Авторами и исследователями в научной сфере уже давно доказано, что первичной формой общностей были вовсе не социальные общности, а этнические.
Именно они постепенно усложнялись, развивались, что и привело к появлению более структурированных социальных общностей, которые распространились на многие другие сферы жизни человека.
Важно отметить, что, несмотря на их первоначальный и образующий характер, этнические общности стали изучаться гораздо позже многих других. Но все же, по своей значимости и важности они до сих пор занимают ведущее место, а вокруг их анализа и типологии исследователи ведут активные дискуссии.
Определение 1
Этническая общность – это широкая группа людей, которая объединяет в себе индивидов, имеющих одну культуру, единый язык, а также традиции и культурно-историческую самобытность. Чаще всего к этническим общностям принято относить такие образования, как:
- Племена;
- Народности;
- Нации.
Как правило, образование таких общностей и их укоренение происходит на одной единой, определенной территории в ходе совместной деятельности, чаще всего хозяйственного характера.
Члены этнических общностей обладают некоторыми общими чертами, которые отличают их от представителей других общностей (психологический склад).
Также представители этнических общностей изначально явно осознают свое единство, а также отличие от других общностей, которые строятся по подобному принципу, но при этом отличаются по ряду признаков.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Но этническая общность не может быть признана просто так. Для того чтобы она была обозначена именно как этническая группа, она обязана отвечать некоторым условиям и ряду признаков:
- Каждый член потенциальной этнической группы должен осознавать свою принадлежность к ней. К тому же, это самоидентификация по ряду признаков: язык, культура, традиции желание развивать общность, продвигать ее идеи;
- Предполагается общее происхождение членов общности – единый предок, единство территории, на которой проживает общность;
- Члены общности не только осознают, но и полностью принимают тот факт, что они владеют одним языком и единой культурой, что и объединяет их (помимо кровного родства и единства происхождения);
- Имеется внутренняя социальная организация (иерархия), которая направлена на контроль за отношениями внутри общности, а также на нормирование возможных конфликтов и контактов с окружающими и представителями других этнических общностей.
Виды этнических общностей
Как мы уже отметили ранее, существует три основных вида этнических общностей. Они сложились в историческом контексте, но это не значит, что их актуальность сегодня гораздо ниже. Итак, проанализируем каждый вид и его особенности.
Во-первых, это племя. Формирование этнических общностей начинается после того, как первобытное человеческое стада пришло к неминуемому распаду. Изначально возникает единый род, который представляет собой группу людей, единых по кровным признакам и принадлежности.
Род мог включать в себя как одну, так и сразу несколько семей. По сути, род выступает в качестве самой первой, производственной и этнической группой в историческом контексте. Если роды объединялись, то на их месте образовывались более широкие кланы.
Их единство было основано на вере в общность происхождения.
Из нескольких кланов впоследствии возникали племена. Их основу составляли кровные и родственные связи, а также то, что племя проживало на определенной автономной территории. Соответственно, у их членов был собственный общий язык, диалект, обычаи и культ, которому они следовали для сохранения своей идентичности.
Промежуточной общностью между родом и нацией является народность. Она складывается из племен вследствие возникновения самых первых независимых государств, со своей политикой, экономическим устройством и, конечно же, культурой и языком. Для народности также характерна общность территории на основе хозяйственной и культурной видов деятельности.
Нация является высшей формой не только этнической, но также и социальной общности.
Этот факт достаточно естественный, как отмечают исследователи, поскольку именно объединение людей по их национальным особенностям может стать идеальной предпосылкой для проживания людей, организации между ними производственных и экономических отношений, а также для создания социально-политической и культурной жизни. Таким образом, можно сказать, что нация является устойчивым объединением, где люди связаны друг с другом следующими компонентами:
- Общий язык;
- Общая территория проживания;
- Общность экономической жизни.
Также можно отметить некоторые особенности в психическом складе человека, которые выражены в специфических чертах его культуры и мировоззрения. Также сплочению и приобщению к нации способствует наличие общей исторической нации, развитие национального самосознания.
Человек осознает свою роль как связующего звена между прошлым и будущим. Он также знает о лучших достижениях в собственной национальной культуре, в курсе о выдающихся представителях нации в различных сферах жизни: в науке, политике и сфере искусства.
Также представители нации стремятся действовать в соответствии с лучшими образцами, которые представлены в истории.
Замечание 1
Но в истории любой нации помимо героических эпизодов были и те, которые являются достаточно нелицеприятными. Поэтому историческая память нации и ее представителей предполагает признание вины за совершение ошибок прошлого, а также содействие в заключении особо важных выводов и выделении уроков прошлого.
Все это сопрягается с национальным самосознанием, которое выступает в виде чувства принадлежности к нации, отождествление ее интересов с собственными интересами и предпочтениями.
Эти интересы подразумевают стремление к сохранению национальной культуры, ее защиту, отстаивание ее самобытности и особенностей.
Но, с другой стороны, интересы – это желание обогатить самого себя и свою национальную культуру теми достижениями, которые были отмечены в культурах других наций.
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/etnicheskie_obschnosti/
Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания
Есть люди, абсолютно свободные от националистических предрассудков. Они готовы драться с кем угодно.
Станислав Ежи Лец
Еще одним примером больших социальных групп, значимых как в историческом процессе, так и в сфере общественно-политических отношений, являются различные этнические группы.
В отличие от психологии классов, психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология.
Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии.
Что же касается политической психологии, роль и значение национально-этнических групп в политике очевидны. В конечном счете, в истории человечества они возникли раньше, чем социальные группы. По сути, национально-этническая общность продолжает оставаться более глубинной, чем общность социальная.
