Выпускники высших медицинских учебных заведений обязаны пройти первичную последипломную подготовку – ординатуру. С ее помощью будущим врачам удается сформировать самостоятельные навыки и достичь определенного уровня мастерства в столь нелегком деле, как оказание срочной медицинской помощи населению.
Ординатура 2017 включает не только тестирование по медицинским специальностям, но и проводит отборочный этап на основе сдачи экзаменов. Ординаторское образование признано дорогим, так как стоимость за год сопоставима с оплатой вперед 2-3 курсов в медицинском учреждении.
Последние новости об ординатуре
С 2016 г. выпускники медицинских учебных заведений по некоторым специальностям могут сразу оправиться на работу, минуя годы учебы в интернатуре. Ее отмена в системе здравоохранения позволит будущим врачам ограничиться двухлетним ординаторским обучением. Однако перед поступлением в ординатуру студент обязан отработать три года в медицинском учреждении.
Как только три года трудового стажа будут пройдены, будущий дипломированный специалист имеет право подать соответствующие документы на обучение в ординатуре. Чиновники Государственной Думы РФ предлагают новую реформу здравоохранения.
Согласно их мнению, ординатура — обязательная сфера последипломного образования молодых врачей. Ведь на этапе присвоения ординаторского образования студент получит узкую специализацию.
Однако новости об ординатуре 2017 в предоставлении узкопрофессиональных направлений находятся на стадии доработки.
Особенности ординаторского образования
Студенты медицинских вузов обязаны пройти отборочный этап, на основе которого отсеиваются малоквалифицированные кадры.
Получение образования в ординатуре открывает двери только для тех студентов, которые успешно сдали вступительные экзамены. Предварительный отбор кандидатов в ординатуре жесткий и беспринципный.
Рассчитывать на обучение могут те лица, кто на «пятерочку» сдал все экзамены и прошел серьезное собеседование с докторами и профессорами медицинских наук.
Стоимость ординатуры в 2017 году – удовольствие не из дешевых. Один год обучения в ординатуре равен трем годам оплаты в медицинском университете. На стоимость образовательных услуг влияет следующий перечень факторов:
- специализация абитуриента;
- территориальная принадлежность вуза (округ федерального значения);
- престиж медицинского университета;
- наличие компетентного преподавательского состава и др.
В отличие от интернатуры ординаторское обучение специализируется на выпуске врачей индивидуальной практики. Такие доктора открывают свои узконаправленные клиники и лечат людей на практике вместо того, чтобы читать медицинскую литературу и углубляться в теоретические знания.
Какие ожидаются изменения в 2017 году
Уже с 2017 года в ординатуре стоит ждать весомых перемен. По отдельным специальностям обучение составит один год. Однако за это время студент медицинского университета наберется практических знаний, опыта и опробует свои навыки и силы в качестве компетентного медперсонала.
Изменения в ординатуре с 2017 года тесным образом затронут багаж знаний выпускников. Обучающая программа по подготовке врачей-специалистов будет жесткой и сложной. Однако, как уверяют эксперты, таким способом добьешься катастрофической нехватки врачей по разным специальностям.
Изменения в ординатуре скажутся на быстрой подготовке докторов. Теперь вечные студенты перейдут в разряд практиков и научатся оказывать первую медицинскую помощь. Однако с 2017 года ординаторское обучение станет модульным. Для нейрохирургов, кардиохирургов и пластических специалистов период обучения составит до пяти лет.
После выпуска из медицинского или фармацевтического вуза выпускник не может приступить сразу к самостоятельному лечению пациентов. После сдачи диплома он должен пройти послевузовскую ординаторскую подготовку и только после имеет право начинать самостоятельную практику лечения.
- Что такое ординатура, сколько длится такое дополнительное обучение и каковы его особенности?
- Обучение на ординатуре – что же это такое?
- Ординаторские курсы – форма образования и первичная подготовка после окончания медицинского или фармацевтического вуза, а также медицинских факультетов в государственном университете.
- Основная цель – углубленное изучение основ медицинских наук, приобретение опыта в самостоятельном лечении и получение высокой квалификации медицинских специалистов для самостоятельной работы в госучреждениях или частных здравоохранительных организациях.
Для получения навыков, знания и опыта в стоматологии также нужна ординаторская учеба. Студенты-дантисты проходят курс лекций по углубленной программе, практикуются в полученных знаниях.
После окончания подготовки молодым дантистам выдают сертификаты, которые позволяют им работать в госучреждениях или частных стоматологиях либо открыть свой личный стоматологический кабинет.
Ординатура и интернатура
Главное отличие – длительность обучения. Интерны обучаются всего 1 год, а ординаторы – 2 года, причем для некоторых специальностей учеба может растянуться на 5 лет.
Ординатура за более длительный срок считается более сложной и полной.
