Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер, освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.
Рассмотрим самые популярные размеры. Размер стопы зависит от того, сколько слогов её составляют. Например, если слог один, то стопа тоже односложная, а если пять, то соответственно пятисложная. Чаще всего в литературе (поэзии) можно встретить двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стопы.
Двусложные. Слогов два и размера тоже два
Хорей – стопа с ударением на первом слоге. Синоним, которым иногда пользуются, называя этот вид стопы, – слово трохей. В ямбе ударение на втором слоге. Если слово длинное, то в нём подразумевается и вторичное ударение.
Интересно происхождение термина. По одной из версий – от имени служанки богини Деметры, Ямби, которая пела веселые песни, построенные на ямбическом размере. В Древней Греции ямбом изначально слагали только сатирические стихи.
Как отличить ямб от хорея? Затруднений легко избежать, если расположить термины по алфавиту. Первым идет “хорей”, соответственно, и ударение у него на первом слоге.
На картинке справа вы видите схематичное изображение размеров с помощью цифр и знаков, а под этим текстом можно почитать примеры стихотворений с такими размерами из художественной литературы. Хореический размер хорошо демонстрирует нам стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», а стопы ямбического типа мы можем обнаружить в самом начале знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин».
Трехсложные стихотворные размеры. Слогов в стопе три, и размеров столько же
Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису.
Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине. Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад)– стопа с ударением на последнем слоге. Схема: 001/001
Особенности трёхсложных размеров легко запомнить по предложению: «ДАМА вечером калитку запирает». В аббревиатуре ДАМА зашифрованы названия размеров по порядку: ДАктиль, АМфибрахий, Анапест. А слова «вЕчером калИтку запирАет» иллюстрируют образцы чередования слогов.
Примеры из художественной литературы для трёхсложных размеров смотрите на картинке, которую видите под этим текстом. Дактиль и амфибрахий иллюстрируют произведения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «На севере диком стоит одиноко». Стопу анапестическую можно найти в стихотворении А. Блока «К музе»:
Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон.
Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера.
Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: “Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а “пентон № 3” так и называют “кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:
Знать, какие бывают стихотворные размеры, нужно не только для школьных анализов по литературе, а для правильного их выбора при сочинении собственных стихов.
От размера зависит напевность повествования. Правило здесь одно: чем больше в стопе безударных слогов, тем более плавно звучит стих.
Не годится живописать стремительную битву, например, пентоном: картина получится как в замедленной съемке.
Автор – Галина Шутова
Предлагаю вам немного отдохнуть. Посмотрите видео с красивой музыкой и напишите в х, как можно назвать необычный музыкальный инструмент, который вы там увидите?
Источник: https://music-education.ru/kakie-byvayut-stihotvornye-razmery/
Стихотворные размеры: как определять, особенности и примеры :
На уроках письменности в средней школе обязательно проходят стихотворные размеры. Как определять их и что они вообще означают — узнаем дальше.
Значение
Как определить стихотворный размер стихотворения? Сначала нужно разобраться с понятием этих слов. Стихотворным размером называют частную подачу стихотворения, его индивидуальную ритмику и вариацию. Стихотворные размеры — обязательная составляющая анализа любого стиха.
Стихотворные размеры: как определять
Чтобы научиться разбирать размеры стихов, стоит ознакомиться с его видами и главными частицами. Важным элементом в определении размера является стопа.
Она означает группу слогов, которых связывает одно ударение. Второстепенную роль играет сам слог. Именно от ударного слова зависит яркость и эмоциональность стиха.
Виды
В русском языке более актуальна в стихотворении длина строки. Ярким примером этого выступает ямбический метр. Он может быть:
- одностопным;
- двухстопным;
- трехстопным;
- четырехстопным и так далее.
Характеристики размера стиха могут давать цезуры (необходимость паузы в ритмике стиха) или каталектики (окончание строки неполной стопой).
Виды стихотворных размеров
Метрическая составная и ритмика любого стиха устанавливает стихотворные размеры. Как определять их? Для этого нужно запомнить следующие пояснения:
1. Односложный размер, он же брахиколон — размер однодольный, в каждой стопе которого содержится маленькое слово, состоящее из одного слога. При этом в строке может быть несколько стоп.
Пример: Ночь, день. Свет, тень. Вдруг звук. То — стук.
2. Двусложные размеры. К ним относят хорей — размер двудольный, в стопе ударение ставится на первом слоге.
Пример: Туча темная, ночь огромная.
Ямб также относится к двудольному размеру. От хорея он отличается постановкой ударения на последнем слоге стопы. Парные слоги являются ударными в строке.
Пример: Наряжены мы вместе город ведать. Но, кажется, нам не за кем смотреть.
3. Трехсложные: это дактиль, амфибрахий, анапест.
Дактиль — трехсложный размер, в котором ударение ставится на первый слог. Это означает что начальный первый слог дактиля ударный, и последующие два безударные. Затем идет вторая строка, в которой ударными получаются слоги: четвертый, пятый и шестой.