Не случайно мы по-прежнему остаемся свидетелями массы политических явлений и процессов, возникающих и развивающихся на национально-этнической основе. Это не только межнациональные конфликты и войны, межрасовые столкновения и проблемы родоплеменных отношений в отдельных странах.
Это само по себе этническое разделение, на котором продолжает базироваться не только большинство индивидов или групп, но и целых стран в политике. Несмотря на нарастающую тенденцию к глобализации жизни человечества, национально-этнические общности всегда имели и продолжают иметь огромное значение в политической жизни.
Следовательно, понимание национально-этнической психологии и ее роли имеет большое значение в политической психологии в целом.
Национально-этнические группы – это большие группы, включающие тысячи и миллионы людей, связанных общими внешними и внутренними, психологическими особенностями. К национально-этническим группам относятся род, племя, народ, нация, раса и этнос.
Род – группа кровных родственников по материнской или отцовской линии, ведущих свое происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя, имеющих общие потребности и интересы, проявляющиеся в единых социально-политических действиях.
До сих пор в ряде стран Азии и Африки роды и родовые объединения играют огромную роль в организации власти и государств.
К понятию «род» примыкает понятие «клан», несущее в современной политической психологии более символическое и обобщающее значение.
Объединение двух или более родов образует племя. Это более высокая форма уже непосредственно политической организации. Она объединяет некоторое число родов и семейно-родовых кланов на общей этнической основе.
Род, как правило, не может существовать отдельно (хотя бы в силу закона экзогамии – обычая избегать браков между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода). В то же время, племя – уже достаточно автономное, обосабливающееся объединение.
Такое обособление происходит, прежде всего, на основе обладания собственным языком или диалектом, собственными обычаями, характерными именами, традициями и верованиями, собственными тотемами, выражающими их чувство обособленности.
Уже исторически, как считал Я. Щепаньский, племя всегда имело контур внутренней формальной политической организации: в частности, вождя или совет вождей, собственные специализированные группы вооруженных лиц для защиты определенной территории, с которой было связано племя, и т.д.
Племя – часть сложнейшего национального вопроса, особенно важного для тех стран Азии и Африки, в которых родоплеменной строй сохранился как заметный компонент общей социальной организации жизни.
Каковы основные черты населения племен? С точки зрения политической психологии, это, прежде всего противоречивость и непоследовательность поведения в повседневной жизни. И в то же время следует отметить такую особенность, как незыблемость традиций и настоящий культ предков в жизни духовно-культурной.
Противоречивы и отдельные психологические черты: так, гордость и великодушие сочетаются со вспыльчивостью, неуравновешенностью, подчас подозрительностью и мстительностью.
Готовность прийти на помощь, уверенность в своих силах сочетаются с негативным отношением к тем, кто живет по другому, с опасением новых чужеродных контактов, угрожающих независимости племени.
По мнению Д.В. Ольшанского, с точки зрения политической психологии, независимость для племени – это главное. Для этих людей психологически нет никаких государственных, политических и иных границ.
Вопрос о государстве, как и о принадлежности земли кому-то, для них также нелеп, как и вопрос, например, о том, «кому принадлежит небо, солнце, луна? В истории человечества кочевники, как известно, так и не создали сколько-нибудь прочных государств.
Отдельные исключения, типа империи Чингисхана, носили всего лишь эпизодический характер.
Восприятие этих людей жестко разделено надвое: мир состоит из «своих» и «чужих». «Свой» – это только тот, кто связан узами родства, хозяйства, веры, знает, уважает и соблюдает законы, традиции и порядки племени. Это – принципиальные основы.
Причем религиозная вера в общепринятом смысле стоит не на первом месте: законы рода и племени могут быть важнее религии. Религия носит более поздний, во многом привнесенный характер. Слово вождя в пуштунских афганских племенах до сих пор важнее слова муллы, как и решение джирги (совета) племени.
Зная это, мулла никогда не пойдет наперекор вождю или джирге – скорее, он найдет для племени и для себя особый «компромисс с Аллахом».
Естественно, что у этих людей существует свое особое отношение к политике.
Внутри рода и племени никакой политики внешне вообще нет – существует иллюзия однородности, равенства и единства, «братства».
Хотя племена давно уже расслоились на феодальную верхушку и трудящееся большинство, это разделение замаскировано тем, что носит не противоречиво-классовый, а сословный, нехозяйственный характер.
«Единство в отношениях внутри своего племени противостоит хитрости, «политике» в отношениях с «чужими». Политика для представителей племени – что-то сродни торговле, там все можно ради достижения своей выгоды.
И только если племена признают «своими» тех или иных людей, ту или иную партию или правительство, они могут изменить отношение к ним с «политического» на прямое, честное и открытое – в духе высоко чтимых и декларируемых «традицией предков» и традиционного для большинства племен «кодекса чести» [154].
Над родом и племенем исторически надстраивалось особое образование – народ.
Это одна из важнейших категорий как политологии, так и политической психологии, содержание которой существенно меняется в зависимости от интересов и политических позиций определяющего субъекта.
Понятие «народ» чаще всего употребляется в двух значениях: в широком смысле – все население определенной страны (совокупность граждан определенного государства), а также синоним понятия «этническая общность» (или «историческая общность людей»).
Неразличение двух указанных значений термина – политического (народ как «демос») и этнического (народ как «этнос») влечет за собой терминологическую путаницу. Чтобы ее преодолеть современная этнология отказалась от термина «народ», приняв за операциональные такие понятия, как «этническая группа», «этния» (в российской исследовательской традиции используется также термин «этнос»).