Ординатура и интернатура в медицине – желательный шаг для выпускников медвузов. На начальных этапах подготовки интерн и ординатор могут только слушать врача и отвечать на его вопросы.
В дальнейшем им могут позволить проводить сбор анализов или другие манипуляции с больными, и только к окончанию учебы врач может назначить ведение больного и его лечение, но с обязательным контролем и консультацией опытных специалистов.
Еще одно отличие – уровень знаний. За один год трудно все усвоить, поэтому ординатура в медицине предпочтительней. Также иногда прохождение одной интернатуры недостаточно для получения высокой должности или ученой степени.
Важно!
Чтобы получить сложную специализацию, к примеру, кардиохирург, нейрохирург и другие, годичной интернатуры недостаточно.
Обязательно ли такое обучение?
Медицинская или клиническая ординаторская учеба – это не обязательный компонент высшего образования врачей, фармацевтов и других медработников.
Она служит для получения опыта, углубленных знаний и улучшения профессиональных качеств врача. Пройти ординаторские курсы можно в медицинских вузах или на медицинских факультетах университетов, а также в институтах повышения квалификации.
Данная форма образования – самостоятельный осознанный выбор, который может принять выпускник для улучшения собственных знаний или знакомства с новыми технологиями лечения.
Ординаторская форма учебы была утверждена в 1994 году, поступить на нее могут фармацевты, врачи, стоматологи и провизоры. Поступление проходит на конкурсной основе, поэтому не все желающие смогут попасть в группу.
Срок получения образования на ординаторских курсах очной формы обучения в медицине – два года. Но в некоторых случаях ординаторы могут учиться 5 и более лет.
При этом учитывается трудовой стаж медработника столько, сколько длилась ординатура. Но на практике это редко применяется, даже при возможности досрочного выхода на пенсию.
Надо ли платить за ординатуру?
Платная – учеба по контракту, бесплатная – бюджетное финансирование на основе конкурсного поступления в вуз. Обучающимся выплачивается фиксированная стипендия от учреждения, где проходит учеба.
До середины 2017 года бесплатное образование сопровождалось обязательной отработкой ординатора в государственном учреждении, после студентов освободили от такого обязательства вне зависимости от того, платная учеба или нет.
Важно!
Если студент поступил на бюджетную форму, а затем ушел по личным причинам, в дальнейшем он сможет поступить заново только на платной основе.
В чем разница ординаторской учебы провизоров и фармацевтов? Провизоры обладают высшим фармацевтическим образованием, в отличие от обычного фармацевта со средним специальным. В 2017 году провизоры, поступившие на ординаторское обучение, будут учиться наравне с врачами – 2 года.
Это связано с изменениями в стандартах федерального государственного образования, для углубления знаний провизоров и повышения их квалификации. Однако срок обучения после 2018 года снова может быть изменен – сокращен.
Важной особенностью ординаторского обучения является то, что оно существует только в Российской федерации и в странах бывшего Советского Союза. Поэтому стать ординатором за пределами стран СНГ нет возможности.
Однако за границей можно пройти курс обучения после окончания вуза по углубленной программе. Выпускник сможет поступить на повышающие квалификацию курсы либо стать ассистентом врача и получать опыт в теоретических и практических знаниях.
Ординатуры за границей отличаются от российской. Например, итальянские высшие учебные заведения проводят подготовку специалистов за 2–6 лет, при этом у них есть постоянная медицинская практика. А в Германии статус ассистента сменить на врача можно только после успешной сдачи экзамена. Все эти критерии распространяются и на будущих стоматологов.
Ординатура – это учеба или работа?
- Учеба проводится по индивидуальному плану, его составляет руководитель – опытный медработник.
- В ординаторскую программу включены лекции по общим и углубленным дисциплинам, семинарские и практические занятия, а также посещение конференций с докладами.
- Кроме того, обучающиеся имеют возможность проводить обход больных под руководством опытного медработника, проводить простые манипуляции и назначать лечение после консультации с лечащим врачом.
Но главное: ординатура – это учеба или работа? Несмотря на всю обучающую форму подготовки, это работа. Стоит помнить, что трудовой стаж за этот период медработника заносится в трудовую книжку.
- После завершения учебы выпускникам выдают удостоверение, которое подтверждает окончание обучения.
- Ординатор получает сертификат по итогам аттестации.
- Студент, который поступал на конкурсной основе, сможет в дальнейшем найти работу самостоятельно.
- Ординатор во время подготовки получает стипендию, а также надбавку к ней при поступлении на место работы.
- У студентов-ординаторов существуют каникулы, они по длительности приравниваются к отпуску врача.
- Предоставляется жилье для тех, кто приехал учиться из других городов или стран.
- Закончить обучение можно раньше при условии правильного и успешного выполнения учебного плана.
- Студентам разрешено брать академический отпуск.