Анапест является трехсложным размером со вторым ударным слогом. Первый и третий слоги не имеют экспрессивного оттенка, они безударные. Вторая стопа стихотворения такова: пятый — ударный, четвертый и шестой — безударные.
Амфибрахий представляет собой размер трехсложный, где ударение ставится на последнем слоге, а первые два – безударные.
Логаэд
Вышеуказанные стихотворные размеры основываются на последовательном порядке нескольких схожих стоп. Это является главным отличаем их с логаэдом. Последний означает строчный размер, в котором чередуются несколько разных стоп.
Например: Сегодня мрачный день. Кузнечиков хор спит. И сумрачных скал сень темней гробовых плит.
Как определить стихотворный размер
Если вы работаете над сочинением, что подразумевает полный анализ стихотворения, вам непременно не помешает проанализировать его стихотворные размеры.
Как определять их и для чего? Потому что поэтическое произведение требует оценки именно по ритму и своему звучанию. Эта мелодичность стиха и образует само стихотворение.
Поэтому каждый филолог знает, что стих не разбирается без определения в нем стихотворного размера.
Вторая важная задача в определении
Еще одна не менее важная задача в проведении анализа поэтического произведения заключается в том, чтобы определить и назвать цель стихотворного размера.
Например, ямб отображает энергичное повествование, хорей — более нежен и спокоен.
Ночные пейзажи и тихая водная гладь всегда описывались хореем. К его размерам также относят все колыбельные стихи.
Разговорная речь в стихах характерна для трехсложных размеров. Такие произведения любил сочинять Некрасов.
Стихотворные размеры в таблице на примере двухсложных размеров представлены далее.
Стихотворные размеры | Хорей | Ямб |
Определения | размер стиха двусложный, ударение ставится на первом слоге. | размер стихотворный, в котором ударение ставится на второй слог. |
Рисунок ритмический | ‑ U|- U|‑ U|‑ U| | U ‑|U ‑|U ‑|U ‑| |
Давайте рассмотрим произведение «Зимнее утро» А. С. Пушкина.
- Определите стихотворный размер:
- Мороз и солнце; день чудесный!
- Еще ты дремлешь, друг прелестный?
- Пора, красавица, проснись.
- Открой сомкнуты негой взоры.
- Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Поэтическое произведение «Зимнее утро» само по себе состоит из 30 строчек. Это четырехстопный ямб, придающий стиху мажорность и выразительность. Строки стихотворения рифмуются таким способом: 1-2, 3-6, 4-5.
Как научиться писать стихи
Выразить свои мысли и чувства не всегда получается сказанными словами. Порой легче написать к какому-нибудь особенному эпизоду стихи. Но так ли это просто? Итак, если вы хотите опробовать это ремесло, то начните с самых простых правил:
1. Талантливы вы или нет, но вы должны помнить, что какие бы стихи вы не собрались писать (одно-, двух-, трехсложные), вам необходимо начать с простого.
2. Рифма к слову должна идти в соседней строке или через строку.
3. Избегайте сложных слов и словосочетаний, а также банальных рифм типа «любовь-морковь».
4. Начните творчество с обычного поздравления дорогого вам человека. Поздравление в открытке, написанное вашими собственными словами — редкий и оригинальный подарок.
5. Перед тем как начать писать стих, подготовьтесь. Например, выпишите на листок слова, которые обязательно будут присутствовать в вашем поэтическом произведении. После чего подберите к ним несколько рифм.
6. Напишите примерный текст того, о чем хотите сказать в прозе.
7. После того как напишите свое стихотворение, прочитайте его внимательно несколько раз. Если почувствуете несостыковку по звучанию или смыслу — попробуйте изменить предложение или заменить какое-то слово.
Если будете следовать этим нехитрым правилам, у вас должен будет получиться простой ямб — поздравление, написанное на мажорной ноте!
Вывод
Теперь мы узнали, что такое стихотворные размеры. Как определить, на какой ноте написан стих, и его ритмику, мы так же разобрались. Если в будущем вам необходимо будет проанализировать написанный автором стих, вы сделаете это с легкостью. А если захотите творить поэзию самостоятельно, то предпосылки того, с чего начать и с какой ритмикой писать, у вас уже есть.
Источник: https://www.syl.ru/article/295172/stihotvornyie-razmeryi-kak-opredelyat-osobennosti-i-primeryi
Как определить размер стихотворения: примеры двусложных и трёхсложных размеров
Оглавление:
- Что такое стихотворный размер?
- Ямб
- Хорей
- Дактиль
- Анапест
- Амфибрахий
- Заключение
Что такое стихотворный размер?
Для того чтобы перейти к понятию стихотворного размера, сначала необходимо понять, что такое «стих».
Многие путаются в этом, но стих – это ещё не стихотворение и не поэма, стих – это лишь одна строчка произведения, которую, в свою очередь, можно разделить на стопы.
Стопа – это чередование ударных и безударных слогов, именно это понятие является ключевым в определении стихотворного размера. Она может состоять из двух или трёх слогов для разных его видов.