Большинство исследователей согласны, что принадлежность к тому или иному народу («этническая идентичность» или «этничность») определяется не биологическими («кровь», «генотип», «расширенный фенотип»), а социально-культурными факторами (общее для определенной группы прошлое, общие культурные навыки, разделяемые ценности, транслируемые от поколения к поколению традиции, конфессиональная общность и т.д.).
Понятие «народ» всегда играло и до сих пор играет огромную эмоционально-публицистическую роль в политике. «Именем народа», «во имя народа», «во благо народа» всегда совершались и совершаются сегодня практически все политические действия.
В понимании того, что такое «нация» (от лат. natio – племя, народ) определенности не больше, чем в понимании термина «народ».
В большинстве справочных изданий, энциклопедиях указывается на два подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием. В международном плане нация является синонимом национального государства.
Для политической психологии представляет интерес политический и психологический аспекты понимания нации.
Что касается первого, политического аспекта, то здесь следует отметить точку зрения конструктивистов, которые считают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, политиками, идеологами) на основе национального проекта – идеологии национализма, которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и т.д. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения. Один из главных теоретиков конструктивизма Б. Андерсон определяет нации как «воображаемое сообщество», и «воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное». Имеется в виду, конечно, не то, что нации – вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом» [7].
Что касается психологического аспекта, то здесь следует сказать о психологической теории нации, получившей широкое распространение в обществоведческой литературе XIX века, после того, как французский философ Э. Ренан прочитал в Сорбонне цикл лекций по проблеме наций (1882). Э. Ренан считал что нация – это душа, духовный принцип.
Эту душу (или духовный принцип) составляют две вещи. Одна – в прошлом, другая – в будущем. Одна – это иметь богатое наследство воспоминаний, другая – общее согласие, желание жить вместе, продолжать вместе пользоваться неделимым наследством, которое досталось.
Разделять в прошлом общую славу и общую печаль, осуществлять в будущем ту же самую программу, вместе страдать, наслаждаться, надеяться… [по : 51].
Психологический аспект понимания нации акцентирует внимание на том, что человек рождается, живет и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая потребности в другом сообществе.
Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся все более мобильными, соседские и семейные связи нарушаются, расторгаются. Нация восстанавливает и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни. Б.
Андерсон, называя нацию «воображаемым сообществом», утверждает, что это – сообщество, которое создается и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств.
Понятие «нация» в современном научном языке близко к понятию «народность», однако его нельзя отождествлять с понятием «национальность». Нация есть более социальное (хотя не исключительно социальное) и, потому, более широкое образование.
Оно включает в себя разные национальности – например, на основе общности социально-политического устройства.
Нации могут даже меняться в объеме, расширяться или уменьшаться в зависимости от изменения социально-политических устройств, однако национальности при этом остаются неизменными.
Это подтверждают, например, и история США, и история нашей страны (советский строй, в котором, как утверждалось, существовала новая историческая общность людей «советский народ»).
Еще одно понятие, на которое следует обратить внимание – «этнос». Это понятие относится к числу наиболее обобщенных.
Под этносом или этнической общностью обычно подразумевают исторически возникший вид устойчивой общности людей, обладающих общим самосознанием, общностью происхождения и культуры (чаще всего языка), общностью территории проживания.
Часто под этносом имеют в виду национально-лингвистические группы, объединенные общим ареалом проживания и обладающие общими культурно-психологическими и поведенческими чертами.
В зарубежной и отечественной литературе преобладают две точки зрения по вопросу о сущности этноса. Одна из них основывается на тезисе, что этнос – это явление социальное, другая – историческое.
В зарубежной социально-культурной антропологии вместо понятия «этнос» предпочитают употреблять понятие «этничность», отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе. Есть и другие подходы, согласно которым этнос – это культурологические, географические, биосоциальные, биофизические общности.
У каждого из этих подходов есть рациональное зерно, и одновременно один общий существенный недостаток – они абсолютизируют один из вышеназванных факторов, недооценивая, а порой игнорируя другие. По мнению П.И. Гнатенко, этносы – это социально-исторические общности, в формировании которых значительную роль играют географический, культурологический, и другие факторы.
Рассматривая соотношение понятий «этнос» и «нация», указанный автор полагает, что этнос – понятие более широкое по сравнению с нацией. Последняя выступает одной из форм этноса. Имеются и другие его формы, например, народность [51].
Для политико-психологического исследования понятие «этнос» остается все же в некоторой степени полезным с точки зрения анализа самосознания той или иной этнической общности и его значения в оценке социально-политических процессов и явлений.
При всем различии рассмотренных выше понятий, все они обозначают большие этнические группы, выступающие в качестве субъектов политики, и включают в себя психологические компоненты, проявляющиеся в политических действиях.
Таким образом, большие национально-этнические группы являются особым предметом политико-психологического рассмотрения в рамках такого раздела, как национально-этническая психология.
В своей основе она представляет собой единство двух основных факторов: более иррационального национального характера и более рационального национального сознания. По своей структуре, это сложное двухуровневое образование.
В совокупности иррациональный и рациональный факторы формируют психический склад нации в целом.
Источник: https://monographies.ru/ru/book/section?id=8253
Этнос: понятие, виды, характеристика
В широком смысле слова общность представляет собой совокупность людей, объединенную устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающую рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.
В отличие от общностей, создаваемых людьми сознательно в процессе их культурного развития, этнические общности (этносы) возникают исторически, независимо от воли и сознания людей их образующих.
Формы таких общностей различны — от первобытного человеческого стада до современной нации.
- Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.
