Минеральные ресурсы россии: экологические проблемы и карта природных ресурсов

Россия является одной из наиболее загрязненных в экологическом плане стран в мире.

Этому способствуют в первую очередь техногенные факторы, такие как вырубка лесов, загрязнение водоемов, почвы и атмосферы отходами заводского производства.

Это беда не только отдельных стран, но и всей планеты в целом. Давайте рассмотрим какие экологические проблемы существуют в России, глобальные и основные.

Вырубка лесов

В России осуществляется бесконтрольная и беззаконная вырубка лесных массивов. Это глобальные экологические проблемы целых регионов России. Больше всего таковых отмечается на Дальнем Востоке и северо-западе страны.

Помимо того, что браконьерами вырубаются ценные породы деревьев, которых и без того остается все меньше и меньше, остро встает проблема скорого обезлесения сибирских районов. Также ведется расчистка земель под сельскохозяйственные угодья и для добычи полезных ископаемых.

Минеральные ресурсы России: экологические проблемы и карта природных ресурсов Кроме экономического урона государству бесконтрольная вырубка лесов причиняет непоправимый вред многим экосистемам, которые создавались и поддерживались в течение тысячелетий.

Вырубка лесных массивов влечет за собой такие последствия:

  • Вытеснение животных и птиц с их исконных мест обитания.
  • Нарушение устоявшихся экосистем, увеличение парникового эффекта на планете. Вследствие этого происходит глобальное потепление, которое в той или иной степени ведет к изменению практически всех экосистем Земли. В частности, нарушается круговорот воды, что приводит к установлению более засушливого климата на планете.
  • Ускоренное разрушение верхних слоев почвы и их выветривание. Особенно опасно обезлесение территорий с горным и холмистым рельефом, поскольку это вызывает оползни и затопления.

Энергетика России и экология

Зависимость экологической обстановки от выработки электроэнергии самая прямая, поскольку существует три разновидности источников энергии:

  1. Органические, к ним относятся газ, нефть, древесный уголь и непосредственно сама древесина.
  2. Водные, то есть использование мощности водного потока для преобразования ее в тепло- и электроэнергию.
  3. Атомные, или использование энергии, высвобождаемой во время ядерных реакций.

Эксплуатация органических источников энергии напрямую связана с их сжиганием. Нужно сказать, что вырубка лесных массивов осуществляется не только для того, чтобы использовать древесину как вид топлива, но и затем, чтобы расчистить место для добычи угля, нефти и газа, которые сами по себе являются органическими источниками энергии.

Экологическая проблема использования нефти, газа, угля связана не только с конечностью органических ресурсов на планете, но и с проблемой загрязнения атмосферы веществами, которые получаются в результате его сжигания.

Большое количество углекислого газа, попадающего в атмосферу, и недостаток растительности для полноценного его поглощения в наши дни приводят к образованию парникового эффекта и глобальному потеплению климата.

Минеральные ресурсы России: экологические проблемы и карта природных ресурсов

Кроме углекислого газа, в атмосферу попадает достаточно много вредных веществ, которые вызывают кислотные дожди, загрязняя тем самым почву и водоемы. Как видите, проблема уже выходит за рамки энергетики и переходит в следующий разряд.

Регулярно экологами составляются различные карты, где можно наглядно увидеть экологические проблемы городов России. Так, например, самыми, комфортными местами для проживания в плане экологии, являются Псковская, Новгородская области, Чукотка, Алтай, Бурятия.

Загрязнение

Проблема загрязнения в наши дни является одной из самых актуальных. Рассмотрим более подробно основные виды загрязнения.

Загрязнение воды и водоемов

Эта проблема наиболее остро стоит в промышленных и густонаселенных районах страны.

Специалисты утверждают, что большинство заболеваний у жителей крупных населенных пунктов связано как раз с проблемой загрязненной воды.

В регионах с высоким уровнем загрязнения водоемов отмечают учащенную заболеваемость различными видами онкологических болезней, а также патологии желудочно-кишечного тракта.

Каждый год в реки и озера по всей России попадают тысячи тонн отходов химической и нефтеперерабатывающей промышленности с различных предприятий; в водоемах они уничтожают многие виды флоры и фауны. Кроме того, они делают воду непригодной даже для технического использования.

Минеральные ресурсы России: экологические проблемы и карта природных ресурсов

Благодаря спутниковым исследованиям были выявлены экологические проблемы морей России и самым опасным из всех акваторий нашей страны оказался участок Финского залива, там находится наибольшее количество опасных нефтепродуктов, разлившихся из нефтеналивных судов.

При таких темпах загрязнения достаточно скоро может возникнуть дефицит питьевой воды, поскольку химические отходы попадают в почву, отравляя тем самым грунтовые воды. Во многих источниках по всей России вода уже стала непригодной для питья из-за загрязнения почвы химическими отходами.

Загрязнение воздуха

Упадок тяжелой промышленности в 90-х годах прошлого века в значительной степени помог исправить проблему загрязнения воздуха в России, которая уже приобретала опасные масштабы, ведь во времена СССР уровень загрязненности воздуха был одним из самых высоких в мире. Советское правительство не предполагало, что отходы тяжелой промышленности, выбрасываемые в атмосферу, и вырубка лесов, уменьшающая поглощение углекислого газа из воздуха, могут представлять какую-то проблему.

Для наращивания мощностей производства не жалели никаких природных ресурсов, а густой дым над трубами заводов считался доказательством небывалых технократических и промышленных свершений. И вызывал чувство гордости вместо логичной в этом случае тревоги за окружающую среду и свое здоровье.

При сгорании автомобильного топлива помимо углекислого газа в атмосферу выбрасываются мелкодисперсная пыль и микроскопические частички сажи.Вдыхаемые человеком, они становятся причиной различных онкологических заболеваний, поскольку являются достаточно сильным канцерогенами.