Соответственно, стихотворный размер – это чередование стоп. Разные авторы предпочитают различные его виды, существуют, в том числе, стихи, которые не подходят ни под один из них.
Размер стихотворения – это, в том числе, особое средство выразительности, делающее произведение лиричным и певучим, или, напротив, резким и надрывным.
Основных стихотворных размеров в русском стихосложении пять, два из них состоят из двух стоп – их называют двусложными:
Это интересно: что такое жанр в литературе, список и примеры.
Это виды, которые отличаются лиричностью и певучестью, они наиболее популярны в литературе, особенно прошлых веков. С определением ямба и хорея реже всего возникают проблемы, так как они наиболее легки для восприятия, даже детские стихи чаще всего пишутся именно с их помощью.
Ещё три вида – трёхсложные размеры, соответственно, в них три стопы. К ним относят:
- Дактиль.
- Анапест.
- Амфибрахий.
Эти виды несколько сложнее, однако отмечают и их большую выразительность, богатство оттенков, которые они могут передать. Поэты, использовавшие их, отмечали, что видят в этих размерах живость, сходную со звучанием человеческой речи.
Ямб
«Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»
Достаточно расставить ударения, чтобы убедиться, что они падают на каждый второй слог. Именно в случае, когда ударение падает на чётные слоги, текст перед читателем написан ямбом.
Однако есть ещё одна характеристика, на которую следует обращать внимание. Безударный и ударный слог составляют в этом случае одну стопу. Следовательно, в этом стихотворении четыре стопы – оно написано четырехстопным ямбом. Рифма здесь женская – то есть после ударного слога следует ещё один безударный.
Хорей
Хорей – ещё один двусложный размер. В переводе с греческого его название означает «плясовой». В отличие от певучего ямба, который чаще всего связывают с нежностью и лиричностью, хорей – менее спокойный размер. Ударение в нём падает на нечётные слоги, например:
- «Мчатся тучи, вьются тучи
- Невидимкою луна
- Освещает снег летучий…»
Это строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Для творчества поэта характерно при описании бурь использовать именно хорей.
Нетрудно догадаться, почему выбран именно он – хорей гораздо лучше изящного ямба передаёт чувство тревоги, навеянное зимней ночью, когда кажется, что во тьме скрывается что-то враждебное и чуждое.
Особенно ярко такое настроение выражено в стихотворении, строки которого представлены выше.
Дактиль
В переводе с греческого наименование этого вида переводится как «палец». Можно предположить, это связано с тем, что дактиль словно указует на нечто важное, делает акцент на первом слоге из трёх, ведь именно он в этом размере является ударным.
«Тучки небесные, вечные странники…»
М. Лермонтов, в отличие от А. Пушкина, отдавал предпочтение трёхсложным размерам, среди которых и дактиль. Этот размер широко употреблялся как в восемнадцатом веке, так и в двадцатом, и до сих пор не сдаёт своих позиций, так как обладает большой выразительностью. В приведённых выше строках присутствует и так называемая дактилическая рифма, когда после ударной гласной следуют два слога.
Анапест
Анапест в переводе «отражённый назад». Своё название он получил, так как обратен дактилю. Так как это трёхсложный размер, то стопа включает три слога, из которых ударным будет последний. Этот вид встречается довольно редко, в качестве примера можно привести следующие строки:
«О, весна, без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!»
Их автором является А. Блок. Можно заметить, что анапест действительно больше похож на человеческую речь, чем двусложные размеры. Чаще всего используются трёхстопный и четырёхстопный анапест, в этом случае автором выбран трёхстопный.
Амфибрахий
С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон». Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.
- «Не ветер бушует над бором,
- Не с гор побежали ручьи,
- Мороз-воевода с дозором
- Обходит владенья свои…»
Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия. Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.
Заключение
Определять размер стиха в произведении несложно, главное, не запутаться в названиях. Необходимо помнить и о том, что его основных видов существует пять, однако литература очень разнообразна, и порой невозможно отнести произведение к «чистому» виду. Знания о стихотворных размерах помогут полнее воспринимать литературные произведения и, возможно, лично участвовать в их создании.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/kak-opredelit-razmer-stihotvoreniya-primeryi
Как определить размер стиха? | Литрекон
Самый Зелёный · 27.02.2019
«Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить»
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин
Создание литературных произведений, как сооружение домов или сборка механизмов, требует соблюдения многих правил и законов. Писатели, вне всяких сомнений, располагают гораздо большей свободой, чем архитекторы и инженеры, однако и им приходится прикладывать большие усилия, чтобы соответствовать требованиям законов литературы.
Так, для поэтов очень важно соблюдать стихотворные размеры — не только рифмовать строки, но и ритмически выверять их. А для тех, кто изучает литературу и, в частности, поэзию, не менее важно уметь отличать их друг от друга и безошибочно определять размер любого стихотворения. В этой статье Многомудрый Литрекон подробно расскажет своим читателям обо всех тонкостях этой нелегкой темы.