- В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относят:
- — язык;
- — особенности бытовой культуры;
- — обычаи и традиции того или иного народа или этноса.
- К функциям этнической общности можно отнести:
- — ориентировать человека в окружающем мире, обеспечивая его необходимой информацией;
- — задавать общие жизненные ценности;
- — обеспечивать физическую и социальную защиту всем членам общности.
- Этническая общность устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, в ней человек обладает устойчивым этническим статусом и его невозможно исключить из этноса, благодаря этим качествам этнические общности являются одними из самых надежных форм социокультурной жизни людей.
Этимология понятия «этнос» (ethnos) свидетельствует, о том, что этот термин зародился в древнегреческом языке, где последовательно имел несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, род и прочее [11, с. 200].
Значительный вклад в научную интерпретацию понятия «этнос» внес в 20-е годы XX столетия русский этнограф С.М.
Широкогоров, который первым сформулировал научное его определение, он рассматривал этнос как «группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп» [11, с. 199].
В советской науке вплоть до середины 1960-х годов понятие «этнос» практически не использовалось. Лишь в середине 1960-х годов произошло широкое обращение к этнической проблематике. Инициатором обсуждения этнической проблематики выступил С.А. Токарев, попытавшийся сформулировать некоторые важные проблемы теории этноса.
Он пришел к следующему выводу: «этническая общность есть такая общность людей, которая основывается на одном или нескольких из следующих видах социальных связей: общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии (если последняя имеется)» [20, с. 107].
К концу 1970-х годов в отечественной этнологии сложились два конкурирующих между собой понимания этого термина. Одно из них предложил академик Ю.В.
Бромлей, который понимал этнос как социокультурное явление и определял его как «исторически сложившуюся на территории устойчивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)» [19, с. 58].
На данный момент в науке еще не сложилось общепринятого понимания сущности этноса, но большинство авторов, в частности В.А. Тураев, характеризуют этнос, «как совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства» [18, с. 205]. Л.Н.
Гумилев рассматривал этнос как биологический феномен и как форму адаптации группы людей к окружающей среде, к кормящему ландшафту. Социальное в таком понимании этноса – это культура, которую он создает.
Иногда этнос рассматривают как тип общности, основанный на информационных связях; как общность, объединяемая интересами и многие другие.
Характеристики этноса. В качестве отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики:
— язык. Практически во всех определениях этноса одним из главных факторов считается общность языка. Значимость данного фактора очевидна, но общность языка не всегда означает принадлежность к одному этносу.
Так, немцы и большинство швейцарцев (65%), австрийцы и люксембуржцы говорят на немецком языке, но принадлежат к разным этносам [17, с. 105]. С другой стороны, внутри одного этноса могут функционировать несколько языков: у мордвы — мокша и эрзя, у грузин — мингрельский и сванский.
Наличие различных языков не препятствует самоидентификации этих этносов;
- — ценности;
- — нормы;
- — историческая память;
- — религия;
- — представления о малой родине;
- — мифы об общих предках;
- — национальный характер;
- — фольклорное искусство;
- — прочее.
Значение и роль признаков не являются раз и навсегда данными, в восприятии членов этноса они меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения.
Каждый из них по своему необходим и важен, но при этом, ни один из них не является определяющим, доминирующим по отношению ко всем остальным. Лишь только в сочетании и взаимосвязи эти признаки позволяют выделять различные этносы.
Так, в настоящее время никем уже не отрицается значение географической среды в формировании этноса, воздействующей на многие стороны жизни людей.
Одним из важнейших признаков этноса принято считать общность территории. Изучение этнической географии показывает, что люди могут проживать в разных регионах, но принадлежать к одному этносу.
Здесь перед нами предстает еще один важный фактор — этническое самосознание, то есть осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности.
Наличие этнического сознания необходимо предполагает существование общего названия этноса — этнонима (от греч. этнос — народ и лат. nomina— название, имя) [11, с. 7].
Если члены той или иной культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом.
Этнос есть общность социальная и только социальная. Но нередко она понимается не только как социальная, но и как биологическая. И это объяснимо. Члены этноса сосуществуют не только в пространстве, но и во времени.
Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Он обладает глубиной во времени, имеет свою историю.
Одни поколения членов этноса замещаются другими, одни члены этноса наследуют другим, то есть существование этноса предполагает наследование.
Но наследование наследованию рознь. Существует два качественно разных вида наследования. Одно из них наследование биологическое, через посредство генетической программы, заложенной в хромосомах, наследование телесной организации.
Другое — наследование социальное, передача культуры от поколения к поколению. В первом случае принято говорить о наследственности, во втором — о приемственности.
Отсюда вытекает представление, что этническая общность в своей основе есть общность происхождения, что этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос — особая порода людей.
Когда перед человеком, который никогда не занимался теоретическими рассуждениями о природе этноса, встает вопрос о том, почему он принадлежит именно к этому, а не иному этносу, почему, например, он русский, а не татарин, англичанин, то у него естественно напрашивается ответ: потому что мои родители принадлежали к данному этносу, потому что мои родители — русские, а не татары, не англичане. Для обычного человека его принадлежность к тому или иному этносу определяется его происхождением, которое понимается как кровное происхождение.
Подводя итоги, можно сказать, что этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп.
Когда же предки человека принадлежат не к одному, а к разным этносам, то нередко и он сам и иные, знающие об этом люди занимаются подсчетами, сколько в нем разных кровей и какова доля каждой из них. Говорят о долях русской, польской, еврейской и прочих кровей.
