор носков Ученик (107) 3 года назад Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/47610196

Глаголы-исключения (1)

В современном русском языке глаголы имеют два спряжения. Спряжение опре­деляется по окончанию, если оно ударное, и по инфинитиву, если оно безудар­ное.

Ко 2-ому спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить (водить, ловить, любить, носить, хвалить), кроме глаголов брить, зиждить­ся, зыбиться, стелить, а также семь глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) и четыре глагола на -ать (гнать, дер­жать, дышать, слышать). Остальные глаголы – 1-ого спряжения.

Наверное, у многих школьников возникает вопрос, почему же эти всем извест­ные глаголы, относясь ко 2-ому спряжению, изменяются особым образом, являются исключениями. Попробуем в этом разобраться, не углубляясь в далёкое прошлое.

Начнём с рассмотрения тех глаголов, которые указываются как исключения во всех школьных учебниках и пособиях по орфографии, т.е. с глаголов брить, сте­лить и глаголов на -еть и -ать.

У глагола есть две основы: основа настоящего времени, которая определяется по форме 3-го лица множественного числа (дела­ют – делаj, ходят – ход’-), и основа инфинитива, которую мы выделяем из не­определённо-личной формы глагола, отбрасывая инфинитивное -ть (делать – дела-, ходить – ходи-).

По соотношению основ все глаголы делятся на классы. Класс глагола – это группа глаголов, которые имеют одинаковые основы настоящего времени и ин­финитива.

Есть классы продуктивные (они пополняются новыми глаголами) и непродуктивные (они включают определённое количество глаголов и не пополня­ются новыми словами).

Глаголы на -еть и -ать, которые являются исключения­ми, относятся к непродуктивным классам, но среди продуктивных классов тоже есть глаголы, оканчивающиеся на -еть и -ать. Сопоставим их.

  • Глаголы на -еть.
  • Глаголы на -еть образуют две неоднородные группы. Первую группу состав­ляют глаголы 1-ого спряжения, в которых суффикс -е сохраняется также и в насто­ящем времени:
  • белеть – белею, белеешь, белеет;
  • болеть – болею, болеешь, болеет;
  • жалеть – жалею, жалеешь, жалеет;
  • иметь – имею, имеешь, имеет;
  • слабеть – слабею, слабеешь, слабеет;
  • худеть – худею, худеешь, худеет.
  • Для обозначения таких глаголов используется термин неусекаемые глаголы.
  • Во вторую группу входят глаголы 2-ого спряжения, в которых суффикс -е- в настоящем времени утрачивается:
  • висеть – вишу, висишь, висит;
  • глядеть – гляжу, глядишь, глядит;
  • гореть – горю, горишь, горит;
  • греметь – гремлю, гремишь, гремит;
  • сидеть – сижу, сидишь, сидит;
  • шуметь – шумлю, шумишь, шумит.

Эти глаголы называются усекаемыми. Они составляют группу непродуктив­ных глаголов, которая включает всего 48 глаголов. Подавляющее большинство этих глаголов имеет ударное личное окончание (скорбишь, горишь, гремишь, шу­мишь). Но в некоторых из них личное окончание может быть безударным. Это семь глаголов, которые являются исключениями:

  1. вертеть – верчу, вертишь, вертит;
  2. видеть – вижу, видишь, видит;
  3. зависеть – завишу, зависишь, зависит;
  4. ненавидеть – ненавижу, ненавидишь, ненавидит
  5. обидеть – обижу, обидишь, обидит;
  6. смотреть – смотрю, смотришь, смотрит;
  7. терпеть – терплю, терпишь, терпит.
Читайте также:  Тип простого предложения: распространенное и нераспространенное, одно- и двусоставное, примеры за 5 класс

Названные глаголы относятся ко 2-ому спряжению и имеют в личных оконча­ниях букву и. Что объединяет эти семь глаголов с глаголами 2-ого спряжения? Во-первых, суффикс -е- в инфинитиве, во-вторых, его утрата в личных формах, в-тре­тьих, и это самое главное, одинаковый характер чередования последнего соглас­ного корня.