Даже безвредные для человека вещества, такие как фреон, попадая в верхние слои атмосферы, способствуют разрушению озонового слоя.

Следовательно, появляется все больше и больше озоновых дыр, которые пропускают жесткий ультрафиолетовый спектр солнечного излучения.

От этого страдает на только климат Земли, но и все люди, так как подобное излучение является одной из основных причин возникновения рака кожи, а повышение температуры ведет к учащению сердечно-сосудистых заболеваний.

Изменение климата вследствие загрязнения воздуха и глобального потепления значительно влияет на жизнь человека и имеет гораздо более серьезные последствия, чем мы можем себе представить.

К примеру, приводит к сокращению пригодных для возделывания земель, уменьшая тем самым площадь сельскохозяйственных угодий.

Что, в свою очередь, грозит сокращением возможного количества продовольствия и наступлением всеобщего голода.

Радиоактивное загрязнение

О проблеме радиоактивного загрязнения вплотную начали говорить только после катастрофы на Чернобыльской АЭС. До этого практически не поднимался вопрос о возможной угрозе подобного заражения, а также о проблеме утилизации радиоактивных отходов, которые ведут к радиоактивному заражению окружающей среды.

Минеральные ресурсы России: экологические проблемы и карта природных ресурсов

Основная опасность радиоактивного излучения кроется в том, что радиоактивные изотопы вызывают гибель или мутации клеток, в которые они проникают.

Радиоактивные вещества могут попадать в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, водой и пищей, а также оседая на незащищенных участках кожи.

Многие из них откладываются в щитовидной железе и костной ткани, проявляя свои патогенные свойства не сразу, а через некоторое время – в зависимости от дозы облучения, полученной человеком. В связи с этим проблема утилизации радиоактивных отходов в наши дни чрезвычайно актуальна.

Проблема бытовых отходов в России

Наряду с вышеупомянутой не менее актуальна в России проблема утилизации бытовых отходов и загрязнения ими окружающей среды. В настоящее время она является одной из наиболее серьезных экологических проблем в стране: за год на одного жителя России образуется около 400 кг бытовых твердых отходов. А эффективных способов утилизации неорганики пока еще не придумано.

Одним из наиболее действенных методов того, как справиться с частью бытовых отходов (в частности, с бумагой и стеклянной тарой), выступает вторичное использование сырья. В городах с налаженным механизмом сбора макулатуры и стеклотары проблема бытовых отходов стоит менее остро, чем в остальных. Какие меры необходимо предпринять?

Для того чтобы решить экологические проблемы лесов России и уменьшить их вырубку, потребуется:

  • установить менее выгодные условия экспорта древесины, в особенности ценных ее пород;
  • улучшить условия труда лесников;
  • усилить контроль вырубки деревьев непосредственно в лесах.

Для очистки воды необходимы:

  • реорганизация очистных сооружений, большинство из которых не справляется со своими функциями ввиду устаревшего и во многом неисправного оборудования;
  • пересмотр технологий переработки и утилизации отходов производства;
  • усовершенствование процессов утилизации бытовых неорганических отходов.

Для очистки воздуха нужно следующее:

  • применение более современных и экологичных видов топлива, которые давали бы возможность существенно сократить выброс вредных веществ в атмосферу; усовершенствование фильтров на предприятиях тяжелой промышленности. Для уменьшения количества бытовых отходов:
  • помимо усовершенствования способов утилизации бытовых отходов потребуется также решить вопрос с использованием более экологичных материалов при изготовлении, к примеру, упаковок для продуктов;
  • для уменьшения загрязненности лесопосадок и других мест отдыха необходима организация работы с населением на экологические темы, а также введение жестких штрафных санкций за выброс неорганического мусора в неположенном месте.

Решение экологических проблем в России

Минеральные ресурсы России: экологические проблемы и карта природных ресурсов

В статье мы обозначили экологические проблемы России кратко, только самые главные и наиболее актуальные, на самом деле их гораздо больше. И только от нас зависит насколько будет ухудшаться ситуация в нашей стране и дальше. Люди должны сами следить за средой, которая их окружает. Способы и методы могут быть различные. Например, семинары, посвященные экологической тематике, или субботники, направленные на уборку территорий, загрязненных бытовыми отходами.

Источник: https://greenologia.ru/eko-problemy/ekologicheskie-problemy.html

Природные ресурсы, которые мы используем

Подробности Категория: Экология Опубликовано: 15 апреля 2012 Просмотров: 31261 Минеральные ресурсы России: экологические проблемы и карта природных ресурсов

Природные ресурсы России — это богатства природы, которые человек использует в жизни и хозяйственной деятельности. Все ресурсы делятся на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.

Исчерпаемые ресурсы природы подразделяются на возобновляемые (вода, почва, растительность, животный мир) и невозобновляемые (часть исчерпаемых ресурсов, не способных к самовосстановлению за короткие сроки).

К ним относятся полезные ископаемые: нефть, природный газ, уголь, рудные и нерудные ископаемые.

Их запасы в недрах Земли ограничены, а пополнение невозможно, поскольку образование полезных ископаемых происходит в течение миллионов лет.

Ко второй группе, включающей неисчерпаемые природные ресурсы, относятся солнечная энергия, сила ветра, внутриземное тепло, энергия приливов и отливов. Они считаются неисчерпаемыми, потому что их использование не приводит к истощению запасов.

Виды природных ресурсов

По происхождению ресурсы природной среды делятся на минеральные, земельные, водные и лесные.

Минералы и горные породы называются минеральными ресурсами. По происхождению они делятся на осадочные (уголь, нефть, горючие сланцы, соли, известняки, мел), магматические (руды железа, хрома, меди и других металлов) и метаморфические (гнейсы, сланцы, кварциты). По использованию минеральные ресурсы делятся на топливные (горючие), рудные (металлические) и нерудные (неметаллические).