Источник: https://phonexpert.ru/nauka/v-medvuzy-vernetsya-internatura-ordinatura-chto-takoe-ucheba-ili-rabota/
Правила поступления в ординатуру в 2019 году
Ни для кого не секрет, что сфера медицины давно нуждается в серьезных реформах. В первую очередь, острая необходимость перемен нужна по причине невысокой квалификации молодых врачей, и уровнем сервиса в государственных поликлиниках и больницах.
Все чаще пациенты сталкиваются с халатностью и хамством со стороны медицинского персонала, и все реже получают качественную, своевременную и эффективную помощь.
В связи с этими фактами, правительство приняло решение о ряде реформ, которые направлены как раз на повышение качества оказываемой помощи. В первую очередь изменения коснутся образования будущих врачей: кардинальным образом изменятся условия обучения на ординатуре.
Вплоть до 2016 года ординатуре предшествовало обучение на интернатуре. Это позволяло будущему медику углубленно изучить одно направление и стать узким специалистом. На этапе ординатуры происходило, по сути, повышение уже полученной квалификации.
После отмены интернатуры, ординатура в 2019 году станет единственным шансом для молодых врачей получить специализацию. Стоит разобраться, хорошо это или плохо для сферы медицинского обслуживания в целом, и для абитуриентов-медиков в частности.
- По словам Министерства здравоохранения, реформация обучения медиков направлена на восполнение пустующих мест в амбулаториях в сельской местности.
- Не секрет, что в деревнях получить качественную медпомощь практически невозможно, нередко из-за отсутствия врача и недостаточной квалифицированности фельдшера или медсестры.
Чтобы мотивировать молодых врачей работать в селах, а существующих работников – повышать квалификацию посредством обучения на ординатуре, была разработана балловая система. Стаж работы в селе приносит дополнительное количество баллов, которые учитываются на вступительных экзаменах в ординатуру.
Обучение в ординатуре будет платным, количество бюджетных мест будет строго регулироваться и, опять же, большинство их будет заранее распределено между медиками из сельских амбулаторий и целевых врачей. Целевыми называют тех будущих врачей, которые заключили договор с определенной больницей о дальнейшей работе именно в этом учреждении.
После окончания ординатуры (1-2 года для специалистов, и около 5 лет для врачей-хирургов), врач обязан получить аккредитацию. После успешного прохождения тестов, работник получает право заниматься приемом и лечением пациентов.
Подтверждать аккредитацию врачам предстоит каждые 5 лет – таким образом, Минздрав надеется на поддержание высокого уровня квалификации каждого медицинского сотрудника. Аналогичную аккредитацию некоторое время назад получили врачи-стоматологи, а также фармацевты.
Поступление на новую ординатуру
Итак, чем грозит абитуриентам обновленная ординатура? Поступить на неё станет совсем непросто, особенно если у медика есть цель занять бюджетное место. Стоит знать, что без прохождения ординатуры врач может вести прием только в качестве педиатра или терапевта, при условии успешной сдачи тестов на аккредитацию.
Поступление на ординатуру в 2019 году состоит из нескольких основных этапов.
Во-первых, медработники и выпускники специализированных ВУЗов должны будут пройти тест, состоящий из 60 заданий. Вопросы будут касаться общих медицинских знаний. На весь тест отводится ровно час, за который медикам нужно дать как минимум 70% правильных ответов.
Во-вторых, к баллам за пройденный тест будут прибавляться баллы за стаж. О них мы уже упоминали выше: медицинским сотрудникам из сельской местности положено большее количество баллов, чем за стаж работы в городах.
Таким образом, студенту-выпускнику будет выгоднее отработать несколько лет после ВУЗа в деревенской клинике, получить больше баллов и, лишь затем поступать в ординатуру. Дополнительные баллы можно получить также за красный диплом и Президентскую стипендию. Положены баллы и за обычные стипендии – то есть, студенты контрактной формы обучения (платной) дополнительного бонуса не получат.
После подсчета общего количества баллов производится зачисление (или не зачисление) абитуриента в ординатуру. Как видно, реформа позволит увеличить количество медработников в глубинке, однако многих врачей лишит возможности стать узкими специалистами – ведь далеко не всем по плечу оплачивать дорогостоящее обучение.
К статусу целевого доктора молодежь относится скептично, называя будущую отработку по контракту с медучреждением без права смены места работы рабством и каббалой.
Минусы новой системы
Кроме вышеперечисленных недоработок новой системы прохождения ординатуры, преподаватели мединститутов и сами студенты выделяют ещё несколько минусов:
- Из-за дороговизны обучения многие ординаторы будут сосредоточены не на получении опыта и знаний, а на подработках. То есть, по итогам профессионализм врачей существенно не возрастет.
- По-прежнему многое будет зависеть от ведущих ординатуру врачей – кураторов. По словам студентов, некоторые доктора ответственно относятся к задаче и охотно передают опыт, тогда как другие попросту перекладывают на ординаторов бумажную работу. Реформа не предполагает контроль методик преподавания.