В глаголах 2-ого спряжения происходит чередование согласного в 1-м лице единственного числа с иным согласным во всех остальных личных формах. Так, глагол ловить 2-ого спряжения имеет в 1-ом лице единственного числа корень ловл-(ловлю), а в остальных лицах – -лов- (ловишь, ловит, ловим). Ср. также: висеть – вишу, но висишь, висит, висим; шуметь – шумлю, но шумишь, шумит, шумим.

Такое же чередование есть и у семи глаголов-исключений: видеть – вижу, видишь, видит; терпеть – терплю, терпишь, терпит; зави­сеть – завишу, зависишь, зависит и т. д.

В отличие от глаголов 2-ого спряжения, глаголы 1-ого спряжения имеют другое чередование, в них по конечному согласному корня инфинитив противопоставля­ется всем личным формам (писать – пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, пишут), а чередование в 1-ом лице характеризует только те глаголы, основы кото­рых оканчиваются на к и г (пеку – печёшь, могу – можешь).

Таким образом, «исключительность» глаголов-исключений состоит только в том, что они имеют безударное личное окончание.

Глагол вертеть требует отдельного . В XVIII–XIX вв. личные формы этого глагола допускали двоякое ударение – на корне и на окончании: вертишь и вертишь, что можно проследить по стихотворным произведениям того времени. Например:

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…

(И. А. Крылов).

  • Только нам гулять не довелося
  • По полям, по нивам золотым:
  • Целый день на фабриках колёса
  • Мы вертим – вертим – вертим!
  • Колесо чугунное вертится.
  • И гудит, и ветром обдаёт,
  • Голова пылает и кружится,
  • Сердце бьётся, всё кругом идёт…

(Н. А. Некрасов).

(Ср. пример вариативного ударения в песне «Три вальса», которую пела К. И. Шульженко: Ах, как кружится голова, Как голова кружится!)

С утверждением ударения на корне глагол вертеть попадает в число исключе­ний.

Глаголы на -ать (после шипящих).

В этой группе глаголов выделяются тоже две подгруппы. В первую входят неусекаемые глаголы, в которых суффикс -а- сохраняется в настоящем времени: качать – качаешь, качает; скучать – скучаешь, скучает; замечать – замечаешь, замечает.

  1. Эти глаголы относятся к 1-ому продуктивному классу.
  2. Вторую группу составляют 35 непродуктивных глаголов, которые являются усекаемыми: в них суффикс -а- есть только в неопределённо-личной форме:
  3. бренчать – бренчу, бренчишь, бренчит;
  4. ворчать – ворчу, ворчишь, ворчит;
  5. звучать – звучу, звучишь, звучит;
  6. кричать – кричу, кричишь, кричит;
  7. лежать – лежу, лежишь, лежит;
  8. молчать – молчу, молчишь, молчит;
  9. стучать – стучу, стучишь, стучит;
  10. шуршать – шуршу, шуршишь, шуршит.

Неусекаемые глаголы относятся к 1-ому спряжению, усекаемые – ко 2-му спря­жению.

Три глагола-исключения дышать, держать, слышать относятся к последней группе; в них суффикс -а- после шипящей утрачивается в настоящем времени (дышишь, держишь, слышишь), эти глаголы являются усекаемыми, они имеют безударное личное окончание (кроме 1-ого лица единственного числа) в отличие от всех других глаголов этой группы и спрягаются по 2-ому спряжению: дышать – дышу, дышишь, дышит; держать – держу, держишь, держит; слышать – слышу, слышишь, слышит.

В ХVIII–ХIХ вв. личные формы глагола дышать употреблялись с вариантным ударением на корне и на флексии. Н. М.

Шанский, рассказывая о наконечном ударении, которое в старых текстах «встречается нередко и свойственно целому ряду подобных глаголов», а «ритмика стиха об этом буквально кричит», приводит упоминаемый Я. К.