  • Горючие полезные ископаемые — это нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы.
  • Рудные — железные, медные, алюминиевые руды, руды редких и драгоценных металлов.
  • Нерудные полезные ископаемые — химическое сырьё, строительные материалы, драгоценные и полудрагоценные камни.
  • Минеральные ресурсы иногда используются в том виде. в каком их находят в природе (мрамор, поваренная соль, слюда), или же из них извлекаются определённые химические элементы (железо из руды).
Читайте также:  Виды памяти компьютера и принцип хранимой программы, что такое озу и его типы

В образовании и размещении полезных ископаемых существуют определённые закономерности, и связаны они с внутренним строением земной коры. Из недр Земли ежегодно добывается огромное количество полезных ископаемых.

Учёные подсчитали, что количества минерального сырья, извлекаемого всего за один год, хватило бы, чтобы заполнить железнодорожный состав протяжённостью 700 тыс.км, который мог бы 17 раз опоясать земной шар по экватору.

Однако из этой огромной горной массы человек использует менее 20 процентов. Остальная часть горных пород остаётся в отвалах.

В обозримом будущем перед человечеством встанет острая проблема нехватки полезных ископаемых. Потребность в них растёт, а наиболее доступные месторождения быстро истощаются.

В настоящее время ведутся работы по изучению возможности повторного применения ресурсов, то есть максимального использования промышленных и бытовых отходов. Пример в этом подаёт Япония, а также страны Западной Европы.

В считанные секунды в Японии способны разобрать старый автомобиль, отсортировать чёрные и цветные металлы, стекло и другие материалы и повторно использовать их для производства стали, алюминия, меди.

Нерациональное использование возобновляемых ресурсов природы может привести к потере их самовосстановительной способности. Это в первую очередь касается растительного и животного мира. Бездумное использование растительных и животных ресурсов приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных.

  • В садах и на при­усадебных участках можно подобрать для посадки винограда место потеп­лее, например, с солнечной сторо­ны дома, садового павильона, ве­ранды. Рекомен­дуется высаживать виноград вдоль границы участка. Сформирован­ные в одну линию виноградные лозы не займут много места и в то же время бу­дут хорошо освещаться со всех сторон. Возле построек виноград надо размещать так, чтобы на не­го не попадала вода, стекающая с крыш. На ровных местах надо де­лать гряды с хорошим стоком за счет водоотводных борозд. Некоторые садоводы по опыту своих коллег из западных районов страны копают глубокие посадоч­ные ямы и заполняют их органи­ческими удобрениями и удобрен­ной землей. Ямы, выкопанные в во­донепроницаемой глине, — это сво­его рода замкнутый сосуд, кото­рый в период муссонных дождей заполняется водой. В плодородной земле корневая система винограда первое время хорошо развивает­ся, но как только начинается пере­увлажнение, она задыхается. Глу­бокие ямы могут играть положи­тельную роль на почвах, где обес­печен хороший естественный дре­наж, водопроницаемая подпочва или возможен мелиоративный ис­кусственный дренаж. Посадка винограда
  • Быстро восстановить отживший куст винограда можно методом от­водков («катавлак»). С этой це­лью здоровые лозы соседнего ку­ста укладывают в канавки, про­копанные до места, где раньше произрастал погибший куст, и при­сыпают землей. На поверхность выводят верхушку, из которой по­том вырастает новый куст. Одре­весневшие лозы на отводки укла­дывают весной, а зеленые — в июле. От маточного куста их не отделяют в течение двух-трех лет. Замерзший или очень старый куст можно восстановить посред­ством короткой обрезки до здоро­вых надземных частей или обрез­ки на «черную головку» подзем­ного штамба. В последнем случае подземный штамб освобождают от земли и целиком спиливают. Неда­леко от поверхности из спящих почек вырастают новые побеги, за счет которых формируют новый куст. Запущенные и сильно повреж­денные морозом кусты винограда восстанав­ливают за счет более сильных жи­ровых побегов, образующихся в нижней части старой древесины, и удаления ослабленных рукавов. Но прежде чем удалить рукав, формируют ему замену. Уход за виноградом
  • Садоводу, приступающему к выращиванию винограда, надо хо­рошо изучить строение виноградной лозы и биоло­гию этого интереснейшего расте­ния. Виноград относится к лиановым (лазящим) растениям, для него нужна опора. Но он может сте­литься по земле и укореняться, как это наблюдается у амурского винограда в дикорастущем состоя­нии. Корни и надземная часть стебля растут быстро, сильно вет­вятся и достигают больших раз­меров. В естественных условиях без вмешательства человека выраста­ет разветвленный куст винограда со множе­ством лоз различных порядков, который поздно вступает в пло­доношение и нерегулярно дает урожай. В культуре виноград формируют, придают кустам удоб­ную для ухода форму, обеспечи­вающую высокий урожай качест­венных гроздей. Виноградная лоза
  • В литературе, посвященной вьющимся растениям-лианам, излишне ус­ложняются способы подготовки посадочных ям и сама посадка. Предлагается копать траншеи и ямы глубиной до 80 см, заклады­вать дренаж из битого кирпича, черепков, устанавливать трубу к дренажу для питания, засыпать особой землей и т. д. При посадке нескольких кустов в коллективных садах еще возмож­на подобная подготовка; но реко­мендуемая глубина ямы не подхо­дит для Дальнего Востока, где мощность корнеобитаемого слоя в лучшем случае достигает 30 см и он подстилается чаще всего во­донепроницаемой подпочвой. Ка­кой бы ни закладывался дренаж, но глубокая яма неизбежно ока­жется закрытым сосудом, где бу­дет скапливаться вода в период муссонных дождей, а это повлечет за собой выпревание и загнивание корней от недостатка воздуха. Да и корни лиан актинидий и лимонника, как это уже отмеча­лось, распространяются в тайге в поверхностном слое почвы. Посадка лимонника
  • Лимонник китайский, или схизандра, имеет несколько названий — лимонное дерево, красный вино­град, гомиша (японское), кочинта, кодзянта (нанайское), кольчита (ульчское), усимтя (удэгейское), учампу (орочское). По строению, системному родству, центру происхождения и распространению лимонник китайский не име­ет ничего общего с настоящим цит­русовым растением лимоном, но все его органы (корни, побеги, ли­стья, цветки, ягоды) источают аромат лимона, отсюда и название лимонника. Цепляющаяся или об­вивающая опору лиана лимонника наряду с амурским виноградом, тремя видами актинидий является оригинальным растением дальнево­сточной тайги. Его плоды, как и настоящего ли­мона, излишне кислые для потреб­ления в свежем виде, но они об­ладают лечебными свойствами, приятным ароматом, и это при­влекло к нему большое внимание. Вкус ягод лимонника китайского несколько улучшается после заморозков. Ме­стные охотники, потребляющие та­кие плоды, утверждают, что они снимают усталость, сообщают ор­ганизму бодрость и улучшают зре­ние. В сводной китайской фарма­копее, составленной еще в 1596 го­ду, говорится: «плод китайского ли­монника имеет пять вкусов, отне­сен к первой категории лекарст­венных веществ. Мякоть у лимон­ника кислая и сладкая, семена горько-вяжущие, а в целом вкус плода солоноватый. Таким обра­зом, в нем все пять вкусов нали­цо». Вырастить лимонник