Источник: https://cyberpedia.su/3xf866.html
Этнические общности и межнациональные отношения
Почти для каждого человека принципиальное значение имеет его национальность: она является частью идентичности и помогает ощутить связь с людьми вокруг. В социальных науках для изучения национальности используют понятие этноса.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная общность людей, объединенных общностью языка, своеобразия культуры, быта, традиции, самосознания.
Вопрос о том, что именно объединяет представителей одного этноса, является на самом деле открытым. Из самых важных признаков можно отметить наличие общего языка (возможно, что не одного), особенностей культуры и быта, часто общность религиозных традиций, осознание общей идентичности и представление об общем историческом прошлом.
Иногда в этот список также добавляют такие признаки, как менталитет, «национальный характер», общность психологического склада. Однако очень трудно сказать, насколько речь идет действительно об общих психологических установках, связанных, например, с общими условиями социализации, или же просто о национальных стереотипах по типу «русские – щедрые, англичане – чопорные».
Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по одному признаку признаку.
Русские, белорусы, татары, мусульмане, башкиры.
Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Можно выделить четыре вида этнических общностей, которые также можно рассматривать как последовательные этапы в развитии этноса.
- Род – кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом, общностью языка и культов.
- Племя – объединение нескольких родов на общей территории при общности происхождения и кровнородственных связей, экономической общности и взаимопомощи.
- Народность – экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей, появляющаяся в результате усиления межплеменных связей в процессе зарождения и становления государств.
- Нация – высшая форма этноса, которая характеризуется наличием национального самосознания, то есть осознанием людьми своей принадлежности к данной социально-этнической общности. Данная форма этноса неразрывно связана с современным национальным государством и появилась примерно тогда же – в Новое время.
Нация и национальность – важный предмет изучения социальных наук. Сейчас многие исследователи сходятся на том, что нация является социально конструируемой, то есть национальные черты не даются от рождения, не наследуются биологически вместе с цветом волос.
Национальные особенности усваиваются в процессе воспитания через массовую культуру, публичное образование, и во многом на этот процесс оказывает влияние само государство.
Таким образом, национальное самосознание не следует понимать как естественную, природную связь представителей одного этноса.
Национальное самосознание – это в первую очередь осознание своей национальной идентичности и общности на основе принадлежности к общей культуре, что проявляется через символы (наиболее очевидные – флаг, гимн), историю и другие элементы культуры.
Поэтому сейчас принадлежность к тому или иному этносу рассматривается как личный выбор каждого человека.
Безусловно, этот выбор чаще всего обусловлен внешними факторами (воспитанием в семье, историческим моментом, государственной политикой в сфере культуры и образования и т.д.
), но никто не может навязать, присвоить человеку национальность на основе каких-либо формальных критериев, будь то цвет волос или разрез глаз.
Мама Кати – еврейка, поэтому по идее сама Катя тоже может считаться еврейкой (принадлежность к данному этносу передается по материнской линии). Однако она выросла в Москве и имела минимальные связи с еврейской культурой, поэтому она считает себя русской.
Кроме того, нация отличается еще и тем, что может объединять представителей различных этносов – именно потому, что в основе этого объединения не природа, а культура.
Американская нация возникла в результате смешения представителей различных, первоначально европейских, а затем и неевропейских народов. Однако для граждан США их исторические корни гораздо менее важны, чем принадлежность к одному государству и его ценностям.
Бывает, что этническая общность исторически сформировалась на одной территории, но затем эта общая территория исчезла и представители этноса оказались разбросаны по всему миру в форме диаспор.
До воссоздания государства Израиль в 20 веке у евреев вообще не было своего национального государства, они проживали в общинах по всему миру и даже говорили на разных языках. Основой для объединения для них в это время была не территория, а религия и культура.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к термину «национальное самосознание».
1) Национальная общность; 2) национальный язык; 3) национальные интересы; 4) национальный парк; 5) национальная культура; 6) национальная экономика.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Большое влияние на жизнь общества оказывают отношения между различными этническими общностями.
- Межнациональные отношения – отношения между различными этносами, как внутри одного государства, так и между разными национальными государствами.
- Как и в любых отношениях, взаимодействие двух и более этносов может иметь как мирный, так и конфликтный характер.
- Этнический конфликт – форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.
- Конфликты между 5 «А» и 5 «Б», между пролетариатом и буржуазией – это не этнические конфликты, а между Францией и Германией в Первой мировой войне или между народами тутси и хуту в Руанде – этнические.
- Такие конфликты могут возникать в силу различных причин, вот некоторые из них:
- 1) Политико-территориальные: стремление этноса к политической независимости и самостоятельной государственности, спор по поводу территорий.
- Советско-финская война 1939-1940 была вызвана стремлением советской власти расширить территорию СССР на запад, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда.
- 2) Социально-экономические: неравенство в уровне жизни народов, неравное представительство различных этносов в экономической и политической элите общества.
- Основой конфликта между черным и белым населением в США во второй половине 20 века было социально-экономическое неравенство представителей разных рас.
- 3) Культурно-языковые: дискриминация одного этноса в области культуры, религии, национального языка.
- Конфликт между русскоговорящим и эстонским населением современной Эстонии вызван нежеланием этнически русских отказываться от русского языка как основного.
- 4) Исторические: прошлые поражения и обиды, желание реванша (чаще всего история служит дополнительной причиной или же обоснованием, оправданием для конфликта).
- Можно сказать, что агрессия нацистской Германии против Франции и Великобритании во Второй мировой войне была в том числе вызвана стремлением «отомстить» за поражение в Первой мировой и унизительные условия Версальского договора.