- Дополнительные баллы, необходимые для поступления на ординатуру, не засчитываются «платным» студентам, и не даются за научные работы. Хотя публикации, по мнению преподавателей, зачастую намного лучше отражают степень знаний студента, чем наличие стипендии.
Уже сейчас наблюдается отсеивание выпускников на этапе поступления на ординатуру. То, как скажется реформирование на реальном положении медицины в стране – покажет время.
Видео-новость
Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://2019god.net/
Источник: https://2019god.net/novosti/pravila-postupleniya-v-ordinaturu-v-2019-godu
Новые правила ординатуры: прелести крепостного права
Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру.
Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения.
Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории.
Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.
Мы приводим их текст с незначительными сокращениям.
Ключевые положения
1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.
2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.
3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.
4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.
5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.
6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.
Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.
Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.
Shutterstock/FOTODOM
Ординатура и зачем она нужна
Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может.
Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность.
Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.
Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.
Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им.
Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях.
Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.
Как поступают теперь:
…Вступительное испытание проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов). Результаты тестирования действительны в течение календарного года
Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.
Shutterstock/FOTODOM
Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра.
Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении.
Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.
Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака).
Копим баллы
Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.
- Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском – это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
- Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
- Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
- Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов.Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
- Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.
Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа.
Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.
Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом.
Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов.
Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить.
Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.
Зачем все это делается
По данным Федеральной службы государственной статистики, число врачей общей практики неуклонно сокращается. Так, в 2011 году их было 10242 человек, в 2013 уже 10083, а в 2015 9935.
Между тем психиатрами работали в 2015 году по тем же данным 20605 человек, кардиологами 12939, хирургами 25898, рентгенологами 21069 и терапевтами (всего, не только участковыми) 76009 человек.
Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.
Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.
Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов.
Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно.
Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.
При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.
Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так.
Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру.
Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.
Почему это плохо
Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности.
Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника.
Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.
Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру.
Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста.
Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.
Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления.
Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.
Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру.
Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста.
Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами .
Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.
Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.
В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления.
Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?
Источники и дополнительные материалы:
Чумной Доктор, Елена Лисицына, Николай Лисицкий, Телли Мурадова, Cornu Ammonis
Источник: https://medportal.ru/mednovosti/news/2017/06/21/699medach-ordinator/
Кафедра урологии и хирургической андрологии » Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО)
Обучение в ординатуре в России не является обязательной частью образования медицинского работника, поэтому этот этап подготовки специалиста является сознательным выбором медика.
Как и в любом учебном заведении, здесь существует определенная форма контроля знаний.
Она может варьироваться в зависимости от требований конкретного образовательного учреждения, однако, чаще всего осуществляется в форме зачетов, экзаменов и устных выступлений.
Поступить в ординатуру можно любому человеку, имеющему диплом о получении высшего медицинского образования: к обучению допускаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные студенты, обладающие соответствующим документом международного образца, наделяющим их правом проходить обучение за границей.
Обучение происходит по индивидуальному плану, который разрабатывает для ординаторов руководитель. Чаще всего руководителем становится имеющий определенный опыт работы специалист – профессор, кандидат наук или доктор медицинских наук. Индивидуальный план работы утверждается заведующим кафедрой.
Что такое ординатура можно увидеть по программе подготовки специалиста. Классическим набором ординатора являются:
- Лекции, семинары и практические занятия;
- Лекции по смежным курсам и дисциплинам узкого профиля;
- Клинический обход пациентов с последующим разбором историй болезни;
- Посещения и выступления на заседаниях и конференциях.
Обучение в ординатуре позволяет медицинскому работнику восполнить недостающие знания и подготовиться к самостоятельной работе с пациентами под присмотром руководителя.
При поступлении в выбранное учебное заведение следует учитывать количество бюджетных мест на направлении. В случае заполнения бюджетных мест по конкурсу, медицинский работник имеет право подать заявление на прохождение обучения на платной основе.
В стоматологическом отделении также существует своя ординатура. В ординатуре этой направленности студенты-дантисты проходят углубленное обучение по стоматологии и практику, а по окончании получают сертификаты, предоставляющие им право самостоятельно принимать пациентов в стоматологической клинике или открыть собственный врачебный кабинет.
ПОДРОБНОСТИ: Доброкачественная опухоль мочевого пузыря у мужчин — Почки
Как уже отмечалось ранее, ординатура является формой образования, характерной для Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза, поэтому как таковой ординатуры за пределами стран СНГ не существует.
Для тех же, кто хочет пройти углубленное послевузовское обучение за границей существует возможность получить статус ассистента врача или пройти курсы по подтверждению своей специализации.
Так, например, в Италии получение специализации длится от 2 до 6 лет, а в Германии не получится сменить статус ассистента на статус врача без прохождения экзамена. Это в полной мере распространяется и на врачей, специализирующихся в стоматологии.