Гротом пример из стихотворения Г. Р. Державина «Фелица» (Шанский Н. М. Лингвистические детективы. – М., 2006. – С.451–452):

  • Или средь рощицы прекрасной
  • В беседке, где фонтан шумит,
  • При звоне арфы сладкогласной,
  • Где ветерок едва дышит…

См. иллюстрацию подобного произношения в стихотворных строках Н. А. Некра­сова:

  1. Мы пишем день и ночь: торопимся, спешим
  2. Роман перевести; театр, литературу
  3. За месяц обозреть, исправить корректуру –
  4. Всё к первому числу … и еле мы дышим,
  5. Оттиснув наконец и выдав книжку нашу…

Глагол дышать в ХVIII–ХIХ вв. и в словарях, и в текстах мог иметь разное написание в личных формах – и с буквой е, и с буквой и (дышешь и дышишь). Это объясняется тем, что наряду с глаголом дышать употреблялся глагол ды­хать (ср. пахать, пылать). Личные формы от глагола дышать оформлялись по 2-ому спряжению (дышишь), а личные формы от глагола дыхать – по 1-ому спря­жению (дышешь).

В связи с выходом глагола дыхать из употребления утрачива­ются и формы с окончанием -ешь, -ет и др. с буквой -е. Ср.: «В обычай вошло писать дышешь, дышут, тогда как следует писать дышишь, дышат. Форма дышешь тоже существует, но она принадлежит неупотребительному глаголу ды­хать. Нет причины допускать в спряжение постороннюю форму». (Грот Я. К. Русское правописание. – СПб., 1885. – С.

30).

Особого рассмотрения требует глагол гнать, который причисляется к этой группе достаточно условно. В древнерусском языке было два глагола: гнать и гонити. Первый глагол спрягался по 1-ому спряжению. Личные формы от этого глагола были жену – женеши – женет. А. X.

Востоков писал, отмечая употребление этих форм в церковных книгах. (См.: Слово «отжени»; https://multiurok.ru/blog/slovo-otzhieni.html). Личные формы от глагола гонити были гонишь, гонит. Впоследствии утратился инфинитив гонити и утратились формы жену, женеши (возможно, в силу особого звукового оформления) и произошла контаминация инфинитива гнати и личных форм гонишь, гонит и др.

В энциклопедии «Русский язык» к глаголам-исключениям на -ать отнесён также глагол мяукать (в одной из двух его парадигм – мяучить, мяучит), однако толковые и орфографические словари последних лет указывают два инфинити­ва – мяукать и мяучить и соответственно две парадигмы – мяукаешь и мяучишь. Вряд ли целесообразно помещать его в исключения.

Впервые орфографическое правило правописания безударных личных оконча­ний глаголов дал акад. А. К. Грот: «Для правильного употребления на письме неударяемых личных окончаний настояще­го (или будущего) времени нужно определить только те случаи, в которых следует писать ишь, ят или ат. Эти окончания пишутся:

1) Во всех глаголах, кончающихся в неопределённом наклонении [в инфинитиве] на ить: любишь, любят; правишь, правят; ходишь, ходят; клеишь, клеят; строишь, строят; покоишь, покоят (от глаголов любить, править, ходить, клеить, строить, покоить). Сюда надо отнести также настоящее время глагола гнать: гонишь, гонят, от которого древняя форма неопределённого наклонения гонити неупотреби­тельна.

2) В глаголах, кончающихся на ть с предыдущею гласною ѣ, когда эта гласная в настоящем времени изъявительного наклонения исчезает: смотришь, смотрят; ви­дишь, видят; терпишь, терпят; обидишь, обидят; зависишь, зависят (от глаголов смотрѣть, видѣть, терпѣть, обидѣть, зависѣть).

3) В глаголах, кончающихся на ать с предыдущею шипящею буквой, когда гласная в настоящем времени (кроме 3 лица множественного числа) исчезает: держишь, дер­жат; слышишь, слышат (от глаголов держать, слышать). Все прочие глаголы, како­во бы ни было их неопределённое наклонение, принимают в настоящем (будущем) времени окончание ешь (ют, ут)». (Грот Я. К. Русское правописание. – Изд. 12. – СПб., 1895. – С. 32).