Главная задача современных международных отношений – это избежание конфликтов и межэтнического насилия. Именно эти занимается, в частности, ООН. Современный подход к регулированию межнациональных отношений получил название гуманистического. Вот наиболее важные его черты:
- признание и уважение многообразия культур, толерантность (культурный плюрализм),
- приверженность идеям мира и согласия, неприятие насилия в отношениях между народами,
- развитие демократии, обеспечение прав и свобод личности независимо от этнической принадлежности.
В современных межнациональных отношениях можно выделить две разнонаправленные тенденции – межнациональную интеграцию и межнациональную дифференциацию. Интеграция означает процесс объединения, сближения различных этносов; сейчас этот процесс становится все более активным и заметным из-за глобализации в разных сферах жизни общества.
Яркий пример такой интеграции – это создание и расширение Европейского союза, объединяющего множество европейских наций в наднациональное политическое и экономическое образование.
В то же время есть и обратный процесс – дифференциация, то есть разъединение, разобщение этносов. Это проявляется, во-первых, в усилении сепаратистских тенденций – желании части государства выйти из состава страны и обрести политическую независимость.
В Европе есть два очень известных примера таких тенденций – это Шотландия (правда, в 2014 году по результатам референдума шотландцы снова решили остаться в составе Великобритании), а также Каталония (здесь власти Испании аналогичный референдум проводить запретили). Вопрос о статусе этих территорий по-прежнему открыт: возможно, когда-нибудь они действительно станут независимыми.
Дифференциация также проявляется в усилении национализма, протекционизма или религиозного экстремизма в отдельных странах. Это разные явления, но все они в данном случае направлены на усиление значимости «своего, родного, национального» в противовес «чужому, иностранному» – будь то культура, экономические блага или религиозные традиции.
Брекзит (выход Великобритании из состава Евросоюза), популярность подобной идеи среди сторонников кандидата в президенты Франции Марин ле Пен – это тоже пример межнациональной дифференциации.
Понятие этнического меньшинства очень часто используется как в социальных науках, так и в политике и социальной жизни. Важно понимать, что этническое меньшинство – это не количественная характеристика, то есть здесь важна не численность этноса по отношению к другим, а его права, его реальные возможности, его место в жизни общества.
- Этническое меньшинство – национальная общность, проживающая, как правило, обособленно в одном из регионов, имеющая собственную национальную идентичность и меньше представленная в общественной жизни, чем основная этническая группа.
- Чаще всего этнические меньшинства на самом деле численно меньше, но самым главным для выделения такого меньшинства все равно должна быть не численность этой группы, а ее качественные характеристики – наличие самосознания в качестве независимой культурной общности, языка, обычаев и традиций, при условии доминирования в обществе представителей другой социально-этнической общности.
- Долгое время этническим меньшинством можно было назвать и финнов в Финляндии, ведь несмотря на то, что данная нация была титульной для региона, большинства в политической, экономической и культурной элите составляли шведы.
Этнические меньшинства сейчас есть во многих странах, в том числе и в России, где проживает в целом более 120 национальностей. Это делает очень важным грамотное проведение национальной политики.
Национальная политика – политика государства, направленная на урегулирование межэтнических отношений в различных сферах жизни общества.
Можно выделить две основные модели национальной политики в многонациональных государствах:
- «Плавильный котел» – слияние и ассимиляция («растворение») различных народов и культур, в результате которого формируется единая нация. Характерна для США.
- Мультикультурализм: за этническими и культурными группами признается право на сохранение собственных традиций и самостоятельное управление этническими общинами. Характерна для стран Европы.
Перечислим также конституционные принципы национальной политики в России:
- равноправие всех субъектов федерации в отношениях с федеральными органами,
- гарантия прав коренных малочисленных народов,
- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения,
- запрещение деятельности, направленной на возбуждение расовой, национальной и религиозной ненависти,
- своевременное мирное разрешение противоречий и конфликтов,
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка,
- запрещение любых ограничений прав граждан по национальному признаку,
- сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации,
- содействие развитию национальных культур и языков народов РФ,
- сочетание национальных и интернациональных интересов.
Слова «национализм» и «патриотизм» все чаще и чаще встречаются в современной политике и социальной жизни в самых разных контекстах.
Так сложилось, что национализмом сейчас могут называть самые разные вещи. Вот, например, два возможных определения.
Национализм – политический принцип, согласно которому культурное сходство есть основа социальных связей.
Национализм – политическая идеология, основанная на идее превосходства одного этноса над другими, а также часто подразумевающая негативное отношение к представителям других этнических групп.
В целом национализм – это пример межэтнической дифференциации. Он может играть скорее позитивную роль в период становления национального государства, обретения им независимости, однако также он может стать опасным и деструктивным явлением, провоцирующим межнациональные конфликты и различные формы дискриминации по этническому признаку.
- В быту национализм часто используют как синоним ксенофобии.
- Ксенофобия – неприязнь, страх, ненависть по отношению в другой расе, народу, культуре.
- Несмотря на то что ксенофобия является вполне естественной реакцией людей на все незнакомое и непривычное, она создает много сложностей для полноценного развития общества, дает возможность для появления популистов вроде Дональда Трампа и Марин ле Пен, перекладывающих ответственность за все проблемы общества на представителей других этносов.
Со словом «патриотизм» ситуация, наверное, еще сложнее. Изначально оно появилось как попытка преодоления этнического национализма, то есть попытка заменить лояльность к этнической общности на лояльность к государству.
Патриотизм – это чувство принадлежности к своей стране и забота о ее будущем.
Эта принадлежность и эта забота, во-первых, не подразумевают привязки к какой-то конкретной этнической группе, а во-вторых, не исключают критического отношения к текущей ситуации в стране.