У многих студентов нередко возникают вопросы о том, в чем разница интернатуры и ординатуры, сколько обучение займет времени, а также о том, куда лучше всего поступать. Итак, для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует понять – что же такое интернатура.
Интернатура также является одним из этапов подготовки выпустившихся из вузов специалистов, однако, рассчитана на ускоренное прохождение. В интернатуру имеют право поступать молодые специалисты, окончившие шестилетнее обучение и имеющие на руках диплом о высшем медицинском образовании.
Время обучения в интернатуре, в отличие от ординатуры составляет всего один год, в течение которого интерн, под руководством опытных врачей, занимается практической деятельностью, однако, не принимает самостоятельных решений и не несет ответственности за свои действия.
После завершения обучения интерну выдается сертификат об окончании курса, в котором указывается приобретенная студентом специальность. Этот сертификат дает право молодому специалисту на самостоятельную работу в сфере медицины.
Разница интернатуры и ординатуры состоит в следующем:
- Так как обучение в интернатуре длится в два раза меньше, статус врача обучающемуся будет присвоен раньше;
- В интернатуре обучение является более общим, тогда как ординатура подготавливает более узконаправленных специалистов;
- Учеба имеет некоторые различия в направлениях подготовки;
- Бывший ординатор имеет право претендовать на звание заведующего, а интерн —нет.
ПОДРОБНОСТИ: Центр урологии и андрологии в Москве
Помимо дополнительных знаний и углубленного изучения предмета своей деятельности, обучение в ординатуре предоставляет обучающемуся некоторые льготы и гарантии:
- Прошедшим обучение в клинической ординатуре выдается удостоверение, подтверждающее окончание послевузовского обучения.
- Также при положительных результатах итоговой аттестации обучающийся получает сертификат, дающий право самостоятельной практики.
- Поступившему на конкурсной основе специалисту после обучения разрешено трудоустроиться самостоятельно.
- Проходящему обучение в ординатуре врачу учебным заведением назначается стипендия, размер которой зависит от нормативных документов или, в случае направления специалиста на договорной основе, от самой организации.
- К стипендии для поступивших на места, которые финансирует Минздрав Российской Федерации, назначенной учебным заведением, положена определенная надбавка.
- К стипендии для клинических ординаторов целевого направления надбавка назначается направляющей организацией.
- Для обучающихся специалистов существуют каникулы, равные по своей продолжительности отпуску врача данной специальности.
- Для лиц, приехавших из других городов учебным заведением в обязательном порядке предоставляется общежитие;
- В том случае, если установленный план обучающимся был успешно выполнен досрочно, ему предоставляется право окончания обучения. Однако, при этом общее время обучения в клинической ординатуре должно составлять как минимум 75% от заявленного плана.
- Срок обучения продляется в случае отпуска на период беременности и ухода за ребенком, болезни или других обстоятельствах при наличии у обучающегося соответствующего документа.
В целом преимущества ординатуры, хотя она и длится дольше интернатуры, состоит в том, чтобы дать выпускнику медицинского вуза и больше знаний и практического опыта для применения в последующей профессиональной врачебной деятельности.
Источник: https://urologportal.ru/zhenschiny/mesta-ordinature-urologii/
Что такое интернатура и кто такие интерны? — База ответов на любые вопросы
Завершение учебы в медицинском ВУЗе и получение на руки диплома о высшем образовании вовсе не значит, что выпускник может сразу же приступать к работе по своей специальности.
Чтобы начать врачебную карьеру, ему необходимо пройти интернатуру и обрести практические навыки, которые позволят полноценно трудиться и заниматься лечением людей. Что такое интернатура? Для чего она нужна и сколько времени нужно потратить на последипломную подготовку?
Что такое интернатура?
Термин «интернатура» происходит от слова internus, что в переводе с латинского означает «внутренний». Интернатурой называют форму образования, которая начинается после окончания медицинского учебного заведения.
Она относится к первичной последипломной специализации и проводится на базе лечебного учреждения под руководством кафедры университета. После завершения интернатуры студент получает сертификат и может приступать к работе в больнице или поликлинике.
Кто такие интерны?
Студентов медицинских ВУЗов, которые проходят интернатуру, называют интернами. Их обучение осуществляется на основании трудового договора (контракта), который будущие медики заключают с лечебным учреждением.
Подготовка проводится по индивидуальному плану, разрабатываемому руководителем учащегося. Выполнение этого плана студент должен фиксировать в дневнике интерна, который каждую неделю просматривается и визируется руководителем.
Если интерн с первого раза не прошел аттестацию, ему выдается не сертификат, а удостоверение, свидетельствующее о прохождении интернатуры. Далее для работы практикующим врачом он имеет право на пересдачу экзамена.
Сколько длится обучение в интернатуре?
Контрактники оплачивают свое обучение, при этом не получают гарантий трудоустройства. Существует возможность бесплатной интернатуры, но для этого необходимо найти больницу, которая согласится взять интерна на работу и оплатит его практические занятия. Чаще всего такое возможно благодаря больницам, находящимся вдали от областных центров.