Источник: https://pihtahvoya.ru/ekologiya/prirodnie-resursi-kotorie-mi-ispolzuem

Тема урока: Минеральные ресурсы России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых

8 класс

Тема урока: Минеральные ресурсы России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

  • Цель урока: 
  • Задачи урока:
  • Оборудование: географические атласы, к/к, физическая карта России, карта «Тектоника и минеральные ресурсы России», интерактивные наглядные пособия «Физическая карта России», «Геологическая карта России», «Физическая карта Липецкой области»; коллекция полезных ископаемых, презентация «Полезные ископаемые России».
  • ^

— способствовать формированию знаний учащихся о составе полезных ископаемых и особенностях их размещения на территории страны;- сформировать представления о связях между  полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; — познакомить с экологическими проблемами, связанными с  добычей полезных ископаемых.1)- познакомить учеников с новыми терминами и понятиями, — изучить состав и размещение полезных ископаемых на территории страны; — сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; — познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых; — продолжить формирование умения работать с географическими картами;2) развитие познавательной мотивации и исследовательской активности, навыков самостоятельного приобретения новых знаний;3) воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

I. Организационный момент.

II Повторение изученного. Проверка домашнего задания

Мы продолжаем изучать рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые нашей страны. Сейчас проверим, как вы усвоили основные понятия при изучении геологического строения территории России. В полученные листы впишите ответы. Приступили к работе.

^

1. Терминологический диктант. -Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины,песчаников {Осадочный чехол)-Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)-Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа).-Молодая платформа (Плита)-Внедрение магмы в слои осадочных пород. ( Интрузия).-Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)-Карта с информацией о возрасте пород. (Геологическая)-Горы расположены в (складчатых) областях.-Им соответствуют равнины. (Платформы).-Самые молодые горы образовались в (альпийскую) складчатость.-Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)-Молодые горы России. (Кавказ).

  1. ^
  2. Учитель читает вопрос, ученик даёт ответ.
  3. Слайд 5 Ответы
  4. Слайд 6 Условия оценивания
  5. ^
  6. Слайд 7 Физическая карта России
  7. 3) Вопросы для устного ответа:
  8. Задание: проанализируйте ответ по плану: 1-правильность, полнота ответа, использование географических терминов, показ по карте, речь.
  9. ^
  10. Задание: проанализируйте ответ по плану: 1-правильность, полнота ответа, использование географических терминов, показ по карте, речь.
  11. Мотивация (постановка темы и цели урока)
  12. Слайд 9 Цели урока

Если вы ответили правильно на все 12 вопросов, то оцените работу на отлично, если правильно ответили на 9 — 11 вопросов, поставьте отметку «хорошо», если правильно ответили на 7-8 вопросов, поставьте отметку «удовл.», если ответили на 6 вопросов и меньше – поставьте отметку «неуд.». другие отвечают устно.а) — Расскажите, как образуются горы (возраст, происхождение, закономерности размещения)?б) — Расскажите об образовании, размещении равнин, с какими тектоническими структурами связано размещение равнин? Учителю собрать карточки, проверить!Итак, мы с вами рассказали о закономерностях размещения равнин и гор в зависимости от тектонической структуры. А теперь нам нужно- выявить состав полезных ископаемых и особенности их размещения на территории страны;- выявить связи между  полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; — определить экологические проблемы, связанные с  добычей полезных ископаемых, и найти пути их решения. Для этого нужно вспомнить…

III. Изучение нового материала.

  • ^
  • Слайд 10 Карта месторождений полезных ископаемых мира
  • ^
  • ^

— Вспомните, какими полезными ископаемыми богата Евразия, чем объяснить различия в размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения?- По каким картам можно узнать о полезных ископаемых территорий?- Что называют полезными ископаемыми?1) Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве.Коллекция полезных ископаемых.-Как вы понимаете термины месторождение полезных ископаемых, бассейн?