Как видим, здесь указаны и глаголы-исключения, кроме вертеть (

Источник: https://multiurok.ru/blog/glagholy-iskliuchieniia-1.html

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глаголов. план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

  • Тема урока: Глаголы – исключения
  • Тип урока: открытие нового знания.
  • Цель: познакомить с глаголами-исключениями и с особенностями их спряжения.
  • Задачи:
  • познакомить с глаголами-исключениями на основе сравнения личных окончаний глаголов и их неопределенной формы;
  • формировать навык распознавания глаголов-исключений, умение писать безударные личные окончания глаголов;
  • развивать умение действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

− Сегодняшний урок мы начинаем с высказывания «Помогаешь другим –  учишься сам».

− Как вы понимаете эти слова?

− Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!

− Какую тему изучаем?

− Как вы думаете, удачным было изучение этой темы?

− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно повторить.)

II. Актуализация знаний.

1. Проведём устный блиц-опрос.

  • Что такое глагол?
  • Как изменяется глагол?(по числам; по временам; по родам в прош. вр.)
  • Что называется спряжением глагола?
  • Как определить спряжение глагола? 

1)по ударному окончанию, 2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся — первого спряжения.), 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа.Окончания -ут- ют- первое спряжение, а  -ат-ят- второе спряжение.

  • От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола?(Зависит от спряжения).

2.   Работа в парах. (Слова на доске.)

Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас..шь, ро…шь,жале…шь, бре…шь, стел…шь.

— Что объединяет эти слова? (глаголы 2 лица ед. числа)

— На какие группы можно распределить глаголы? (по спряжениям: 1 и 2 спр.)

  1. — Спишите, распределив глаголы в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы, выделив окончания глаголов.
  2. (Одна пара работает у доски)
  3. П р о в е р к а.
I спр.  II спр.
помогаешь  ловишь
роешь  возишь
жалеешь  красишь
стелешь  стелишь
бреешь  бреишь
  • — Задание одно, а вариантов ответов 2.
  • — Как вы определяли спряжение глаголов с безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму)
  • — Образуйте глаголы неопределенной формы и докажите правильность написания безударного окончания.
  • П р о в е р к а.
I спр.  II спр.
помогать  ловить
рыть  возить
жалеть  красить
 брить
 стелить

(брить, стелить  оканчиваются на -ить,  глаголы  2 спр., значит пишу окончание ишь)

Глаголы брить, стелить спрягаются так ( на экране)

1 л. ед.ч.  брею, стелю

2 л. ед.ч.  бреешь, стелешь

3л. ед.ч.   бреет, стелет

— Кто сможет продолжить спрягать эти глаголы? (один ученик у доски)

1 л. мн.ч.  бреем, стелем

2 л. мн.ч.  бреете, стелете

Читайте также:  Россия: животный мир, природные зоны, список видов, занесенных в красную книгу

3 л. мн.ч.  бреют, стелют

— Какого спряжения глаголы имеют окончания ешь, ет, ем, ете, ют? (1 спр.)

(Во втором столбике (1 таблицы) глаголы бреишь, стелишьубираю.)

— Что вы заметили? (Глаголы бреешь, стелешь  1 спр.,а глаголы брить, стелить оканчиваются на –ить, записаны во вторую группу)

— Что надо сделать с глаголами брить, стелить? (Переместить в первый столбик)

-Итак, что мы думали о глаголах сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глаголы 2 спряжения, а оказалось, что глаголы 1 спряжения).

  1. -Почему сначала мы глаголы брить, стелить отнесли ко 2 спряжению? (не хватало знаний)
  2. -Попадают ли эти глаголы в правило определения спряжения? (Нет)
  3. -Как можно назвать такие глаголы? (В русском языке такие глаголы называются исключениями)
  4. III. Постановка учебной задачи
  5. Сформулируйте тему урока. ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ
  6. — Какие учебные задачи перед собой поставите?
  7.   1) познакомиться  с глаголами-исключениями.
  8.  2) учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений

IV.Открытие нового знания.

Я расскажу сказку  про страну  Глаголов.

     Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

      Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

— Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

      Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

    Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

— Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

— По твоему указу оказались мы в разных царствах с  нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.