Виды и схемы
Большинство российских поэтов в своём творчестве используют силлабо-тоническое стихосложение. Такой способ организации стихотворения требует, чтобы в каждой строке безударные и ударные слоги чередовались в определённом порядке. Например: «Скажи-ка, дядя, ведь, недаром…» ( М.Ю. Лермонтов «Бородино»). Во всех строках этого стихотворения за одним безударным слогом следует один ударный.
Порядок чередования ударных и безударных слогов в строке называется стихотворным размером, а повторяющаяся последовательность этих слогов — стопой. Чаще всего строка состоит из двух и более стоп (в приведённом фрагменте стопами являются «скажи-ка», «дядя» и т.д.).
Традиционно в русском стихосложении используются два вида размеров:
- Двусложные: стопа состоит из двух слогов: ударного и безударного
- Трёхсложные: стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.
К двусложным размерам относятся:
- Хорей, с ударением на первый слог стопы («Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкин «Зимний вечер»);
- Ямб, с ударением на второй слог («У хладных невских берегов…» Н.А. Некрасов «Прекрасная партия»).
А к трехсложным можно отнести:
- Дактиль (ударение на первый слог : « Тучки небесные, вечные странники!» М.Ю. Лермонтов «Тучи»);
- Амфибрахий (ударение на второй слог: «Однажды, в студеную зимнюю пору…» Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»);
- Анапест (ударение на третий слог: «Ты меня никогда не забудешь,// Ты меня никогда не увидишь». А.А. Вознесенский «Сага»).
Этими стихотворными размерами написаны большинство классических отечественных стихотворений.
Таблица размеров
Для наглядности Литрекон составил простую таблицу стихотворных размеров с примерами. Эти схемы помогут Вам распознать вид размера по аналогии, на слух. Просто прочитайте про себя отрывок и расставьте ударения, а потом сопоставьте полученный результат с примерами.
Способы классификации
Теперь, познакомившись со всеми понятиями, определим размер стихотворения А.С. Пушкина «Анчар».
Выберем две строки оттуда:
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
Порядок действий такой:
- Разделим их на слоги и проставим интонационные ударения: «Ан|чар, |как| гроз|ный| ча|со|вой,// Сто|ит| о|дин| во| всей| все|лен|ной».
- Затем определим, в какой последовательности чередуются ударные и безударные слоги. Схематично обозначим их как «У» и «б»: « б У б У б У б У// б У б У б У б У б». Из этой схемы видно, что за одним безударным слогом следует один ударный. Значит перед нами — двусложный размер, то есть стопа здесь состоит из двух слогов.
- Наша следующая задача — понять, какой именно двусложный размер использовал автор. Для этого выясним, на какой из слогов стопы падает ударение: на первый или второй. Рассмотрим первую стопу строки: «Анчар…». Ударение приходится на второй слог этой стопы. Следовательно, стихотворение, написано двусложным размером, где второй слог стопы ударный, то есть, ямбом. Наша цель достигнута!
Важно отметить, что, хотя перед нами ямб, одна из строк, которые мы рассмотрели, заканчивается безударным слогом. Это не должно сбить нас с толку: такое происходит, когда в строке стихотворения, написанного ямбом, количество слогов нечетное.
Советы новичкам
В финальный параграф этой статьи Литрекон хотел бы поместить лайфхаки, которые помогут запомнить стихотворные размеры:
- Названия «дактиль», «амфибрахий» и «анапест» можно запоминать по аббревиатуре ДАМА, которая расшифровывается как дактиль, амфибрахий, анапест. Эта аббревиатура вдвойне полезна, ведь в дактиле, который стоит здесь на первом месте, ударение приходится на первый слог, в амфибрахии- на второй, а в анапесте — на третий.
- Запомнить стихотворные размеры также помогают некоторые бессмысленные стишки. Например, ямбом написан стишок:
Хорей, хорей, хорей,
Хорей, хорей, хорей.
В свою очередь, хореем написано:
Ямбы, ямбы, ямбы,
Ямбы, ямбы, ямбы.
Такой же стишок есть и для амфибрахия:
Анапест, анапест, анапест,
Анапест, анапест, анапест.
- Теперь со всеми подсказками и знаниями, вы (в отличие от Онегина) сможете без труда определять размеры классических стихотворений.
- Степан Липатов
Источник: https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/kak-opredelit-razmer-stiha/
Как определить размер в стихотворении
В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест.
У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности. В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь. Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг…
Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» — это ямб.Пример хорея:мОй весЁлый звОнкий мЯчтЫ кудА помчАлся вскАчь
Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.
Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.Пример дактиля:тУчки небЕсные, вЕчные стрАнникиПример амфибрахия:конЯ на скакУ останОвит,в горЯщую Избу войдЁтПример анапеста:Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.
Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».
- Определяем стихотворный размер
- размер стиха
- Войти на сайт
- или
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-13719-kak-opredelit-razmer-v-stihotvorenii
Стихотворный размер стихотворения. Примеры стихотворных размеров
Здравствуйте, уважаемые читатели LITER-RM.RU! Продолжим постигать азы поэтического творчества. Ранее, определившись с тем, как стать поэтом, мы подробно говорили об основах написания стихов, там вкратце упоминали и о стихотворных размерах, но только очень кратенько. Сегодняшняя статья сосредоточена исключительно на видах стихотворных размеров стиха с приведением конкретных примеров.