Работа с учебником. Учащиеся находят определения в учебнике, (с. 40)

Слайд 13 Определение «месторождение», «бассейны»

 

  1. ^ с опорой на схему и тектоническую карту (учащиеся сами определяют и называют полезные ископаемые на тектонических структурах).
Читайте также:  Обобщенно-личные предложения: конструкции и контексты, значение и примеры

^

Слайд 14 Схема полезных ископаемых

^

3)        Работа с картой, показ на карте месторождений полезных ископаемых.

Слайд 15 Карта «Тектоника и минеральные ресурсы»

4)       Задание по контурным картам:

  1. ^
  2. ^
  3. Слайд 17 Карта «Тектоника и минеральные ресурсы»

Печорский каменноугольный бассейн, газоносный бассейн Западной Сибири, нефтеносный бассейн Западной Сибири, золото Восточной Сибири, алмазы Якутии.5) Сообщения учащихся:

  • «О нефти и газе Западной Сибири»
  • «Добыча алмазов в Якутии».
  • Слайд 18 Кимберлитовая трубка

Минерально-сырьевые ресурсы являются основным фактором регионального развития в Западной Сибири. Добывающие отрасли промышленности являются бюджетообразующими на большей части ее территории (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономный округа, Томская, Кемеровская области). Наиболее значимыми являются топливно-энергетические ресурсы, что делает Западную Сибирь особо важным экономическим районом Российской Федерации. На ее территории сосредоточено 3/4 разведанных запасов российской нефти и действует мощный нефтегазодобывающий комплекс с развитой промышленной инфраструктурой. В недрах Западной Сибири находится 70 % нефти и конденсата, 78 % газа, 50 % угля от разведанных запасов страны.Основные запасы нефти и газа сосредоточены в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.Добыча алмазов распространена по многим частям света. Лидирующие позиции по добыче алмазов постоянно переходят от страны к стране. По итогам 2007-2008 годов первое место по объемам добычи занимает Россия.Первый документально зафиксированный алмаз в нашей стране был найден 4 июля 1829 года на Урале, но промышленная добыча алмазов ведет свою историю с 1954 года, когда была открыта трубка Зарница — первое коренное месторождение алмазов на территории СССР. В настоящее время промышленная добыча алмазов в России ведется в трех регионах: в Республике Саха (Якутия), Пермской области и Архангельской области. По разведанным запасам алмазов Россия занимает первое место в мире.Зарядка для глаз

  1. Вертикальные движения глазными яблоками вверх-вниз.
  2. Быстрые и интенсивные разжимания и сжимания глаз.
  3. Делать движения глазами в горизонтальном направлении налево — направо.
  4. Сведение глаз к переносице.
  5. Сведение глаз к кончику носа.
  6. Часто поморгать глазами в течение минуты.
  7. Диагональное движение глазами в правый угол – в противоположную сторону.
  8. Работа глаз на разном расстоянии (посмотреть на карту – посмотреть вдаль за окно).

А какими полезными ископаемыми богата Липецкая область?

  1. Краеведческий материал
  2. Слайд 19 Физическая карта Липецкой области.
  3. Слайд 20 Карта полезных ископаемых Липецкой области.

На сегодняшний день в территориальном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых всего зарегистрировано 345 месторождений и участков на всей территории всех районов нашей Липецкой области, при этом используются 50 месторождений общераспространенных полезных ископаемых. В основном это пески, известняки и глины. Самые большие объемы добываются в Елецком и Липецком районах, наименьшие показатели в Лев-Толстовском районе и Хлевенском районах. А в Воловском и Долгоруковском районах вообще ничего не добывается. Общий же объем добычи по области составил 3 млн. куб. м в 2010 году.Липецкая область богата различными строительными полезными ископаемыми, но слабо обеспечена топливными ресурсами. В области нет промышленных месторождений каменного угля, нефти, горючих газов. Недостаточно она обеспечена и металлорудами.

Имеются известняки, доломиты, песок, глины, цементное сырье^ и. Значительны залежи торфа.

Распространение полезных ископаемых зависит от геологического строения. К древним кристаллическим породам приурочены рудные полезные ископаемые. В связи с тем, что кристаллические породы на территории области залегают глубоко, рудные полезные ископаемые, приуроченные к ним, еще недостаточно изучены.

Известные в настоящее время полезные ископаемые Липецкой области содержатся в осадочных отложениях, следовательно, относятся к категории нерудных. Большой интерес представляют месторождения бурого железняка Липецкого железорудного района. Липецкие руды в своем составе содержат 40-42 процента железа, что свидетельствует об их высоком качестве.

Кроме того, они легко плавятся, при плавке требуют меньше кокса и флюсов. Они почти не содержат в своем составе вредных примесей, таких, как сера и фосфор.На территории Липецкой области встречаются многочисленные залежи глин. Глины по их свойствам и происхождению можно разделить на две категории.

К первой категории следует отнести огнеупорные и тугоплавкие глины мелового периода, ко второй — легкоплавкие глины четвертичного возраста.Формовочные пески приурочены к отложениям мелового периода. Их месторождения находятся вблизи города Липецка в районах Орлиного лога и Каменного лога. Силикатные пески приурочены к четвертичным отложениям.

Наиболее крупными являются Липецкое и Грязинское месторождения. Липецкая область богата промышленными залежами торфа.С 2002 года в области ведётся поиск алмазных кимберлитовых трубок на территории Олымского массива, на стыке границ Хлевенского и Тербунского районов Липецкой области. Первые алмазы были найдены в 2004 году.

Алмазы, найденные там, неокатаны, что свидетельствует о близости так называемых коренных отложений минерала.

Слайд 21 В нашем районе ведётся добыча песка и глины.

Слайд 22 Действует завод «Гончар». Продукцию завода мы с вами видим на улицах наших Тербунов.