Обязательна ли интернатура для выпускников медицинских ВУЗов?
Интернатура обязательна для всех выпускников медицинских ВУЗов. Без ее прохождения студент не может приступить к работе практикующим врачом. Обойтись без интернатуры можно только в том случае, если он планирует вести научную деятельность в одном из НИИ.
Существует ряд исключений, позволяющих не обучаться в интернатуре, но получить право на работу в лечебных учреждениях. Для этого выпускник должен поступить в ординатуру или аспирантуру.
Чем интернатура отличается от ординатуры?
Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-internatura-i-kto-takie-interny/
Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена
Чемпионат мира по футболу и подготовка к нему, похоже, стали прекрасной ширмой для непопулярных законодательных инициатив. За несколько дней, прошедших с момента начала соревнований, Правительство РФ успело увеличить налоги, повысить пенсионный возраст и вступить в «торговую войну» с США.
Кроме того, недавно стали известны новые цены на обучение на платных отделениях в ординатуре медицинских вузов — именно после нее терапевты и педиатры становятся хирургами, окулистами, кардиологами. В новой реальности врачебного образования узкая специальность оказалась практически недоступна.
В мае учащиеся узнали, что стоимость ординатуры выросла более чем вдвое. Количество бюджетных мест при этом сократилось. Новые цифры кажутся заоблачными: например, подготовка по программе «Акушерство и гинекология» в Первом МГМУ им. Сеченова на данный момент стоит 748 тыс.
рублей за два года, по программе «Стоматология общей практики» — 788 тыс. рублей. При этом для желающих получить профессию акушера предусмотрено всего 15 бюджетных мест, 10 из которых — целевые, то есть предполагают обязательную отработку в компании, оплачивающей учебу.
На практике это означает, что «целевик» попадает в своего рода кабалу, когда работодатель в течение оговоренного срока распоряжается им как хочет, в том числе в вопросах, связанных с местом жительства и жильем.
И если условия не устраивают молодого специалиста (например, семье с двумя детьми компания выделяет однокомнатную квартиру в ненадлежащем состоянии), жаловаться, как правило, некуда.
Если на бюджет поступить невозможно, а на платное отделение нет денег, это означает одно: приходится выбирать между работой терапевта или медсестры и уходом из медицины. Многие студенты копили на ординатуру в течение всех шести лет обучения по программе подготовки врача-специалиста, но сейчас, за месяц до выпуска, выяснили, что этих средств ни на что не хватит.
При этом новые цифры попали в открытый доступ лишь в конце мая — именно тогда было согласовано количество платных мест в учебных заведениях, подведомственных Минздраву.
В некоторых вузах ребята обо всем узнавали сами, объявлений со стороны руководства не было: студенты просто следили за обновлениями таблиц с цифрами на сайтах и в профессиональных сообществах в соцсетях.
Ситуация, сложившаяся в высшей медицинской школе, осложняется еще и тем, что в прошлом году в России была отменена интернатура — последипломная практика, которую молодые врачи в течение года проходили в клиниках и больницах. Теперь выпускники сдают трехэтапный экзамен, который позволяет получить аккредитацию врача.
Она служит и разрешением на работу, и допуском к ординатуре: экзамены для поступления сюда также упразднены. В результате те, кто не может учиться на платном и не хочет работать медсестрой (медбратом), со студенческой скамьи попадают в первичное звено поликлинической помощи.
Студентов это пугает: страшно выходить в поликлинику без практики — как минимум, из-за ведения многочисленной документации.
Впрочем, по словам учащихся, никакого распределения на работу после выпуска сейчас не предусмотрено, хотя некоторые поликлиники оказывают поддержку молодым специалистам, и наблюдается рост зарплат в целом. Молодые врачи предоставлены сами себе, и по сути система толкает их к тому, чтобы не получать узкую специальность.
Многие остаются работать на должностях среднего медперсонала или бросают профессию. Выпускники с дипломом врача часто уходят в торговлю: устраиваются медицинскими представителями в фармкомпании и фирмы по продаже медоборудования. Есть и те, кто все начинает заново — например, в туризме или в области производства косметики.
В целом образование в сфере медицины, похоже, превращается в более масштабный аналог двухступенчатой системы «бакалавриат — магистратура», — вот только вторая становится все более дорогой и труднодоступной. В Минздраве говорят, что цель всех этих изменений — внедрить в России европейскую систему непрерывного медицинского образования. Однако на деле отечественная система пока выглядит совершенно иначе.
Для сравнения в Германии врачи тоже учатся шесть лет. В первые два года они осваивают общие предметы, проходят практику как медсестры, медбраться и сиделки, а также сдают первые госэкзамены.
Те, кто справился с испытаниями, попадают на 3-й курс, чтобы в течение трех лет изучать базовые направления медицины; теория в рамках программы перемешана с практикой.