Кроме того, настоятельно рекомендую прочитать статью о рифмах и рифмовках: статья эта здесь.
Стихотворный размер стихотворения
Была у меня одна знакомая, которая очень не любила следить за расстановкой ударений в стихотворениях и объясняла это тем, что поэзия идёт от души, а не подчиняется грубой силе литературной теории.
Стоит признаться, что творения её читать было очень сложно, они напоминали маленьких лохматых домовых, которые прячутся от любознательного взора читателя. Точнее от его внимания, литературного вкуса и прочих атрибутов, необходимых при чтении.
Стихи эти не цепляли, не покоряли и оказались невостребованными. Впрочем, человек просто писал для себя, не претендуя на большее.
Со стихотворным размером мы знакомимся ещё в школе, дабы понимать, как тот или иной поэт использует обычное сочетание ударных и безударных звуков для создания особого настроения. Когда же ты пишешь сам, то должен прекрасно понимать: причёсанное и гладкое стихотворение легче воспринимается и больше нравится читателю.
Если же хочется выделить что-то особо, то всегда есть исключения из правил. Но не более того. Отвергать значимость размера стихотворения – это значит, проявлять необъяснимое упрямство и выставлять напоказ своё невежество. Мы же — это люди грамотные, поэтому попытаемся разобраться и в этой области. Надо признаться, весьма непростой.
Помните, что известный Онегин так и не научился отличать ямб от хорея?
Начнём с нескольких важных определений.
Стихотворный размер стихотворения
– это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.
Стопа – это группа слогов, на один из которых обязательно должно падать ударение. Сколько ударных слогов в строке вы насчитаете, столько стоп и будет.
Различают двусложные стихотворные размеры (сочетание двух слогов) и трёхсложные (сочетание трёх слогов). Есть, правда, и другие, о которых мы упомянем в самом конце.
Двусложные размеры – это как раз те самые ямб и хорей.
Примеры стихотворных размеров
Ямб
Ямб подразумевает сочетание безударного слога с ударным.
Хорей
Хорей – подразумевает сочетание ударного с безударным слогом. Для того чтобы стало понятно, приведём несколько примеров.
Пример ямба:
ОнА всё Ярче, блИже-блИже,
И Оком Ярким, кАк алмАз…
Наблюдаем уверенное чередование безударного слога с ударным, и понимаем, что перед нами ямб. Считаем количество стоп, и вот уже профессионально отмечаем, что имеем дело с четырёхстопным ямбом. Как видно, пока ничего сложного.
Пример хорея:
МАло, мАло в жИзни скАзок,
МАло Очень в нЕй чудЕс…
Очень хочется верить, что на этом этапе каждый испытал некоторое удовлетворение и стал считать себя гораздо разумнее героя А.С. Пушкина. Что ж… Шагаем дальше.
Трёхсложные стихотворные размеры
- В сочетании трёх слогов ударение будет падать на первый. Кстати, если переводить название термина с греческого языка, то мы наткнёмся на слово «палец». Не лишено смысла, если подумать. Автор будто поднимает палец и заставляет прислушаться к последующему шелесту звуков.
дактиль (примеры):
МОлча сижУ, ожидАя сигнАла,
СлЫшен стук сЕрдца да стУк темнотЫ
Если вы определяете шестистопный дактиль, то речь идёт непосредственно о гекзаметре, который известен ещё с античных времён и отлично используется Гомером в его культовых эпических произведениях. Наверное, «Илиада» и «Одиссея» известны почти всем.
- Амфибрахий. Уже в самом названии, если руководствоваться переводом, заложена его сущность: «с двух сторон». Ударный слог расположен между двумя безударными.
Амфибрахий (примеры):
- Я пОмню звонкИ и порОй тишинУ,
- СомнЕния, пОлные рОбких намЁков.
- 3.
Анапест
– это сочетание трёх слогов, где ударение падает на самый последний. Перевод тоже достаточно любопытный: «отражённый назад».
Анапест примеры:
ГлубокО-глубокО всей душОй
Я вдохнУ запах двУх городОв,
Стоит честно признаться, что в чистом виде размер стихотворения встречается очень редко. Наверное, именно поэтому в качестве примера всегда предлагаются одни и те же стихи, известные по школьной программе.
Всё-таки стихотворение передаёт внутреннюю жизнь человека, веления его души, а значит, оно обязано быть живым. Оно должно дышать, содрогаться, обрываться и делать всё то, что делает обычно лирический герой.
Именно поэтому следует знать два таких термина, как пиррихий и спондей.
Пиррихий – это два безударных слога рядом, спондей – это сочетание двух ударных слогов подряд. Если вы пытаетесь определить размер стихотворения, но в нескольких местах идёт явное нарушение ритма, то есть вероятность, что использован именно один из этих приемов.