Пример такого патриотизма – это позиция П.Я. Чаадаева, который писал: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной».
- Примеры тем для эссе:
- «Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Бауэр)
- «Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» (Г. Гусейнов)
- «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски» (А. Солженицын)
- «Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему» (Н. Бердяев)
Источник: https://lampa.io/p/etnicheskie-obshnosti-i-mezhnacional-nye-otnosh-a7d36244cf854405919ccbb1a7ab1be5
Этничность
ЭТНИЧНОСТЬ – широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей.
В отечественном обществознании более широко употребляется термин «этнос» во всех случаях, когда речь идет об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа (племя, народность, нация).
Понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от других, обладающих иными параметрами тех же характеристик. Общепринятого определения этноса не существует, но доминируют его определения как «этносоциального организма» (Ю.В.
Бромлей) или как «биосоциального организма» (Л.Н. Гумилев).
Концепция этничности подвергает сомнению подобный взгляд на культурную отличительность и обращает внимание прежде всего на ее процессуальную (социально конструируемую) природу, подвижный и многокультурный характер современных обществ, на практическое отсутствие культурных изолятов. Среди ученых также нет единства в подходе к определению феномена этничности, но есть некоторые свойственные общностям характеристики, которые позволяют считать их этническими или говорить о присутствии этничности как таковой. К числу таких характеристик относятся:
1) наличие разделяемых членами группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, наличие единого языка, общих черт материальной и духовной культуры;
2) политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, напр., государственность, которые могут считаться частью того, что составляет представление о народе;
3) чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.
Сохраняет частичное значение данное М. Вебером определение этнической общности как группы, члены которой «обладают субъективной верой в их общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или того и другого вместе, или же по причине общей памяти о колонизации и миграции».
Важную роль в понимании этичности играет соотнесение социальных и культурных границ, внутренних (эмных) и внешних (этных) представлений, что есть та или иная группа (Ф. Барт).
Характеристики, используемые для определения этнических групп, не могут сводиться к сумме содержащегося в пределах этнических границ культурного материала.
Этнические группы (или этносы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми (или эта значимость навязана извне) и которые лежат в основе их самосознания. Таким образом, этничность – это форма социальной организации культурных различий.
Исходя из этого, под понятием «народ» или «этнос» в смысле этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности. Представление о том, что этничность формируется и этническая общность строится на основе иноэтнического противопоставления «мы – они» является недостаточным. Индивидуальная и коллективная этничность определяет себя через фундаментальные связи с др. социальными и политическими общностями, в том числе государственными, и необязательно построенными на негативной оппозиции. Таким образом, этническая общность (народ, этнос) есть общность на основе культурной самоидентификации по отношению к др. общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях.
Этничность формируется и существует в контексте того социального опыта и процессов, с которыми связаны люди. Некоторые участники этих процессов идентифицируются другими как члены определенной этнической группы.
С внутригрупповой точки зрения этничность основывается на комплексе культурных черт, которыми члены этой группы отличают себя от других групп, даже если они в культурном отношении очень близки.
Различия, которые они могут проводить по отношению к другим, обычно довольно определенные и многоуровневые, тогда как внешние представления о группе имеют тенденцию к генерализации и стереотипным критериям при определении характеристик групп.
Иными словами, во внутренних и внешних определениях этнической группы (народа, этноса) присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. Часто бывает, что кровная родственность или др. объективные критерии не играют определяющей роли.
Этничность предполагает существование социальных маркеров как признанных средств дифференциации групп, сосуществующих в более широком поле социального взаимодействия. Эти различительные маркеры образуются на разной основе, включая физический облик, географическое происхождение, хозяйственную специализацию, религию, язык и даже такие внешние черты, как одежда или пища.
Интеллектуальная история термина «этничность» началась в 60-е годы 20 века, когда происходило осмысление изменений в постколониальной геополитике и движений этнических меньшинств во многих промышленно развитых странах за свои права.
Появление различных интерпретаций этничности касалось таких явлений, как социальные и политические изменения, формирование идентичности, социальный конфликт, расовые отношения, нациестроительство, ассимиляция и пр.
Существует три основных подхода к пониманию этничности: эссенциалистский (примордиалистский), инструменталистский и конструктивистский.
Первый подход предполагает, что этническая идентификация (в отечественном варианте – «национальная принадлежность») основана на глубоких и основополагающих связях с определенной группой или культурой, а значит, и на существовании реальных, осязаемых основ этой идентификации, которые могут рассматриваться или как преимущественно биологические, или как культурно-исторические факторы. На этот подход оказал сильное воздействие эволюционизм с его интересом к биологическим, генетическим и географическим факторам. Осознание групповой принадлежности как бы заложено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции. В крайней форме этот подход рассматривает этничность в категориях социальной биологии как расширенную форму родственного отбора и связи, как изначальный инстинктивный импульс (П.Л. Ван ден Берге). Схожие построения встречаются и в российской литературе в рамках т.н. теории этноса, где социальный биологизм вместе с географическим детерминизмом служит основой крайне уязвимых конструкций пассионарности, «жизни и смерти этносов» и пр. (Л.Н. Гумилев, С.М. Широкогоров), а темы экзогамии этносов как признака и условия их существования или «информационные теории этноса» присутствуют в учебной литературе (Ю.В. Бромлей, В.В. Пименов).
Культурный вариант примордиализма рассматривает этничность как прежде всего разделяемую членами группы общность, которой присущи объективные единые характеристики: территория, язык, экономика, расовый тип, религия, мировоззрение и даже психический склад.