Здесь можно самому выбирать курсы по любой понравившейся специальности.
На 6-м курсе учащиеся только практикуются: проходят стажировку по терапии (internal medicine), затем — по общей хирургии, в оставшееся время — по выбранной специальности. За этим следует второй госэкзамен, который позволяет получить допуск ко врачебной практике, впрочем, пока не самостоятельной.
Выпускники становятся «врачами-ассистентами», то есть не являются специалистами и не могут работать без куратора. Они поступают в резидентуру (аналог российской ординатуры), где в среднем учатся пять лет, приобретая и отрабатывая определенные практические навыки.
Только после этого медику присваивается статус врача‑специалиста.
Эксперты говорят, что из-за высокой продолжительности учебы немецкая медицина испытывает кадровый голод, и пока этот вопрос решается за счет иностранных кадров.
В России проблемы с количеством специалистов тоже налицо: не так давно фонд независимого мониторинга «Здоровье» Общероссийского народного фронта (ОНФ) выяснил, что в 2017 году общий дефицит врачей в государственных и муниципальных медицинских организациях России составил 21,2%.
Сильнее всего недостаток кадров ощущался именно в медицинских учреждениях первого звена: здесь обнаружилось 24,8% незакрытых вакансий участковых терапевтов, то есть четверть мест оставались пустыми.
Очевидно, Минздрав нашел способ решить этот вопрос — за счет принудительного ограничения числа медиков, получающих узкую специальность. Вот только как подобная инициатива скажется на здоровье людей, живущих в стране?
«Пару месяцев назад я планировала поступать в ординатуру, поскольку у меня были накопления на один год обучения. Я хотела стать неонатологом — работать с новорожденными. Но теперь я в раздумьях: очень сложно достать такие деньги. Обучение по моей программе на платном отделении в 2016 году стоило порядка 80 тыс.
рублей, в 2017 — около 96 тыс. рублей. Теперь же это 440 тыс. рублей за два года, то есть по 220 тыс. за год. При этом, если цены вырастут и в следующем году, будет переиндексация стоимости второго года, и он станет еще дороже.
В 2018 это коснулось людей, обучающихся на втором году ординатуры и поступавших на условиях прошлого года.
Для подавляющего большинства моих однокурсников эти суммы если не неподъемные, то значительные. Плюс, совмещать работу с ординатурой сложнее, чем с учебой в вузе. Возраст — свой собственный и возраст родителей — тоже волнует. Кроме того, мы учимся шесть лет, и у людей, поступивших не в 18 лет, а в 20 или в 21 год, зачастую уже есть свои семьи. Им справиться еще сложнее.
На бюджетное отделение мало кто надеется: там крайне мало, а то и вовсе нет мест. Из моих знакомых попытаться планируют краснодипломник и двое участников студенческих научных обществ, но даже они ни в чем не уверены. В ординатуру в принципе пойдут, помимо них, еще три-четыре человека. Остальные до сих пор в раздумьях.
Если я не стану поступать в этом году или не пройду, то, скорее всего, буду искать работу в поликлинике или средним медперсоналом, или вне медицины. В ординатуру я смогу поступить и позже, не обязательно идти в этом году.
Если бы сейчас у меня была работа, я бы просто продолжала попытки. Брала бы больше смен или нашла бы более оплачиваемую должность, чтобы иметь возможность что-то скопить. Но так сложилось, что в мае я работу потеряла.
Не знаю, что теперь будет.
Я почти два года работала детской медсестрой в роддоме, пару месяцев ходила на дежурства в реанимацию, где были новорожденные. Сначала не видела себя в этой специальности, а потом загорелась.
Мне интересна работа с детьми и с мамами, хотя пугает реанимационная составляющая и ведение в интенсивной терапии тяжелых детей.
Мне очень нравится педиатрия: дети, профилактическая работа, процессы роста и развития, генетика».
Источник: https://www.ucheba.ru/article/6175
В чём разница между аспирантурой и ординатурой?
Студенты, завершающие обучение по программам высшего медицинского образования в вузах, всегда сталкиваются со сложным выбором. Чтобы получать достойную оплату труда, иметь интересную и востребованную специализацию, необходимо пройти какую-либо дополнительную программу.
Для этого студентам предлагают два основных пути: ординатура и аспирантура.
Что дает обучение в аспирантуре или ординатуре
Вряд ли найдётся клиника (будь то частная или государственная), которая позволит вчерашнему студенту принимать важные решения, ставить диагнозы и назначать лечение.
Именно поэтому аспирантура и ординатура могут считаться обязательными этапами становления врача и частью высшего образования. Их прохождение даёт возможность вести самостоятельную практику, принимать сложные решения и добиться высоких позиций в медицине.
Подробно об интернах
Ординаторов нередко путают с интернами. Это предсказуемо, ведь несмотря на то, что это два разных понятия, разница между ними невелика.
Цель ординатуры и интернатуры одна — дать молодым специалистам набор актуальных знаний, навыков и первоначальный опыт в том объёме, который позволит вести практику самостоятельно. Однако способы для этого выбираются разные.
- Процесс обучения. Объём аудиторных занятий для интернов не может превышать более 120 часов за год. Ординаторы получают теоретические знания согласно установленной их кафедрой программе.
- Кураторство. Интерны ведут пациентов и заполняют соответствующие документы под надзором руководителя программы. Ординаторы же делают это самостоятельно.
- Дополнительные активности. Интерны периодически принимают участие в дежурствах, по результатам которых отчитываются руководителю. Ординаторам выделены часы для самостоятельного изучения необходимых дисциплин.
Различаются и сроки прохождения программ. Интерн получает необходимый сертификат за 1 год. Ординатура же длится 2 года.
Что такое аспирантура
Мы поговорили о программах последипломного образования, ориентированных на получение практических навыков работы. Аспирантура же готовит научных сотрудников. При этом наличие медицинского образования здесь не является обязательным требованием для поступления. Необходимо желание связать свою научную деятельность с данной сферой.
Программы аспирантуры длятся 4 года, в ходе которых слушатель прорабатывает интересную ему тему, получает необходимые теоретические знания, ведет занятия у других студентов и готовит кандидатскую диссертацию к защите при помощи научного руководителя. Подготовка этой работы и является главной целью обучения. Если она будет успешно защищена перед диссертационным советом, аспирант становится кандидатом медицинских наук.
Различия в подготовке
Сравнивая ординаторов (а также интернов) с аспирантами можно выделить несколько важных различий.
- Цель. Ординатура направлена на получение сильных практических навыков и права вести самостоятельную врачебную практику, аспирантура — на получение кандидатской степени, освоение методов научного исследования.
- Продолжительность. Ординатура (интернатура) — 2 года (1 год). Аспирантура — 4 года.
- Направленность подготовки. Для ординаторов — упор на практику, для аспирантов — на теорию и научные исследования.
В заключении
Интернатура, ординатура и аспирантура в медицине — первый шаг на карьерном пути врача, который хочет добиться высот в своём деле. Важно сделать его под руководством опытных практиков, профессиональных преподавателей и на базе кафедры с актуальными программами обучения. Сделайте правильный выбор! ← Назад к списку новостей
Источник: http://www.cgma.su/publications/v-chyem-raznitsa-mezhdu-aspiranturoy-i-ordinaturoy
Лабораторные новости
Следовательно, получение образования по такой схеме не может быть оплачено из средств бюджета. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в апелляционном определении от 01.02.2018 г. по делу № АПЛ17-515.
Истец обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 20 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – образовательным программам ординатуры (далее – Порядок) в части, возлагающей на поступающего фиксирование факта об отсутствии у него диплома об окончании интернатуры (если поступающий подает заявление о приеме на обучение по той же специальности, которая указана в дипломе об окончании интернатуры, или получение специальности, указанной поступающим в заявлении о приеме, возможно путем обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки).
В обоснование заявленного требования он указал, что данная норма нарушает его права, свободы и законные интересы на бесплатность высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Также административный истец указал, что послевузовское профессиональное образование в интернатуре не приравнивается к высшему образованию, поскольку п. 3 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273) к получающим второе или последующее высшее образование по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки отнесены лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки, а п. 7 ч. 1 ст.
108 этого же закона послевузовское профессиональное образование в ординатуре, установленное в Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, приравнивается к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры.
Верховный Суд РФ не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования. Установил, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Верховный Суд РФ пришел к выводу, что уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программе интернатуры соответствует уровню высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программе ординатуры, а оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает следующие уровни профессионального образования в Российской Федерации: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (ч. 5 ст. 10).
В силу ч. 4 ст. 69 названного закона к освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.
Исходя из положений п. 3 ч. 8 ст. 69 этого же закона обучение по программам ординатуры лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры, является получением второго или последующего высшего образования.
Получение профессионального образования уровня «высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации» осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры- стажировки) (п. 5 ч. 7 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
- Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемое административным истцом положение пункта 20 Порядка о необходимости указания в заявлении о приёме при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр на отсутствие у поступающего диплома об окончании ординатуры или диплома об окончании интернатуры (если поступающий подаёт заявление о приёме на обучение по той же специальности, которая указана в дипломе об окончании интернатуры, или получение специальности, указанной поступающим в заявлении о приёме, возможно путём обучения по дополнительной профессиональной программе 8 профессиональной переподготовки) полностью согласуется с приведёнными выше положениями федерального законодательства, ограничивающими возможность дважды получать высшее образование одного и того же уровня образования за счёт бюджетных ассигнований.
- Ссылка на сайт: melegal.ru
Источник: https://dpo-ilm.ru/laboratory-news/1202183