Конечно, речь идёт об однократном, двукратном нарушении при условии, что правильное чередование слогов всё-таки просматривается и явно выделяется. В противном случае, когда слоги просто хаотично сплетаются между собой, мы не говорим о стихотворном размере, а заявляем о дилетантстве и непрофессионализме автора.
Впрочем, поспешных выводов никогда делать не следует.
Помимо обозначенных стихотворных размеров, можно упомянуть ещё несколько.
- Брахиколон – это самый простой и самый оригинальный стихотворный размер, так как подразумевает наличие только ударных слогов. Естественно, что часто такое не встретишь, однако можно обратиться к поэтам Серебряного века, которые крайне любили новые формы и новые приёмы. Таким вот поэтом-гурманом был и Владислав Ходасевич. Первое четверостишье его творения таково:
- Лоб –
- Мел.
- Бел
- Гроб.
- Александрийский стих имеет прямое отношение к ямбу. Но есть ряд оговорок: ямб обязательно должен быть шестистопным, а рифмовка – парной. О рифмовке мы говорили совсем недавно.
- Логаэд – это союз неодинаковых стоп. Например, ямб будет чередоваться с анапестом или дактилем. Главное условие: правильное повторение той или иной последовательности. Сейчас данный размер не используется или используется редко, однако именно им писались древнегреческие трагедии и лирические песни. В эпоху Серебряного века к подобному размеру пришёл, например, В. Брюсов.
Пожалуй, это то, что действительно необходимо знать каждому начинающему поэту и знатоку литературы. Сколько угодно, можно отрицать теорию и правила, однако они есть, и это факт. Никто не заставляет вас действовать так и не иначе. Мы – это явно творческие люди. Многие из нас – неоспоримые новаторы.
Мы ищем всё новое и пытаемся оставить в истории литературы что-то своё. Это ценно и это очень важно. Но согласитесь, что прежде чем что-то нарушить, прежде чем выступать против чего-то, это что-то надо выучить и знать. В этом нужно разбираться. Это нужно понимать. Поэтому не стоит зацикливаться только на своей оригинальности и постоянно проявлять бунтарский дух.
Мы учимся, а учиться следует всё-таки на лучших образцах. Успехов!
Источник: http://liter-rm.ru/stixotvornyj-razmer-stixotvoreniya-primery-stixotvornyx-razmerov.html
Трехсложный размер стиха. Двусложные и трехсложные размеры стиха
Стихи – это лучший дар, полученный ныне живущими поколениями от далеких предков. За многовековую историю человечества были созданы настоящие шедевры: эпосы и баллады, поэмы и романы. По мнению отдельных исследователей, любая литература начинается с поэзии, ибо стих – первое, что возвышалось из обиходной речи.
Два вида художественной речи
Поэзия от прозы отличается не каким-то одним признаком — особенностями ритма, звучанием или графическим видом… Она является особой системой организации букв и слов.
Исследователи ставят перед собой множество вопросов: какая речь возникла раньше – стихотворная или прозаическая? Какая правильней и совершенней? Зачем человечеству нужна поэзия? Эти проблемы актуальны всегда, и на них нельзя дать однозначных ответов.
Начиная свою поэтическую карьеру, не все юные гении знают, что такое двусложный и трехсложный размер стиха, как правильно ставить ударение и выдерживать паузы. Но как только, не без помощи музы, начинают появляться строки, в них можно заметить ярко выраженный ритм, и впоследствии полюбившийся способ организации речи можно проследить на всем творческом пути писателя.
История развития русского стихосложения
Происхождение любого термина принято связывать с античностью, ведь неспроста всем предметам и явлениям в далеком прошлом даны определенные наименования. В переводе с греческого слово «стих» обозначает «ряд». Поэтической речи присуща особая организованность, благодаря которой произведения несложно запоминать.
Стихотворный текст интересен тем, что в нем речь разделена на определенные части, которые подтверждаются графикой. В пределах поэтической строки мы обнаруживаем повторение ударных и безударных слогов, которые образуют стопу.
В литературоведении существуют двусложные и трехсложные размеры стиха: ямб и хорей, амфибрахий, анапест и дактиль.
В античности насчитывалось около 30 видов стоп. Русское стихосложение развивалось от тонического через силлабическое к силлабо-тоническому.
В основе второй системы лежит особый принцип – в каждой строке ударение должно падать на предпоследний слог. Несоответствие фонетики русского языка с другими привело к появлению нового способа сложения, и реформы в этом направлении провели В.
Третьяковский, М. Ломоносов и А. Востоков. В основе силлабо-тоники лежит повторение одинаковых стоп.
Двусложный размер стиха
Средняя длина русского слова составляет примерно 3 слога. В двусложных стихотворных размерах в ритмическом рисунке появляются безударные двусложные стопы. Ритмическая организация произведения зависит от длины строки.
В хорее ударение падает на второй слог, в ямбе – на первый. В зависимости от количества слогов, они бывают двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестистопными или вольными. В творчестве русских писателей встречаются все размеры стиха.