Некоторые полагают, что этническая общность имеет первичное значение как социальный архетип и ее игнорирование в социологии и политике является глубоким заблуждениям (Н. Глейзер, Д. Мойнихен, большинство российских авторов).
Этничность – это социальная форма групповой лояльности и экзистенциальное значение, проистекающее из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность (Ж. Де Вос, Л. Романуччи-Рос). На основе «этнических корней» создается целая генеалогия современных наций (Э.Смит).
Для групповых этнических категоризаций широко используются историко-лингвистические классификации (Э. Сапир, Дж. Гринберг), историко-археологические и физико-антропологические реконструкции, которые привязываются к современной номенклатуре этнических групп и к их историческому и пространственному картографированию.
Более современные подходы в рамках этой традиции признают субъективную природу этничности, как и любой др. формы групповой социальной идентичности, только обращенной в прошлое и оформленной в современном бытовании через культурно-языковые характеристики.
Эти характеристики устанавливаются через географическое расселение и историю той или иной группы.
В свою очередь культурный багаж и его преемственность позволяют находить личное и социальное значение человеческого существования и дают ответ, почему индивид ведет себя и действует в соответствии с определенной традицией.
Культурно-языковая или психокультурная интерпретация этничности в рамках примордиализма также рассматривает этническую идентичность как неотъемлемую психологическую часть «Я», а ее изменение как неестественное и навязанное человеку.
Подобные взгляды на этичность широко распространены в обществах, где этнокультурным различиям придается особая значимость вплоть до ее официальной регистрации государством и даже построения государственности на этнической основе (см. Национализм). В рамках этого подхода выполнены основные труды в отечественной этнографии. Остаются его авторитетные сторонники и в зарубежной науке (У.Коннор, Д.Миллер, Р.Ставенхаген).
В то же время социальное значение этничности включает помимо эмоциональных моментов также и рационально-инструменталистские ориентации.
Этичность, обычно пребывающая в латентном («спящем») состоянии, мобилизуется и используется для повышения социальной мобильности данной этнической группы, преодоления конкуренции, доминирования и социального контроля со стороны др. групп, оказания взаимных услуг и солидарного поведения внутри группы, продвижения своих политических позиций и пр.
Инструменталистский подход с его интеллектуальными корнями в социологическом функционализме рассматривает этичность как результат политических мифов, создаваемых и манипулируемых культурными элитами в их стремлении к привилегиям и власти.
Этичность возникает в динамике соперничества элит в рамках, определяемых политическими и экономическими реальностями (Р.Брасс). Иногда функционализм обретает психологическую окраску, и тогда манифестации этничности объясняются как средство восстановления утраченной коллективной гордости или как терапия от нанесенных травм (Д.Горовиц).
Все подходы к пониманию этничности не являются обязательно взаимоисключающими. Интеграция наиболее значимых аспектов в цельную теорию этничности наиболее перспективна на основе конструктивистского синтеза, в котором есть чувствительность к контексту.
Этичность в этом случае рассматривается в системе социальных диспозиций и ситуативной зависимости на разных «уровнях» и «контекстуальных горизонтах»: на транснациональном уровне мировых систем (И.
Уоллерстайн), в рамках наций-государств с точки зрения «внутреннего колониализма» (М.Хечтер) или «структурного насилия» (Ю.Гальтунг), на межгрупповом уровне в контексте теории культурной границы (Ф.
Барт) и на внутригрупповом – в рамках психологических теорий реактивной, символической и демонстративной этничности и стигматизированных идентичностей.
В. А. Тишков
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, Т – Я, с. 482-484.
Литература:
Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1989; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989; Он же. География этноса в исторический период. Л., 1990; Идентичность и конфликт в постсоветских государствах, под ред. М. Б. Олкотг, В. Тишкова и А. Малашенко. М.
, 1997; Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга, под ред. В. Воронкова, И. Освальд. СПб., 1998; Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Пименов В. В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. Л., 1977; Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России, под ред. Л. М. Дробижевой. М., 1998; Тишков В. А.
Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997; Токарев С. А. Этнография народов СССР. М., 1958; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1984; Banks М. Ethnicity: Anthropological Constructions. L., 1996; Barth F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries. Boston, 1969; Brass P. (ed.) Ethnic Groups and the State. L., 1985; Clifford G.
The Predicament of Culture: Twentieth Century Ethnography, Literature and Art. Cambr., 1988; Connor W. Ethnonationalism. The Quest for Understanding. Princeton, 1994; Geertz C. The Interpretation of Cultures. N.Y., 1973; GtazerN., Moynihan D. P. (eds.) Ethnicity. Theory and Experience. Cambr., 1975; GreenbergJ. Language in the Americas. Stanford, 1987; Harris M.
Cultural Materialism. N.Y., 1979; HechterM. Internal Colonialism. The Celtic Fringe in British National Development, 1536—1966. L., 1975; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley (CA), 1985; Miller D. On Nationality. Oxf., 1995; Romanucci—Ross L., De Vos G. Ethnic Identity. Creation, Conflict and Accommodation. L., 1995; Sahlins M.
Culture and Practical Reason. Chi., 1976; Shaw R. P., Wong Y. Genetic Seeds of Warfare. Evolution, Nationalism and Patriotism. Boston, 1989; Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxf., 1983; Slavenhagen R. The Ethnic Question: Conflicts, Development and Human Rights. Tokyo, 1990; Tishkov V. Ethnicity, Nationalism and Conflict in and after the Soviet Union.
The Mind Aflame. L., 1997; Van den Berghe P. L. The Ethnic Phenomenon. N. Y, 1981.
Источник: http://ponjatija.ru/node/13059