  • ^
  • 6) Добыча полезных ископаемых и экологические проблемы.(Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника стр 45)
  • определите экологические проблемы, связанные с добычей минеральных ресурсов, и
  • возможные пути их решения.
  • Слайд 23 Экологические проблемы:

А теперь, давайте подумаем, извлечение из недр земли огромных масс вещества проходит бесследно?

— человек создаёт антропогенные формы рельефа – карьеры, терриконы, обширные пустоты в земной коре, водооткачка и водозабор способствуют иссушению территории, что приводит к пылеобразованию и ускорению нежелательных экзогенных процессов. Возможны обрушение и просадка грунта. Остаётся много обломков.

  1. ^
  2. использование чернозёмных почв для землевания малоплодородных участков, засыпка оврагов, создание прудов, рекультивация отвалов, создание лесных санитарно-защитных зон, использование безотходных технологий, транспортировка без потерь.
  3. ^
  4. ^

В целях уменьшения потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, а также предупреждения загрязнения окружающей среды отходами производства необходимо:- Внедрение более эффективных способов и систем разработки месторождений полезных ископаемых и технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также использование содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение. — Строительство или реконструкция цехов, фабрик, установок по комплексной переработке сырья, отвалов и шлаков, выделение капитальных вложений на эти цели, определение сроков завершения перехода указанных предприятий на работу, обеспечивающую комплексное использование полезных ископаемых. IV. Повторение А) Повторить понятия; месторождения, бассейны, шахты, отвалы, пустоты, рекультивация, открытая добыча.Б) повторить по карте основные месторождения и бассейны (работа в парах).

  • В) сделать вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых, связи между полезными ископаемыми, тектоническим строением и рельефом.
  • — рудные полезные ископаемые залегают в областях складчатости (в горах), на щитах, на платформе ( в фундаменте).
  • — нерудные ископаемые залегают на платформе (в осадочном чехле).

Слайд 29 Цели

  1. Слайд 30
  2. Рефлексия
  3. ^ Выставление оценок по оценочным листам, их мотивировка.
  4. слайд 31

1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?3.Что вызвало наибольшую трудность?4.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?5.С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?

VI. Домашнее задание:§7, выучить, пересказывать, ответить на вопросы.

По карте учебника определите местонахождение крупнейших месторождений, нанесите знаки на контурную карту и напишите их названия.Приложение№1 Оценочный листФамилия, имя учащегося

Терминологдиктант Карточка Устный ответ под/з Анализответа Работа с карт Работа с к/к Отв на вопр учит Средний бал

Приложение №2-Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины,песчаников { )-Выход на поверхность фундамента платформы. ( )-Древний устойчивый участок земной коры. ( ).-Молодая платформа ( )-Внедрение магмы в слои осадочных пород. ( ).-Карта, на которой показаны части земной коры. ( )-Карта с информацией о возрасте пород. ( )-Горы расположены в ( ) областях.-Им соответствуют равнины. ( ).-Самые молодые горы образовались в ( ) складчатость.-Наука, изучающая строение и историю развития Земли. ( )-Молодые горы России. ( )

Источник: https://pochit.ru/geografiya/47574/index.html

Возможности и проблемы освоения минеральных ресурсов России

  Сегодня, как в прошлые века, минерально-сырьевые ресурсы остаются незаменимой материальной основой развития общества. Но в последние десятилетия наметился ряд объективных тенденций, снижающих эффективность развития минерально-сырьевого комплекса.

20 век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Это обусловило значительное увеличение масштабов потребления минерального сырья и его добычи, достигшей в целом по миру 20 млрд. т. в год.

При этом основной объем добычи приходится на неметаллическое сырье (строительные материалы, удобрения, и др.).

    В связи с этим наметилась тенденция к истощению наиболее легкодоступных и богатейших месторождений полезных ископаемых, залегающих на уже освоенных относительно небольших глубинах. Общество столкнулось с реальной угрозой нехватки минеральных ресурсов в перспективе.

Это побудило ряд ученых выдвинуть на первый план фактор абсолютной физической ограниченности полезных ископаемых в недрах земного шара. Фактически речь идет об относительной ограниченности.

Она зависит от реальной возможности использования ресурсов, опирающихся на результаты геологоразведочных работ, научно — техническую базу добывающих отраслей, уровень цен на минеральное сырье, состояние международных отношений.

   Относительное исчерпание поверхностных запасов минерального сырья предопределило возрастание глубинных поисков и добычи, ухудшение горногеологических условий, выход в районы, более трудные для освоения, в частности в акватории морей и океанов, а также вовлечение в оборот сырья худшего качества и новых видов сырья. Это вызвало подорожание геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых, а также существенный рост цен на них.

      Человечество не смогло бы достигнуть таких успехов в развитии минерально- сырьевого комплекса, если бы не опиралось на достижения научно — технического прогресса.

В новых условиях, дальнейшее увеличение запасов минерального сырья тем более не может быть обеспечена без освоения новых методов поиска и разведки полезных ископаемых, их добычи, обогащения и переработки.

Освоение больших глубин, нетрадиционных видов сырья, океанического дна, зоны вечной мерзлоты и т.д. требуют новых технических и технологических решений.

Разведка, добыча, переработка, транспортировка и потребление минерального сырья сопряжены с большими потерями и загрязнениями окружающей среды. Снижение отрицательного воздействия этих факторов на природу также зависит от активного внедрения в практику достижений научно-технической революции.

   Экологические проблемы все более и более приковывают внимание людей. Большой ущерб способны нанести природе выбросы нефти в море. Подсчитано, например, что в моря и океаны ежегодно попадает 6 — 10 мил. т. нефти.