  •       Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.
  • Я, царь Глагол , повелеваю:
  • жителей своего царства –
  • глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении,
  • а глаголы брить, стелить  —  в 1 спряжении.
  • Так и появились глаголы – исключения.

1. – С какими глаголами –исключениями вы познакомились?

-Прочитаем правило из  учебника на стр. 86.

Ответы на вопросы

-Как ты думаешь, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями?(Они не подчиняются правилу определения спряжения по глагольному суффиксу перед -ть)

2. Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, выучи -стихотворение. Обязательно его вклейте  в свой словарик-справочник.

  1. Ко второму же спряженью
  2. Отнесём мы, без сомненья,
  3. Все глаголы, что на «-ить»,
  4. Исключая брить, стелить.
  5. А ещёсмотреть, обидеть,
  6. Слышать, видеть, ненавидеть,
  7. Гнать, дышать, держать, терпеть,
  8. И зависеть, и вертеть.
  9. Вы запомните, друзья,
  10. Их на -е- спрягать нельзя!

3. -Давайте ещё раз вспомним  алгоритм написания безударного окончания глагола.

Нужно ли его дополнить?

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.

1  Задание. Проспрягайте глаголы – исключения.

  • 1 ряд                                2 ряд                       3 ряд
  • Смотреть                    слышать                  стелить
  • (Проверка на доске)
  • — Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

2.Работа в группах на карточках — Опознайте глаголы исключения, определите спряжения глаголов, на основании этого выберите окончание.

Спр. 2 л., ед.ч.(ты) Спр. 3 л.,ед.ч.(он)
Слышать Зеленеть
Писать Видеть
Держать Смотреть

2  Задание. (на экране)

-Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.

  1. (Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте, сверка с эталоном на экране)
  2. — Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
  3. -Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.
  4. Домашнее задание:

1.  Выучить глаголы – исключения.

2.  Упр. № 4 с.108

3.  Вопросы для любознательных:

     Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, гореть и некоторые другие не являются исключениями, хотя тоже являются глаголами IIспряжения?

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/03/20/glagoly-isklyucheniya-vybor-sposoba-opredeleniya

Правописание окончаний

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска, А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 4. Правописание окончаний

Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1.  Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита.., в Коре.., в Германи.., в Заполярь.., в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия: 1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?); 2) определите по таблице тип его склонения; 3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Особая группа существительных* -мя -ия -ие -ий
  • время партия знание
  • гений
Путь (проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)
1 склонение (кроме слов на -ия) -а (м. р. / ж. р.) -я (м. р. / ж. р.)
  1. страна папа земля
  2. дядя
Стена (проверочное слово)
2 склонение (кроме слов на -ий, -ие) Нулевое оконч. (м. р.) -о (ср. р.) -е (ср. р.)
  • конь село
  • поле
Стол (проверочное слово)
3 склонение -ь (ж. р.) мать мышь Степь (проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий). В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).

в Корее — (Корея, 1 скл., в стене). в Германии — (Германия, особ. гр., в пути). в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе). в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание! Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.: В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.). В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.). Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному: о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ); о МариИ (Мария, особая группа, о путИ). Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные. На пони (пони — несклоняемое сущ.). О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).

4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании): во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся; с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся; беспокоящ…йся матери (какой? — окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери; на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.

Исключение: в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ. Пропащий человек; вьющийся дымок.

Запомни! 1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь: лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих. 2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется: апрель — апрельский июль — июльский сентябрь — сентябрьский Исключение: январь — январский

4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия: 1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?); 2) определите по таблице тип его спряжения; 3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению. Клеить; верить; поставить. Исключения: брить стелить (они относятся к I спряжению) Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению. Таять; надеяться; лаять. Исключения: гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть. (они относятся ко II спряжению)
Проверочный глагол: говорить. Проверочный глагол: брать.

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание! Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.). Такие суффиксы следует запоминать. При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид. Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.). Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения). Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения). Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения. Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения). Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

В летящем самолете (в каком?). Изменяющимся мнением (каким?). Могучий голос (искл.).

Источник: http://ya-znau.ru/znaniya/zn/9

Ссылка на основную публикацию