Примеры хорея можно найти у А. Пушкина в «Зимнем вечере»: «… бУря/мглОю/ нЕбо/ крОет…». Для написания известного романа в стихах «Евгений Онегин» поэт выбрал четырехстопный ямб: «… мой дЯдя/ сАмых/ чЕстных/ прАвил…». Нередко для урегулирования ритма пропускается ударение или, наоборот, встречается на стыке слов.
Трехсложный размер стиха
Помимо ямба и хорея в силлабо-тонику входят дактиль, анапест и амфибрахий. Стихотворения, написанные таким способом, больше приближены к разговорной речи.
Как правило, ударение в них пропускается редко, гораздо чаще можно встретить повторение ударных слогов. Со слов К.
Вишневского можно выявить, что амфибрахий и анапест получили распространение лишь в середине девятнадцатого века, в эпоху расцвета творчества М. Лермонтова.
Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог. Русский поэт Н. Некрасов часто выбирал такой ритм, чтобы его произведения получались интонационно гибкими: «СлАвная/Осень! здо/рОвый, я/дрЕный/вОздух у/стАлые/сИлы бо/дрИт».
Амфибрахий часто использовали для написания своих шедевров поэты-символисты, такие как А. Блок, В. Брюсов, З. Гиппиус. К. Бальмонт писал, что без трехсложных размеров жизнь была бы однообразной, и даже посвятил этой проблематике стихотворение: «хорЕи/ и Ямбы/, с их звУком/ корОтким/, я слЫшал/ в журчАньи/ ручьЕв».
В анапесте ударение падает на последний слог. Среди русских поэтов этот трехсложный стихотворный размер впервые употребил А. Сумароков в своей оде «Противу злодеев»: «На морскИх/ берегАх/ я сижУ/, не в прострА/нное мО/ре гляжУ». Вскоре он полюбился многим другим мастерам пера, и все чаще появлялись произведения, написанные анапестом.
Определяем стихотворный размер правильно
Ямб, хорей или амфибрахий… Казалось бы, выявить между ними разницу не составляет труда. Достаточно высчитать количество слогов и правильно расставить ударение, и размер сразу станет известным. Сегодня анализ стихотворного произведения делают школьники и студенты филологического факультета.
Этот вид разбора встречается очень часто, и важно сделать его без ошибок, чтобы преподаватель высоко оценил работу.
Иногда определить размер стиха очень сложно, поэтому у каждого начинающего филолога всегда должна иметься компактная таблица с нумерацией стоп, соответствующих особенностям ямба, дактиля или амфибрахия.
Первый и главный пункт разбора – расстановка ударения. Стоит учитывать, что для урегулирования ритма автор использует прием, когда вместо привычной гласной выделяет другой слог.
Например: пускАй/ в душЕ/вной глу/бинЕ/ встаЮт/ и зА/ходят/ онЕ. В своем известном стихотворении Silentium! Ф.
Тютчев выбрал не только оригинальный способ акцентирования в слове «заходят», но и пиррихированные стопы, когда ударение пропускается.
Вторым пунктом необходимо высчитать, какие гласные звуки выделяются силой голоса. Цифры с ударным слогом будут соответствовать следующим стихотворным размерам:
Стихотворный размер | Ударные слоги |
Ямб | 2, 4, 6, 8… |
Хорей | 1, 3, 5, 7… |
Дактиль | 1, 4, 7, 10… |
Амфибрахий | 2, 5, 8, 11… |
Анапест | 3, 6, 9, 12… |
При правильной расстановке ударения сразу можно выявить, какие гласные стоят в сильной позиции. По таблице несложно будет определить, произведение написано анапестом, дактилем или торжественным ямбом.
Традиции русских писателей: размер стихов Пушкина, Лермонтова, Блока
Зачастую великие поэты в своем творчестве пытаются использовать все приемы, однако сложно не заметить, что каждый из них отдает предпочтение определенному ритму. Почти все ранние стихи А. Пушкина, включая его первую большую поэму «Руслан и Людмила», написаны двусложным ямбом. Трехсложный размер стиха звучит менее энергично и торжественно, но и он находил симпатии у многих великих поэтов. Примеры дактиля можно встретить у М. Лермонтова. Традиция написания трехсложными размерами развивается на стыке 19-20 веков, и ее продолжают писатели-символисты. Иногда А. Блок, З. Гиппиус, А. Ахматова и другие отступали от силлабо-тоники и писали свои произведения так называемыми «народными» ритмами, в организации которых лежит принцип соизмеримости ударных слогов в строках. Двусложные и трехсложные размеры адаптированы для русского языка, поэтому такой способ сложения стихотворений сейчас наиболее востребован, да и со временем также не потеряет своей актуальности.
Источник: https://autogear.ru/article/147/653/trehslojnyiy-razmer-stiha-dvuslojnyie-i-trehslojnyie-razmeryi-stiha/
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера. Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.
Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники. Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха. Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений.
Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений: «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению. «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы. «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется. «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
- 1) Пронумеровать все слоги в строке.
- 2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
- 2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
- 3) Выписать подряд номера ударных слогов.
- 4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 — хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
Источник: https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/656-stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami.html
Часть 1. Система стихосложения и стихотворные размеры: как определить размер стихотворения?
Неотъемлемой частью ЕГЭ по литературе является анализ стихотворения. И в каждом тесте части 2 обязательно присутствует вопрос: «Каким размером написано стихотворение N?» Давайте разберёмся в системе стихосложения и поймём, что страшно незнание, а знание – сила и + 1 балл в ЕГЭ.
*Знаковые обозначения:
_ — безударный слог
_/ — ударный слог
/ — конец строки
| — разграничение групп слогов
// — конец строфы
Перед знакомством с размерами погрузимся в экскурс по теории и истории литературы.
Система стихосложения состоит из трёх основных групп, каждая из которых существовала в разные периоды развития литературы: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение.
ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – самый старый способ организации стихотворного текста. В основе него лежит упорядоченное появление ударных слогов при произвольном количестве безударных.
Ударения (или акценты) создают ритм, который и является приоритетным в данном типе стихосложения. Характерна эта система для литературы XVII-XVIII веков, в частности, для былин – ярчайших представителей фольклора.
Обратимся к отрывку из русской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и проанализируем его звуковой состав.
«Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много-множество…»
Первоначально посчитаем количество слогов в каждой строчке. Помним, что слогом является минимальная часть слова, включающая в себя только одну гласную.
как-у-слав-но-го-у-го-ро-да-чер-ни-го-ва
наг-на-но-тут-си-лы-мно-го-мно-жест-во
Далее расставим акценты. Обратите внимание на то, что нам не важны все ударения! Мы выделяем только сильные ударения, которые читаются с акцентом. Для этого прочитайте отрывок вслух, медленно и с выражением.
как-у-слАв-но-го-у-гО-ро-да-чер-нИ-го-ва
нАг-на-но-тут-сИ-лы-мно-го-мнО-жест-во
Звуковая схема будет выглядеть следующим образом:
_ _ _/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _
_/ _ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _
Первая строка состоит из 13 слогов: 3 ударных, 10 безударных. Во второй строке из 11 слогов 3 ударных, 8 безударных. Таким образом, мы подтверждаем факт, что Тонике важно только количество тонов (акцентов / ударений) в каждой строчке.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ основано на примерно одинаковом числе слогов, ударные слоги в строке располагаются свободно. Данная система характерна для периода рождения собственно русской литературы – Классицизма (XVIII в.).
Проанализируем отрывок из стихотворения В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России».
- «Начну на флейте стихи печальны;
Зря на Россию чрез страны дальны…» - нач-нУ-на-флЕй-те-сти-хИ-пе-чАль-ны
зря-нА-рос-сИ-ю-чрез-стрА-ны-дАль-ны - _ _/_ _/_ _ _/_ _/_
_ _/_ _/_ _ _/_ _/_
Каждая строка состоит из 10 слогов. Силлабическое стихосложение – это слоговая система, поэтому совпадение расположения ударных и безударных слогов не важно.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – основа русской классической поэзии, в которой важным является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов, при этом количество слогов в строке предпочтительно равное.
Этот симбиоз двух систем – тона и слога – и создал стихотворные размеры.
Размер – это схема чередования ударных и безударных слогов.
Размеры делятся на две категории: двухсложные и трёхсложные.
В первом случае объединяются два слога (один ударный, один безударный), во втором – три (один ударный, два безударных).
Двухсложные размеры:
ХОРЕЙ – первый слог ударный, второй слог безударный ( _/ _)
«Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»)
ЯМБ – первый слог безударный, второй слог ударный ( _ _/)
«Учись у них – у дуба, у берёзы. / Кругом зима. Жестокая пора!»
(отрывок из стихотворения А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы»)
Трёхсложные размеры:
ДАКТИЛЬ – первый слог ударный, два последующих слога безударные (_/ _ _)
«Как хорошо ты, о море ночное, — / Здесь лучезарно, там сизо-темно…»
(отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»)
АМФИБРАХИЙ – второй слог ударный, предшествующий и последующий слоги безударные (_ _/ _)
«И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…»
(отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…»)
АНАПЕСТ – последний слог ударный, два предшествующих слога безударные (_ _ _/)
«Что ты жадно глядишь на дорогу / В стороне от весёлых подруг…»
(отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»)
Если в строках один раз выпадают сразу два безударных слога или неожиданно появляются два следующих друг за другом ударных слога, не спешите ругать себя за ошибку. Это может быть намеренное авторское нарушение.
Спондей – два подряд ударных слога (_/_/).
Пиррихий – два подряд безударных слога (_ _).
- Такие нарушения – частое явление, особенно в лирике «Серебряного века», тяготеющей к новаторству и смешению размеров, но на всякий случай стоит себя проверить и ещё раз разобрать стихотворение.
- Записаться на курсы ЕГЭ по литературе в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
- Федосова Олеся Евгеньевна,
преподаватель русского языка и литературы
Источник: https://kurs-ege24.ru/article/chast-1-sistema-stikhoslozheniya-i-stikhot/