  •    Нефтяная пленка, покрывая поверхность моря, задерживает солнечную радиацию.
  •     А это приводит к химическому отравлению и гибели морских организмов.
  •    Причиной разлива нефти является крушение танкеров и бурение морских скважин.
Читайте также:  Сочинение на тему экология: защита окружающей среды, как беречь природу, проблема экологии

  При транспортировке углей по железной дороге ветром разносится огромное количество угольной пыли и крошки. Вредные примеси уносятся в атмосферу при сжигании углей и нефтепродуктов. При этом серный ангидрид, соединяясь с порами воды, образует серную кислоту. Она выпадает в виде кислотных дождей и наносит ущерб почве, делая ее стерильной.

  1. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов.
  2. Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды — одна из важнейших проблем современного общества в эпоху развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием на природу.
  3. Природные условия – совокупность объектов, явлений и факторов природной среды, имеющих существенное значение для материально-производственной деятельности человека, но непосредственно в нее не вовлекаемые (например, климат).
  4. Природные ресурсы – природные объекты и явления, которые используются или могут быть использованы в будущем для удовлетворения материальных и других потребностей общества и общественного производства, способствующие воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества и повышения жизненного уровня.
  5. Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных вредных последствий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов.
  6. Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые (энергия солнца, приливов и отливов, внутриземное тепло, атмосферный воздух, вода); возобновляемые ( почвенные, растительные, ресурсы животного мира) и невозобновляемые (полезные ископаемые, пространство обитания, энергия рек).

Возобновляемые природные ресурсы – природные ресурсы, способные к самовосстановлению в процессе круговорота веществ за сроки, соизмеримые с темпами хозяйственной деятельности человека. Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов должно базироваться на принципах сбалансированного расходования и возобновления их, а также предусматривать их расширенное воспроизводство.

Невозобновимые природные ресурсы – часть исчерпаемых природных ресурсов, которые не обладают способностью к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпами хозяйственной деятельности человека. Рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов должно базироваться на комплексной и экономной их добыче и расходовании, утилизации отходов и т.д.

С точки зрения вовлечения в хозяйственную деятельность человека, природные ресурсы подразделяют на реальные и потенциальные. Первый вид ресурсов активно эксплуатируется, второй – может быть вовлечен в хозяйственный оборот.

  • По принадлежности к определенным компонентам природной среды выделяют отдельные виды природных ресурсов:
  • — биологические;
  • — экологические;
  • — геологические;
  • — климатические;
  • — водные;
  • — земельные;
  • — растительные;
  • — ресурсы животного мира;
  • — минеральные и др.

По ведущим признакам и характеру использования выделяют промышленные, сельскохозяйственные, энергетические, топливные. В непроизводственных сферах используются рекреационные, заповедные, ландшафтно-курортные, лечебные и др.

В настоящее время все более обостряется проблема истощения природных ресурсов. Истощение природно-ресурсного потенциала выражается в уменьшении запасов природных ресурсов до уровня, не отвечающего потребностям человечества, его техническим возможностям и нормам безопасности для природных систем.

Истощение природных ресурсов делает дальнейшую их разработку экономически и экологически нецелесообразной.

При расточительном, хищническом использовании некоторые виды возобновимых ресурсов могут исчезать, теряя способность к самовозобновлению. Например, пахотный горизонт почвы мощностью около 18 см при благоприятных условиях восстанавливается 7000 лет.

  1. Интенсификация индустриального вмешательства в процессы природы, потребительское, утилитарное, хищнически истребительное отношение к природе, ее ресурсам и богатствам разрушает единство между человеческим обществом и природой.
  2. Рост производства не может осуществляться за счет истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, так как от их состояния зависит не только развитие производства, но и существование жизни на Земле.
  3. Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных вредных последствий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов.
  4. Рациональное природопользование предполагает выбор оптимального варианта достижения экологического, экономического и социального эффекта при использовании природных ресурсов.

Комплексное использование природных ресурсов предполагает использование безотходных и малоотходных технологий, повторное использование вторичных ресурсов. С точки зрения воспроизводственного аспекта, комплексное использование природных ресурсов включает широкий круг проблем.

Источник: https://studopedia.net/8_49232_vozmozhnosti-i-problemi-osvoeniya-mineralnih-resursov-rossii.html

РЕСУРСЫ

Глобальная проблема ресурсов заключается в том, что естественные элементы планетарной экосистемы, компоненты живой и неживой природы, выступающие условиями жизнедеятельности биосферы, в том числе человека и общества, потребляются безмерно, стремительно уничтожаются их запасы. Ресурсы при этом небеспредельны, исчерпаемы, а при постоянной, нерациональной и, при этом, возрастающей эксплуатации, естественный запас природных ресурсов резко сокращается и не успевает воспроизводиться.

Потребности людей ограничены ресурсами для их обеспечения: хотим мы этого или нет, но такая зависимость объективна. Подлинная трагедия заключается в том, что некоторые виды ресурсов являются исчерпаемыми, то есть не восстанавливаются.

Обычно ресурсная проблема рассматривается либо в ряду экологических, либо в объеме экономических. Мы намеренно выделили ее в отдельную позицию, дабы подчеркнуть ее планетарное двойственное значение – экологическое и экономическое (социальное) одновременно.

В XX веке темпы развития промышленности беспрецедентно ускорились по сравнению с предыдущими периодами истории. Это стало возможным благодаря технологической реализации многочисленных научных открытий XIX и XX веков при условном выравнивании ведущих мировых экономик и глобализации рынка.

В течение ХХ столетия из недр Земли было извлечено полезных ископаемых больше, чем за всю историю цивилизации. Так, например, потребление ископаемого топлива возросло почти в 30 раз, поскольку объем мирового промышленного производства вырос в 50 раз.

Причем 3/4 роста потребления топлива и 4/5 увеличения объема промышленного производства произошло за период с начала 1950-х годов.

Основными эффектами стали рост экономики, грандиозные демографические сдвиги и кардинальные изменения в окружающей природной среде, некоторые из которых необратимы: Земля оказалась на грани истощения, поскольку человечество поглощает больше ресурсов, чем планета в состоянии производить.

В настоящее время ресурсная глобальная проблема ставится в понятиях ресурсообеспеченности, исчерпаемости (возобновляемости) и размера остающихся запасов.

Показатель ресурсообеспеченности — это соотношение между величиной запасов и масштабами их использования. Причем обеспеченность минеральными ресурсами выражается количеством лет, на которые хватит разведанных запасов при их современном использовании; а обеспеченность лесными, земельными, водными ресурсами определяется их запасами в расчете на душу населения.

Свойство исчерпаемости является определяющим в оценке ресурса и делит все имеющиеся планетарные ресурсы на возобновляемые и невозобновляемые естественным путем.

Так, многие возобновляемые естественные ресурсы благодаря антропогенному воздействию перестали быть возобновляемыми: атмосферный воздух, пресные воды и плодородные почвенные покровы суши, многие виды растительного и животного мира, целые экосистемы.

Что же касается оставшегося запаса ресурсов, то достоверные знания о них необходимы для планирования дальнейшего развития ресурсозависимых отраслей и научных разработок ресурсозаменителей.

Вид ресурса Проблема Причины Последствия
1 Кислород Катастрофическое уменьшение кислорода (на 10 млрд т в год — этого хватило бы для дыхания нескольких миллиардов людей) Вредные выбросы в атмосферу, уничтожение морского фитопланктона, который вырабатывает 80% кислорода, вырубка лесов, иные антропогенные факторы Обеднение атмосферы
2 Вода Загрязнение: негативные изменения физического и химического состава Естественные и антропогенные факторы биологического, физико-механического, химического, шумового, радиоактивного, теплового загрязнения: населенные пункты, промышленность, сельское хозяйство Потеря естественных качеств и функций, помутнение, окисление, насыщение ядами, невозможность оставаться полноценной средой для живых организмов 
Высокая динамика сокращения запасов пресной воды Растущее промышленное и бытовое потребление Риск возникновения конфликтов за право собственности, добычи и использования водных ресурсов
3 Плодородные почвы Эрозия почв: процесс чрезмерного уноса верхнего плодородного слоя почвы (объем более 25 млн тонн в год). Всего повреждено уже более 23% всей покрытой растительностью поверхности Земли Атмосферные осадки, выветривание, сельскохозяйственная деятельность человека, вырубка лесов Эрозия почвы губит пахотные земли и сельскохозяйственные угодья, пресные водоёмы загрязняются фосфором и иными удобрениями, вымываемыми с обрабатываемых участков земли
Вытаптывание земель (10 млн км2) Выпас скота Снижение плодородных качеств
4 Древесина Уничтожение древесных ресурсов: лишь за последние 200 лет площадь лесов на Земле сократилась как минимум вдвое и продолжает катастрофически уменьшаться. Быстрее всего исчезают влажные тропические леса: сегодня их осталось лишь 1/з от первоначально занимаемой площади. 70% всего населения слаборазвитых стран использует древесину для приготовления пищи и обогрева, в среднем в год на нужды человека сжигается примерно 700 кг. Более 1/2 ежегодно вырубаемых лесов сжигается для получения энергии. Леса и растительность (особенно в тропиках) вырабатывают  20% кислорода, поэтому сокращение их площадей пагубно отражается на качестве атмосферы. Также вырубка лесов ведет к уничтожению целых экосистем. 
5 Природный газ Сокращение запасов стратегического ресурса жизнеобеспечения современной цивилизации. Рост спроса на энергоносители, низкая цена на газ, высокие нормы добычи  При текущих объемах доказанных запасов и объемах добычи данного вида топлива хватит человечеству на срок от 55 до 60 лет.
6 Нефть Наиболее необходимый человечеству энергетический ресурс стремительно истощается. Рост спроса на энергоносители, низкая цена на нефть, высокие нормы добычи  Нынешние мировые запасы нефти по разным оценкам составляют около 1,65 трлн баррелей. При текущих объемах доказанных запасов и объемах добычи человечеству хватит нефти на срок от 50 до 54 лет.

В системе международного разделения труда экономически развитые страны выступают в основном потребителями, а развивающиеся — производителями и экспортерами природных ресурсов (минеральных, лесных и др.). Такого рода «специализация» объясняется как особенностями размещения многих видов ресурсов на Земном шаре, так и уровнем исторического и социально-экономического развития стран мира.

Зависимость человека от природы не преодолена, напротив, она приобрела качественно новый, глобальный масштаб: XX век стал эпохой столкновения человека с природой, когда на уровне цивилизационных возможностей он уже не уступал ей в обладании и умении использовать разрушительные силы. Вместе с тем зависимость человека от природы снизилась лишь относительно, в части же важнейших средств своего жизнеобеспечения он продолжает быть принципиально зависим от естественной среды своего жизнеобеспечения.

Проблемы состояния окружающей среды, использования природных ресурсов и социально-экономического развития общества должны расцениваться как глобальные, самоценные и жизненно важные. При этом они не могут рассматриваться изолированно: как в отрыве друг от друга, так и, во-вторых, локально, то есть в рамках отдельных стран.

В виду угрозы скорого исчерпания важнейших для общественного воспроизводства, индустрии, функционирования и развития экономических систем сырьевых ресурсов уже сейчас необходимы инновационные решения по направлениям рационализации природопользования, увеличения эффективности использования ресурсов и ресурсозамещения. Мы ждем аналитики, проектов и предложений от пользователей нашего сайта.

Источник: http://www.ru.planetaryproject.com/global_problems/resourse/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector